Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Власть – бизнес – налоги

Публикуя обзор «Налогами по бизнесу», мы не предполагали, что сразу же вернемся к этой теме. Но количество публикаций о том, во что превратились обещания президента упорядочить систему налогообложения росло с такой стремительностью, а их содержание становилось настолько острым, что мы решили посвятить этот обзор новым аспектам налоговой темы. Мы обратились при этом к публикациям всего двух ведущих изданий.
7 апреля газета «Коммерсантъ», уделяющая налоговой тематике очень большое внимание, опубликовала статью Галины Ляшенко «Режим льготного налогоотчуждения» с подзаголовком6 «ФНС предлагает расширить полномочия фискальных органов»:
«Работа правительства по упорядочению налоговых проверок и ограничению произвола налоговых органов, проводимая в рамках договоренностей, достигнутых на встречах предпринимателей с президентом Владимиром Путиным и премьер-министром Михаилом Фрадковым, уже вызвала немало нареканий. И не только со стороны предпринимателей. После ознакомления с первоначальной редакцией соответствующих поправок в Налоговый кодекс опасения возникли и у некоторых депутатов.
…Впрочем, сами налоговики не скрывают, что их поправки в налоговое законодательство в первую очередь должны облегчить жизнь не налогоплательщикам, а собственно проверяющим. В пояснительной записке к своим предложениям ФНС прямо формулирует свою цель: "Облегчение сбора доказательной базы, обеспечение положительной динамики арбитражной практики, повышение результативности выездных налоговых проверок, создание эффективного механизма по компенсации потерь бюджета от применения схем (схем по уклонению от налогов.–Ъ)". Для этого, в частности, предлагается ввести в Налоговый кодекс, а значит, узаконить такие понятия, как "добросовестность" (имеется в виду добросовестность налогоплательщика.–Ъ), "экономическая целесообразность", "схема уклонения от налогообложения". Соответственно, делить предпринимателей на "добросовестных" и "недобросовестных", а также решать, насколько законна та или иная схема, налоговики берутся самостоятельно, как они это делают и сейчас.
Остальные поправки не так масштабны. ФНС предлагает запретить налогоплательщикам вносить изменения в налоговую декларацию более одного раза. Логика такова: не исправил ошибки с первого раза – расплачивайся за это рублем.
Отличаются представления налоговиков от мнения предпринимателей в отношении того, в каких случаях должны проводиться повторные выездные налоговые проверки. Напомним, что бизнес требует, чтобы основания для таких проверок были сокращены до двух: либо по просьбе самого налогоплательщика, либо по решению суда. ФНС, наоборот, предлагает расширить эти основания, оставив в качестве такового "решение вышестоящего налогового органа в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку", и добавив "требования правоохранительных органов".
…Впрочем, реверанс в сторону налогоплательщиков налоговые органы все-таки сделали, согласившись с тем, что срок для предоставления налогоплательщиком документов в рамках камеральной налоговой проверки может быть увеличен с пяти до десяти дней, а срок для предоставления налогоплательщиком возражений – с 14 до 20 дней. Правда, при этом налоговики не прочь превратить камеральные проверки (налогоплательщики направляют истребуемые документы в налоговые органы, которые, в свою очередь, должны проверить правильность их заполнения) в полноценные выездные проверки».
В тот же день «Ведомости» публикуют статью Бориса Грозовского и Светланы Ивановой «Обложили всех», повествующую об анекдотических проявлениях налогового произвола:
«…В декабре 2003 г. Межрайонная налоговая инспекция № 7 по Карелии доначислила фирме “Рубин” 2352 руб. вмененного налога за III квартал 2003 г. и 160 руб. пени за его неуплату. Как умышленный неплательщик, “Рубин” “заработал” еще и 40%-ный штраф — 942 руб.
Неучтенные компанией 643 человека — пациенты Республиканской психиатрической больницы в 2 км от Матросов. Они временно зарегистрированы в селе, население которого матросская сельская администрация ежегодно пересчитывает 1 января “по хозяйственным книгам с подворным обходом”.
Торговцы не согласились и пожаловались на инспекцию в республиканское налоговое управление. Оно скостило “Рубину” штраф и пени. Но коммерсанты не собирались платить и 2352 руб. и обжаловали это требование. Сначала Арбитражный суд Карелии, а затем и федеральный арбитраж Северо-Западного округа 4 февраля 2005 г. подтвердили правоту “Рубина”...
…Комичные споры с участием налоговиков случаются по нескольку раз в год…
… В июне 2004 г. суд Восточно-Сибирского округа отказал ангарским налоговикам, потребовавшим в счет недоимки продать имущество тюрьмы на 7,8 млн руб. Тогда же суд Центрального округа не согласился с брянскими налоговиками, уверенными, что местный медвызтрезвитель ведет коммерческую деятельность, оказывая гражданам платные услуги, и с выручки должен платить НДС.
Все дело в том, что основная задача налогового инспектора — собрать побольше денег в казну, а не проверить правильность уплаты налогов, объясняет рвение фискалов чиновник Минэкономразвития. За невыполнение плана налоговый инспектор может поплатиться головой, а за “лишние” судебные иски против налогоплательщиков и доначисленные компаниям безосновательно налоги его в лучшем случае пожурят…
…Для бизнеса шутки с налоговой могут обернуться и серьезными проблемами. Например, карельский спор мог быть решен и не в пользу предпринимателей, полагает юрист фонда “Деловая перспектива” Юлия Духнина. Ведь из республиканского закона неясно, кого относить к жителям населенного пункта.
…Если бы суд согласился с налоговиками, они бы пересчитали ЕНВД всем компаниям поселка. В крупных, приграничных и курортных городах налоговики так же “сосчитали” бы приезжих, а в поселках при исправительных учреждениях — их узников»…
«Креативные способности налоговиков восхищают, - утверждается в редакционной статье «Изобретение плана» в номере «Ведомостей» за 8 апреля. -
…Выдумывая все более экзотические способы пополнения казны, сотрудники налоговой службы думают, что выполняют свой долг. Никто им не может объяснить, что их долг на самом деле иной — следить за соблюдением налогового законодательства.
Ни в Налоговом кодексе, ни в законе о налоговых органах не сказано, что чиновники Федеральной налоговой службы (ФНС) обязаны заботиться о пополнении казны или тем более выполнять какие-то бюджетные задания. Вопреки расхожему мнению, налоговая служба вообще не фискальный орган.
…Тем не менее, правительство и депутаты ежегодно устанавливают для чиновников ФНС не только задание по сбору налогов, но и задание по взысканию штрафов и пени. Даже если никто не будет нарушать закон, ФНС все равно придется взыскать с кого-нибудь штраф. Таково задание.
…Руководители службы шлют своим подчиненным письма или телефонограммы с требованием прекратить возмещение НДС вплоть до особого распоряжения.
Другими словами, нарушить закон в связи с бюджетной необходимостью. Информируя подчиненных об очередном решении Высшего арбитражного суда в пользу налогоплательщика, руководители ФНС любят приписывать в конце письма, что это решение касается конкретной компании и не имеет к остальным никакого отношения.
…Проблема в том, что размер собранных налогов — самый простой и очевидный критерий, по которому можно оценить труд инспектора. И если отменить налоговые планы, то у чиновников может пропасть стимул работать.
…Отмена заданий для МНС многим покажется утопией. Но кто будет отрицать, что налоговый инспектор, пришедший с проверкой, должен руководствоваться законом, а не желанием выполнить план любой ценой.
Президент поручил правительству навести порядок в правилах налогового администрирования. Самое время задуматься о том, что в действительности является критерием хорошей работы ФНС».
12 апреля те же «Ведомости» публикуют статью Светланы Ивановой «Сюрприз!»:
«Минфин творчески подошел к требованию президента улучшить налоговый климат. Подготовленные чиновниками поправки в Налоговый кодекс разочаровали предпринимателей. По мнению экспертов, президентские обещания выполнены лишь наполовину — у налоговиков останется множество рычагов для давления на бизнес.
…Вчера Минфин внес в правительство поправки в Налоговый кодекс, в которых должны отразиться обещания президента. Чиновники учли практически все пожелания предпринимателей.
…Минфин предложил ограничить срок выездных проверок, которые способны парализовать деятельность компании, двумя календарными месяцами, причем проверка может идти дольше лишь в том случае, если необходима экспертиза или налогоплательщик не предоставил вовремя нужные документы. Претензии к налогоплательщику должны разбираться в его присутствии, а инспекторам придется выслушать все контраргументы компании.
…Но одними либеральными поправками дело не ограничилось. И теперь бизнесмены не знают, радоваться им или огорчаться.
“Мы предполагали, что порядок налогового контроля будет настолько четким, что не останется никакой возможности для злоупотреблений, — говорит замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков. — Поправки Минфина это не обеспечивают”. К примеру, в них говорится, что, обнаружив какое-то нарушение при проверке отчетности, инспектор “вправе” сообщить об этом налогоплательщику. При этом нарушение может стать основанием для выездной налоговой проверки. “Почему государство должно умалчивать о нарушениях?” — негодует Александр Шохин, председатель Координационного совета предпринимательских союзов. Вопреки пожеланиям бизнеса, в документе предусмотрено и внесудебное взыскание штрафов, зато срок уплаты штрафа не оговаривается. “А значит, инспекция может потребовать это сделать за один день”, — опасается Беляков.
Бизнесмены предлагали оставить инспекторам только два законных повода для повторных выездных проверок — решение суда и желание самого налогоплательщика. Но чиновники сохранили широкий круг оснований, среди которых — проверки в порядке надзора за нижестоящими налоговыми органами. “Именно в ходе таких проверок доначисляются огромные суммы”, — напоминает Беляков. Чиновники придумали и новое основание для повторной проверки: им может стать подача уточненной налоговой декларации, из которой следует, что бюджет должен вернуть переплаченный налог.
Замруководителя налогового департамента Минфина Александр Иванеев уверяет, что авторы документа стремились максимально отразить пожелания бизнеса. Как попали в него новации, возмутившие предпринимателей, он объяснить не смог».
«Алексея Кудрина подвергли встречной проверке» - статья Галины Ляшенко в «Коммерсанте» за 14 апреля:
«Сегодняшнее заседание правительства должно было быть посвящено налоговой реформе. Кабинету предстояло обсудить поправки к Налоговому кодексу, связанные с упорядочением налоговых проверок, совершенствованием взимания налога на добавленную стоимость (НДС), а также индексацию ставок акцизов на будущий год. Тексты законопроектов уже подготовлены (они есть в распоряжении Ъ). Но в последний момент обсуждение отложили. На неопределенный срок. Причина – возникновение разногласий как внутри Белого дома, так и у правительства, с предпринимателями. И разногласия с бизнесом могут оказаться непреодолимыми.
…Парадокс, но подготовленный Минфином и уже внесенный в правительство соответствующий законопроект, по мнению предпринимателей, не только не упростит им жизнь, а напротив, сделает борьбу с произволом налоговых органов еще более трудоемкой. О чем вчера предприниматели и сообщили Алексею Кудрину.
Зампред комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Сергей Беляков, который принимал участие в заседании, заявил: "Достигнутые с предпринимателями договоренности не соблюдены, и никакого улучшения мы не получили". "Все это напоминает разговор глухого с немым. Мы думали, что Минфин нас понял, а текст законопроекта свидетельствует об обратном",– считает президент "Опоры России" Сергей Борисов.
…Главного требования предпринимателей Минфин не выполнил. Речь идет о ликвидации повторных налоговых проверок. Вместо того чтобы ограничить их случаями, когда о повторной проверке налоговиков попросил сам налогоплательщик или потребовал суд, в законопроекте написано, что все существующие сейчас основания для проверок сохраняются.
То есть повторные проверки по-прежнему будут проводиться по желанию налоговых органов, в частности, "вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего выездную налоговую проверку". При этом никакой оговорки о том, что в состав "повторных" проверяющих не должны входить налоговики, проводившие первоначальную проверку (этот вопрос также обсуждался с предпринимателями), в законопроекте нет. Кроме того, вместо обещанных предпринимателям двух месяцев, которыми предлагалось ограничить выездные проверки, Минфин предложил в ряде случаев, например, при проведении встречной проверки, продлевать этот срок до пяти месяцев.
Так что радоваться предпринимателям нечему. "Любая выездная проверка может заканчиваться встречной. Потом к нам придет повторная проверка 'в порядке контроля со стороны вышестоящего налогового органа' в составе тех же проверяющих. И так до бесконечности",– констатирует Сергей Беляков.
…В своем законопроекте Минфин написал то, что и должен был написать. Очевидно, что ведомство, отвечающее за пополнение казны и устанавливающее налоговикам задание по сбору налогов, просто не может предпочесть интересы бизнеса интересам бюджета. По сведениям Ъ, только за прошлый год по результатам камеральных налоговых проверок налоговики доначислили в бюджет порядка 280 млрд рублей, а по результатам повторных проверок – еще 80 млрд рублей. Итого – 360 млрд рублей. Понятно, что отказаться от таких денег Минфину совсем нелегко.
И вчера Алексей Кудрин опять ничего конкретного предпринимателям не пообещал. Единственное, о чем удалось договориться, это о создании рабочей группы, в которую войдут представители бизнеса, правительства, администрации президента и Госдумы и которая в течение недели должна попытаться найти компромисс в деле упорядочения налоговых проверок. …Перенос рассмотрения налогового вопроса на заседании правительства связан не только с желанием Алексея Кудрина договориться с бизнесом, как могло бы показаться на первый взгляд. Не менее важная причина – противоречия с Министерством экономического развития и торговли, которому позиции бизнеса ближе. Как стало известно Ъ, на встрече Алексея Кудрина и главы МЭРТа Германа Грефа, состоявшейся накануне вчерашнего заседания рабочей группы Совета по конкурентоспособности и предпринимательству, министры не смогли согласовать позиции ни по одному из запланированных к обсуждению на заседании правительства законопроектов. В частности, МЭРТ согласен с бизнесом в том, что необходимо существенно ограничить повторные налоговые проверки.
Как отмечается в сопроводительном письме Алексея Кудрина на имя премьера Михаила Фрадкова, приложенном к пакету налоговых законопроектов, "в связи с задержкой рассмотрения и одобрения «Основных направлений налоговой политики» правительственной комиссией не представилось возможным согласовать представляемые законопроекты с заинтересованными министерствами».
В тот же день «Ведомости» публикуют статью Бориса Грозовского и Светланы Ивановой «Не договорились» с характерным подзаголовком «Минфин защищает ФНС от бизнеса»:
«Правительство сегодня не станет обсуждать вопрос о том, как защитить бизнес от стахановцев из налоговой службы. Претензии предпринимателей к законопроекту, подготовленному Минфином, оказались настолько серьезными, что его рассмотрение решено отложить.
После шквала налоговых претензий, обрушившихся на бизнес в 2004 г., предприниматели потребовали урезонить налоговиков. Чиновники признали, что деловой климат ухудшился, и пообещали ограничить произвол Федеральной налоговой службы (ФНС). В ответ представители бизнес-сообщества согласились не поднимать вопрос о снижении налоговых ставок, хотя идею уменьшить НДС с 18% до 13% активно поддерживал премьер Михаил Фрадков. В марте Владимир Путин пообещал оградить компании от давления со стороны налоговиков.
Но когда Минфин “оформил” обещания президента в виде законопроекта, предприниматели оказались разочарованы. По их мнению, возможности для произвола у налоговиков сохранились. “А ряд норм […] даже ухудшает положение налогоплательщиков”, — говорится в обзоре разногласий, подготовленном экспертами РСПП.
Минфин, как и было условлено, предлагает ограничить сроки выездной проверки налогоплательщика двумя календарными месяцами. Но эта уступка, по мнению предпринимателей, ничего не стоит — ведь у инспекторов должна сохраниться возможность растягивать этот срок за счет времени, потраченного на проверки контрагентов компании. Не нравится бизнесу и предложение Минфина сохранить широкий круг оснований для повторных выездных проверок — например, как и сейчас, инспектора смогут снова нагрянуть на предприятие под предлогом надзора за нижестоящими налоговыми органами.
…Расстроило предпринимателей и то, что чиновники предлагают считать налог уплаченным, только когда деньги дошли до казны, а не с момента подачи платежного поручения в банк.
Свои жалобы предприниматели принесли вчера в Минфин — на встречу с Алексеем Кудриным и его подчиненными.
Кудрин выслушал все претензии, но обсуждать их не стал. Для снятия разногласий Минфин создал группу, которая сегодня начнет работу, рассказывает руководитель налогового комитета РСПП Олег Киселев. А обсуждение поправок на заседании правительства состоится не сегодня, как намечалось, а через неделю или две, когда будет выработана единая позиция по всем вопросам…
Предприниматели рассчитывают, что чиновники пойдут им навстречу.
…Но представления о совершенстве у чиновников и бизнесменов разные. Один из чиновников Минфина говорит, что его ведомство будет настаивать и на продлении выездных проверок за счет встречных, и на том, чтобы налоговики могли проводить повторные проверки в порядке надзора. “Повторная проверка не всегда проводится для того, чтобы наказать налогоплательщика, — уверяет чиновник. — Нередко она нужна, чтобы доказать, что нижестоящая инспекция начислила компании лишние налоги”.
И вообще Минфин не нарушает никаких договоренностей, убежден чиновник. Замечания предпринимателей относятся к вопросам, по которым и раньше не было согласия.
Если Минфин будет упорствовать, представители бизнеса угрожают отыграть назад и потребовать снижения налоговых ставок».
Итак, у предпринимателей и чиновников есть неделя, чтобы договориться. Однако, судя по приведенным выше мнениям, надежд на компромисс немного. И уже через неделю страницы газет могут вновь оказаться наполненными претензиями по поводу налоговой реформы.

Обзор подготовил Владимир Володин

Никитченко Алексей Анатольевич
Ильинов Евгений Викторович
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости