Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

О бизнесе с «Экспертом»

Увы, изданий, из номера в номер публикующих серьезные статьи о бизнесе, не так уж много. Одно из них – еженедельный журнал «Эксперт» со всеми его региональными приложениями. Здесь можно встретить материалы, посвященные самым разным аспектам бизнес-тематики.

Статьи из «Эксперта» постоянно включались в наши обзоры, но сегодня мы хотим познакомить наших читателей, кто по каким-то причинам не читает этот журнал, с обзором исключительно материалов «Эксперта».

Статья Юрия Коротецкого «Без лица», опубликованная в номере 7 журнала, посвящена вопросам деятельности ПБОЮЛов:

«Нынешний год в России пройдет под знаком всеобщей перерегистрации индивидуальных предпринимателей. ...В результате власти надеются узнать истинную численность ПБОЮЛ, а заодно попытаться навести хоть какой-то порядок в сфере индивидуального предпринимательства. Дело в том, что в 90-х годах регистрация в качестве индивидуального предпринимателя была одним из наиболее распространенных способов минимизации подоходного налога, поскольку "индивидуалы" c 1997 года и до вступления в силу второй части Налогового кодекса в 2002 году имели право на приобретение патента. Он заменял собой уплату всех налогов, в том числе и подоходного, который в те годы имел прогрессивную ставку, зависящую от величины дохода. Поэтому регистрацией в качестве ПБОЮЛ по упрощенной системе с покупкой патента увлекались многие капитаны отечественного большого бизнеса. Кроме того, для уменьшения налогов на зарплату сотрудников удобно было регистрировать их в качестве индивидуальных предпринимателей (закон не запрещает работнику какой-либо организации одновременно быть индивидуальным предпринимателей), платящих налог по той же упрощенной схеме со ставкой 6% от выручки и фиксированными взносами в Пенсионный фонд.

...Сегодня в качестве ПБОЮЛ обычно регистрируются салоны красоты, модные бутики, ларьки, небольшие продовольственные магазины, пункты видеопроката. Однако встречаются и более крупные структуры.

...Всего в России на сегодняшний день зарегистрировано 4,63 млн индивидуальных предпринимателей, из них в Москве - лишь 170 тыс. Для сравнения можно отметить, что из трех миллионов юридических лиц "московской пропиской" обладают 800 тыс., то есть почти треть от общего числа. Так что индивидуальное предпринимательство - это сегодня дело скорее россиян-провинциалов.

...ПБОЮЛ принято рассматривать как легкий старт в бизнесе. Этому в немалой степени способствует простота регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Для получения этого статуса достаточно иметь паспорт с пропиской (регистрацией), 400 рублей на уплату пошлины и потратить дней пять жизни на беготню по бюрократическим инстанциям. Правда, сейчас появилась возможность подачи заявления по почте, но для этого необходимо нотариально заверить копии упомянутых документов. Отправив документы в ИМНС по почте заказным письмом, теоретически можно исключить ожидание в очередях. На практике ситуация несколько сложнее. Ссылаясь на то, что заверять копию паспорта нотариусам запрещено, московская ИМНС N46, занимающаяся вопросами регистрации ПБОЮЛ в столице, в нарушение закона отказывает в регистрации тем, кто направил заявление почтой.

...Индивидуальный предприниматель может не иметь печати и расчетного счета, действуя фактически лишь на основании своего свидетельства о регистрации. При этом ст. 23 Гражданского кодекса РФ фактически приравнивает ПБОЮЛ к любому хозяйствующему субъекту - юридическому лицу (если иное специально не оговорено в законе): он может заниматься внешнеэкономической деятельностью, иметь сеть магазинов, заводы и т. д. "Несколько лет назад был даже прецедент, когда ПБОЮЛ, имея строительные мощности, выиграл тендер на застройку участка земли в Москве, - рассказывает Борис Полянин. - Он применял упрощенную систему налогообложения и мог предложить генподрядчику значительные льготы. Были и предприниматели, возившие эшелонами нефть за границу".

Индивидуальные предприниматели лишены и еще одной проблемы, с которой приходится сталкиваться юридическим лицам, - сложной процедуры ликвидации. Простая подача заявления в налоговую инспекцию плюс 80 рублей госпошлины моментально освобождают от статуса индивидуального предпринимателя.

Директор центра "Предпринимательство и малый бизнес" Высшей школы международного бизнеса АНХ при правительстве РФ Андрей Колесников уверен, что к ПБОЮЛ к тому же меньше придираются мытари. Их так много, что досконально проверять каждого у налоговиков просто нет возможности, поскольку на каждого инспектора приходится по нескольку сотен индивидуальных предпринимателей.

...Кроме того, индивидуальный предприниматель имеет право на защиту не только деловой репутации, но и личной чести и достоинства: в отличие от юридических лиц ПБОЮЛ может требовать возмещения причиненного морального вреда.

...Главное негативное отличие ПБОЮЛ от прочих форм предпринимательства - ответственность: индивидуал отвечает перед кредиторами всем своим имуществом. Кроме того, у предпринимателей, работающих без образования юридического лица, часто возникают серьезные затруднения в ведении бизнеса с "нормальными" предприятиями, руководство которых с недоверием относится к ПБОЮЛ. Это вполне обоснованно: ведь деятельность ПБОЮЛ прекращается со смертью владельца, следовательно, долги предпринимателя в случае чего перейдут на его семью. По идее, наследуются лишь те обязательства предпринимателя-индивидуала, которые связаны с доходом от бизнеса. Но определить, какой доход был получен от предпринимательской деятельности, а какой нет, - очень сложно, поэтому споры, как правило, переносятся в суд. Наши суды обычно более благосклонны к должникам, чем к кредиторам.

...Немало проблем доставляют индивидуальным предпринимателям и чиновники. Например, для открытия счета в банке индивидуальному предпринимателю необходимо предъявить информационное письмо о присвоении кода по Общему классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Такие письма в Москве индивидуалам выдаются только по двум адресам, и за них приходится платить. "Величину оплаты инспектор определяет самостоятельно, - говорит Борис Полянин. - В зависимости от количества выбранных видов деятельности и срочности присвоения кода предпринимателю придется платить разные суммы. Это совершенно глупое взимание денег за то, что нужно государству только ради статистики".

Даже если у ПБОЮЛ будет один покупатель в месяц, но за наличный расчет, закон обязывает его применять контрольно-кассовую технику. Это влечет за собой необходимость не только купить кассовый аппарат, но и заключить (фактически принудительно) договор о техническом обслуживании этого аппарата со специализированным центром - естественно, за дополнительную плату. При этом отсутствие проблем с налоговыми органами отнюдь не гарантируется.

...Еще одной проблемой для индивидуальных предпринимателей является выход из бизнеса. Дело в том, что если просто ликвидировать ПБОЮЛ проще простого, то продать - практически невозможно: ни в одном российском законе не предусматривается возможность покупки господином Ивановым индивидуального предпринимателя Петрова.

...Так что для того, чтобы продать ПБОЮЛ, его необходимо предварительно реструктурировать, преобразовав в юридическое лицо. А это означает сложности с получением заново всех необходимых разрешений и лицензий, переводом активов, перезаключением договоров аренды и т. д.

...Несмотря на указанные сложности, многие эксперты советуют владельцам юридических лиц регистрировать собственные ПБОЮЛ. Это дает возможность, во-первых, минимизировать возможные риски бизнеса, во-вторых - оптимизировать налоговую нагрузку.

Снижение рисков достигается за счет распределения имущества фирмы между зарегистрированными ПБОЮЛ - стол записывается на Сидорова, стул - на Петрова, и т. д. Тем самым в случае возникновения проблем фирма будет отвечать по возможным искам кредиторов лишь уставным фондом. При этом для предпринимателей, зарегистрированных в виде ПБОЮЛ, не возникает обычной для этой формы деятельности обязанности отвечать по долгам всем своим имуществом, поскольку бизнес они вели в форме юридического лица. Действующее законодательство не запрещает подобные совмещения разных форм деятельности.

Минимизация налогов обеспечивается за счет особого режима налогообложения индивидуальных предпринимателей. Сегодня ПБОЮЛ может применять одну из трех систем налогообложения. Традиционная система включает НДС, ЕСН, подоходный налог и фиксированный взнос в Пенсионный фонд в размере 150 рублей в месяц. Упрощенная система предусматривает уплату единого налога (либо 6% от валовой выручки, либо 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов) и фиксированного взноса в Пенсионный фонд - все те же 150 рублей ежемесячно. Это дает существенные возможности для снижения налогов.

...Правда, в последнее время многие предприниматели потеряли интерес к этому способу налоговой оптимизации. Причиной охлаждения стало "дело ЮКОСа": как теперь известно, первые лица компании широко использовали этот способ, оформляя свои высокие зарплаты как доходы индивидуальных предпринимателей - гонорары за консультационные и информационные услуги. В итоге мы наблюдаем явное противоречие с постановлением Конституционного суда от 27 мая 2003 года, в котором отмечалось, что "произвольное привлечение к уголовной ответственности за неуплату налога в случаях, когда налогоплательщик использует не противоречащие закону механизмы уменьшения налоговых платежей, является недопустимым».

Следующая статья, на которую мы хотели бы обратить внимание, опубликована в 10-м номере журнала и посвящена вопросам поддержки малого бизнеса государством. У нее три автора: Алексей Козак, Юрий Коротецкий, Екатерина Шохина, и называется она «Красивый жест»:

«Первого марта российское правительство утвердило разработанную Министерством финансов Программу кредитования субъектов малого предпринимательства. Одно из положений этой программы предусматривает предоставление правительственных гарантий по банковским кредитам субъектам малого бизнеса. При этом под таковыми субъектами подразумеваются и юридические лица, и предприниматели, ведущие деятельность без образования юридического лица. Казалось бы, сенсация налицо - Минфин наконец-то готов отказаться от своего маниакального стремления складывать деньги в стабилизационный фонд и хоть какую-то часть своих ресурсов направить на поддержку реального сектора и малого бизнеса. Однако более внимательное изучение документа заставляет сделать вывод, что на самом деле позиция чиновников не изменилась.

...Гарантии правительства будут предоставляться только на кредиты, выдаваемые малым предприятиям Российским банком развития (РБР) или уполномоченными им региональными банками.

...Государство в лице Минфина будет гарантировать исполнение обязательств банка по облигациям, которые он выпустит для привлечения средств на кредитование малого бизнеса, и по кредитам РБР, которые он планирует брать для этих же целей. ...А малое предприятие сможет получить кредит, заложив эквивалентное стоимости займа имущество.

...Напомним, что до нынешнего года кредитованием малого бизнеса от лица государства занимался Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства при Министерстве по антимонопольной политике. Точнее, должен был заниматься, поскольку представители фонда так и не смогли назвать нам ни одного малого предприятия, которому был предоставлен кредит. ...Поэтому передача функций кредитора от совершенно непрозрачного фонда банку, который должен выполнять достаточно жесткие требования ЦБ, выглядит вполне обоснованной.

...Однако сами представители малого бизнеса восприняли новую инициативу Минфина сдержанно. И для этого у них имеется немало веских причин. Во-первых, на государственные гарантии по кредитам малому бизнесу в бюджете 2004 года предусмотрено всего 3 млрд рублей. Если эту сумму разделить на число действующих на сегодняшний день в стране малых предприятий, то получается, что каждое из них в рамках правительственной программы сможет получить кредит в среднем на 20 долларов. Кроме того, если российский Минфин даже что-то и обещает, то это отнюдь не означает, что обещания будут выполнены.

...Во-вторых, сам механизм предоставления кредитов описан в программе очень расплывчато, что, мягко говоря, не способствует привлечению потенциальных получателей.

...Очевидно, что любой чиновник при желании сможет легко придумать десяток критериев.., несоответствие которым станет поводом для отказа в кредите.

...В-третьих, даже самые искренние намерения чиновников создать простой и доступный механизм кредитования неизбежно разобьются о специфику сегодняшнего российского малого бизнеса. Здесь речь идет прежде всего о двух обстоятельствах - огромной теневой составляющей малого бизнеса и специфике налогового учета в малых предприятиях. ...Получение кредитов такими заемщиками маловероятно, тем более когда речь идет о государственных гарантиях. Другая российская особенность - ущербное налоговое законодательство. Учет и налогообложение малого бизнеса государством строятся не из принципа экономической целесообразности, а из желания упростить контроль за сбором налогов. Отсутствие бухгалтерского учета у плательщиков единого налога на вмененный доход и у предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, выводит эти субъекты из числа интересных для банков клиентов, поскольку результаты деятельности таких заемщиков невозможно сопоставить и определить. Если же кредиты им будут выдаваться без анализа экономики их бизнеса, то вся система такого кредитования обречена на крах».

В №9 журнала «Эксперт – Северо-Запад» свою точку зрения на взаимоотношения бизнеса и государства высказал вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский (беседа "Бизнес ждет внятных руководителей"):

«...Мы начали с изменения в Петербурге общего климата и повышения комфорта для собственников и менеджеров. Это не менее важно для них, чем формальные показатели - налоговые льготы, обеспеченность ресурсами, близость к рынкам сбыта и т.д. Бизнес должен четко видеть, что представляют собой руководители администрации, которые будут его партнерами, насколько они адекватны и готовы защищать его интересы.

...Мне кажется - и это можно считать нашим первым достижением, - сегодня у многих потенциальных инвесторов возникает ощущение, что в Петербурге можно нормально работать.

Например, компании Gillette город за несколько лет задолжал свыше 300 тыс. долларов - они затратили на освоение территории больше, чем было предусмотрено инвестиционным договором. Мы исходим из того, что долги священны, поэтому был прописан механизм, обеспечивающий возврат долга инвестору.

...При рассмотрении в ЗакСе изменений в закон о налоге на имущество предприятий наша совместная позиция с депутатами, поддержанная МНС по Санкт-Петербургу, состояла в следующем: льготы, предоставленные ранее инвесторам, должны быть исполнены до конца и в полном объеме. Мы могли сослаться на выход нового федерального закона и умыть руки. Однако бизнес очень волнует позиция администрации на этот счет.

...В малом бизнесе работает 513 тыс. человек - приблизительно 20% трудоспособного населения Петербурга. В структуре платежей в бюджет его доля - всего 5-6%. Проводимые нами исследования показывают, что официальная средняя зарплата в малом бизнесе ниже прожиточного минимума, в то же время производительность труда немногим ниже, чем в среднем по промышленности (где выработка составляет около 18 тыс. долларов на одного работающего). Таким образом, можно утверждать, что малый бизнес находится на грани между светом и тенью, что большая его часть остается в ненаблюдаемой сфере и, в общем, существенно недоплачивает в бюджет. Конечно, мы любим малый бизнес, но он должен очень серьезно работать над собой...

...Мы не намерены давать деньги конкретным коммерческим структурам: это неэффективно, бессмысленно и сразу порождает коррупцию. Поддерживать нужно инфраструктурные вещи. Если уж помогать, то системно и всем - с точки зрения юридической поддержки, проведения выставок, предоставляя возможность участвовать в городском заказе (раньше в тендерной документации вводились искусственные ограничения для малого бизнеса).

Мы завершили очень сложный анализ ситуации с единым налогом на вмененный доход и будем выходить на правительство с предложением существенного снижения коэффициента К2 для ряда видов деятельности. В частности, это будет касаться торговли имеющими социальное значение продуктами питания, детскими товарами и т.п. Также планируем ввести принцип районирования: в центре города одни потоки и деньги, а на периферии – другие».

А в №9 журнала «Эксперт-Сибирь» опубликована беседа «Жаль, что у России не женское лицо» с директором Новосибирского Центра Развития Малого Бизнеса Нонной Бархатовой, также посвященная проблемам поддержки бизнеса, но уже со стороны негосударственных организаций:

«...Процесс адаптации государственных предприятий к новым экономическим условиям и зарождение малого бизнеса выявили проблемы, с которыми столкнулись предприниматели в отношениях с властью. Коррупция буквально душила бизнес. Другой головной болью бизнеса стала нестабильность законодательства, особенно налогового.

Проблемы на пути малого бизнеса нарастали как снежный ком, но государство словно их не замечало.

...К счастью, ситуация начинает меняться и мы становимся свидетелями реальных перемен в отношениях между бизнесом и властью. Минувший 2003 год породил некоторые надежды. Правительство предложило предпринимателям упрощенную систему налогообложения, ввело налог на вмененный доход и правила взаимодействия с контролирующими органами. Затем шла речь о снижении ставки единого социального налога, может быть, случится и это, сегодня сказать сложно. Если подобное станет тенденцией, можно будет говорить о качественных изменениях в отношениях власти и предпринимателей.

Роль фондов сегодня тоже очевидна. Предприниматели чаще обращаются за кредитами именно к ним. В новосибирском областном фонде, в частности, на отсутствие клиентов никогда не жалуются. Причина популярности фондов скорее всего состоит в том, что банки только начали сотрудничать с малым бизнесом. Механизм предоставления кредитов еще не отлажен. Между тем, у фондов есть многолетний опыт, есть модель предоставления денежных средств в кредит. Конечно, когда-нибудь наладится и банковское кредитование, это лишь вопрос времени. Успешные примеры и технологии подобного кредитования хорошо известны в стране. Очевидно, что мы сейчас находимся лишь в самом начале пути. Сегодня в первую очередь, как мне кажется, необходимо пересмотреть федеральные и региональные нормативные правовые акты и целевые программы. Только общероссийских официальных документов на тему малого бизнеса сегодня более пятидесяти. Часть из них посвящена непосредственно поддержке малого предпринимательства, часть государственным мероприятиям по поддержке мелких и средних предпринимателей, и более десятка документов регулируют деятельность федерального фонда поддержки малого бизнеса. Аналогичная ситуация на региональном и муниципальном уровне. Там еще по старой советской привычке (как правило под копирку) создавалась своя нормативно-правовая база и целевые программы. И во всех документах только общие слова: "рекомендовать", "разработать", "предусмотреть", "создать условия, предпосылки", "оказать содействие" и так далее. Слова, ни к чему не обязывающие, а значит, и не побуждающие к действию.

Не могу вновь не обратиться к зарубежному опыту. Там идут обычно по пути узкоспециализированных программ, направленных на конкретную цель, например, развитие мобильного наукоемкого производства или сети услуг населению. Это облегчает разработку, реализацию программ и контроль за их исполнением. У нас пока это не происходит. Необходимо проводить серьезные исследования, чтобы выяснить, насколько реальна декларируемая властью поддержка малого бизнеса. Результаты даже последних наших исследований неутешительны.

...Ситуация по России приблизительно одинакова, и о причинах этого легко догадаться. Центр Развития Малого Бизнеса регулярно проводит социологические исследования. Последнее включало опрос 386 руководителей малых предприятий. В качестве базы данных был использован список адресов почтовой рассылки, анкеты доставлялись в офисы курьерами. Так вот, высокие ставки налогообложения до прошлого года оставались одной из главных проблем предпринимательства (55% опрошенных назвали эту позицию в первую очередь), отсутствие правовых гарантий развития и нестабильность законодательства на втором месте (44% респондентов). Дефицит финансовых средств на развитие предприятия и оборотных средств для повседневной работы заняли почетное третье место среди проблем современного малого бизнеса (40%). При этом в качестве наиболее оперативного и эффективного канала получения средств, необходимых для открытия или ведения бизнеса, предприниматели до сих пор отмечали личные связи. В этом случае, говорили в ходе опроса сами руководители, цепочка "кредитор-получатель" становится максимально короткой, в меньшей степени обремененной "представительскими расходами". Вот вам, пожалуйста, оценка эффективности выстроенной властью системы поддержки малого бизнеса.

...Определенная часть предпринимателей (16% опрошенных) воспринимает государственную власть, скорее, как барьер на пути к коммерческому успеху. Невмешательство государства в дела предприятия считают одним из главных составляющих эффективной работы. Многие делают расчет на своих сотрудников, 47% респондентов в качестве главной движущей силы бизнеса назвали профессиональные качества работников предприятия. Интересно, что на себя они рассчитывают в гораздо меньшей степени (7,5%), а стратегии развития бизнеса придают минимальное значение, только 4% респондентов назвали этот фактор залогом успеха. Если честно, меня такой подход немного удивил. Только 2% предпринимателей назвали отношения с государством партнерскими.

В этом, на мой взгляд, вина не только власти. В мировой практике отношения выстраиваются посредством диалога. В процессе переговоров и совместной работы создаются комфортные условия для развития малого бизнеса. У нас до сих пор фактически превалировал монолог, властных структур, разумеется.

В других странах, где 90% экономики - это малое предпринимательство, ассоциации, общественные объединения, союзы решают проблемы каждого бизнесмена в отдельности. Представители некоммерческого сектора ведут диалог с властью от лица тысяч бизнесменов. У нас, как показали наши исследования, 90% руководителей небольших предприятий просто не знают о существовании общественных организаций, защищающих их интересы.

...Малому бизнесу, тут нет никаких российских особенностей, нужна поддержка. Скажу, что из тех 10% предпринимателей, которые все-таки знали о существовании общественных объединений, 32% была оказана помощь в получении необходимых документов, 24% - юридическая поддержка. Консалтинг и защита интересов предпринимателей - две основные задачи, которые должны взять на себя общественные организации.

...Чем больше я изучала ситуацию в российском малом бизнесе и сравнивала с тем, что видела за рубежом, тем больше у меня было желание вмешаться и изменить россискую бизнес-среду к лучшему.

...Это и было моей идеей, идеей создания Центра Развития Малого Бизнеса.

...За 4 года нам удалось собрать вокруг себя около 300 компаний и даже создать свой бизнес-клуб, в котором 60 постоянных членов, руководителей, представителей малого и среднего бизнеса.

...Первоначально мы проводили семинары совместно с мэрией, Новосибирской торгово-промышленной палатой, собирали небольшие аудитории по 20-30 человек. Это, скорее, были курсы для начинающих. С лета прошлого года у нас стали выступать зарубежные эксперты, такие как Милтон Гарретт - консультант администрации президента США по малому и среднему бизнесу, президент консалтинговой компании Garrett Group International, консультант и бизнес-тренер компаний Walt Disney, Marriott, IBM, McDonald's. Один из наших партнеров - звезда мирового бизнеса Майкл Бэнг. Он известен как обладатель титула "Лучший продавец мира 90-х годов", владелец консалтинговой компании Personal & Business Consulting, основатель Международной школы продаж. Кстати, Майкл Бэнг намерен вместе с нами провести целую серию семинаров. Кроме того, мы сотрудничаем с Центром гражданских инициатив США по программам льготных профессиональных стажировок».

Разумеется, освещение бизнес-тематики в журналах группы «Эксперт» не исчерпывается упомянутыми материалами, но объем обзора не позволяет сделать большего. Все те, кого заинтересовали материалы, на которых мы остановились, могут прочитать как их полные тексты, так и другие интересные статьи в самом журнале.


Обзор подготовил Владимир Володин
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости