Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Вечная тема

Обзоры СМИ, касающиеся проблем с инфляцией, мы публикуем с удручающей регулярностью: несмотря на все старания экономического блока правительства, инфляция в России превышает норму развитых стран в четыре с лишним раза. Видимо поэтому как бумажные, так и электронные СМИ не устают о ней писать.
11 января газета «Время Новостей» поместила на своих страницах статью Михаила Воробьева «Это неплохо», посвященную отчету Германа Грефа о состоянии экономики:
«Вчера в Кремле глава Минэкономразвития Герман Греф проинформировал президента о том, что инфляция по итогам года составила 10,9%. «Это самый низкий уровень за последние семь лет, на 0,8% ниже по сравнению с 2004 годом», - сказал министр на совещании главы государства с членами правительства. «Инфляцию удалось удержать ниже 11%. Это неплохо", - охарактеризовал ситуацию Владимир Путин.
Обнародованный министром показатель роста потребительских цен вряд ли можно оценить однозначно. С одной стороны, первоначальные правительственные проектировки на 2005 год (8,5%) существенно превышены. С другой - денежным властям удалось сбить мощный инфляционный рывок первых месяцев, в течение которых рост цен был таким высоким, что многие эксперты не исключали даже 14% инфляции по итогам года. Видимо, именно падение темпов роста цен во втором полугодии (это вполне можно занести в актив правительства, успешно проконтролировавшего один из важнейших, в том числе с социальной точки зрения, макроэкономический показатель), а также то, что инфляция не превысила рубеж в 11%, подвигло главу государства на явно поощрительное для кабинета министров заявление.
Действительно, если бы инфляционная динамика первых месяцев года сохранилась во втором полугодии, ни о каких 10,9% не стоило бы и мечтать. За первые пять месяцев рост цен составил шоковые для правительства 7,3%, что на два процентных пункта превышало показатель аналогичного периода 2004 года.
…Впервые за много лет возникла явная угроза побить итоговый показатель предыдущего года. Причем, видимо, самым неприятным открытием для правительства стал тот факт, что к подобному развитию событий приложило руку оно само, повысив в начале года тарифы на продукцию и услуги естественных монополий, особенно на газ (на 23%). Следом пошли вверх тарифы ЖКХ. Они выросли, по словам Германа Грефа, почти на 33%, то есть на десять процентных пунктов больше, чем годом ранее.
…В июне г-н Греф пообещал президенту «вписаться» в 10%. Однако вскоре, когда выяснилось, что за первое полугодие цены выросли на 8%, стало понятно: Герман Греф был излишне оптимистичен. Уже в июле министр финансов Алексей Кудрин установил новую планку - 11%.
…Однако реальность все же оказалась лучше самых мрачных прогнозов. Как по команде рост цен заметно снизился. И не только в летние месяцы, когда из-за удешевления плодоовощной продукции инфляция всегда ниже и даже нередка дефляция (в августе 2005 года дефляция составила 0,1%), но и осенью.
…В наступившем году тенденция к снижению инфляции, уверены в правительстве, сохранится. Целевой ориентир, как и годом ранее, - 8,5%. Для того, чтобы заявленная высота была взята хотя бы со второй попытки, в Минэкономразвития в ноябре был разработан комплекс антиинфляционных мер (Минфин и ЦБ с некоторыми пунктами плана, правда, не согласны и настаивают на его доработке). Среди них - ограничение роста тарифов естественных монополий и в ЖКХ. Газ, например, подорожает не более чем на 11%, электроэнергия - на 7,5%.
…Программа антиинфляционных мер предусматривает также ограничение роста наличных денег в обращении, создание условий для расширения частных инвестиций в финансовые инструменты - ценные бумаги, акции и т.д. Как считают чиновники, без реализации программы существенно снизить инфляцию не получится.
…Впрочем, даже с учетом антиинфляционной программы задача снизить инфляцию с 10,9% в 2005 году до 8,5% в 2006-м кажется более чем амбициозной, учитывая неослабевающий приток в страну нефтедолларов и нарастающие требования пустить эти деньги в оборот, увеличить бюджетные расходы, в том числе на нацпроекты».
В тот же день «Коммерсантъ» посвятил отчету Германа Грефа материал Петра Нетребы и Сергея Минаева «Инфляция испугалась прогнозов правительства»:
«…Еще в декабре министр предсказывал рост цен на уровне 11,2%, а премьер Михаил Фрадков 30 декабря говорил об 11% ... Теперь же в Кремле было объявлено, что годовая инфляция составила 10,9%. Окончательные официальные итоги 2005 года Росстат подведет в конце января – начале февраля, и у господина Грефа еще есть возможность улучшить результат.
…У Владимира Путина успехи правительства ликования не вызвали. Сказав лишь: «Что ж, неплохо», он тут же напомнил, что задача, ставившаяся перед правительством в конце 2004 года, была несколько другой: «Мы не смогли выйти на запланированные параметры инфляции в 8,5%».
Официальные причины провала в борьбе с инфляцией достаточно очевидны, и Герман Греф их вчера называл. Это инфляционные расходы правительства в начале 2005 года, связанные с монетизацией льгот и повышением зарплат бюджетникам и пенсионерам, а также рост цен на бензин и услуги ЖКХ. …Правительство переусердствовало в снижении инфляции: грубость инструментов, которые были для этого использованы, стала причиной того, что точный прогноз инфляции на 2005 год 30 декабря не может дать даже премьер-министр.
Российская методика определения уровня инфляции радикально отличается от принятой в других странах, и именно этим объясняется то, что при инфляции промышленных цен (PPI) на уровне около 20% потребительская инфляция (показатели инфляции МЭРТа и Росстата можно считать аналогом показателя CPI, не очищаемого от вклада регулируемых тарифов и сезонных факторов) составила около 11%. Показатели инфляции от Росстата вообще неплохо приспособлены к тому, чтобы снижать их административными методами.
…Таким образом, вопрос о том, какой будет в 2006 году реальная и «росстатовская» инфляция, напрямую зависит от того, как на экономике России отразятся вливания денег в ходе реализации «национальных проектов», которые, как подчеркнул вчера вице-премьер Дмитрий Медведев, выполняются строго по графику. По масштабу они скромнее (120 млрд руб.), чем денежные вливания в ходе мероприятий, компенсировавших монетизацию льгот в начале 2005 года (400 млрд руб.). Если идея МЭРТа о том, что эти расходы не провоцируют инфляцию, верна, то в 2006 году можно будет рапортовать о 8-9-процентной инфляции. Если МЭРТ ошибается, то, скорее всего, к середине 2006 года правительству придется решать вопрос о применении проверенных мер по борьбе с инфляцией. А именно о замораживании цен ЖКХ (и снижении его рентабельности), о борьбе с произволом ТЭКа (и создании ценовых картелей), о прениях с РАО «ЕЭС России» и «Газпромом».
Наконец, «Независимая Газета» поместила также 11 января статью Ирины Кезик и Сергея Варшавчика «Президента порадовали низкой инфляцией»:
«…Необходимость сдерживания темпов инфляции была одной из приоритетных задач, которые глава государства не раз ставил перед правительством. Под этим углом, видимо, и надо рассматривать заявление министра экономического развития и торговли – тем более на первом посленовогоднем совещании в Кремле.
Приятная новость тут же была широко растиражирована. Она и сама по себе сенсационна, а на фоне послепраздничного затишья – тем более. Правда, не все экономисты поддержали оптимизм участников совещания. По мнению замдиректора ИК «Антанта Капитал» Андрея Паранича, «статистически инфляция по итогам 2005 года действительно была самой низкой за последние 7 лет, однако эту цифру сложно комментировать. В своем заявлении Герман Греф не учел ряд некоторых погрешностей, которые неминуемо возникают при пересчете инфляции на региональном уровне. Мы видим то, что происходит в Москве, но цифра считается по всей России. И она, если считать московские изменения цен, будет совсем другая». А старший экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков, в свою очередь, заявил корреспонденту «НГ», что «в Госкомстате пока нет официальной информации, но Греф вряд ли ошибается, получая информацию раньше». «Уже в последние месяцы прошлого года было ясно, что инфляция будет ниже ожидаемого. Она начала снижаться еще в середине года и уже в осенне-зимние месяцы составила достаточно низкий процент: в декабре, к примеру, она и вовсе не превышала одного процента. Я связываю это с ускорением экономического роста, с увеличением предложений товаров и услуг, а также с тем, что начала восстанавливаться норма сбережений», – утверждает Гавриленков».
16 января интернет-издание «Newsru. Com» помещает материал «За 10 дней нового года цены выросли на 1,1%»:
«За первые 10 дней года стоимость потребительских товаров в России выросла на 1,1%. Цены подскочили из-за резкого удорожания услуг ЖКХ (на 8,1%) и транспорта (на 4,6%). Всплеск инфляции в начале января - традиция, и эксперты уже сейчас предсказывают, что удержать годовой показатель в запланированных рамках правительству не удастся.
В начале прошлого года наблюдалась та же ситуация.
…Регулируемые тарифы обязательно растут в начале года, напоминает научный руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. «Это не значит, что к концу января инфляция превысит 3%, но скорее всего она будет выше 2%», - полагает он.
«Дальше рост цен будет более плавным, и мы уложимся в плановые показатели», - заявили в Минэкономразвития. В конце 2005 года был принят закон, запрещающий регионам повышать тарифы ЖКХ на свое усмотрение, а правительство установило пределы повышения — от 10% до 20%. Однако экономисты считают, что это не поможет, ведь многие регионы уже с начала года выбрали эту норму. Надежда, что бензин будет дорожать в пределах общего роста цен, может тоже не оправдаться, добавляет эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Белоусов: «Все будет зависеть от динамики мировых цен на бензин и от того, как государство будет взаимодействовать с бизнесом».
«Инфляция грозит снова сорваться с цепи» - под таким заголовком публикует 23 января интернет-газета «RBC – Daily» статью Натальи Бендиной:
«Судя по первым январским данным по инфляции, рост цен в стране вновь не желает подчиняться прогнозам чиновников
Постоянные обещания правительства «сбить инфляционную волну» пока что слабо отражаются на реальных показателях роста цен. По данным Центрального банка, за первые 16 дней января инфляция составила 1,7%, что всего лишь на 0,2% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Глава ЦБ Сергей Игнатьев на проходившей в конце прошлой недели встрече с президентом признал, что первые цифры «не очень оптимистичны». …Январские показатели инфляции традиционно являются одними из самых высоких в году – сказывается «сезонный фактор». «В целом в январской инфляции нет ничего неожиданного, – говорит RBC daily аналитик Русского экономического общества Алексей Куприянов. – Ежегодно, если судить по данным Росстата, в январе инфляция значительно превышала среднемесячные темпы за год – в среднем более чем в два раза в течение последних пяти лет. Как правило, в декабре люди получают повышенные зарплаты или премии по итогам года, поэтому такие показатели, как реальные располагаемые доходы населения и оборот розничной торговли, растут в декабре очень высокими темпами. Соответственно. такие «аномальные» потребительские расходы в декабре сказываются на инфляции в январе». Однако, с другой стороны, для того чтобы годовой показатель роста цен снизился с 10,9% в минувшем году до 8,5%, желательно, чтобы инфляция все же не повторяла прошлогоднего сценария. «Достигнутое за полмесяца января снижение на 0,2% слишком незначительно, – считает экономист ОФГ Ярослав Лисоволик. – Если бы удалось удержать ее в пределах 1%, я поверил бы, что озвученные ЦБ прогнозы реальны. Пока же, по моим расчетам, рост цен за весь январь превысит 2%, а это почти что четверть от заявленного на весь год».
Существенный вклад в январскую инфляцию, по мнению экспертов, внес продолжающийся рост цен на услуги, особенно в сфере ЖКХ.
…К числу «факторов риска», которые могут в течение года усугубить ситуацию, аналитики относят неопределенность с динамикой тарифов на бензин. «Неясно также, как отразятся нынешние холода на урожае зерновых, как скажутся высокие цены на ГСМ на ценах на плодово-овощную продукцию», – добавляет Дмитрий Белоусов. Еще один тревожный момент – смещение бюджетной политики в сторону еще большего увеличения расходов. По мнению экономиста ИК «Тройка Диалог» Антона Струченевского, это ведет к росту внутреннего спроса, за которым просто «не успевает» предложение внутри страны. В этом году, судя по планам правительства, чиновники собираются потратить из государственной казны на 21% больше, чем в прошлом.
…Вызывает некоторые опасения и тот факт, что, увлекаясь борьбой с инфляцией, власти продолжают укреплять рубль, чем наносят ощутимый ущерб внутренним производителям. «По нашим расчетам, для того чтобы снизить инфляцию на 1%, необходимо укрепить рубль на 8%, – говорит Антон Струченевский. – На наш взгляд, это совершенно неэффективный способ борьбы с ростом цен». Правда, Сергей Игнатьев клятвенно пообещал недавно Владимиру Путину, что национальная валюта в этом году не укрепится больше чем на 9%. Президент счел, что и это немало. А эксперты подчеркивают, что даже такой показатель будет возможен лишь в том случае, если инфляция окончательно не выйдет из-под контроля и чиновники в панике не позволят рублю быстро укрепляться. В последние годы власти слишком часто меняли приоритеты: они боролись то с инфляцией, то с укреплением национальной валюты. И в результате проваленными оказывались прогнозы по обоим показателям».
30 января интернет-издание «Газета. Ru» поместило статью «Февраль ударит по карману покупателя»:
«Инфляция цен производителей по итогам 2005 года снова опередила инфляцию на потребительском рынке. Производители увеличили цены на 13,4%, потребительская инфляция составила 10,9%. «Отложенный эффект» инфляции цен производителей покупатели ощутят на себе уже в ближайший месяц, замечают эксперты.
Федеральная служба госстатистики (Росстат) обнародовала итоговые показатели роста цен производителей за 2005 год. Как и ожидало большинство экспертов, индекс роста цен производителей оказался выше, чем индекс потребительской инфляции: 13,4% против 10,9%.
Экономисты, впрочем, ожидали от производителей более высокой инфляции. В ИК «Финам» предсказывали, к примеру, что этот показатель достигнет 16%. Для таких прогнозов были основания: рост цен промышленников в 2004 году достиг 29%, что в два раза превышало уровень потребительской инфляции.
…Рост цен в производстве наблюдался на протяжении всего 2005 года и был обусловлен ситуацией на мировых рынках энергоносителей. За год цена на нефть поднялась в среднем на 50%. Так в январе–октябре 2005 года цена российской нефти марки Urals на мировом рынке выросла на 46,7% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Однако ближе к концу года ситуация на мировых рынках стабилизировалась и во многих промышленных отраслях наблюдался спад цен. К примеру, в декабре 2005 года цены в промышленности снизились на 2,1%, при этом инфляция на потребительском рынке составила 0,8%. Видимо, низкие показатели декабря и вообще четвертого квартала и обеспечили положительные итоги года.
Как отмечается в отчете Росстата, снижение цен производителей промышленных товаров в декабре прошлого года было вызвано удешевлением продукции добычи полезных ископаемых на 9,1%, в том числе топливно-энергетических – на 10,3%. При этом сырая нефть и газ подешевели сразу на 12,1%.
В зоне незначительного повышения остались тарифы на грузовые перевозки, которые выросли в декабре на 0,1% по сравнению с предыдущим месяцем. По итогам года эти тарифы увеличились на 16,6%. В производстве, передаче и распределении электроэнергии цены в декабре 2005 года практически не изменились. Таким образом, по итогам декабря 2005 года цены на полезные ископаемые, кроме топливно-энергетических, поднялись на 0,4%. Продукция обрабатывающих производств подорожала на 0,2%, металлургических – на 1,5%, древесина – на 0,9%, электрооборудование, электронное и оптическое оборудование – на 0,7%, производство пищевых продуктов включая напитки и табак – на 0,6%. Снижение цен в производстве нефтепродуктов, напротив, составило 5,8%.
Однако зазор между индексами роста цен производителей и ростом потребительских цен в 2,5% все равно может негативно отразиться на экономике.
…«Влияние на потребительский рынок эта разница уже оказала – по итогам первой декады января, она составила 1,1%, – отмечает аналитик ИК «Финам» Ольга Беленькая. – Повышение оптовых цен оказывает влияние на рост издержек. В этом плане первый квартал наиболее тяжелый, затем, во втором и третьих кварталах, ситуация, как правило, улучшается.
Об опасности возникновения «отложенного эффекта» предупреждают и эксперты Всемирного банка (ВБ). По словам ведущего экономиста российского представительства ВБ Джона Литвака, производственная инфляция в России отражается на росте стоимости потребительской корзины примерно через полгода.
Впрочем, некоторые экономисты настроены более оптимистично. По их мнению, с учетом того, что совокупный прирост индекса роста цен производителей был обеспечен ростом цен на энергоносители на внешних рынках, на внутренний рынок это окажет незначительное влияние».
Наконец, 31 января «Коммерсантъ» публикует статью Алексея Шаповалова «Герман Греф победит инфляцию ростом импорта»:
«…Вчера Росстат подвел окончательные итоги 2005 года. С этими цифрами глава Минэкономразвития (МЭРТ) Герман Греф пришел на встречу с президентом Владимиром Путиным, и их обсуждение получилось неожиданно содержательным.
…Тенденции сокращения промышленного производства Герман Греф нашел еще одно новое объяснение. Он подчеркнул, что «на состояние экономики влиял еще один фактор – увеличение импорта, которое проходило ускоренными темпами». В 2005 году, по словам министра, импорт в Россию вырос на 28%.
…Герман Греф, признающий, что импорт составляет конкуренцию российскому производству, заявил, что его рост оказывает и положительное воздействие на российскую экономику, снижая инфляцию.
Денежные объемы импорта в Россию уже далеко не первый год растут гораздо быстрее, чем российский экспорт. Это объясняется и укреплением рубля, на что также обратил внимание президент, и ростом реальных доходов населения, который, в свою очередь, опережает рост производства. «Доходы населения в 2005 году росли более высокими темпами, чем ранее: реальная зарплата выросла на 9,7%, реальные доходы – на 8,8%»,– отметил Герман Греф. Вслед за ростом доходов населения растет и импорт. Для российских производителей такая тенденция, в отличие от потребителей, абсолютным благом не является – конкурировать с импортными товарами становится все сложнее.
Однако тенденция увеличения импорта до последнего времени в основном провоцировалась увеличением потребительского спроса.
…Парадоксально, но от конкуренции с импортом российских производителей в перспективе может спасти рост импорта по ряду товаров, относящихся к группе промышленного оборудования».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости