Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Коробейники

Самые мелкие отечественные экспортеры – так называемые «челноки» вновь не дают спокойно спать федеральным чиновником. Казалось бы, какие только запретительные меры не применяли против этих, не столько «малых», сколько откровенно «мелких» предпринимателей. Разве что дустом не пробовали. И на тебе, как пел Высоцкий: «но вот живет же братия моя, честна компания».

В ноябре упорная жизнь «челноков» неожиданно возбудила замглавы Минэкономразвития Максима Медведкова. Первым забил тревогу сайт «НьюсРу. Ком» (17-11, «Челноки» ввозят в Россию товаров на 10 млрд долларов ежегодно»):

«Почти треть вещевого импорта в Россию принадлежит "челнокам". По данным Минэкономразвития, в страну ежегодно ввозится товаров народного потребления на 35 млрд долларов. Из них на 10 млрд долларов товаров привозят "челноки".

..."Бюджет не получает деньги от ввоза такого количества товаров. Кроме того, "серый" импорт делает неконкурентной продукцию отечественных производителей", - подчеркнул замминистра, отметив, что 90% "серого" импорта - это дешевые товары из Турции и Китая.

"Прошли времена нехватки товаров. И государство должно изменить свою политику в этом вопросе", - считает Медведков. Замминистра предложил ограничить вес беспошлинной ручной клади 30 кг при том, что общая стоимость ввозимых товаров не должна превышать 500 долларов. "Все, что сверху этого лимита, должно облагаться пошлиной. Необходимо ввести тариф на каждую пару "серых" джинс", - полагает замминистра».

Можно представить, сколько радости должны были испытать от подобного предложения как сами «челноки», так и те, кто вынужден одеваться на вещевых рынках. На этих рынках, между прочим, уже давно продаются и товары тех самых «отечественных производителей», за которые так ратует зам министра Медведков. Правда, эти производители навряд ли милы его сердцу, поскольку не испытывают особого желания выходить из тени, куда их загнала отеческая забота родимых чиновников. Но кто ж, занимая хорошее кресло в министерстве, думает о малых сих?

Назавтра тему продолжила Интернет-газета «РБК-Дейли» («Минэкономики ополчилось на «челноков»):

«Минэкономразвития предлагает ограничением беспошлинного ввоза товаров сократить «серый» импорт, однако пострадавшими окажутся в первую очередь «челноки»

МЭРТ выступает за более активную борьбу с «челноками», призывая ограничить «серый» импорт товаров народного потребления. Замминистра экономического развития и торговли РФ Максим Медведков предлагает лимитировать вес беспошлинной ручной клади 30 кг, а общую стоимость ввозимых товаров – 500 долл. Министерство таким образом рассчитывает также увеличить поступления в бюджет от ввоза товаров «челноками». Последних, возможно, удастся притеснить за счет этих ограничений. Однако основную массу «серого» импорта сократить не удастся, тогда как цены на ввозимую продукцию, скорее всего, возрастут.

В случае ужесточения мер по ввозу товаров народного потребления (ТНП) на территорию России основной удар примут на себя так называемые «челноки», на долю которых приходится почти треть вещевого импорта в Россию. В то же время проблему крупного «серого» импорта, который не связан с челночным бизнесом, решить будет сложно. При этом потери государства от использования импортерам непрозрачных схем весьма велики.

...Между тем импортная продукция, представленная на вещевых рынках, пользуется по-прежнему высоким спросом. Особенно это касается провинции, где доход населения остается низким и граждане вынуждены экономить. Даже подпольные производства в России не могут конкурировать с азиатским ширпотребом, поступающим по каналам челночной торговли. Тот факт, что Китай и Турция возглавляют список стран, производящих самые некачественные товары, наших потребителей не смущает. Неучтенный импорт швейных изделий, трикотажа и обуви превышает объем выпускаемой в России аналогичной продукции в 4 раза.

Бороться с ввозом дешевого ширпотреба эффективнее путем развития отечественного производства товаров, которые могли бы конкурировать, скажем, с турецкой и китайской одеждой и обувью по соотношению «цена-качество». Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. С целью развития легкой промышленности правительство предлагает снизить таможенные пошлины на импорт оборудования, развивать лизинг и осуществлять государственную поддержку экспорта.

Ужесточение лимитов на беспошлинный ввоз товаров вряд ли позволит увеличить поступления в бюджет. «Челноки» и более крупные импортеры ответят на такое «закручивание гаек» использованием более изощренных «серых» схем. Например, будет чаще занижаться реальная стоимость ввозимой продукции, китайский ширпотреб будет завозиться более мелкими партиями.

...Предложенная Минэкономразвития мера вряд ли будет способствовать уменьшению «серого» импорта и росту поступлений в бюджет. В то же время снижение тарифов и ограничений – по идее невыгодное для государства – в конечном счете приносит ему прибыль за счет сокращения количества товаров, попадающих в страну по непрозрачным каналам. Высокие таможенные пошлины не позволяют государству повысить наполняемость казны. Продавцам дешевле организовать «черные» контрабандные «тропы» и «серые» схемы. Прибыль в таком случае получают все, кроме государства. Если же тарифы и квоты приемлемы, большинство участников экономической деятельности предпочитают не рисковать товаром и собственной свободой и становятся открытыми».

К мнению отдела экономики «РБК-Дейли» трудно что-либо прибавить. К счастью, те же мысли пришли, видимо, и премьеру Касьянову, подписавшему постановление, наоборот облегчившее жизнь «челноков». Вот, как это выглядело по мнению журналистов «Известий» («Михаил Касьянов продлил жизнь «челнокам», 2-12):

«Премьер-министр Михаил Касьянов подписал постановление, которое с 1 января 2003 года увеличило квоту беспошлинного ввоза товаров с $1 тыс. до $2 тыс. Таким образом, глава кабинета поддержал идеи руководителей Государственного таможенного комитета, выступающих за либерализацию "челночного" бизнеса. В Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) считают, что квоту "челнокам", напротив, следовало снизить до 500 долларов. По расчетам министерства, каждый год "челноки" ввозят в страну товаров народного потребления на $10 млрд. В следующем году, видимо, эта сумма удвоится.

Новое постановление разрешило с нового года ввозить без уплаты таможенных пошлин товары, общая стоимость которых не превышает 65 тыс. рублей и общий вес которых не превышает 50 кг. К товарам, ввозимым сверх квоты, применяется единая ставка таможенных пошлин и налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости указанных товаров, но не менее 4 евро за 1 килограмм. Получается, что в правительстве не поверили в расчеты Минэкономразвития, которые показывали, что "челночная" торговля идет на убыль и утрачивает свою социальную значимость - недостатка в дешевых товарах на рынке нет, уровень безработицы в приграничных регионах уже не столь велик, как это было в начале 90-х».

А далее газета приводит ряд мнений, по-новому освещающих проблемы «челноков»: «...По словам главы торгового представительства России в Китае Сергея Цыплакова, объемы "челночной" торговли Китая с Россией начинают снижаться. "В последние месяцы стало ясно, что эта неорганизованная торговля начинает препятствовать цивилизованному бизнесу и ее надо постепенно сворачивать. Она стала вредить планам выхода на российский рынок крупных китайских компаний - имидж "челночного" товара и "серые" схемы его растаможки играют против крупных корпораций", - считает Сергей Цыплаков. Замирает "челночный" бизнес на Востоке, сходит на нет и на Западе.

Приграничный город Багратионовск последнее десятилетие жил на доходы от "челночного" бизнеса. Учителя и врачи, инженеры и механизаторы вынуждены были в одночасье стать бизнесменами и кормить свои семьи, торгуя на рынках российского анклава. Одеждой и промтоварами, привезенными из соседней Польши.

- У нас в городе этим занимался каждый второй, - рассказала биолог Ольга Левашова. - Жить ведь на что-то надо было. Сейчас как-то все уже потихоньку отходят от этого бизнеса. Те, кто заработал на "челночестве" хорошие деньги, давно уже открыли собственные магазины, кафе и производства. Кто не заработал, вернулся к привычной работе».

«Будущее наступило, - резюмируют в итоге авторы «Известий», - "челночный" бизнес сам по себе приходит в упадок. Наверное, поэтому правительство и решило его поддержать».

Нам не кажется, что дела «челноков» сейчас так уж плохи, но то, что правительство в итоге пошло им навстречу, - факт отрадный. Значит, наша власть может не только отнимать и делить. Так что есть надежды на будущее.


Обзор подготовил Владимир Володин
Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости