Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Иностранный капитал в России. Часть первая

Сумеет ли российская экономика сделать рывок вперед, подобный знаменитым «чудесам» «азиатских тигров»? Ответ на этот вопрос зависит от многих условий, одним из которых является поступление в нашу страну иностранных инвестиций.
Тема инвестиций постоянно встречается в изданиях, уделяющих значительное внимание вопросам экономики.
Так журнал «Эксперт-Урал» №23 (21-06) опубликовал статью Ирины Перечневой «Доверие на возвратной основе». Основная ее мысль: «Иностранный капитал активнее пойдет в Россию при условии реализации двух реформ - судебной и административной». Почему автор, подробно анализируя ситуацию с иностранными инвестициями в уральском регионе, делает такой вывод? Обратимся к тексту:
«В деле привлечения иностранных инвестиций 2003 год стал для России переломным: достигнут рекордный объем - 29,7 млрд долларов. Объем вложений в областях УрФО вырос в 2,2 раза до 5,5 млрд долларов, а доля округа в общем объеме иностранных инвестиций в Россию увеличилась с 8,7% в 1999 году до 18,7% в 2003-м.
В некоторых регионах изменилась структура вложений по странам-участникам. На первое место, по словам министра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Виктора Кокшарова, вышла Германия, тогда как еще в 2002-м больше всего в экономику области вкладывал Кипр.
- Инвестиции оффшорной юрисдикции (из Кипра, Лихтенштейна, Швейцарии, Люксембурга), преобладавшие в страновой структуре в 2002 году, с большой долей вероятности можно отнести к репатриационным. Это финансовые средства, ранее вывезенные из России, - считает министр экономики и труда Свердловской области Галина Ковалева. - Значительная доля такого инвестирования говорит о том, что инвестиционный потенциал Свердловской области до конца не реализован.
По мнению Галины Ковалевой, инвесторы Германии признали привлекательность вложений средств в экономику Свердловской области. Этому во многом способствовали российско-германские межправительственные консультации на высшем уровне, прошедшие в Екатеринбурге в октябре 2003 года.
- Нас очень радует, что изменился состав инвесторов, - говорит Виктор Кокшаров. - Благодаря этому на крупных металлургических предприятиях идет масштабная реконструкция производства с участием серьезных немецких компаний. На НТМК, например, будет построена самая современная в Европе печь. Очень важно, что на наш рынок приходят и известные компании потребительского сектора: IKEA, торговая сеть Metro Cash & Carry, Redisson SAS, Novatel и другие.
...Другой характеристикой улучшения инвестиционного климата можно считать рост официальных представительств ведущих зарубежных стран: помимо уже действующих американского, британского, итальянского, чешского, болгарского консульств, принято решение об открытии в Екатеринбурге немецкого и китайского представительств.
...Эти изменения большинство экспертов связывают со стабилизацией политической ситуации в России, с ростом ее экономики. Кроме того, определенное влияние имеет внешний макроэкономический фактор: доходность вложений в экономики развитых стран падает, западный капитал ищет ниши на растущих рынках.
...Иностранный капитал России, безусловно, нужен. Внутренних, к тому же дешевых ресурсов для резкого роста экономики недостаточно. Особенно это актуально для традиционных индустриальных регионов. "Наша промышленность заложена еще в 30-е годы прошлого века и сегодня ее техническая база настолько устарела, что без кардинального обновления движение вперед невозможно, - говорит Виктор Кокшаров. - Поэтому рост инвестиций должен превышать темпы роста в промышленности".
В долгосрочном плане развития Свердловской области закладывается рост инвестиций в шесть-семь раз. "Для реализации запланированных мероприятий необходимо привлекать в экономику области 4 - 5 млрд долларов ежегодно, - считает Галина Ковалева. - Важная роль в этом отводится иностранным инвесторам. Пока же основными источниками инвестиций в основной капитал остаются собственные средства предприятий и российские заемные средства".
Для привлечения инвестиций в регионы органы власти субъектов федерации используют опробованную схему - презентации предприятий в разных странах. Кроме того, чрезвычайно высокую активность в установлении деловых контактов с предпринимателями за рубежом проявляют полпредства президента. Почему - понятно: чтобы выполнить амбициозную задачу "удвоения ВВП", стране нужны деньги, и чиновники заняты тем, что содействуют их поиску.
За последние годы полпредство в УрФО вывозило уральских бизнесменов в Германию, Австрию, Великобританию, Францию.
- В результате за девять месяцев 2003 года объем инвестиций Великобритании вырос в 3,5 раза, Германии - в 8,5 раза, Австрии - в 43 раза, Франции - в 87 раз. На страны, куда ездили наши делегации, приходится 72% всех иностранных инвестиций в экономику УрФО, а в 2000 году их доля составляла всего 16%.
...Между тем российские регионы по-прежнему информационно закрыты. В УрФО до сих пор нет единого адреса, где можно получить необходимую, достоверную и регулярно обновляемую информацию о динамике региональных рынков, перспективных компаниях и проектах, налоговой системе, объектах недвижимости, земельных участках. По мнению Александра Каленюка, регионального руководителя проекта Международной финансовой корпорации (МФК - член группы Всемирного банка), регион неадекватно подан в самом распространенном информационном ресурсе - интернете: "Не ведется грамотная работа с глобальными поисковыми системами, формат представления информации абсолютно не рассчитан на западного бизнесмена" . Александр Каленюк считает, что усилия властей должны быть прежде всего направлены на создание комфортной инфраструктуры для прямых инвестиций и обеспечение информационной прозрачности региона как на макро- (власть, ресурсы), так и на микроуровне (компании, проекты).
...Практика, однако, показывает, что привести в страну инвестора недостаточно. Необходимо создать условия для эффективной работы его капитала, обеспечить правовую защиту.
...По сути, успех или неуспех бизнеса во многом зависит от того, смог предприниматель заручиться поддержкой региональных чиновников или нет. ...Немецкий предприниматель Петер Иэриш приехал в Екатеринбург в 1997 году, чтобы представлять интересы концерна AEG, который купил пакет акций Свердловского электромеханического завода. Но вместо того чтобы поднимать предприятие, ему пришлось бороться с бывшим генеральным директором: пытаясь удержать власть, тот обвинил инвесторов в недобросовестном приобретении акций на том основании, что приватизация завода была проведена с нарушением законодательства. Только вмешательство полпредства не позволило начать процесс деприватизации (инвесторы заплатили государству компенсацию). С тех пор полпредство держит работу иностранных компаний на контроле, и, если их интересы ущемляются, пытается вмешаться в конфликт. А иностранные предприниматели, приезжающие на Урал изучать инвестиционный климат, обязательно берут с собой адвокатов.
Именно отсутствие правовых основ ведения бизнеса заставляет предпринимателей отказываться от прямых и портфельных инвестиций (вложений в капитал предприятий) и предпочитать им возвратные - товарные и коммерческие кредиты. В целом по России из 29,7 млрд долларов инвестиций прямых - только 6,8 млрд долларов.
...Склонность к кредитным вложениям прослеживается и в работе ведущих мировых финансовых организаций. Так, объем инвестиций Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на территории Большого Урала в 2003 году увеличился почти вдвое и составил 350 млн долларов. И почти все это - кредиты. Наиболее крупные и известные портфельные проекты ЕБРР на Урале - концерн "Калина" и "ВИЗ-сталь".
По словам главы представительства ЕБРР на Урале Татьяны Ембулаевой, этому, помимо непроработанности правовых вопросов, есть несколько объяснений:
- Важно не только зайти в основной капитал предприятия, но и выйти из него. Любой инвестор вкладывает деньги в другую страну не навсегда, поэтому он заранее думает, как будет выходить из бизнеса. Вариантов немного: продажа акций на открытом рынке, выкуп менеджментом или стратегическим инвестором, банальное разорение компании. Прописать "выходы" на перспективу, допустим, лет в семь, очень сложно, равно как и составить инвестиционное соглашение. Кроме того, подходы к роли инвесторов-акционеров в России и других странах пока различаются. В мировой практике вложения в акционерный капитал приносят высокие доходы в виде дивидендов, собственники получают прибыль от увеличения стоимости компании. В России же акционеры зарабатывают на том, что их менеджеры контролируют финансовые потоки предприятий, поэтому здесь миноритарием быть невыгодно. ЕБРР, как известно, стремится приобретать преимущественно блокирующий пакет акций.
По мнению Александра Каленюка, утверждение, что западные финансовые институты в России "предпочитают кредитование", не совсем верно. Правильнее сказать: структуры, специализирующиеся на прямых или портфельных инвестициях, еще не поместили Россию в свою повестку дня. Одна из главных причин этому - низкий уровень корпоративного управления на предприятиях, неясная или конфликтогенная структура собственности, неопределенность отношений между собственниками и менеджментом, непрозрачность активов и денежных потоков, слабое стратегическое управление и внутренний контроль. Международные финансовые институты уделяют особое внимание этой теме и поддерживают масштабные региональные инициативы в этой области. Так, МФК, крупнейший в мире инвестор в частный сектор развивающихся экономик, реализует проект совершенствования уровня корпоративного управления региональных предприятий и, как следствие, повышения их инвестиционной привлекательности. Из 270 компаний-клиентов на Урале в ограниченное число "пилотных" по проекту вошли пока концерн "Калина", Уралсвязьинформ, сеть "Суперстрой", СИЗ-Пумори.
...Иностранного инвестиционного бума в России не будет, пока нет гарантий защиты прав и интересов собственников, отсутствуют законодательно подкрепленные правила ведения бизнеса и взаимодействия его с властью, высоки административные барьеры. Государству, вместо того чтобы охранять иностранные компании от беззакония, необходимо в первую очередь разработать сами законы. По большому счету, для активизации инвестиционного процесса необходимо завершение двух принципиальных реформ - судебной и административной».
С иной точки зрения рассматривает вопрос Мария Трифонова, опубликовавшая на сайте «Утро.Ru» (25-06) статью «Инвесторам нравится рисковать в России»:
«Несмотря на историю с "ЮКОСом" иностранные инвесторы по-прежнему готовы вкладывать деньги в Россию. По крайней мере, по привлекательности для зарубежных венчурных инвестиций наша страна в 2003 г. вышла на 8-е место (до этого была на 17-ом). Первое место в этом рейтинге уже второй год подряд занимает всемирно признанное "экономическое чудо" – Китай.
Напомним, венчурные инвестиции отличаются повышенной степенью риска. В основном такое финансирование связано с инновационными проектами, зачастую предполагающими использование новейших научных разработок, конкурентоспособность которых, соответственно, еще не доказана. Поэтому венчурный инвестор рискует наравне с инвестируемым, а в качестве вознаграждения, как правило, получает акции новой компании или долю в ее уставном капитале.
Приток в страну западных венчурных капиталов, по словам исполнительного директора Российской ассоциации венчурного инвестирования Альбины Никконен, стал возможным благодаря действиям правительства РФ, которое в последние годы приняло ряд мер с целью развития необходимой для данного процесса инфраструктуры. В частности, были создана Российская венчурная ярмарка и Государственный венчурный инновационный фонд, принимающий участие в формировании капитала частных венчурных фондов. Кроме того, были созданы центры по венчурному предпринимательству, на базе которых проводится обучение, оказывается информационная поддержка, создается правовое поле для венчурного инвестирования.
Разумеется, есть в этой области и определенные проблемы. Так, например, развитие венчурного бизнеса в стране происходит неравномерно. В той же Российской венчурной ярмарке принимают участие в основном компании из Северо-Западного, Центрального и Приволжского федеральных округов; доля участников из других регионов России ничтожно мала.
...Интерес западных инвесторов к России подтверждает и директор Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Жан Лемьер, также отмечая улучшение инвестиционного климата в стране. "На сегодняшний день мы видим возрастающий интерес инвесторов, желающих вкладывать деньги во все секторы российской экономики", – сказал он в интервью РИА "Новости". По словам главы ЕБРР, иностранные инвесторы планируют вложить деньги в продовольственный и сельскохозяйственный секторы, в также в сферу услуг и развития производства. Сам банк на сегодняшний день инвестировал в РФ $1,2 миллиарда».
Однако есть и совершенно иной взгляд на проблему. Его представляет сайт «Газета.Ru» в статье «Русские не умеют пользоваться деньгами» (8-06). Начинается статья резкой сентенцией: «Даже российская власть, оказывается, понимает, что настоящие инвестиции не идут в Россию из-за политики».
«...В понедельник в Торгово-промышленной палате (ТПП) обсуждали проблемы инвестиций в России. Тема была заявлена достаточно узкая – защита инвестиций. Но разговор быстро вышел за ее рамки. Участники, увлекшись, обсудили, почему инвестиции не идут в Россию, почему те, что все-таки приходят, направляются не туда, куда хотелось бы. А в итоге и вовсе задались вопросом, нужны ли нам эти инвестиции: ведь у нас и так денег навалом, только пользоваться ими не умеем.
Главный фактор, ставящий безопасность инвестиций в российскую экономику под угрозу, был выявлен первым же выступающим – это неразвитость корпоративного управления российских компаний и их непрозрачность.
...Эмитенты раскрывают о себе гораздо меньше информации, чем это положено по закону. А ведь российское законодательство в этом отношении и так достаточно мягкое – оно позволяет не раскрывать все то, что хоть отдаленно подпадает под категорию коммерческой тайны.
...В ситуации, когда мало что известно не только о реальных собственниках предприятия, но и членах совета директоров, инвесторы обоснованно проявляют осторожность. Еще один минус... заключается в том, что практика применения стандартов Международной финансовой отчетности (МСФО) среди российских компаний до сих пор не приняла массового характера. И... перейти на МСФО до конца 2004 года, как планирует правительство, нереально.
Тем более что штраф за неправильно составленную финансовую отчетность установлен в размере всего 20–25 тысяч рублей.
Генеральный директор некоммерческого партнерства «Национальное кредитное бюро» Владимир Малеев считает обеспечение информационной прозрачности компаний ключевым фактором защиты инвестиций и, как следствие, инвестиционной привлекательности в целом. «Инвестор должен еще на этапе предварительной работы с предприятием получать независимую информацию, с кем он имеет дело», – подчеркнул Малеев. В условиях, когда работа рейтинговых агентств в силу закрытости компаний ограниченна, эту задачу могут решать кредитные бюро, считает он.
Малеев сообщил, что уже сейчас в рамках партнерства впервые в России создана национальная справочно-информационная система по идентификации юридического статуса и финансового состояния компаний, зарегистрированных в России. Сейчас в ней содержатся сведения о 950 тысячах предприятий и организаций. Последствия создания такой системы, считает Малеев, «далеко идущие» – постепенно все больше и больше компаний вынуждены отказываться от «серых» схем и становиться более открытыми.
На другой фактор, препятствующий наплыву инвестиций в Россию, обратили внимание зарубежные участники. Представитель Американской торговой палаты в России Питер Петтибон считает, что политические риски остаются одной из главных причин, порождающих опасения зарубежных инвесторов.
По мнению Петтибона, единственным выходом здесь могло бы быть страхование политических рисков. Причем страхование, отметил он, должно производиться как на случай единовременной, так и длительной экспатриации активов государством.
С иностранцем неожиданно согласился представитель той самой власти, которая и порождает политические риски. Заместитель начальника отдела инвестиционной политики департамента инвестиционной политики и государственных инвестиций Минэкономразвития РФ Милена Габдрашидова считает, что совершенствование правоприменительной практики и повышение открытости компаний – это, конечно, важно, «но все же очень много зависит от политических рисков».
...Милена Габдрашидова сделала смелый вывод: личный авторитет президента Путина поможет переломить ситуацию и снять опасения, связанные с политическими рисками.
Но даже это было не самым неожиданным тезисом на обсуждении. Председатель совета директоров ОАО «Агрохимбанк» Владимир Гамза заявил, что в России средств для инвестиций «более чем достаточно». Просто они не используются. По его оценке, ежегодно не используется внутренних инвестиций на сумму более чем $100 млрд.
По подсчетам ТПП, ежегодный дефицит инвестиций в России составляет $109 млрд.
Гамза сообщил, что основная часть средств ЦБ «лежит мертвым грузом», а в экономику направляется только 10% средств. «Правительство сейчас ведет себя как обыкновенный обыватель-скопидом», – сказал он.
Тем не менее правительство можно понять. Те деньги, которые в экономику все-таки запускаются, идут не туда, куда надо, – не в машиностроение или легкую промышленность, где высокая добавленная стоимость, но длинный срок окупаемости, а в отрасли, где окупаемость менее 3 лет. В основном это спекулятивные инструменты, и вкладывание в них денег на реальном секторе экономики никак не отражается.
Ирина Беляева считает, что единственный выход – создавать условия для перетока капитала из одних отраслей в другие. И приоритетными здесь должны стать нефискальные методы, подчеркнула она. По ее мнению, эти задачи должен был бы выполнять фондовый рынок. А он в России пока заметной роли не играет.
Закрытость компаний блокирует работу рейтинговых агентств. Заместитель гендиректора управляющей компании «НИКойл» Наталья Плугарь говорит, что сложно достать сведения об активах компании и даже о том, с какого года она работает. Известно только то, что компании говорят о себе сами.
...В этих условиях рейтинги абсолютно не отражают реальной расстановки сил на рынке. По мнению Натальи Плугарь, необходимо установить четкие стандарты раскрытия информации».
На этом в июне завершилось серьезное освещение вопроса иностранных инвестиций. Новый всплеск интереса к этой теме возник в октябре. Но об этом – во второй части нашего обзора.

(Окончание следует)


Обзор подготовил Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости