Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Капитал уходит, инвестиции не приходят

Вскоре после праздников отечественные СМИ неожиданно обратили внимание на, казалось бы, не самое заметное происшествие. 13 мая «Коммерсантъ» опубликовал статью «Carlyle Group не хочет быть в группе риска» с подзаголовком «Инвестиционный гигант сворачивает бизнес в России»:
«Как стало известно Ъ, одна из крупнейших мировых инвестиционных групп – Carlyle – спустя лишь год после открытия закрывает московский офис и сворачивает бизнес в России. В Carlyle Ъ заявили, что «соотношение рисков и доходности больше не является удовлетворительным для клиентов».
…Под управлением американской Carlyle Group находятся активы на $24,8 млрд. В группу входит 28 фондов, она имеет офисы в 14 странах мира.
…Уход одной из крупнейших инвестиционных групп мира из России произошел всего лишь через год работы в России. При этом о политических рисках в России Carlyle знала не понаслышке. Среди советников подразделения Carlyle Energy числился глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, а среди советников Carlyle Europe – глава МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев. Однако в Carlyle отрицают связь между их судьбой и решением закрыть московский офис. Тем более что советов группе они толком дать и не успели.
…По мнению российских участников рынка, причины этого решения надо искать в уровне доходности. По словам высшего менеджера одной из крупных российских управляющих компаний, группа Carlyle за время своей работы в России пыталась сделать ряд фондов прямых инвестиций, однако до реализации дело не дошло. «Судя по всему, они не очень владели российской спецификой»,– прокомментировал это представитель УК. Это звучит несколько странно. Ведь одним из наиболее успешных проектов прямых инвестиций в России участники рынка называют компании Barings Vostok Capital.
…Однако по мнению же исполнительного директора УК «Альфа-капитал» Анатолия Милюкова, все дело в том, что «в России за несколько лет высоких цен на нефть ничего дешевого не осталось. Заходить для таких проектов в России уже поздновато. Сейчас время продавать компании – стратегическим или публичным инвесторам. Тем более что масштабы бизнеса группы подразумевали и соответствующего масштаба сделки. Прежде всего стратегических предприятий». Кроме того, по мнению участников рынка, всегда сдерживала возможности группы и политическая аффилированность. В ее совете директоров представлена верхушка американского истеблишмента – так, в него входит бывший президент США Джордж Буш-старший. Так что чем бы ни было вызвано ее решение уйти из России, оно в любом случае может считаться политическим».
Статьей «$10 млрд недоинвестиций» откликнулся в тот же день на это событие сайт «Газета. Ru»:

«Ни цента из $10 млрд, которые планировалось выделить американским инвестфондом Carlyle Group на инвестиции в российскую экономику, так и не было потрачено. Фонд сворачивает работу в России. Выделенные на проекты средства буду инвестированы в другие регионы мира.
…Между тем, как рассказала «Газете.Ru» сотрудница лондонского представительства Carlyle Group Кэтерин Элмор-Джан, в российские проекты предполагалось направить сумму, доходящую до $10 млрд. Теперь же инвестиции решено реализовать в американских и европейских проектах.
За 2004 год группа рассмотрела более ста российских проектов, и только по двум особо приглянувшимся провела экспертные проверки. Но деньги так и не были выделены.
Потенциальные объекты для инвестиций Carlyle – компании, занимающие лидирующие позиции в быстро развивающихся секторах экономики, обеспечивающие рост примерно на 15% в год. Годовой оборот такой компании должен составлять $50 – $200 млн. В каждый объект Carlyle как правило вкладывает от $20 до $50 млн.
Кэтерин Элмор-Джан заявляет, что «основная причина, по которой было решено прервать работу в России, – слишком рискованная экономическая ситуация на рынке».
«Для западных инвесторов ситуация с рисками в России недостаточно предсказуема, чтобы дать уверенность в отдаче от вложений. Инвестиционный рынок в России сейчас очень волатилен», – заявил в пятницу Financial Times один из инвесторов Carlyle.
…О дальнейших планах Carlyle Group в России в компании рассказали очень размыто. Представители Carlyle обещают следить за рынком, но все инвестиционные программы, запланированные ранее, решено было отложить на неопределенный срок. Офис распускается, а его сотрудники увольняются».
14 мая статью «Carlyle уходит из России» опубликовали «Ведомости»:
«Вторая попытка Carlyle Group, одной из крупнейших управляющих компаний по прямым инвестициям в мире, заработать на вложениях в российские компании обернулась неудачей. Carlyle закрывает московское представительство, ссылаясь на высокие политические риски и дефицит интересных проектов.
Россия приглянулась Carlyle еще в конце 90-х гг. В 1998 г. группа открыла московское представительство и начала собирать деньги для инвестиций в местные компании. Но кризис помешал Carlyle реализовать грандиозные планы, и создание фонда пришлось отложить. В 1999 г. Carlyle купила 57% акций “Аптеки-Холдинг”. Но в 2000 г. российское представительство было закрыто — Carlyle предпочла уйти с высокорискованного рынка.
Тем не менее спустя три года Россия снова привлекла внимание американских управляющих. В марте 2004 г. Carlyle объявила о возвращении на наш рынок и открытии нового представительства в Москве.
…В начале этого года один из представителей группы даже интересовался потенциальной возможностью инвестировать средства в Independent Media.
Однако на днях Carlyle неожиданно решила закрыть российский проект.
…Инвестиционный климат в России оставляет желать лучшего, соглашаются с западными коллегами работающие в России управляющие. Представитель одной из крупных международных управляющих компаний вспоминает, что в прошлом сентябре, когда Carlyle привезла в Москву группу потенциальных инвесторов для знакомства с местным бизнесом, Россия встретила их новостью о грядущем аукционе по “Юганскнефтегазу”. “[Инвесторы] уезжали в замешательстве”, — указывает он.
…Согласны управляющие и с дефицитом хороших проектов, отпугнувшим клиентов Carlyle. “Здесь просто некуда вкладывать, — сетует директор одной из западных управляющих компаний. — Цены достаточно высоки, а качество бизнеса растет медленно”. Привлекательные отрасли есть, добавляет он, но предприниматели стремятся найти стратегического инвестора или привлечь деньги через IPO».
Несколько по-иному оценивает ситуацию Алексей Полухин, автор статьи «Американские инвесторы свернули бизнес в России», опубликованной «Новой Газетой» 16 мая:
«…Carlyle — это не обычная компания. Речь идет даже не об объеме средств, находящихся под управлением, а это более 20 миллиардов долларов. В распоряжении Carlyle есть еще более существенный капитал — политический. Компания стала своеобразным пристанищем для вышедших на пенсию политических фигур мирового значения. Те, кто внимательно смотрел нашумевший фильм «Фаренгейт 9/11», наверняка вспомнят, что не так давно в числе ее советников значился экс-президент США Джордж Буш-старший. Помимо него, Carlyle консультировали бывший госсекретарь США Джеймс Бейкер, экс-министр обороны США Фрэнк Карлуччи, бывший британский премьер Джон Мейджор. Статус советников, то есть внештатных единиц персонала, помогал им обойти положения американского закона о «золотом парашютировании», запрещающего крупным чиновникам уходить в профильные виды бизнеса. Сейчас этих людей в Carlyle уже нет, но смена у них достойная (перечислять фамилии не буду, скажу лишь, что они соотносимы).
…Конечно, велик соблазн увязать уход Carlyle с близящимся финалом «дела «ЮКОСа». Но прямых связей, на мой взгляд, тут нет и быть не может: российский офис открылся в марте 2004 года, когда Ходорковский и Лебедев уже сидели. Если в этом деле и есть политические мотивы, то они гораздо глубже и неоднозначнее.
Сам приход Carlyle Group в Россию выглядел актом политическим — достаточно сказать, что незадолго до этого события Джордж Буш-старший прилетал в Бочаров Ручей. Возможно, хотел из первых уст услышать, что государство намерено делать в дальнейшем с крупным бизнесом. Тогда ответ его, по-видимому, удовлетворил. Однако бизнес не заладился, и общее ухудшение отечественного инвестиционного климата здесь сложно переоценить: венчурные портфельные инвестиции приносят доход только при стабильно растущем рынке (не путать с ВВП). А в условиях фондовой лихорадки, налогового террора и давления со стороны государства покупка компаний с целью дальнейшей перепродажи — основной профиль деятельности Carlyle Group — выглядит занятием бесперспективным».
Между тем сообщение об уходе из России крупного американского инвестора появилось на фоне известия о резком росте оттока капитала. Так 28 апреля Николай Вардуль из «Коммерсанта» пишет в статье «Из России утекло $19 млрд нечистыми»:
«Вчера Минэкономразвития загадало загадку. В ежеквартальном докладе о текущей ситуации в экономике РФ по итогам первых трех месяцев 2005 года были опубликованы две противоположные цифры. В разделе "Основные тенденции первого квартала" утверждается, что "предприятия и банки вывезли за рубеж максимальную в новейшей истории России сумму за этот период – около $19 млрд". В разделе же "Платежный баланс (оценка Банка России)" утверждается: "Показатель, характеризующий нетто-результат трансграничного движения, свидетельствовал о заметном снижении чистого оттока капитала ($0,9 млрд против $4,2 млрд в сопоставимом периоде)".
…Главное в отчете МЭРТа – оценка валового оттока. $19 млрд – это "максимальная в новейшей истории России сумма за этот период". Дальше следует ответить на очевидный вопрос: так закончено в России дело ЮКОСа или нет? Если базироваться на чистом оттоке, то российская экономика этим делом почти переболела; если исходить из валового оттока, то все еще только начинается.
…Аборигены–держатели капиталов в России бегут невиданными до сих пор темпами. Одновременно пришельцы–держатели иностранных капиталов "вдруг" сочли российскую экономику достойной капиталовложений. Ситуация еще больше запутывается, если вспомнить, что среди стран, откуда капитал приходит в Россию, на первых местах находятся Кипр и другие еще недавно офшорные территории, куда российский капитал в свое время и скрылся. То есть в Россию под маркой иностранного возвращается так сказать этнически российский же капитал. Почему он возвращается, когда собственно российский капитал из России бежит? Возможный ответ состоит в том, что на решение владельцев недавних офшорных капиталов прежде всего повлияла ситуация повсеместного закрытия офшорных зон, а вовсе не вера в светлое будущее российской экономики.
…Очевидно, что ситуация, когда капиталы рекордно бегут, причем одновременно в обе стороны, не может сохраняться долго. Что-то должно перевесить. И скорее всего, фактором, который повлияет на то, в какую сторону качнутся весы, будет приговор Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву».
Надо сказать, что с журналистом из «Коммерсанта» согласны М. Брюггманн и Т. Виде, опубликовавшие 18 мая в немецкой «Handelsblatt» статью «Обеспокоенные инвесторы»:
«…Объявление меры наказания бывшему главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому еще впереди, но последствия ожидаемого приговора уже давно ощутимы: экономический климат в России ухудшился.
Местные и иностранные концерны, работающие в России, фактически отреагировали на дело ЮКОСа инвестиционной забастовкой. Об этом говорят московские экономисты, ссылаясь на рост российской экономики, который снизился с 7,1% в 2004 году до 4,9% в первом квартале текущего года. Еще более отчетливо сократилось производство промышленной продукции. Экономисты возлагают ответственность за это в первую очередь на значительно снизившийся приток инвестиций. Одновременно в четыре раза увеличились объемы утечки капитала, которые составили в 2004 году 9,4 млрд долларов.
…Многие иностранные инвесторы пребывают в растерянности: так, сейчас Россия в лице американской Carlyle Group потеряла одну из ведущих в мире инвестиционных групп, специализирующуюся на привлечении частных инвестиций. На прошлой неделе Carlyle Group объявила, что она пока не планирует продолжать вкладывать деньги в Россию, так как "соотношение рисков и ожидаемых доходов больше нас не устраивает".
Другие инвесторы тоже отложили до лучших времен уже запланированные акции.
…Драматичным кажется положение даже российской нефтяной промышленности, которая находится на грани уничтожения. После предъявления дополнительных налоговых требований сначала ЮКОСу, а затем ТНК-ВР и "Сибнефти" эксперты отраслевой службы Energy Intelligence зарегистрировали сокращение потока инвестиций в отрасль: сегодня многие фирмы вкладывают меньше денег в расширение нефтедобычи, чем два года назад.
…Еще одним поводом для беспокойства является распределение новых лицензий на нефтедобычу, ведь таким образом президент Путин хочет ограничить иностранные инвестиции в "стратегические отрасли".
Однако сильнее всего на сокращение инвестиций в нефтяной промышленности повлиял действующий с 2004 года "очень жесткий налоговый режим", считают аналитики из United Financial Group, группы, принадлежащей Deutsche Bank. Так, сейчас в среднем 74% общей прибыли уходит на налоги. Таким образом, налоги в секторе сырой нефти в России сегодня выше, чем в таких нефтедобывающих странах, как Норвегия, США и Англия.
…Вследствие этого инвестиции сократились столь ощутимо, что министерство природных ресурсов готово отзывать лицензии, поскольку концерны ввиду неуверенности в завтрашнем дне не выбирают выделенные им квоты».
К чему приведет Россию столь значительный отток капиталов и сокращение инвестиций покажет ближайшее будущее.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости