Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Прогноз не погоды

Как известно из повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», на дверях отдела предсказаний и пророчеств НИИ чародейства и волшебства красовалась надпись «Темна вода во облацех». Тем не менее мода на прогнозы и предсказания не прошла до сих пор.
Газета «Ведомости» 30 сентября (извините, уважаемые читатели, за столь давнюю дату, но с тех пор обзоров на сегодняшнюю тему не было) опубликовала статью четырех авторов «У России опасный курс»:
«Тревога за будущее российской экономики подвигла аналитиков ведущих инвестиционных банков написать письмо премьер-министру Михаилу Фрадкову. Они критикуют нынешнюю бюджетную политику и даже предлагают власти свою “интеллектуальную” помощь.
…«Мы все живем в России и хотим видеть страну стабильной, — так объясняет мотивы обращения аналитиков к премьеру один из авторов письма Евгений Гавриленков. — Тенденции, на которые мы обращаем внимание, чреваты экономическими потрясениями масштаба 1998 г., которые навредят и государству и бизнесу. Поэтому мы как экономисты сочли необходимым обратить на это внимание премьера». С Гавриленковым согласны еще 10 аналитиков ведущих инвестиционных компаний, работающих на российском рынке.
Экономистов беспокоит, в частности, запланированный на следующий год рост непроцентных расходов бюджета с 15,6% до 16,7% ВВП. «Мы поддерживаем намерение президента и правительства повысить благосостояние россиян, но считаем, что эта задача вряд ли может быть решена средствами одной лишь бюджетной политики», — говорится в письме.
…В качестве примера один из авторов письма, главный экономист «Ренессанс Капитала» Владимир Пантюшин, приводит опыт стран Латинской Америки, где рост доходов бюджета сопровождался увеличением доходов граждан. «В результате инфляция съедала зарплаты в течение нескольких лет, а когда у бюджета не стало денег, доходы граждан сразу уменьшились вдвойне — государство было вынуждено сокращать социальные расходы, которые и так нивелировала инфляция», — рассказывает он.
…»Речь не идет о том, чтобы вообще не тратить, — объясняет главный экономист ОФГ Ярослав Лисоволик. — Нас просто тревожит все более популистский характер бюджетной политики, в то время как нужно сконцентрироваться на качестве расходов, а не на количестве». «Иначе можно потратить деньги на «дорогу в никуда», — добавляет главный экономист ФК «УралСиб» Владимир Тихомиров.
Впрочем, авторы письма не ограничились критикой, а предлагают правительству свою интеллектуальную помощь и хотят регулярно встречаться с чиновниками и депутатами для обсуждения «насущных экономических проблем».
…Письмо в адрес председателя правительства подписали главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков, замначальника аналитического управления “Ренессанс Капитала” Алексей Моисеев, исполнительный директор Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков Иван Осколков, главный стратег инвестиционного банка “Траст” Николай Подгузов, начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов, заместитель гендиректора ММВБ Валерий Петров, главный экономист Объединенной финансовой группы (ОФГ) Ярослав Лиссоволик, главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова, главный экономист “Ренессанс Капитала” Владимир Пантюшин, главный экономист “УралСиба” Владимир Тихомиров, старший экономист “Атона” Питер Уэстин».
О реакции представителей законодательной власти на тревоги экспертов о будущем страны повествует материал, опубликованный в тот же день на сайте «НЬЮСРУ.КОМ», «Депутаты: сейчас опасности повторения кризиса 1998 года нет»:
«России в настоящее время не грозит опасность повторения экономического кризиса 1998 года, считает зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.
…Правда, он согласился с независимыми экспертами в том, что увеличение бюджетных расходов и отсутствие роста в производстве создает риск инфляционных процессов. «Бездумное увеличение госрасходов недопустимо», - отметил депутат. По мнению Макарова, бюджет на 2006 год сбалансирован, и опасности по росту инфляции нет.
Суждение депутата поддержал председатель думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислав Резник. Он высказал мнение, что бюджет на 2006 год сформирован хоть и напряженно, но все же позволяет удержать инфляцию в утвержденных параметрах.
Однако Резник считает, что если правительство будет вносить изменения в бюджет, которые будут касается роста расходов, то последствия этого будут очевидны - реальное положение граждан резко ухудшится».
Прошел месяц и «Ведомости» публикуют 31 октября статью Бориса Грозовского «Россию ждут три кризиса»:
«…Гендиректор Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Андрей Белоусов в докладе «Долгосрочные тренды российской экономики: сценарии экономического развития России до 2020 г.» предрек России кризисы в 2007-2008, 2011-2012 и 2015-2017 гг. Тревожащие Белоусова диспропорции с каждым годом нарастают. В экспортно-сырьевом секторе экономики рентабельность в шесть раз выше, чем в секторе, ориентированном на внутреннего потребителя, обеспеченность инвестициями и средние зарплаты — выше вдвое, а производительность труда — впятеро. Положение социальных отраслей — ЖКХ, здравоохранения и образования — еще хуже, констатирует он. …Энергетикам и транспортникам не на что модернизировать сети, две трети работников не могут приобретать жилье, качественные медицинские и образовательные услуги, а дешевый рубль препятствует импорту технологий, пишет Белоусов.
…Первый кризис будет вызван ростом социального напряжения: из-за инфляции и роста тарифов ЖКХ положение бюджетополучателей ухудшится, а поддержка ими госвласти снизится, пишет Белоусов. А открытие рынков иностранцам после вступления в ВТО и рост курса рубля ухудшат конкурентоспособность среднего и малого бизнеса.
Спустя четыре года в России начнет сокращаться трудоспособное население и вырастет дефицит пенсионной системы. Из-за износа электроэнергетики и ЖКХ могут начаться массовые аварии, а военно-научный потенциал будет близок к исчерпанию.
Еще пять-шесть лет спустя в кризисе окажется система госуправления: она будет размываться глобальными бизнес-структурами, неправительственными организациями и стремящимися к самостоятельности крупными регионами. Обострится проблема бедности в застойных регионах, страна начнет отставать в технологическом развитии, а рентабельные сырьевые запасы будут на исходе, предрекает Белоусов.
Если ничего не делать, к концу следующего десятилетия рост ВВП замедлится до 1,9%, а инвестиций — до 2,8% в год. Но у России есть способ избежать всех этих неприятностей, утверждает Белоусов. Для этого нужно капитализировать конкурентные преимущества — энергетический, научно-исследовательский, транзитный и аграрный потенциал — и заняться модернизацией инфраструктуры.
…Доклад Белоусова — часть работы по анализу рисков и возможностей экономики страны, говорит чиновник правительства. «Долгосрочное прогнозирование будет продолжено, мы только в начале пути», — замечает руководитель экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович. Найти очаги роста будет непросто, считает директор департамента Минэкономразвития Андрей Клепач».
С еще более катастрофическим прогнозом выступил в тот же день в Интернет – газете «РБК – Дейли» Антон Попов. Его статья называется «Европа и США задушат Россию в 2006 году»:
«…Европейская экономика, похоже, начинает выходить из долгой «спячки» – об этом свидетельствуют опубликованные в конце прошлой недели макроэкономические данные из ЕС. Причем растет не только деловая активность и уверенность потребителей, но и инфляция.
…Рынок уже давно полнится слухами, что ЕЦБ в ближайшие месяцы может повысить свою ставку по примеру Федеральной резервной системы (ФРС) США. Это не может не волновать развивающиеся рынки. Ведь рост ставок в развитых экономиках приводит к тому, что инвесторы несут свои деньги именно туда, а «третьи страны» могут остаться у разбитого корыта. В случае с Россией ситуация усугубляется еще и тем, что рост ставок может «сбить» цены на нефть. Предсказать, что произойдет, если оба эти фактора соединятся, пока не решается никто. Но в том, что России придется несладко, эксперты не сомневаются.
…До недавних пор Европа не могла позволить себе наращивать ставки, опасаясь убить и без того слабый экономический рост. Но если макроэкономические данные будут оставаться такими же оптимистичными, то рост ставок в Европе станет лишь вопросом времени. «Ситуацию едва ли стоит драматизировать: речь не идет о сильном росте ставок, скорее об их коррекции», – подчеркнул Луиджи Сперанца. Однако даже незначительное повышение ставок в Европе может серьезно ударить по развивающимся рынкам, в том числе и по России.
«Рост процентных ставок является негативным моментом для развивающихся рынков, так как в результате планомерного повышения ставок снижается спрос на активы с более высокой степенью риска, – сказал RBC daily аналитик «МДМ-Банка» Антон Затолокин. – При этом первоочередное значение для финансовых рынков имеет стоимость денег в США». Американские власти пока не намерены тормозить рост ставок. Ожидается, что он продолжится как минимум до января, когда ставка ФРС достигнет 4,0-4,5%. Не исключено, что к тому времени начнет расти и стоимость денег в Европе. Но если для развивающихся рынков вообще это будет означать лишь ослабление интереса инвесторов, то по России рост ставок ударит гораздо сильнее. «Рост ставок в Европе приведет к усилению евро, – отметил в беседе с RBC daily начальник аналитического управления ИК «Антанта Капитал» Денис Матафонов. – А это вызовет, во-первых, отток капитала, а во-вторых, экспортно-импортные операции станут дороже». Не секрет, что Европа – основной торговый партнер России. Не секрет также, что Россия импортирует из ЕС все больше и больше товаров, а укрепление евро сделает этот импорт намного дороже.
До поры до времени высокие цены на нефть будут защищать Россию и ее фондовый рынок и от пересыхающего притока инвестиций, и от удорожания импорта. «Пока цена нефти остается достаточно стабильной, – комментирует Денис Матафонов. – Поэтому, скорее всего, высокие нефтяные доходы и отток капитала пока будут компенсировать друг друга и на рынке будет скорее боковое движение». По его мнению, такая ситуация сохранится на протяжении по крайней мере двух-трех месяцев. «Пока цены на нефть довольно устойчиво реагируют на повышение ставок. Поэтому, несмотря на общее снижение рынков акций, на российском рынке агрессивных продаж пока не наблюдается, – соглашается Антон Затолокин, – но некоторое влияние этого процесса российский рынок на себе уже чувствует».
…Причиной падения нефтяных цен, каким бы странным это ни показалось на первый взгляд, могут стать все те же высокие ставки. «Важным фактором является то, что рост процентных ставок может привести к оттоку капитала с сырьевых рынков, куда инвестированы значительные средства хежд-фондов, в частности с рынка нефти», – отмечает Антон Затолокин. Нынешние цены на нефть во многом объясняются спекулятивной игрой, в которую вложены значительные средства инвесторов всего мира. До недавних пор это было связано с низкими ставками и дешевыми деньгами, но в случае роста ставок по обе стороны океана картина может резко измениться».
Наконец, 7 ноября в «Ведомостях» со статьей «Экономический рост: Так легко уже не будет» выступил Евгений Гавриленков:
«Вся история российского экономического роста с 1999 г. — это история дешевой энергии и дешевых денег на внутреннем рынке. Важно и то, что отечественные производители без особого труда могли поставлять энергоресурсы и на экспорт, и внутрь страны, ведь у них еще оставались свободные мощности, введенные в прошлые десятилетия. Но в ближайшем будущем рост перестанет даваться так легко. В экономической политике предстоит сделать принципиальный выбор.
…После 1999 г. цены на энергоносители в России росли намного быстрее инфляции. По данным Росстата, газ и нефть за этот период подорожали приблизительно на порядок (в 7 и 12 раз соответственно). Тем не менее, энергоресурсы на внутреннем рынке все еще дешевле, чем во многих странах, так что и в будущем не следует исключать более высоких по сравнению с инфляцией темпов роста цен на них.
Дешевыми в последние годы были и деньги: межбанковские процентные ставки, а также ставки по вкладам и кредитам, как правило, были отрицательными в реальном выражении. Причиной тому были высокие мировые цены на нефть и прочие сырьевые товары, что обеспечило обильный приток валюты в страну. Кроме того, быстро росли и физические объемы экспорта, поскольку у предприятий-экспортеров все еще имелся запас незагруженных мощностей, что позволяло наращивать объемы добычи энергоресурсов, а также объемы выпуска металлов и химической продукции без значительных инвестиций в новые мощности. Доходы же от экспорта нефти, газа, металлов, а также продукции химической промышленности устойчиво составляют свыше 80% общих доходов от экспорта, а в этом году их доля может приблизиться к 85%. .
…Если учесть, что денежная политика в России фактически сводится к конвертации валютной выручки от экспорта в рубли, при том что сальдо счета текущих операций превосходило 10% ВВП в прошлом году, а в нынешнем, как ожидается, достигнет 13% ВВП, то неудивительно, что темпы роста денежной массы остаются высокими — 35-40%.
…И вряд ли денежная политика при таких условиях может быть принципиально иной — спроса со стороны рыночного сектора на поступающую в таких масштабах валюту нет. Поэтому деньги по-прежнему дешевы и процентные ставки низки.
…В ближайшие годы рост добычи основных природных ресурсов в стране, скорее всего, будет замедляться: все острее станет ощущаться дефицит производственных мощностей, степень загрузки которых подходит к пределам. Уже в этом году темпы роста добычи нефти снизились примерно до 2,5%. В будущем году ожидается увеличение добычи порядка 2%. Таким образом, в недалекой перспективе российская экономика может столкнуться с любопытной дилеммой: дальнейшее развитие экономики страны будет требовать дополнительных ресурсов, включая энергетические и финансовые (последние, по сути, являются производной энергетических). При этом самих энергоресурсов может оказаться недостаточно для обеспечения внутренних и экспортных потребностей — в том смысле, что увеличение их объемов может оказаться недостаточно быстрым, чтобы обеспечить высокие темпы роста национальной экономики в рамках сложившейся модели.
…С 1999 г. экономика демонстрировала довольно высокие темпы роста на фоне значительно более медленной динамики внутреннего потребления энергоносителей. Это стало возможным благодаря ряду структурных изменений, произошедших в последние годы. Рост цен на топливо и энергию способствовал повышению эффективности их использования, однако бесконечно долго большой разрыв между темпами экономического роста и темпами роста энергопотребления сохраняться не может. Эффективность использования энергоносителей еще может вырасти, но едва ли существенно.
…Таким образом, в весьма недалеком будущем, возможно уже в следующем году, перед российской экономикой может встать проблема выбора — на фоне довольно медленного роста объемов производства энергоносителей придется либо и далее стимулировать экспорт, чтобы сохранить относительно сильный платежный баланс и обеспечить приток валюты в страну, либо стимулировать поставки энергоносителей российским потребителям и ограничивать экспорт.
…Если будет реализован первый вариант, то процентные ставки, скорее всего, останутся довольно низкими (даже отрицательными в реальном выражении), однако может оказаться ограниченным предложение энергоресуров (например, нефтепродуктов) на внутреннем рынке. В этом случае возможно ускорение и без того быстрого роста внутренних цен на топливо и энергию, если, конечно, власть не решит вмешаться и ужесточить регулирование рынка, что, правда, чревато появлением в дальнейшем определенных локальных макроэкономических дисбалансов, дестабилизацией внутреннего рынка энергоносителей, снижением стимулов к эффективному использованию энергии.
Первые признаки напряженности на энергетических рынках наблюдались уже в этом году, когда осенью нефтяные компании вроде бы объявили мораторий на увеличение цен на нефтепродукты до конца года, а в электроэнергетике случился ряд локальных, но чувствительных кризисов.
При реализации второго сценария перестанут быть столь же дешевыми деньги: процентные ставки на внутреннем денежном рынке начнут расти, что в конечном счете может побудить коммерческие банки начать рефинансироваться у ЦБ. …Альтернативой может стать дальнейшее наращивание внешних заимствований финансового сектора, что тоже при определенных условиях в перспективе может породить риски макроэкономической дестабилизации.
…Как бы то ни было, период «легкого» роста (за счет загрузки свободных мощностей и дешевых энергоресурсов и денег), а вместе с ним и время простых для правительства решений подходит к концу. Очевидно, что некоторое ужесточение условий функционирования пойдет на пользу как экономике, так и власти. У первой появится больше стимулов для реструктуризации и дальнейшего повышения эффективности, а у второй, возможно, наступит некоторое отрезвление после периода обильного притока дешевых денег. Возможно, что в этих условиях снова возобновятся дискуссии на тему структурных реформ, а дискуссии на тему того, как потратить средства из стабилизационного фонда, наоборот, приутихнут…
Тем не менее нет никаких сомнений в том, что Россия приближается к новому периоду глубокой реструктуризации, которая в итоге должна улучшить как экономическую, так и социально-политическую ситуацию в стране… если, конечно, не продолжится рост мировых цен на нефть».
Кто из прогнозистов окажется прав, покажет ближайшее будущее.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости