Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Налоговый террор

Мытарь (сборщик налогов), в котором пробудилась совесть, - явление исключительно редкое. Мировая история помнит лишь один такой случай – апостол Матфей, бросив свое занятие, пошел за Христом. Если верить отечественным СМИ, подобное просветление российским налоговикам не грозит, а их действия называют, как правило, налоговым террором.
Так «Ведомости» опубликовали 20 марта статью Светланы Ивановой «Оружие налогового поражения»:
«В борьбе с налоговым терроризмом законодатели приняли неожиданное решение. Они подтвердили право налоговиков взыскивать с бизнеса не только недоплаченные налоги, но и весь доход, полученный по сделке, — если он покажется им «безнравственным». Это ядерное оружие в руках налоговых террористов, предупреждают эксперты.
Жалобы бизнеса на произвол налоговиков год назад привели к тому, что правительство затеяло правку первой части Налогового кодекса — в ней установлены права и обязанности инспекций и налогоплательщиков. Но законопроект о налоговом администрировании, внесенный правительством в Госдуму, привел предпринимателей в ужас.
…Депутаты пообещали переписать документ и ко второму чтению законопроекта, которое должно состояться этой весной, внесли в него более 700 поправок.
В частности, депутаты Андрей Макаров и Наталья Бурыкина написали поправку, которая отменяет норму закона 1991 г. «О налоговых органах», позволяющую инспекциям обращаться в суд с требованием признать сделку недействительной на основании того, что ее цель «заведомо противна основам правопорядка или нравственности». Дело в том, что по ст. 169 Гражданского кодекса (ГК) весь доход, полученный обеими сторонами от таких «безнравственных» операций, можно взыскивать в пользу государства.
Эта инициатива очень порадовала бизнес.
…Однако на прошлой неделе Макаров и Бурыкина неожиданно предложили оставить драконовскую норму в силе. А налоговый подкомитет Госдумы с ними согласился.
…Депутатов убедило письмо, которое прислал им замруководителя Федеральной налоговой службы Сергей Шульгин, говорит один из участников заседания налогового подкомитета. В письме …Шульгин пишет, что налоговые органы пользуются правом взыскивать доход по сделке исключительно для того, чтобы защищать общество от «недобросовестных, мошеннических действий». К письму на 112 страницах прилагаются примеры из судебной практики, которые показывают, что налоговики применяют 169 ст. ГК, только когда речь идет о воровстве НДС из бюджета или при явном уходе от налогов.
Впервые нравственную норму налоговики применили в 2002 г. Через суд они потребовали признать ничтожными «притворные» и «преследующие противную <...> нравственности цель уклонения от уплаты налогов» операции «Уфанефтехима», а также Уфимского и Новоуфимского НПЗ. Эти компании передали свои заводы в аренду зарегистрированным на Байконуре аффилированным фирмам, которые пользовались налоговыми льготами. В результате уфимские предприятия налогов практически не платили. После того как республиканский суд обязал их вернуть государству около 12 млрд руб., нефтяники пожаловались в Конституционный суд. Он в июне 2004 г. встал на сторону налоговиков…
…С тех пор налоговики постоянно пользуются этой нормой, а суды их поддерживают.
…«Чрезвычайно жесткие санкции применяются на основании очень расплывчатых доказательств, ведь нравственность — это оценочное понятие», — возмущается руководитель налогового департамента компании «Правовые консультации» Дмитрий Костальгин. А замглавы налогового комитета РСПП Сергей Беляков считает, что сохранение этой нормы подрывает «процесс выстраивания цивилизованных отношений между бизнесом и налоговыми органами».
21 марта «Коммерсантъ» обращается к той же теме статьей Вадима Вислогузова «Общественная палата возмущена налоговым терроризмом»:
«…Вчера «экономическая» комиссия ОП под руководством главы РСПП Александра Шохина обратилась к теме взаимоотношений бизнеса и налоговых органов. Поводом для этого стал правительственный законопроект о совершенствовании налогового администрирования. Напомним, что, несмотря на интенсивные переговоры между Минфином, предпринимателями и депутатами, проходившие в апреле–мае 2005 года, законопроект был внесен в Госдуму и в октябре принят депутатами в весьма жесткой для бизнеса редакции. В частности, Минфин предложил легализовать нынешнюю незаконную практику выставления штрафов по результатам камеральных проверок и приравнять их тем самым к выездным. Кроме того, сроки выездной проверки с нынешних двух месяцев правительство при определенных условиях предлагает расширить до 15 месяцев.
…Господин Шохин, в качестве главы РСПП участвовавший в прошлогодних переговорах с Минфином, похоже, надеется только на Владимира Путина. «На днях президент дал указание главе Минэкономразвития Герману Грефу учесть позицию предпринимателей в вопросе о цене выкупа земли по предприятиями. Вот если еще и по налогам нам удалось бы добиться своего, тогда можно было бы говорить о возникновении механизмов взаимодействия государственных и гражданских органов»,– отметил Александр Шохин.
Однако, судя по словам представителя экспертного управления президента Станислава Воскресенского, желания вмешиваться в процесс подготовки законопроекта Кремль пока не проявляет. «Чтобы изменить психологию налоговых органов, которые ориентированы не на проверку соблюдения законодательства бизнесом, а на максимальное доначисление налогов, одного закона мало. Нужны также новые критерии оценки эффективности налоговиков и иная система их мотивации»,– сказал господин Воскресенский.
Зампред бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров уверен, что …в Налоговый кодекс следует ввести презумпцию добросовестности налогоплательщика. Ее смысл в том, что до установления вины предпринимателей налоговики не имеют права делить их на хороших и плохих и на этом основании ущемлять в правах.
По мнению главы экспертного совета по налоговому законодательству Госдумы Михаила Орлова, еще одной «антитеррористической» мерой могло бы стать введение уголовной ответственности для руководителей налоговых органов за вынесение заведомо незаконных решений в отношении налогоплательщиков.
…Замминистра финансов Сергею Шаталову предложенные новации категорически не понравились. Он заявил, что «добросовестность – это морально-этическая категория, от применения которой в налоговом законодательстве следует уходить». Введение в законодательство уголовной ответственности для налоговиков заместитель министра считает излишним. …Практическим итогом вчерашней дискуссии в ОП стало одобрение жесткого по форме, но мало на что способного повлиять безадресного обращения под названием «Позиция комиссии ОП в отношении налогового администрирования».
«Неплательщик должен сидеть в тюрьме» - так называется статья, опубликованная 22 марта на сайте «Газета. Ru»:
«Налогоплательщиков, не исполняющих решение налоговых органов, будут привлекать к уголовной ответственности (сегодня они отделываются штрафом). Соответствующий законопроект уже поступил на рассмотрение в Минюст. Эксперты говорят, что фактически речь идет о наделении налоговых органов судебными полномочиями.
Уже через год компании и их руководители, злостно неисполняющие предписания налоговиков, начнут преследоваться по всей строгости Уголовного кодекса. Сегодня в самом худшем случае им грозит административное наказание в виде штрафа, который не может превышать трехкратный размер суммы неуплаченных налогов.
…По словам помощника (советника) директора Федеральной службы судебных приставов Игоря Михалева, его ведомство предлагает распространить статью 315 Уголовного кодекса (она предусматривает ответственность за злостное неисполнение решения судов, приговора суда или иного судебного акта) и на случаи неуплаты налогов.
…Новые правила коснутся прежде всего злостных неплательщиков и должников, причем степень их «злостности» будут определять суды. «Если налогоплательщик не исполнил в отведенные сроки предписание, не погасил долг и при этом умышленно уклоняется от уплаты, например, меняя место жительства, то это будет считаться злостным уклонением», – добавляет Игорь Михалев.
Желание властей наделить налоговиков полномочиями судебных органов вполне понятно. «Ужесточение ответственности в данной сфере будет способствовать укреплению исполнительной дисциплины привлеченных к финансовой ответственности налогоплательщиков, – замечает директор юридического департамента Energy Consulting Сергей Алексеев. – Однако при этом Федеральная служба судебных приставов должна приложить все усилия для обеспечения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов. В том числе – путем неукоснительного соблюдения принципов объективности и законности в процессе привлечения налогоплательщиков-задолженников за неисполнение решений налоговых органов к уголовной ответственности».
…«Вопрос о введении уголовной ответственности при уклонении от доуплаты сумм налога в государственный бюджет – слишком болезненный, так как при его неправильном применении будут нарушаться конституционные права граждан, – соглашается с ним руководитель международного юридического департамента компании Tax Consulting UK Ltd Анастасия Павлова. – Как будет трактоваться, к примеру, понятие «злостное неисполнение»? Кто будет определять это и на основании каких критериев? – задается вопросом юрист. – Представляется, что в первую очередь речь идет о рецидиве или неоднократном и систематическом уклонении от исполнения решений по налоговым спорам, а также о размахе налогового преступления. Но тогда должны быть «черные списки» таких фигурантов, а их на настоящий момент нет».
Надо сказать, что новации, осложняющие жизнь предпринимателей сыплются как из рога изобилия, прикрываясь, разумеется, исключительно благими намерениями и радением за благо страны.
23 марта интернет-газета «RBC – Daily» публикует статью Людмилы Новиковой «Война с «однодневками» начнется в апреле»:
«…Власти готовятся развернуть войну с фирмами–однодневками. Как стало известно RBC daily, предложения по ужесточению законодательства регистрации юридических лиц, подготовленные ФНС РФ, в настоящее время находятся на рассмотрении Минфина.
…Таким образом власти надеются искоренить «бизнес» по незаконному возмещению НДС, который обычно ведется с использованием фирм–однодневок. В среду глава ФНС Анатолий Сердюков лишь слегка приоткрыл завесу тайны и обозначил некоторые положения, которые могут в скором времени появиться в законодательстве. В частности, планируется увеличить минимальный размер уставного капитала вновь создаваемых компаний, а также сроки рассмотрения властями их уставных документов. Предпринимателям усилия чиновников кажутся абсолютно напрасными: до тех пор, пока налоговое законодательство будет далеким от совершенства, предприниматели продолжат применение схем оптимизации налогообложения, в том числе и с использованием «однодневок».
Власти пребывают в недоумении и растерянности. На протяжении последних пяти лет они совершенствуют налоговое законодательство, однако бизнес продолжает использовать «серые» схемы для оптимизации налогообложения. В среду замминистра финансов Сергей Шаталов, отчитываясь перед депутатами об успехах налоговой реформы, отметил, что за годы налоговой реформы заметно сократилось количество налогов – с 52 до 15.
…Однако он признался, что формально налоговое бремя все еще остается достаточно высоким – 36,8% ВВП по итогам 2005 г.
Если добавить к этому несовершенное налоговое администрирование, то нет ничего удивительного в том, что предприниматели стараются при любом удобном случае минимизировать свою налоговую базу. Особенное беспокойство у чиновников вызывают проблемы по налогам на добавленную стоимость.
…«Положения по ускоренному возмещению налога, вступившие в силу с этого года, при капитальном строительстве и экспортных поставках и так дорого обходятся бюджету, – заметил Шаталов. – Каждая из этих мер стоит примерно 140 млрд руб. Но в то же время усиливаются риски появления большего числа претендентов неправомерного возмещения налога».
…Однако чиновники видят корень зла не в высоких ставках НДС или недостатках его администрирования, а в тех самых «однодневках», численность которых растет с каждым днем. По данным главы ФНС Анатолия Сердюкова, ежедневно регистрируется в среднем две тысячи юридических лиц. «Из практики нашей работы мы видим, что более половины из них создается для участия в схемах уклонения от налогообложения», – пожаловался г-н Сердюков.
…Поэтому чиновники решили ужесточить законодательство по регистрации юридических лиц. Налоговая служба уже подготовила свои предложения на этот счет. В частности, налоговики предлагают увеличить минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемой фирмы, который в настоящее время составляет восемь тысяч рублей. Кроме того, планируется увеличить сроки рассмотрения поданных на регистрацию документов, особенно в случае, если в устав фирмы внесены изменения.
Какими именно будут новые правила регистрации фирм и насколько повысятся требования к минимальному капиталу, пока неясно. Известно лишь, что Федеральная таможенная служба ранее предлагала увеличить требуемый минимальный уставный капитал фирмы до 25 тыс. евро, а срок регистрации – до 30 дней. Так что уже сейчас предприниматели опасаются, что новые идеи налоговиков ударят, в первую очередь, по честному бизнесу и сведут на нет многие позитивные идеи властей. Так, все достижения по оперативному оформлению регистрации (максимум до 5 дней) могут вновь обратиться бюрократическую волокиту.
…Бизнес предупреждает, что увеличение продолжительности оформления регистрации только усилит коррупционную составляющую. «Когда у предпринимателя возникнет выбор зарегистрировать фирму быстро или медленно, то он будет стремиться ускорить процесс, – соглашается эксперт «Деловой России» Андрей Неведеев. – Сократить количество фирм–однодневок эти меры не помогут, только увеличат частоту и размер взяток».
По мнению бизнеса, власти ищут проблему не там, где нужно».
Еще об одной новации ФНС сообщил 27 марта «Интерфакс» в информации «ФНС предлагает наказывать фирмы, не работающие по адресу регистрации»:
«Федеральная налоговая служба (ФНС) России предлагает приостанавливать правоспособность фирм, которые не находятся по адресу, заявленному в регистрационных документах компании. Как сообщил начальник управления государственной регистрации юридических и физических лиц ФНС Сергей Дуканов, эта мера входит в комплекс предложений по борьбе с фирмами-однодневками, разработанный ФНС. По его словам, сначала к компании будут применяться меры административного характера: предупреждение и штраф в размере 5 тыс. рублей.
«Если организация по-прежнему не находится по адресу своего местонахождения, ее невозможно найти или с ней связаться, мы предлагаем выносить предписание об устранении нарушений закона», - продолжил Дуканов. По проекту закона нарушение необходимо будет устранить в течение месяца.
«Если в назначенный срок организация не будет находиться по адресу, указанному в регистрационных документах, либо не внесет изменения в эти документы, налоговые органы примут решение о приостановлении правоспособности этой фирмы», - отметил представитель ФНС.
При этом ФНС не предлагает обязать компании проверять контрагента перед сделкой».
Три стати Светланы Ивановой в «Ведомостях» заключают наш обзор. Первая из них - «Заплати дважды и спи спокойно» - была опубликована 28 марта:
«В феврале — марте многие московские компании неожиданно получили налоговые счета за 1998-2000 гг. Один раз они уже заплатили эти налоги, трехлетний срок давности истек, тем не менее от них требуют заплатить еще раз. Причем лишь на том основании, что инспекция считает налогоплательщика «недобросовестным».
«В конце февраля один из моих клиентов получил требование об уплате налога за 1998 г.», — рассказал «Ведомостям» юрист центра «Законный бизнес» Даниил Печурко. Вскоре такие же послания получили еще две компании, которые обслуживает юрист. К требованиям прилагались совершенно одинаковые решения инспекций, где говорилось, что налогоплательщик признан инспекцией «недобросовестным», а его обязанности по уплате налогов по этой причине считаются невыполненными. Никаких оснований для принятия решения о недобросовестности в документах не приводилось — за исключением того, что уплата требуемых повторно налогов проходила через печально известный Инкомбанк, говорит Печурко.
…Разделение компаний на «добросовестные» и «недобросовестные» возникло с легкой руки Конституционного суда (КС) в 2001 г. Тогда суд пошел навстречу Министерству по налогам и сборам, которое после кризиса 1998 г. не могло вернуть в казну около 40 млрд руб., зависших на счетах налогоплательщиков в проблемных банках. Поскольку по Налоговому кодексу (НК) налог считается уплаченным с момента подачи платежного поручения в банк, а не когда деньги реально дошли до бюджета, попытки чиновников заставить компании заплатить «по новой» разбивались об аргумент «если платежи зависли, клиент не виноват».
КС разъяснил, что эта норма касается лишь «добросовестных налогоплательщиков». Вооружившись этим определением, налоговики стали упирать на то, что компании с зависшими платежами действовали «недобросовестно» — заранее зная о проблемах банка, воспользовались возможностью рассчитаться с бюджетом только на бумаге (например, давали поручения на уплату налогов с «пустого» счета).
…Но в прошлом году КС решил покончить с разделением налогоплательщиков на «добросовестных» и «недобросовестных». В определении от 18 января суд указал, что этот термин «нельзя универсализировать» и следует применять только в ситуации с проблемными банками. «Правда, суды обращают на это мало внимания», — констатирует юрист компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадим Зарипов.
«Но до сих пор вопрос о добросовестности решали исключительно суды, а не инспекции по своему усмотрению, — отмечает адвокат Baker & McKenzie Юрий Воробьев. — А теперь налоговики решили упростить себе жизнь, обойдясь вообще без суда». Эта тактика обещает быть эффективной. «Если сумма некритическая, компании предпочитают платить, лишь бы не втягиваться в долгие судебные разбирательства», — рассказывает Печурко».
29 марта появилась статья «У налоговиков отбирают совесть»:
«Как отличить «хорошую» налоговую оптимизацию от “плохого” уклонения от налогов?
…Администрация президента провела конкурс и заказала разработку соответствующего исследования компании Haarmann Hemmelrath, которая в ноябре 2005 г. представила свой отчет под названием “Законодательные подходы к разграничению практики цивилизованного налогового планирования и поведения, направленного на уклонение от налогообложения”. Документ содержит проект поправок в Налоговый кодекс (НК).
Вместо того чтобы доказывать вину налогоплательщика, российские суды часто просто признают его недобросовестным, пишут немецкие юристы. «Это негативная практика», — убеждены они. Ведь компания признается виновной в связи с тем, что раньше ею были совершены налоговые или иные правонарушения, прямо не относящиеся к рассматриваемому делу. Они советуют российским властям отказаться от использования категории «добросовестность» применительно к налогам.
Вместо этого консультанты предлагают ввести понятие «злоупотребление правом».
…Под «злоупотреблением правом» консультанты понимают заключение законных сделок, единственной целью которых было уменьшение налоговых платежей. А в НК предлагают записать, что «отсутствие злоупотребления правом предполагается, пока не доказано обратное».
…Уменьшение налогов деловой целью не признается. Но налогоплательщик, говорится в документе, имеет право вести дела так, чтобы налоговое бремя оказывалось по возможности оптимальным.
…Однако предприниматели опасаются, что реализация изложенных в отчете идей даст возможность поставить под вопрос любую сделку, которая отличается от типовых. «Например, лизинг оборудования существует только для того, чтобы уменьшать налог на прибыль с помощью ускоренной амортизации, — рассуждает гендиректор компании «Русполимет» Александр Конюхов. — Значит, теперь мне могут насчитать налоги, как будто я купил это оборудование и амортизировал его в обычном порядке?» По его мнению, налоговики в таком случае должны составить исчерпывающий список сделок, которые они считают уклонением от налогов, и опубликовать его.
…Законодательное будущее предлагаемых немецкими юристами новаций не совсем ясно.
…«Отчет мы приняли к сведению, — сообщил «Ведомостям» сотрудник администрации президента. — Некоторые его положения спорные, мы будем думать, как их доработать».
И последняя статья – «Налоговая пессимизация» появилась на страницах «Ведомостей» 4 апреля:
«Последовав примеру администрации президента, Минфин тоже заказал экспертам исследование о «хорошей» и «плохой» налоговой оптимизации. Но выводы Института экономики переходного периода (ИЭПП), который работал на финансовое ведомство, оказались противоположны заключению президентских советников.
«Если закрепить эту (предложенную немецкими экспертами -В.В.) доктрину в российском законодательстве, произвол в отношении налогоплательщиков только усилится», — убеждена Анна Золотарева, руководитель юридического отдела Института экономики переходного периода, один из авторов исследования, проведенного институтом по заказу Минфина. Налоговые органы получат право осуществлять «налоговое планирование наоборот» и реконструировать сделку таким образом, чтобы взыскать с налогоплательщика максимально возможную сумму, как если бы он совершил сделку наихудшим для себя и наилучшим для налогового инспектора образом.
Из-за отсутствия исчерпывающего списка признаков «сомнительности» потенциально любая направленная на минимизацию налогов сделка может быть оспорена, прогнозируют эксперты ИЭПП. Доктрина деловой цели успешно работает — но только в тех странах, где суды по-настоящему независимы, нет коррупции в налоговых органах и есть обширная судебная практика, которая служит ориентиром для чиновников и компаний.
…Вместо концепции «злоупотребления правом» эксперты ИЭПП предлагают запретить налоговикам обращаться в суды с требованием признать сделку «противоречащей морали и нравственности» и взыскивать в казну весь полученный по сделке доход. Кроме того, по их мнению, надо принять поправку депутата Андрея Макарова, который предлагает ввести в Налоговый кодекс (НК) понятие «презумпции добросовестности налогоплательщика».
…Комментарии Минфина вчера получить не удалось. Администрация президента, по словам ее сотрудника, считает доклад ИЭПП далеким от «понимания тенденций в налоговой системе».

Никитченко Алексей Анатольевич
Ильинов Евгений Викторович
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости