Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Налогами по бизнесу

Тема совершенствования налогового законодательства достаточно бурно обсуждалась еще в связи с предложением снизить ставку НДС (этому был уже посвящен один из наших обзоров). После встречи Президента Путина с представителями отечественного бизнеса гораздо больше начали обсуждаться вопросы внесения позитивных для предпринимателей изменений в Налоговый кодекс.
28 марта «Независимая Газета» опубликовала статью Петра Поспелова «Снижать – нельзя оставить»:
«Упрек Владимира Путина в адрес правительства по поводу того, что оно затягивает изменения в налогообложении, следует адресовать в первую очередь представителям его «либерального крыла». Об этом заявил журналистам заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Юрий Савельев.
«...Представители экономического блока по-прежнему ждут, когда мифическая «рука рынка» расставит все по своим местам. Однако такая ситуация Владимира Путина, насколько я могу судить, не устраивает, о чем он заявил на встрече в Кремле с представителями бизнеса, касаясь проблем экономического развития России».
Напомним, на встрече с предпринимателями в Кремле 24 марта Владимир Путин назвал справедливыми упреки в адрес правительства по поводу того, что оно затягивает изменения в налогообложении.
В последнее время дискуссия вокруг совершенствования налоговой политики фактически расколола правительство на два лагеря.
...Последнее выступление Владимира Путина может свидетельствовать о том, что точка зрения премьера, выступающего за немедленные шаги по стимулированию экономического роста, президенту ближе.
...«Когда у бизнеса изымаются средства, это сокращает возможности его развития, – говорит заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. – Это неправильно по сути. Уровень реально собранных налоговых изъятий сегодня составляет около 40% от ВВП, а номинально – 60% от ВВП. Получается, 20% составляет уход от налогов, налоговое планирование и так далее. Поэтому с чего мы начали налоговую реформу, к тому, в общем-то, и пришли. У нас вся налоговая реформа идет не путем снижения налогового бремени, а путем расширения возможностей для налогового планирования».
Увы, уже 31 марта «Коммерсантъ» опубликовал статью Галины Ляшенко «Проверки на пороге» о том, что налоговая реформа будет идти именно так, как сказала Оксана Дмитриева:
«...Последний раз ход подготовки соответствующих поправок к Налоговому кодексу президент РФ Владимир Путин обсудил с членами правительства в прошедший понедельник. Вчера в распоряжении Ъ оказался первый вариант текста поправок в законодательство, которые, собственно, и должны облегчить жизнь предпринимателям. Правда, за наведение порядка в проверочной деятельности налоговиков бизнесу предложено заплатить усилением ответственности за налоговые правонарушения.
...Произвол налоговиков отнимает у предпринимателей немало сил, нервов и денег. Искусно манипулируя налоговым законодательством, в первую очередь в части различных сроков (срок, установленный для предоставления налоговикам документов; срок исполнения требования об уплате налога; срок проведения налоговой проверки и др.), проверяющие зачастую ставят налогоплательщиков в безвыходные ситуации. К примеру, налоговики могут направить налогоплательщику требование заплатить налог (или представить в течение пяти дней какие-либо документы) накануне новогодних праздников, когда никто не работает, а по их окончании обвинить налогоплательщика в том, что он не выполнил требований налоговых органов, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Впредь подобную практику предлагается ликвидировать. В частности, «течение сроков, определенных днями», должно измеряться не календарными, а рабочими днями, а «если течение сроков, исчисляемых неделями, совпадает с нерабочими праздничными днями, то течение сроков продлевается на эти нерабочие праздничные дни».
Что касается собственно сроков, отведенных налоговикам и налогоплательщикам для совершения различных предусмотренных законодательством действий, то и их предлагается уточнить. Так, решение о бесспорном взыскании недоплаченного налога или пени с налогоплательщика должно приниматься исключительно «после истечения срока требования об уплате налога», при том что «срок исполнения требования должен составлять не менее десяти (рабочих.–Ъ) дней», тогда как сейчас подобного ограничения нет. Другой пример: если сейчас налоговый орган, обнаруживший, что налогоплательщик переплатил налог, должен поставить последнего в известность в течение одного месяца, то впредь этот срок предлагается сократить до десяти дней.
При этом сумма излишне уплаченного налога «подлежит возврату налогоплательщику в течение десяти дней со дня получения соответствующих расчетных документов» (сейчас – не позднее месяца со дня принятия налоговым органом или судом решения о возврате переплаченных сумм.–Ъ). Увеличивается с пяти до десяти дней и срок, в течение которого налогоплательщики должны выполнить требование налоговиков предоставить им какие-либо документы в рамках проверок.
...В поправках, как и было обещано предпринимателям, предусмотрен закрытый перечень документов, которые могут запросить у налогоплательщика налоговики в рамках камеральной налоговой проверки. Помимо имеющихся в распоряжении налоговых органов налоговых деклараций, налоговых расчетов по авансовым платежам, иной информации, содержащейся в информационной системе налоговых органов, а также документов, представленных налогоплательщиком по собственному желанию, проверяющие могут требовать дополнительно «регистры бухгалтерского учета, регистры налогового учета, счета-фактуры, документы, подтверждающие право на использование налоговых вычетов и налоговых льгот, документы, подтверждающие уплату налога, пеней».
Упорядочены будут и выездные проверки. Несмотря на то, что сейчас установленный законом срок проведения такой проверки ограничен двумя месяцами, а в исключительных случаях может быть продлен до трех месяцев, налоговики нередко затягивают эти сроки до бесконечности.
...Условия затягивания проверок предлагается ликвидировать. Устанавливается, что выездная налоговая проверка организации, не имеющей или имеющей не более десяти обособленных подразделений, не может продолжаться больше двух месяцев, если же подразделений больше десяти, то налогоплательщика могут проверять в общей сложности не больше трех месяцев. И только в исключительных случаях – проведения инвентаризации имущества налогоплательщика в период проверки, проведения экспертиз и т. п.– проверка может затянуться до пяти месяцев.
Не решен окончательно вопрос о фактическом запрещении повторных налоговых проверок, на которые постоянно жалуются предприниматели. Предусмотрено несколько сценариев: либо повторные проверки будут проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа, а также по просьбе проверяемого, либо только по просьбе проверяемого или по решению суда.
...Впрочем, в поправках содержатся и предложения отнюдь не либерального толка. Речь идет об ужесточении административной ответственности за нарушение налогового законодательства. В частности, непредставление налоговой декларации предлагается наказывать штрафом в размере не менее 200 руб. (сейчас 100 руб.), если же декларация задержалась более чем на 180 дней, минимальный штраф составит 400 руб. (сейчас минимальный штраф законом не установлен). Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 100 руб. (сейчас 50 руб.) за каждый непредставленный документ. А за умышленное «неудержание или неперечисление суммы налога, подлежащего удержанию налоговым агентом» будет полагаться штраф в размере «40% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению» (сейчас отдельной ответственности за подобные «умышленные» действия не существует, штраф независимо от наличия умысла составляет 20% от суммы, подлежащей перечислению).
Штрафы предлагается в ряде случаев взыскивать в бесспорном порядке. Но не с физических лиц, с которых штрафы по-прежнему будут взыскиваться исключительно через суд. С юридических лиц без решения суда штрафы хотят списывать в случаях, если налогоплательщик в установленные сроки не обжаловал либо в вышестоящем налоговом органе, либо в суде решение налоговиков о наложении на него штрафных санкций».
Более-менее благостное ожидание поправок в налоговое законодательство продолжалось еще неделю. 5 апреля сайт «РБК. Ru» поместил информацию «МЭРТ выступает за изменение Налогового кодекса»:
«В настоящее время в Налоговый кодекс РФ должны быть внесены поправки. Такое мнение высказал сегодня глава Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) РФ Герман Греф, выступая на парламентских слушаниях по налоговой реформе в Госдуме.
Так, срок проведения налоговых проверок компаний должен быть сокращен до 3-5 месяцев, так как российские компании используют электронный документооборот. Также необходимо четко разграничить понятия «камеральные» и «выездные» проверки, и определить понятие «встречных» проверок.
Кроме того, глава МЭРТ считает недопустимой ситуацию, когда противоречия Налогового кодекса РФ в процессе рассмотрения судебного иска трактуются не в пользу налогоплательщика, а в пользу налоговых органов.
Министерство финансов РФ предлагает увеличить отсрочку по уплате «больших налоговых претензий» при угрозе банкротства на 2-3 года. Об этом сообщил заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов в ходе парламентских слушаний в Госдуме. Внутри ведомств по этому законопроекту в настоящее время есть серьезные разногласия, однако замминистра выразил надежду, что в ближайшее время данный законопроект уже станет доступным для обсуждения с бизнес-сообществом.
...Кроме того, в законопроекте уточняются правила, по которым запрашиваются документы у налогоплательщика. В частности, предполагается, что достаточными будут документы, подписанные руководителем предприятия. Также в законопроекте будет прописана процедура для налогоплательщика, если у него есть возражения по акту налоговой проверки.
Налогоплательщик должен иметь возможность позвать с собой на обсуждение претензий адвоката, аудитора и др. Процедура обсуждения должна быть достаточно публичной, с тем, чтобы обе стороны могли аргументировать свое видение ситуации».
Увы, на следующий день российские СМИ, проанализировавшие обсуждение на думских слушаниях, дружно закричали: «Караул!».
«Налоговые новации оказались фикцией» - так называлась статья на сайте «Газета. Ru», опубликованная 6 апреля:
«...Под улучшением администрирования Минфин в первую очередь понимает разграничение плановых и выездных проверок. В правительстве до сих пор нет единого мнения о том, сводятся ли плановые проверки к пересчету балансов, представленных предприятиями. Налоговики и контролирующий их Минфин хотели бы большего, то есть доступа к первичной документации компаний. При этом они согласны лишь на ограничение перечня предоставляемой информации; сейчас налоговики не могут затребовать разве что свидетельство о рождении бизнесмена - и вовсю своим правом пользуются.
Если в результате анализа они заподозрят налогоплательщика в недобросовестности, то хотят иметь право проводить выездную проверку, в ходе которой получат право рассматривать все необходимые им документы.
...Чтобы избежать потрясений рынка, которые при такой конструкции налоговой системы неизбежны (это показали проблемы ЮКОСа и «Вымпелкома», капитализация которых в момент объявления налоговых претензий резко падала и тянула вниз весь фондовый рынок), Минфин предлагает передавать некоторые акты проверок вышестоящим налоговым органам до того, как они будут выставлены налогоплательщику.
Но главное, что пообещал Сергей Шаталов, - увеличить отсрочку по уплате «больших налоговых претензий» при угрозе банкротства на срок два-три года».
Депутаты немедленно дали понять, что в том виде, в котором поправки в НК анонсировал замглавы Минфина Сергей Шаталов, они не устроят Думу. Глава думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник заявил, что законопроекты, цель которых - облегчить жизнь налогоплательщиков и снять существующие пробелы в законодательстве, «не решают поставленных задач». Резник считает, что в предложенном проекте документа содержатся некоторые положения, которые противоречат Конституции, в частности, норма о несудебном взимании штрафов по решению налогового органа, а также возможность изъятия штрафов с авансовых платежей.
В бизнес-сообществе уже высказывали опасения, что в документе появятся нормы, де-факто вводящие «презумпцию вины» налогоплательщика. И судя по последним заявлениям, Минфин от этих планов не отказался.
Что же до обещаний отсрочить выплаты налогов при угрозе банкротства, с ними дело обстоит еще более странно.
...Михаил Орлов, председатель экспертного совета бюджетного комитета Госдумы по налогообложению, пояснил, что речь идет вовсе не о налоговых отсрочках или рассрочках в случаях, если компания из-за выплаты доначисленных долгов может разориться.
По его словам (а Орлов присутствовал на заседании), речь идет о том, чтобы предоставлять отсрочки по выплатам предприятиям, в отношении которых уже идет процедура банкротства. Такое право было за ними закреплено и раньше, но формулировка предложена другая.
...По-настоящему серьезным в бизнес-сообществе посчитали бы предложение предприятиям, которым неожиданно насчитали долги, пени и штрафы по результатам налоговых проверок за прошлые годы, отсрочки по выплатам, позволяющей избежать банкротства. Ведь никто не хранит на счетах суммы, сопоставимые с годовыми прибылями. А пока не истек срок налоговых проверок за 2001-2002 годы, существует угроза того, что любую нефтяную компанию могут зацепить за то же, за что и ЮКОС, и обанкротить, поскольку все они использовали схожие схемы минимизации налогов...
...В то же время предприниматели ждут от правительства предоставления предприятиям рассрочки до наступления банкротства, а не после. Нынешняя схема неработоспособна хотя бы потому, что Гражданский кодекс устанавливает очередность взыскания средств, при которой при банкротстве налоги считаются выплатами третьей очереди, а вовсе не приоритетом (как зарплаты и социалка)».
Еще резче выступил в тот же день «Коммерсантъ», опубликовавший статью Галины Ляшенко «Правительство РФ не может обуздать налоговые органы»:
«...Министр (Алексей Кудрин-В.В.) признал, что у предпринимателей по-прежнему возникает масса опасений в отношении контролирующих их чиновников. В частности, возникают вопросы по поводу возможности государства использовать налоговое законодательство «в борьбе за перераспределение собственности, а также корпоративной борьбе». «Надо дать ответ на эти вызовы»,– заявил Алексей Кудрин. И дал: «Главная функция налогов – фискальная, нужно обеспечивать стабильность бюджетов всех уровней».
...Пока же бизнесу обещано наведение порядка в сфере налогового администрирования .
...Однако и тут государство не хочет терять ни копейки. По словам Алексея Кудрина, сейчас по результатам камеральных проверок, в рамках которых по закону должна проверяться только правильность заполнения налогоплательщиками налоговых деклараций, ежегодно доначисляется до 200 млрд рублей налогов. Просто так отказаться от такого источника пополнения казны Минфин не готов. «Придется повысить нагрузку на выездные проверки и увеличить численность налоговиков»,– раскрыл секрет Алексей Кудрин.
Кстати, не снят, по его словам, и вопрос о введении специальных НДС-счетов, активно обсуждавшийся в прошлом году. Напомним, было признано, что введение такого порядка серьезно усложнит жизнь предпринимателям.
...Тему произвола налоговых органов развил зампред бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров. И привел в пример письмо за подписью одного из замруководителей налоговой службы, в котором инспекции ФНС №6 по крупнейшим налогоплательщикам «не рекомендуется» выполнять решение арбитражного суда.
Кстати, и с поправками по упорядочению налоговых проверок вышел скандал. По словам Андрея Макарова, в случае их принятия бизнес получит не упорядочение налогового контроля и урезание аппетитов налоговиков, а, напротив, «узаконивание того, что происходит, причем в полном объеме». В частности, несмотря на обещание сформировать закрытый перечень документов, которые могут быть истребованы у налогоплательщика в рамках камеральной налоговой проверки, у Минфина пока перечень получается открытый. Более того, вместо того, чтобы предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки в случае угрозы банкротства при необходимости выплатить большую недоимку, предлагается давать отсрочки только тем, кто уже и так находится в стадии банкротства.
Введение же процедуры бесспорного взыскания штрафов с целью разгрузить суды от лишних дел, по мнению Андрея Макарова, «рушит принцип презумпции невиновности налогоплательщика». ...Кстати, против бесспорного порядка взыскания штрафов выступил и Герман Греф, заявив, что это попросту неконституционно. В любом случае пока у ведомства Алексея Кудрина получается совсем не тот документ, который с нетерпением ждет от него бизнес».
С коллегой из «Коммерсанта» согласна Ирина Склярова, опубликовавшая в тот же день во «Времени Новостей» статью «Заплатите нам красиво»:
«Попытки подвести черту под продолжающейся уже несколько лет налоговой реформой терпят неудачу. Бизнес критикует исполнительную власть за то, что ее публичные обещания улучшить положение предпринимателей затем ею же и выхолащиваются. А внутри самой исполнительной власти вновь обострились споры о том, надо ли дальше снижать налоговую нагрузку, а если надо, то по каким налогам и до какого предела.
Все вроде бы согласны с необходимостью улучшить налоговое администрирование и снизить давление на бизнес со стороны контрольных органов.
...Замминистра финансов Сергей Шаталов... По его словам, необходимо соблюсти баланс интересов государства и плательщика, фискалы должны осуществлять эффективный контроль, но не настолько жестко, чтобы бизнес ушел в тень. «К тотальности контроля не надо стремиться, надо управлять налоговыми рисками и не создавать излишних проблем для добросовестных предпринимателей. Намерен Минфин прописать и процедуры выставления плательщиками претензии к налоговым органам. Человек должен иметь право при предъявлении ему претензий защитить себя, привлекая адвоката и аудитора»...
...Тема снижения налогов не снята с повестки дня. Оказывается, еще не закрыт вопрос об НДС. Хотя снижать его в Минфине по-прежнему не очень хотят, однако, по словам Сергея Шаталова, не исключено, что некоторые шаги по этому налогу, анонсированные ранее как меры на будущее, могут начать действовать уже в нынешнем году. Возмещение НДС по капвложениям, которое Минфин обещал ввести не ранее 2006 года, может начать действовать уже в нынешнем году.
...На парламентских слушаниях, в обстановке более непринужденной, чем заседание правительства, министры разоткровенничались, выдав в зал несколько неожиданных идей. Г-н Кудрин, к примеру, заявил, что Минфин рассматривает возможность ликвидировать дефицит Пенсионного фонда за счет каких-то иных налогов помимо ЕСН. А г-н Греф обратил внимание на большой потенциал акцизов. «Наведение порядка в акцизной сфере даст резервы для повышения сборов налогов в целом», - заявил он. Осталось лишь непонятным, что именно имеет в виду министр - то ли изменение структуры налогообложения нефтепродуктов, табачных изделий и алкоголя, то ли внеплановую индексацию акцизных ставок.
...И бизнес-сообщество, и многие депутаты подозревают, что акцент, который делают Минфин и МЭРТ на улучшении налогового администрирования, - лишь маневр, отвлекающий от темы снижения налогов, при этом реального улучшения в самом администрировании не произойдет. Оксана Дмитриева, заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы, объяснила, почему, по ее мнению, расчеты на положительный эффект администрирования являются иллюзорными. «Изначально все преобразования в налоговой реформе были рассчитаны на то, что у нас есть умный и честный налоговый администратор, - сказала она. - Поэтому все реформы и пошли по направлению предоставления всевозможных вычетов, отнесения на расходы и на убытки, а не путем радикального снижения налогового бремени. И все бы эти меры работали, если бы у нас был этот честный и умный налоговый администратор, который бы рассудил по справедливости отношение бизнеса и налоговых органов». А Олег Киселев, глава комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике, заявил вчера на думских слушаниях: «Сегодня бизнес находится в состоянии недоумения опасения и стагнации после определенных событий. Мы хотим соблюдать все договоренности с властью и, скорее всего, будем настаивать на снижении НДС. В случае если те поправки, что Минфин разрабатывает и намерен внести в первую часть Налогового кодекса, не будут способствовать реальному улучшению положения предпринимателей, бизнес-сообщество будет настаивать на снижении НДС». При этом г-н Киселев прямо указал на то, что предложения, которые Минфин разрабатывает сейчас по улучшению администрирования, «не соответствуют требованиям бизнеса». 

Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости