Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Смотрите, кто пришел

Назначение нового кабинета министров, разумеется, оказалось в центре внимания отечественных СМИ. О нем много пишут, журналисты и различные эксперты высказывают самые различные мнения по поводу произошедшей реформы правительства, пытаясь предсказать дальнейшее развитие событий.


Сразу же после назначения Михаила Фрадкова газета «Аргументы и факты» (№9) опубликовала сразу две статьи на эту тему. «М. Фрадков. Брюссельский чистильщик» - называется статья Татьяны Нетребы:

«…Новый премьер начнет выполнять роль чистильщика. В ходе реформирования правительства будут затронуты интересы значительной части чиновничьей элиты. Той, которая, опутав коррупционной паутиной весь госаппарат, ведет страну по пути увеличения сырьевого экспорта. По некоторым данным, перед премьером ставится задача за два года сократить на полмиллиона количество чиновников.

Кстати, когда директор ФСНП М. Фрадков был гостем нашей редакции, то на вопрос, в каких сферах экономики больше всего криминала, ответил: топливно-энергетический комплекс, строительство, производство цветных металлов, производство и торговля табаком, туризм, игорный бизнес, потребительский рынок.

М. Фрадков уже тогда выступал за «усиление контроля за внешнеэкономической деятельностью российских предприятий, особенно экспортных отраслей: нефтяных, лесных, металлургических, рыбных, угледобывающих». «Именно по этим каналам уплывают деньги за границу», — подчеркивал гость «АиФ».

Автор второй статьи («Контракт для премьера»), известный журналист и политик Вячеслав Костиков, выдвигает свою версию задач, поставленных перед новым премьером:

«Чтобы понять это, достаточно перечитать два документа: последнее послание президента Федеральному собранию и его выступление перед доверенными лицами. В них, собственно, содержатся все составляющие нового контракта.

1. Демонтировать олигархическую модель экономики, дать импульс развитию среднего и мелкого бизнеса.

2. Преодолеть сложившуюся при предыдущем премьере систему групповых интересов в правительстве, ликвидировать преобладание лоббистских интересов над общенациональными.

3. Преодолеть сырьевую направленность экономики с упором на активную промышленную и научно-техническую политику.

4. Ограничить аппетиты монопольного сектора.

5. Выявить несколько крупных национальных проектов для прорыва на ряде стратегических направлений.

6. Провести административную реформу правительства.

7. Сократить разрыв между бедностью и богатством посредством социально ориентированной налоговой политики.

Таким образом, на ближайшие четыре года правительство становится рабочим механизмом по реализации президентской программы. Это существенно повысит значение и ответственность администрации президента. По своим функциям и возможностям она приблизится к администрации президента США».

Точно также, еще до обнародования состава кабинета, давал интервью («Первый министр... второй министр», журнал «Итоги» №10) член правительственной комиссии по административной реформе вице-президент РСПП Александр Шохин:

«…Мне кажется - и многие последние события это подтверждают, - что более подходящей для России является американская модель власти, когда президент сам возглавляет правительство и берет на себя ответственность за его политику. При такой конструкции назначением "технического" премьера уже не обойтись: в Конституции должна быть прописана система ответственности президента не только как главы государства, но и как главы исполнительной власти. Тогда должность премьера исчезает. Остаются президент и члены кабинета. То есть, условно говоря, правительство становится кабинетом президента. Я не исключаю, что именно в эту сторону и идет трансформация.

…Так или иначе, президент формирует так называемое техническое правительство для того, чтобы взять тайм-аут для размышлений о реформе государственной власти. Нельзя исключать, что года через два, опираясь на конституционное большинство и позитивные результаты работы "технического" кабинета, он этой реформой займется. Кстати, если позитивных результатов правительство не даст, президенту будет не очень трудно сделать следующий шаг.

…Новая структура правительства - дело хорошее, но мы надеемся, что административная реформа коснется и такой сферы, как снижение административного давления на бизнес. И надеюсь, что наработки комиссии Алешина будут реализованы. Речь, во-первых, об отказе от административной приостановки деятельности различных производств - должны применяться только судебные процедуры. Во-вторых, о передаче саморегулирующимся организациям (СРО) от государства целого ряда функций. Надо ускорить принятие закона о СРО. В-третьих, в разы должен быть сокращен перечень лицензируемой деятельности. Это стратегические направления, и пока еще не все из них оформлены в проекты нормативных документов. По мнению многих компаний, снижение налогов не дает эффекта, поскольку с лихвой компенсируется усилением административного давления. Поэтому для нас важно, чтобы административные процедуры были прозрачны, максимально публичны. Думаю, что этот компонент административной реформы не будет назван каким-нибудь "пятым этапом", а начнет реализовываться уже сейчас».

Но, конечно, основным стимулом для комментариев и прогнозов стало обнародование структуры и персонального состава нового правительства.

«Административный фейерверк» - так оценивает реформу правительства газета «Время Новостей» (10-03):

«Итак, вместо сложной системы с более чем двумя десятками министерств, госкомитетами, службами, агентствами и фондами, правительство выстроено, как поясняют кремлевские чиновники, по принципу «разделения на три соподчиненных уровня органов исполнительной власти». На первом уровне находятся 14 федеральных министерств, которые «вырабатывают политику и принимают нормативные правовые акты» и одновременно не имеют права выдавать лицензии, принимать решения в отношении конкретных юридических или физических лиц, а также управлять государственным имуществом. Руководителей всех 14 министерств Владимир Путин утвердил своими указами еще до того, как премьер Фрадков представил их президенту перед телекамерами. Второй уровень - федеральные службы. Они обязаны надзирать «за исполнением гражданами и организациями требований, установленных законом, но не вправе устанавливать для них правила поведения». И на третьем уровне размещаются федеральные агентства, которые оказывают государственные услуги и управляют федеральным имуществом, а также выступают заказчиками по федеральным целевым программам и финансируют подведомственные учреждения.

…Функционально новая система исполнительной власти приобрела вполне убедительный вид, а по уровню полномочий проведена своего рода «деноминация»: неуклонно разраставшийся в прошлые годы класс вице-премьеров заменен на широкий класс «мощных» министров. Министр экономического развития и торговли Герман Греф, считает, что порядка трех месяцев уйдет на ликвидацию упраздненных ведомств, но уже «с 15 марта будет нормально работающее правительство».

…Отладка системы поручена ее автору - Дмитрию Козаку, разрабатывавшему проект административной реформы на посту первого заместителя главы администрации президента. Вчера он был назначен руководителем аппарата правительства в ранге министра (г-н Козак уже занимал эту должность в правительстве Владимира Путина в 1999--2000 гг.).

…Оценить эффективность новой конструкции пока невозможно. Скептики вообще считают, что она нисколько не гарантирует ни от роста чиновного аппарата, ни от роста его административной мощи».

А вот как оценивают реформу правительства «Ведомости» (Статья «Путин раскрыл кадры», 10-03):

«…До вчерашнего дня в России существовало шесть видов органов исполнительной власти: министерства, госкомитеты, федеральные комиссии, службы, надзоры и российские агентства.

Путин радикально упростил эту систему, сократив количество видов до трех (министерство, служба, агентство) и четче прописав их общие функции.

Министерства отвечают за выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в своей сфере. В их ведении находятся службы и агентства. За службами - функции по контролю и надзору, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, борьбы с преступностью и т. д. Агентства оказывают госуслуги, управляют госимуществом и осуществляют правоприменение. Службы и агентства могут издавать только индивидуальные (ненормативные) правовые акты.

В окончательном виде структуру правительства внес в администрацию президента министр экономического развития Герман Греф, рассказывают независимые друг от друга чиновники Белого дома и администрации президента.

…Путин отвел три месяца своему Главному государственному правовому управлению на подготовку поправок к закону о правительстве. Первый замминистра экономразвития Михаил Дмитриев полагает, что, пока не будут пересмотрены нормативные акты, министерства и ведомства будут работать в текущем режиме. Дмитриев не может уверенно сказать, сохранится ли комиссия по административной реформе и кто будет писать положение о новых министерствах и регламент работы аппарата правительства. "Новая структура и функции аппарата, очевидно, будут пересмотрены, - говорит источник в Белом доме, - но как - это вопрос к Михаилу Фрадкову и Дмитрию Козаку".

Особенно трудной может оказаться переналадка правительственного аппарата. "Новая структура правительства утверждена, а механизма реализации его деятельности не видно, - говорит чиновник нынешнего аппарата правительства».

В той же статье особое внимание уделяется вхождению в правительство представителя крупного бизнеса:

«…Вчера в российском правительстве появилось новое суперведомство - Министерство транспорта и связи, которому отошли функции упраздненных Минтранса, МПС и Минсвязи. Его возглавил 52-летний Игорь Левитин, который до вчерашнего дня работал заместителем гендиректора компании "Северстальтранс". 50% этой компании с оборотом около $1 млрд принадлежат холдингу "Северсталь групп", который контролирует Алексей Мордашов, а оставшаяся половина - трем топ-менеджерам компании (Левитин не входит в их число). В "Северстальтрансе" Левитин курировал железнодорожные перевозки и транспортное машиностроение, говорит пресс-секретарь компании Анна Вострухова.

…"Сочетание офицера и предпринимателя позволит нам посмотреть свежим взглядом на нашу инфраструктурную отрасль и двинуть ее вперед", - объяснил назначение Левитина Фрадков.

Экс-депутат Госдумы Константин Ремчуков рассматривает назначение Левитина как успех Мордашова - "доверенного лица кандидата в президенты Владимира Путина". "Люди [Мордашова] - доверенные лица президента", - рассуждает Ремчуков. Но председатель Совета по национальной стратегии Станислав Белковский не разделяет такую интерпретацию: "Левитин - не человек Мордашова. Наоборот, в свое время Левитин к Мордашову был направлен путинским окружением, когда тот захотел заручиться дополнительной поддержкой в борьбе против [председателя совета директоров "Базэла" Олега] Дерипаски».

На следующий день в статье «По законам бюрократии» газета дополняет свое мнение по обсуждаемому вопросу:

«…Несмотря на обещание Владимира Путина сделать новое правительство более компактным, число федеральных госорганов увеличилось с 54 (включая аппарат правительства) до 73. Хотя количество министерств сокращается с 23 до 14, на месте 30 ведомств образуется 58 - 29 служб и 29 агентств. Куратором "силового" блока (Минюст, МЧС, МВД, Минобороны и МИД, а также силовых служб и агентств) останется президент. В ведении Фрадкова останутся девять гражданских министерств, контролирующих работу 45 служб и агентств, и две федеральные службы при правительстве: антимонопольная и по финансовым рынкам.

Федеральные министры смогут держать подведомственные службы и агентства на коротком поводке. Они будут утверждать ежегодный план и показатели их деятельности, разрабатывать положения о службах и агентствах, определять финансирование и т. п. Министры будут предлагать правительству кандидатов на посты директоров служб и агентств. Нормотворчеством - разработкой новых законов и подзаконных правовых актов - тоже смогут заниматься только министерства.

Несмотря на то, что Путин сократил многообразие видов ведомств с пяти до двух, у разных служб и агентств будет разный объем полномочий. Одни службы сосредоточатся на контроле и надзоре, следя за соблюдением правил и выдавая лицензии и разрешения (служба страхового надзора, служба по надзору в сфере транспорта и т. п. ) , а другие смогут заниматься еще и правоприменением, издавая индивидуальные правовые акты и ведя реестры, регистры и кадастры (служба по труду и занятости при Минздраве).

…Новая структура правительства далека от идеальной, говорят эксперты. "Революции не произошло, хотя при нынешних масштабах бюрократии больше сделать вряд ли было возможно", - говорит ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов».

Тут же газета приводит и мнения представителей бизнеса:

«…Налогоплательщики и налоговые юристы надеются, что подчиненная Минфину налоговая служба будет работать более "цивилизованно", чем старое МНС, - например, не будет выставлять компаниям требований, которые суды заведомо сочтут незаконными. "Хорошо, что налоговиков не подчинили МВД", - радуется управляющий партнер "Вегас-Лекс" Альберт Еганян. Он думает, что теперь инструкции налоговой службы будут реже противоречить Налоговому кодексу.

…"Жертвы" монополий обнадежены назначением на пост директора антимонопольной службы "яблочника" Игоря Артемьева: "Теперь есть надежда, что из апатичного и бессильного МАПа вырастет сильная антимонопольная служба, быстро реагирующая на нарушение законодательства", - говорит ответственный секретарь антимонопольного комитета "ОПОРы" Дина Крылова. У министерства были все необходимые полномочия, чтобы пресекать злоупотребления доминирующим положением на рынке, но небольшая компания раньше разорялась, чем добивалась от него принятия мер, отмечает Крылова.

Назначение первым заместителем министра транспорта и связи экс-министра связи Леонида Реймана вызвало смешанные чувства у телекоммуникационных компаний. "Хотели оптимизировать состав правительства, а на деле его только увеличили, дискредитировавшие себя министры остались в креслах, только называются по-другому", - сетует топ-менеджер крупного телекоммуникационного оператора. Однако политические риски "Мобильных ТелеСистем" и "ВымпелКома" снижаются, поскольку бывший министр теперь не будет единолично принимать решения, полагает аналитик ОФГ Алексей Яковицкий».

«Рынкам новое правительство понравилось» уверяет «Независимая газета» (11-03):

«Отечественные рынки спокойно отреагировали на появившуюся наконец-то ясность в отношении структуры правительства и его персонального состава. Вчера фондовые биржи продолжили свой умеренный рост и индекс РТС находился в пределах 686–690 пунктов.

Аналитики единодушно позитивно оценили перестановки в высших властных эшелонах. Как комментирует эти новости ведущий эксперт банка «ЗЕНИТ» Сергей Суверов, «рынок акций оптимистично оценил структуру и состав нового российского правительства. Кабинет министров стал и компактнее, и либеральнее, и скорее всего действеннее. Это связано с назначением главой аппарата президентского ока Дмитрия Козака. Полномочия и Германа Грефа и Алексея Кудрина увеличились. Скорее всего уйдет на нет и слух об отставке Анатолия Чубайса, который может рассчитывать на продолжение реформ электроэнергетики, так как все знаковые для отрасли фигуры в правительстве сохранили свои посты».

Схожую позицию занимает и начальник аналитического отдела компании «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. По его словам, «главное – ключевые фигуры экономических реформ остались на своих местах. Для участников рынка это означает, что ничто не помешает подъему котировок». Эксперт, однако, предсказывает, что уже на следующей неделе рынок начнет резко снижаться. Как подчеркивает Шеин, «президентское ралли» можно считать состоявшимся. С начала года индекс РТС вырос на 21%. «Мы ожидаем значительного снижения котировок после президентских выборов». Аналитик Альфа-банка Ангелика Генкель отмечает как позитивный факт сохранение в кабинете министров фигур Алексея Кудрина и Германа Грефа, «а также сокращение до 3 человек представителей партии «Единая Россия» (вместо 10, ею предложенных), что было интерпретировано инвесторами как признак либеральных взглядов нынешнего руководства».

Эксперт ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Сергей Захаров немногим менее оптимистичен. По его словам, «как это все будет работать, за один день понять не удастся. Непосредственно для фондового рынка актуальным остается, пожалуй, лишь один вопрос – кто станет главой Федеральной службы по финансовым рынкам?».

Свою особую точку зрения высказывает Интернет-газета «РБК-Дейли» - «Временное правительство» сформировано» - так называется статья, опубликованная в этом издании 10 марта:

«…Больше всех довольны изменениями в правительстве инвесторы. По мнению вице-президента «Ренессанс Капитала» Алексея Моисеева, судя по составу нового правительства, реформы, «безусловно», продолжатся. «Я воспринимаю эту новость очень положительно, – сказал г-н Моисеев RBC daily. – «Правильные» люди в правительстве остались, «неправильные» – ушли. Я очень доволен». Сходного мнения придерживается и экономист ИГ «АТОН» Питер Вестин (Peter Westin). «После выдвижения кандидатуры Фрадкова очень важным было назначение министров. И любая серьезная перемена в ключевых экономических ведомствах (Минфин, Минэкономразвития) потенциально могла быть негативной, – сказал г-н Вестин RBC daily. – Поэтому переназначение Кудрина и Грефа – это позитивный факт. Пока я не слышал о том, что происходит на уровне заместителей министров – останутся ли, например, Дворкович и Дмитриев, но думаю, что особых изменений здесь не будет». По его мнению, очень позитивным сигналом является сокращение правительства и уменьшение количества министерств.

…По мнению руководителя департамента политологических программ Центра политических технологий Алексея Зудина, по кадровому составу новое правительство можно считать переходным».

Та же мысль проводится и в интервью с президентом Института национальной стратегии Станиславом Белковским: «Верховная власть в России священна», опубликованном здесь же в тот же день:

«…– Итак, вчера, наконец, был обнародован состав нового кабинета министров. Новое правительство сформировано надолго?

– Думаю, что на полтора-два года. Оно будет ответственным за многие непопулярные меры, в том числе и за реформу ЖКХ, и на пике кризисов зимы 2005–2006 годов кабинет может быть принесен Путиным в жертву. Это потенциальный кабинет жертвы».

В сугубо ироничном ключе описывает проблемы нового правительства Дарья Ливен (статья «Найдены лоббисты, скинувшие правительство», сайт «Утро.Ру», 11-03):

«…Взглянем же на наше новое правительство во всей его пирамидальной, по выражению премьер-министра, красе. Хоть фраза "правительство по своей структуре напоминает пирамиду", может вызвать у граждан предчувствие, будто заведение на Краснопресненской набережной намерено брать в рост деньги без отдачи, имеется в виду совсем другое. Главный принцип построения новой структуры правительства – разделение на три соподчиненных уровня органов исполнительной власти: федеральное министерство – федеральная служба – федеральное агентство. Пирамиду завершает голова Сфинкса – единственного вице-премьера Александра Жукова, с функциями (цитируя опять же премьера) "интегратора", и на самой вершине антенной торчит премьер Фрадков, воспринимающий божественный сигнал Неба и транслирующий его вниз по пирамиде. Украшает строение опоясывающая надпись за подписью Дмитрия Козака, доступными пониманию иероглифами обещающая всякому нарушителю покоя Фараона вечное проклятье, трясучку и черную лихорадку вплоть до седьмого колена. Эффектно, практично и долго простоит – по крайней мере, года до 2005-го, а там и до 2007-го, когда к парламентским выборам поспеет вызревающий в недрах этой спецтеплицы Преемник».

Лев Якобсон, доктор экономических наук, профессор, первый проректор ВШЭ, на сайте «Кремль.Орг» утверждает: «Создание эффективного аппарата – это проект, который выгоден всем»:

«…Количество чиновничества, думаю, будет сокращено, хотя, конечно, непропорционально числу сокращения министерств. Насколько я знаю, предполагается довольно большое сокращение в составе Аппарата Правительства.

…Вопрос в другом: наш аппарат абсолютно неэффективен, и кроме того, он не обладает свойством, которое принято называть клиентской ориентированностью. Он не ориентирован на конкретного гражданина, на удовлетворение его нужд. При сокращении аппарата очереди будут еще длиннее, бумаги будут проходить еще медленнее, если не менять механизм функционирования этого аппарата. По моему глубокому убеждению в аппарат надо вложиться, надо инвестировать, нужен серьезный инвестиционный проект. В результате этого проекта появятся реальные резервы сокращения численности за счет того, что, во-первых, удастся набрать, по-настоящему высококвалифицированных, энергичных людей. Высоко оплачивая их труд можно рассчитывать на высокую производительность».

И, наконец, целый ряд уважаемых экспертов на страницах газеты «Коммерсантъ» отвечает на вопрос: «Кто в кабинете теперь главный?»:

«Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики:

– Только Путин. А у кого будет главенствующая роль после него, не знаю. Но назначение Козака меня беспокоит – его уход из администрации президента можно рассматривать как явное понижение. Видимо, Козак сильно надоедал президенту своими политическими претензиями.

Игорь Коган, председатель правления Оргрэсбанка:

– Пока Фрадков. Если согласиться, что в новом кабинете три головы, то одна из них должна быть главнее. Даже у Змея Горыныча центральная голова была выше ростом и смотрела вперед – прямо и выше всех. Сейчас преимущество у Фрадкова. Но за Козаком репутация основного двигателя реформ в администрации президента и перспективы.

Евгений Юрьев, президент инвестиционной компании "Атон":

– Странный вопрос, не надо строить иллюзий – главнее все равно Путин. Назначение новых людей в правительство говорит о старте административной реформы. И главное здесь не усиление политических ведомств, а экономического блока. Подтверждение тому – назначение Грефа главой мегаведомства.

Олег Пятаков, предправления страховой компании "Прогресс-гарант":

– Сейчас ответить на этот вопрос может только тот, кто их назначил. У каждого свой набор функций, только время покажет, у кого больше реальной власти, а у кого номинальной».


Приведенными отрывками, разумеется, не ограничивается тема нового правительства в отечественных СМИ, но обзор не может быть бесконечным.


Обзор подготовил Владимир Володин
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости