Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Так закаляется «Северсталь»

Известия о слиянии отечественной «Северстали» и второго по величине в мире сталелитейного концерна Arcelor пришло в конце мая. И сразу в СМИ появились статьи, посвященные предстоящей сделке. В самые первые дни, когда индийский магнат Лакшми Миттал, рассчитывавший поглотить Arcelor, не делал заявлений по этому поводу, тон статей был относительно спокойным. Однако затем все изменилось.
Мы начнем наш обзор с беседы Дмитрия Симакова и Юлии Федориновой с главой «Северстали» Алексеем Мордашовым, опубликованной 29 мая в «Ведомостях» под заголовком «Я не собираюсь командовать Arcelor»:
«…— Как долго велись переговоры о сделке с Arcelor и когда вы поняли, что ее удастся провести?
- Мы давно общаемся с руководством Arcelor. Так, с [гендиректором компании] Ги Долле познакомились 10 лет назад. Тогда он еще не был гендиректором Arcelor, да и самой такой компании не существовало. В 1996 г. он был директором по стратегии Usinor и приезжал к нам в Череповец. С тех пор мы создали СП «Севергал» с $210 млн инвестиций, совместные метизные проекты. В Arcelor нас знают и нам доверяют, а это создавало очень благоприятный фон для переговоров. Сама же тема слияния, обмена акциями в той или иной форме уже обсуждается нами почти четыре года. Речь, конечно, тогда не шла о больших пакетах…
…— Могла бы состояться ваша сделка, если бы не вмешательство Mittal Steel?
— Думаю, да.
— Когда?
— Не знаю. Mittal, конечно, стала катализатором наших переговоров. Но все-таки в основе нашей сделки лежит не эта ситуация, а экономические интересы. Мы создаем лучшую в мире компанию. EBITDA на 1 т произведенного металла у нас на 63% выше, чем у Mittal. И это без учета синергии, которая ожидается в размере почти 600 млн евро. Добавьте долгосрочную устойчивость, вертикальную интеграцию, уникальные ниши. И Arcelor, и «Северсталь» всегда стремились производить продукт с наибольшей добавленной стоимостью — автолист, а также продукцию для нефтяников и газовиков — штрипс, трубы, в том числе и большого диаметра. При этом по поставкам автопрому Arcelor на голову выше всех конкурентов, а объединенная компания займет в этом сегменте 22% рынка.
«Северсталь» же приносит в состав Arcelor кроме хорошего качества и продуктового портфеля низкие издержки и вертикальную интеграцию.
…Очень важно, что и мы, и Arcelor верим в консолидацию, но не в любую, а только в консолидацию в определенных рыночных нишах. С этой точки зрения мы идеальные партнеры, поскольку вместе имеем максимальное присутствие в самой привлекательной нише — поставках для автопрома. Это дает высокие доходы и высокую устойчивость.
…— Сделка с «Северсталью» спасает Arcelor от поглощения. Но и в России возможно создание гигантского сталелитейного холдинга на базе группы «Евраз» и активов, которыми управляют Алишер Усманов и его партнеры. Насколько этот фактор влиял на вашу сделку?
— Не влиял. Когда ты делаешь слияние или поглощение, необходимо четко понимать, зачем это надо. В альянсе с Arcelor нас привлекала возможность получить одновременно краткосрочные и долгосрочные стратегические преимущества, чего не давала ни одна из российских сделок.
…— Сделкой с Arcelor вы сделали гигантский шаг вперед. Что теперь будет с остальными российскими металлургами?
— Наш пример показывает, что все возможно. Да и одной Arcelor мировая металлургия не исчерпывается. Я думаю, что сделка является шагом вперед для всего российского бизнеса. Никогда до этого российская компания такого масштаба не становилась частью глобальной компании, лидирующей в своем секторе в мире, с получением российскими акционерами доминирования в этой компании. Никогда еще суммы сделки не были такими большими. Это показывает, что и для всего российского бизнеса существует множество возможностей.
— Говорят, вы давно пытались получить одобрение на сделку с Arcelor в Кремле, но никак не могли получить разрешение на нее из-за установки, что иностранцам нельзя передавать контроль над крупнейшими промышленными компаниями…
…— В пресс-релизе написано, что Arcelor получает 89% акций «Северстали», но у вас сейчас всего 82%. Чьи пакеты еще участвуют в сделке?
— 89% станет после консолидации горнорудных активов. Впрочем, эта цифра еще не окончательная. Она определится в конце июня.
— Этот пакет контролируете лично вы или у вас появились партнеры?
— У меня есть партнеры — несколько высших менеджеров, у которых очень маленькая доля, все остальное принадлежит лично мне.
…— Почему вы не только производите обмен активами, но и доплачиваете еще 1,25 млрд евро за свой пакет в Arcelor?
— Деньги в сделке нужны для того, чтобы показать акционерам Arcelor серьезность моих намерений. Поэтому оценка компании подтверждена не только моими активами, но и наличностью. Из всего этого и складывается оценка 44 евро за акцию Arcelor. Ну и, конечно, чем выше доля, тем лучше для меня. К тому же Arcelor сейчас выкупает 150 млн собственных акций. Когда выкуп завершится, эти бумаги будут аннулированы, а моя доля вырастет до 38,5%.
— Mittal вряд ли сдастся и наверняка повысит оферту акционерам Arcelor. Вы готовы к этому?
— Вероятно, Mittal ответит. Но сделка с Arcelor для нас очень важна. Поэтому мы сделаем все, чтобы она состоялась. В разумных пределах, конечно.
— Какие обязательства вы берете перед Arcelor и какие права получаете?
— В ближайшие три года я буду голосовать своим пакетом в соответствии с решением совета директоров. Сегодня на собраниях акционеров Arcelor явка не превышает 40% от сегодняшнего количества акций. Так что через три года моего пакета будет достаточно, учитывая, что акционерная капитализация Arcelor сильно размыта, следующий за мной, второй по величине держатель акций будет иметь всего 5%, а остальные — и того меньше. В ближайшие три года я буду неисполнительным президентом совета директоров.
— В чем смысл этой должности?
— Она специально введена в рамках нашей сделки. Я буду участвовать в формировании повестки совета директоров. Кроме того, я являюсь председателем комитета при совете директоров по стратегии, который будет рассматривать все важнейшие решения компании: стратегию, слияния и поглощения, инвестиции, увеличение уставного капитала, поправки в устав и т. д. В этом комитете, включая меня, будут два представителя «Северстали» и два — Arcelor.
— Насколько велика вероятность того, что акционеры Arcelor не одобрят вашу сделку?
— Для этого необходимо, чтобы против проголосовало более половины от их общего числа.
— В презентации «Северстали» и Arcelor указано, что вы имеете право прекратить сделку, если Mittal приобретет менее 50% акций европейской компании…
— Не забывайте, что оферта Mittal уже действует. Поэтому мы зарезервировали за собой право посмотреть, какой пакет они наберут. Нам хочется, чтобы в объединенной компании было понятное корпоративное управление, чтобы ее не раздирали противоречия акционеров. Если же Mittal набирает больше 50% от будущего акционерного капитала, сделка будет расторгнута.
…— Разменяв 82% акций в «Северстали» на 32% в Arcelor, вы превращаетесь уже скорее в финансового инвестора…
— Еще раз напоминаю: в июле наша доля должна вырасти до 38,5% после допэмиссии, выкупа и погашения акций. А в собраниях сейчас участвует максимум 40% от сегодняшних акций. Мы получаем очень сильное влияние. Поэтому я совсем не предполагаю быть портфельным инвестором, как, впрочем, и командовать Arcelor. Я все же не знаю компании как следует, ведь это десятки заводов, расположенных на нескольких континентах, да еще плюс сервисные центры. Да что там говорить, вся Россия делает в год 60 млн т стали, а новая Arcelor — 70 млн т.
Но определенный вклад в работу компании я внесу. На работу в Arcelor потребуется очень много времени, даже несмотря на то что моя должность будет неисполнительной.
…— Как вы планируете распоряжаться пакетом акций Arcelor?
— Планирую в течение всей жизни оставаться акционером Arcelor.
— Намерены ли вы увеличивать свой пакет?
— В течение четырех лет я не имею права этого делать. Затем, чтобы докупать акции, придется получать разрешение властей Люксембурга. Но особого смысла в этом нет — очень дорого».
Западная пресса, тоже немало внимания уделившая нашей теме, фактически выступила на стороне Лакшми Миттала. 30 мая австрийская «Die Presse» опубликовала статью Йенса Хартмана «Arcelor: сопротивление слиянию»:

«…Акционеры концерна Arcelor противятся запланированному объединению с российской компанией «Северсталь».
…В международной сталелитейной отрасли дела идут полным ходом: после того как в пятницу стало известно, что стальной гигант Arcelor планирует объединиться с российской компанией «Северсталь», среди акционеров люксембургского концерна растет волна недовольств по поводу этого достаточно рискованного предприятия. Неудивительно, что волну поднимает индийский конкурент концерна, компания Mittal Steel, которая уже предлагала Arcelor купить пакет его акций на сумму 25,8 млрд евро.
По сообщениям газет, инвестиционный банк Goldman Sachs, консультирующий Mittal Steel по сделке, связанной с поглощением, разослал письма крупным акционерам Arcelor. В письме говорится о том, что, сопротивляясь слиянию с «Северсталью», они имеют все шансы на успех. Авторы письма выступают также с предложением инициировать внеочередное собрание акционеров для рассмотрения сделки. Некоторые крупные инвесторы уже выразили свое негативное отношение к сделке. Причина: российский миллиардер и владелец компании «Северсталь» Алексей Мордашов фактически получает контроль над Arcelor.
…Московская экономическая газета «Ведомости» даже называет этот удачный ход Мордашова «сделкой всей его жизни» и добавляет: «Российский магнат стал самым крупным акционером крупнейшего сталелитейного концерна в мире».
И действительно, до этого времени еще ни одному олигарху не удавалось проникнуть в такие глубины мировой экономики. До настоящего момента российские миллиардеры воспринимались как ловкие и бесцеремонные предприниматели, играющие преимущественно на российском поле – где не работают правила, действующие по всему миру. Если исключить денежные средства на счетах российских олигархов в офшорных зонах, то верхней планкой для иностранной деятельности бизнесменов из России до недавнего времени были 3,3 млрд долларов – столько стоила Михаилу Фридману, главе «Альфа-Групп», покупка акций турецкой компании сотовой связи Turkcell. …Мордашов, проходивший в начале 1990-х годов полугодовую практику в Voest Alpine и хорошо владеющий немецким языком, заложил основу своего состояния в дикие 1990-е. В возрасте 27 лет он приватизировал на российский манер компанию «Северсталь»: он приобретал за бесценок акции у сотрудников, перед этим месяцами не выплачивая им заработную плату. Деньги для покупки акций принадлежали де-факто концерну.
«Справедливо ли это?» – однажды спросили Мордашова в интервью. «Да. Этот комбинат строила вся страна, а достался он небольшой группе людей. И поэтому необходима новая структура собственников. Комбинат получил честных собственников».
В тот же день «Financial Times Deutschland» публикует статью Матиаса Руха «Mittal мобилизует акционеров Arcelor»:
«Крупнейший производитель стали, концерн Mittal перешел к наступлению в борьбе за поглощение концерна Arcelor. «Мы придем к каждому акционеру Arcelor и еще раз подробно разъясним свою позицию», – заявил Роланд Баан, директор по рынку Европы, в интервью FTD
…Сделка между руководством люксембургского концерна и российским олигархом Алексеем Мордашовым стала тяжелым ударом для Mittal.
Эта сделка предусматривает, что Мордашов приобретает миллиардный пакет недавно выпущенных в обращение акций Arcelor. Доля российского предпринимателя составит при этом 32%, и она может заблокировать поглощение люксембургского сталелитейного гиганта концерном Mittal.
…Баан с возмущением высказался в понедельник о сделке: «Это не акционеры Arcelor купили предприятие, а Мордашов поглотил Arcelor, – заявил он. – Акционерам концерна выплатили премию за то, что Мордашов получил контроль над Arcelor».
…Совместно с консультантами из инвестиционного банка Goldman Sachs руководство Mittal пытается настроить акционеров Arcelor против сделки с «Северсталью». Если Mittal удастся собрать подписи 20% акционеров Arcelor, он сможет инициировать созыв внеочередного собрания акционеров. Целью этого собрания стало бы изменение способов утверждения или отклонения покупки «Северстали».
…Баан предостерег акционеров Arcelor от союза с Мордашовым, поскольку тот зависит от правительства в Москве. «Российская сталелитейная промышленность непрозрачна, – заявил он. – Никогда не знаешь, кто на деле принимает там решение. Это должно стать для Запада основанием для беспокойства».
2 июля сайт «RBC.Ru» публикует материал «Л.Миттал: Arcelor нуждается в Mittal Steel»:
«Глава металлургической компании Mittal Steel Лакшми Миттал заявил, что компанию, образованную в результате слияния Arcelor и «Cеверстали», «с трудом можно будет назвать глобальной». По его оценке, это будет, скорее, европейская компания, т.к. «2/3 ее продаж будут нацелены на Европу и она будет слишком зависима от спроса на европейском рынке», сообщает Би-би-си со ссылкой на немецкие СМИ.
В то же время Л. Миттал полагает, что слияние с Mittal Steel позволило бы Arcelor стать «подлинно глобальной компанией».
«Правда в том, что это Arcelor нуждается в Mittal», - заявил индийский магнат и добавил: «Слияние с Mittal позволит Arcelor за одну ночь достичь того, к чему ей придется идти долгие годы в одиночку. Arcelor заявляет о желании улучшить позиции на развивающихся рынках, выйти на американский рынок, повысить вертикальную интегрированность компании - мы предлагаем ему такую возможность».
Л. Миттал также опроверг предположение, что компания может сделать новое, более привлекательное предложение акционерам Arcelor. Он верит, что предложение «достигло привлекательного для акционеров уровня», будет ими принято «вне зависимости от рекомендаций менеджмента компании», и не видит причин его увеличивать.
…Впрочем, глава европейского подразделения Mittal Steel Роланд Баан отметил, что компанию может удовлетворить неконтрольный пакет акций в объединенной компании «Arcelor-Северсталь». "Нас вполне удовлетворит, если в конце сделки мы будем контролировать 40% акций объединенной компании «Arcelor-Севресталь», - заявил Р.Баана немецким журналистам».
3 июня на сайте «Gazeta.Ru» появляется статья «ЕС подсунула «Северсталь» в нагрузку»:
«…Европейская комиссия приняла формальное решение – Mittal Steel давно предлагает акционерам Arcelor продать компанию. Акционеры были против, и Mittal Steel несколько раз повышала цену. Решение Еврокомиссии формально дает разрешение на сделку, однако не делает ее более вероятной, чем прежде: сейчас люксембургская Arcelor начала процесс слияния с «Северсталью». Причем именно сделка с российской компанией фактически спасала Arcelor от недружественного, по мнению ее менеджмента, поглощения со стороны Mittal Steel.
Несмотря на то, что Arcelor делает все, чтобы уйти от Mittal, последняя все равно прорабатывает условия поглощения люксембургской компании. В обмен на разрешение Европейской комиссии Mittal согласилась продать после сделки часть мощностей в Германии и Италии и собственный завод в Польше. По мнению Еврокомисии, эти заводы составляют приблизительно 10% производства черной металлургии в ЕС.
…Сейчас Mittal обвиняет менеджмент Arcelor «в преследовании своих эгоистических интересов в ущерб акционерам», а недавно объявила о намерении сделать предложение акционерам компании в обход ее руководства. Mittal Steel еще заявила, что ее устроит и крупный пакет акций объединенной компании: ведь имея уже более 20% акций, можно в любой момент инициировать собрание акционеров.
…Как сообщает BBC, инвесторы пока не отреагировали на решение Еврокомиссии.
Их больше интересуют новости, связанные со слиянием Arcelor и российской «Северстали», ведь объединенная компания может стать крупнейшим в мире производителем стали с оборотом 46 млрд евро».
Сайти «Quote.ru» публикует 5 июня статью «Mittal Steel поднимает ставки»:
«Mittal Steel готова поднять ставки и заплатить десятки миллиардов долларов за контрольный пакет акций в будущей компании «Arcelor-Северсталь». Об этом 3 июня заявил глава Mittal Steel индийский бизнесмен Лакшми Миттал, проживающий в Лондоне. Он также подчеркнул, что слияние европейского металлургического концерна Arcelor с российской компанией «Северсталь» не является препятствием для планов британской Mittal Steel добиться контроля над Arcelor.
Днем ранее совет директоров Mittal Steel направил руководству Arcelor бизнес-план, который касается дальнейшей работы концерна, в случае его поглощения британской компанией. Он был получен президентом базирующегося в Люксембурге Arcelor накануне поздно вечером.
Стоит отметить, что вслед за Люксембургом, правительство которого является крупнейшим держателем акций Arcelor (5,6%), предложение о покупке компанией Mittal Steel компании Arcelor одобрили европейские регулирующие органы.
…На текущей неделе руководство Mittal Steel намерено провести серию встреч с крупнейшими акционерами Arcelor, чтобы убедить их поддержать представленный бизнес план и проголосовать за предложение о продаже контрольного пакета компании британской Mittal Steel.
Единственным условием, при котором сделка Arcelor с ОАО «Северсталь» может быть отменена, это если 50% акционеров выступят против данной сделки. Для принятия подобного решения необходимы голоса 50% плюс один акционеров Arcelor. Однако акции Arcelor «распылены» среди большого количества мелких и институциональных инвесторов, и ранее на его общее собрание акционеров собиралось не более 35% акционеров.
По мнению аналитиков ИК «Брокеркредитсервис», в настоящее время однозначно говорить о шансах на успех того или иного варианта сделки довольно рано – до собрания акционеров, назначенного на 26 июня, у компаний имеется еще достаточно времени. «Однако стоит отметить довольно агрессивную политику Mittal в части сбора голосов акционеров в свою пользу. Более того, у крупнейшей мировой корпорации уже имеется детализированный бизнес-план, озвученный совету директоров и акционерам Arcelor», - отмечают эксперты .
Напомним, что впервые Mittal Steel объявила о намерении купить Arcelor за 18,6 млрд евро (22,3 млрд долл.) 27 января 2006г. По условиям предложения, акционеры Arcelor получили бы по 4 акции Mittal Steel и 35,25 евро (30,61 долл.) за каждые 5 акций Arcelor. Однако совет директоров Arcelor отверг предложение, расценив его как «недружественное».
18 мая Mittal Steel официально заявила о начале покупки акций Arcelor. Срок действия предложения будет действовать с 18 мая по 29 июня 2006г. в Люксембурге, Бельгии, Франции и США, а в Испании - в течение 30 дней после одобрения сделки контролирующими органами страны.
…26 мая с.г. второй в мире по величине производитель стали Arcelor SA объявил о слиянии с крупнейшим в России производителем стали - ОАО «Северсталь». Сумма сделки составила 13 млрд евро.
30 мая с.г. Mittal Steel заявила, что будет продолжать добиваться приобретения 51% акций Arcelor и полного контроля над компанией, несмотря на планы Arcelor по слиянию с российским ОАО «Северсталь».
Итак, борьба за Arcelor еще далека от окончания, и, судя по всему, российские и зарубежные СМИ не будут упускать эту тему из вида.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости