Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Опасная затея. Часть вторая

Еще один материал на тему нашего обзора появился 20 сентября в новом интернет-издании «Эксперт Online». Статья Екатерины Шохиной называлась «Экологическая хитрость»:
«Признание незаконным заключение экологической экспертизы по проекту «Сахалин-2» лишь предлог для того, чтобы изменить условия действия договора в рамках СРП. Государство недовольно тем, что иностранный оператор проекта Sakhalin Energy затягивает получение прибыли российской стороной и не пускает в компанию «Газпром». Похоже, иностранцев удалось испугать.
…В понедельник Генпрокуратура признала незаконным заключение Государственной экологической экспертизы по второму этапу развития проекта «Сахалин-2». Во вторник появилась информация, что глава Минприроды Юрий Трутнев подписал приказ, отменяющий положительное заключение государственной экологической экспертизы проекта «Сахалин-2». На самом деле пока такого приказа нет, но он будет. «Сейчас заключение Генпрокуратуры находится в Министерстве природных ресурсов и мы дадим на него положительное заключение, — сообщил «Эксперту-online» заместитель директора департамента государственной политики в области охраны окружающей среды Минприроды РФ Амирхан Амирханов.
…«По различным параметрам исследования отсутствует полная исходная документация. Например, в проекте, нет решения по оценке риска изотермических резервуаров, данных по качественному и количественному прогнозу опасных геологических явлений, взаимодействие проектируемых объектов с геологической средой. Минприроды должно было запросить дополнительную документацию, доработать проект, но этого сделано не было».
Помимо этих документов Министерству есть к чему придраться к Sakhalin Energy – они проложили трубопровод не в том месте, прорубили лесную просеку там, где это не оговаривалось. «Отмена нами приказа остановит реализацию проекта. Чтобы ее восстановить компании потребуется не менее полугода, а то и более, — считает Амирханов – Ведь придется все документы утверждать заново».
…Похоже, истинные причины разгоревшегося скандала в отношении Сахалина-2 гораздо глубже, нежели это декларируется. Дело не в экологии, а в экономике проекта и его все больше очевидную невыгодность для российской стороны.
Проекты СРП инициировались в середине 90−х, когда у России была слабая экономика, у государства и компаний не было собственных ресурсов, чтобы их реализовывать– нужны были иностранные инвестиции. Но поскольку инвестиционный климат был очень рискованным, то иностранцам нужны были существенные дивиденды.
Так, по условиям соглашения «Сахалин-2», который был подписан в 1994 году, почти вся продукция на начальном этапе (до его полной окупаемости) — 90% прибыльной нефти — идет инвестору и лишь 10% — государству. И лишь по достижении определенного уровня рентабельности, а именно 17,5%, да еще с учетом инфляции в США (совершенно немыслимые условия!) соотношение меняется: 50 на 50.
Сейчас ситуация изменилась – экономика укрепилась, Россия больше не зависит от иностранных инвестиций напрямую, компании имеют собственные ресурсы, чтобы реализовывать подобные проекты.
…При заключении СРП в 1994 году необходимые инвестиции оценивались в объеме 9,8 млрд. долларов. Но в 2003 году затраты на осуществление проекта увеличились до 12 млрд. А в сентябре 2005 года компания уведомила Минпромэнерго и администрацию Сахалинской области об увеличении этих затрат до 20 млрд. В итоге раздел продукции должен производиться не в 2006 году, как это планировалось ранее, а к 2014 году.
…И, наконец, последняя, может быть, самая главная причина возникшего конфликта, — нежелание иностранных инвесторов включить в проект «Газпром». «Если ты не можешь остановить процесс, то надо хотя бы возглавить его, — говорит аналитик «Атланты-Капитал» Александр Блохин. – Четверть проекта «Сахалин— 1» еще принадлежит «Роснефти», к ним и претензий меньше, а «Сахалин-2» полностью иностранный». Переговоры с «Газпромом» о размене активов, по которой он получит 20% капитала Sakhalin Energy, принадлежащих Shell, в обмен на 50−процентный пакет акций в проекте по разработке глубинных залежей заполярного месторождения, безрезультатно длятся уже больше года. «Это и будет предметом начинающегося торга, — считает Блохин.— И у России есть уже некий перевес – наша сторона дождалась, когда иностранная компания заключила договор на поставку 80% газа в Японию. Теперь можно этим манипулировать – или вы включаете «Газпром», или проект останавливается – и вам грозят большие штрафы». Похоже, японцы это поняли и уже готовы пойти на уступки».
21 сентября газета «Время Новостей» помещает статью Анны Горшковой «Инвесторам предлагают добровольно отказаться от режима СРП»
«Скандальное решение «Росприроднадзора» о фактической приостановке работ на проекте «Сахалин-2», разрабатываемом на условиях СРП, вызывает все более громкий международный резонанс. Власти Великобритании и Голландии выразили обеспокоенность ситуацией вокруг проекта, контрольный пакет в котором принадлежит англо-голландской корпорации Royal Dutch Shell. Министр иностранных дел Голландии Бен Бот вчера потребовал разъяснений от России о решении Минприроды аннулировать заключение на ТЭО проекта «Сахалин-2». «Действия российских властей в отношении Shell беспокоят и подрывают доверие к России», - сказал министр, выступая на голландском радио NOS.

В МИДе Соединенного Королевства также недовольны решением Минприроды. «Мы озабочены сообщениями о том, что министерство природных ресурсов (России) объявило недействительным ранее выданное разрешение», - сказал РИА Новости в среду представитель МИД. «Мы на разных уровнях выражаем наши озабоченности в адрес российского правительства и продолжаем находиться в контакте с вовлеченными в дело компаниями и официальными органами», - добавил он.
Ранее с резкой критикой действий российской стороны выступили комиссар Еврокомиссии по энергетике Андрис Пиебалгс, который призвал РФ «четко обозначить» проблемы, которые лежат в основе отзыва разрешения на разработку «Сахалин-2», и генеральный секретарь кабинета министров Японии Синдзо Абэ, заявивший, что решение российских властей может повредить развитию двусторонних связей.
…Российская сторона пытается развеять опасения иностранцев о том, что в конце концов СРП по «Сахалину-2» может быть разорвано, но делает это анонимно. Вчера «источник в одном из профильных ведомств» заявил Интерфаксу, что режиму СРП «ничего не угрожает» в случае соблюдения российских интересов при реализации соглашения по «Сахалину-2». Как известно, Sakhalin Energy после решения Минприроды в очередной раз заявила о росте возмещаемых затрат по проекту с 12 млрд долл до 20 млрд долл. Министр природных ресурсов Юрий Трутнев в ответ заявил, что вследствие этого российская сторона может потерять около 10 млрд долл, так как дополнительные затраты могут отодвинуть точку раздела продукции.
…Между тем, Минприроды все-таки готовится внести в парламент другой закон, определяющий порядок доступа к российским ресурсам. Речь идет о новой версии закона «О недрах».
…Последняя редакция нового законопроекта «О недрах» предлагает наравне с переходом на гражданско-правовые договоры государства с компаниями на разработку недр сохранение лицензионных соглашений. Главное отличие договора от лицензии состоит в том, что первый можно расторгнуть через суд, а второе - по решению комиссии «Роснедр». Заключить лицензионное соглашение или договор на пользование компания может только после победы на аукционе. Правда, по новому законопроекту конкурсы сохраняются, но проводить их можно будет в исключительных случаях по решению правительства (при этом в первую очередь имеются в виду шельфовые месторождения). В новом варианте, также как и в старом законопроекте, предусмотрен принцип «одного ключа», который предполагает передачу в ведение федерального центра контроля за распределением участков с ценными полезными ископаемыми, таких как нефть, газ, золото, цветные металлы и др. Более детально проработаны механизмы создания вторичного рынка месторождений, позволяющие компаниям фактически смогут продавать находящиеся в их распоряжении участки друг другу. Сейчас компании для оформления сделок по купле-продаже вынуждены продавать своих «дочек», занимающихся разработкой месторождений.
Наконец, в последнем варианте законопроекта значительно ужесточены критерии отнесения месторождений к стратегическим, доступ к которым закрыт для иностранных компаний. Теперь стратегическими месторождениями являются участки с запасами свыше 70 млн тонн нефти (раньше - 150 млн тонн), 50 млрд кубометров газа (1 трлн кубометров), 50 тонн золота (700 тонн золота) и 500 тыс тонн меди (10 млн тонн). В результате, согласно последнему варианту, список стратегических месторождений помимо Сухого лога, Удокана, Чаядинского и месторождений им. Титова и им. Требса пополнился еще 65 участками».
В тот же день «Газета.Ru» публикует статью «Пять процентов для «Газпрома» не откат»:
«Участники проекта «Сахалин-2» – японские компании Mitsui и Mitsubishi, испугавшись, что российские власти отзовут у проекта лицензию, стали срочно звать в него «Газпром». Компании намерены отдать газовой монополии 5%. Однако «Газпром» не спешит входить в проект, явно ожидая лучших условий.
Японские компании, участвующие в проекте «Сахалин-2», планируют ускорить вхождение в проект российского «Газпрома». По данным газеты Yomiuri, компании Mitsui и Mitsubishi намерены предложить газовой монополии 5% акций в операторе проекта Sakhalin Energy. Ссылаясь на неназванные источники, издание сообщает, что Mitsui, доля которой в проекте составляет 25%, может продать 3% акций, а Mitsubishi – 2% из принадлежащих ей 20%.
Сейчас «Газпром» не владеет акциями проекта, но рассчитывает получить блокирующий пакет в «Сахалине-2», однако англо-голландская Royal Dutch/Shell, которой принадлежит 55% акций в проекте, готова предложить только 20% в обмен на 50-процентную долю в Заполярном месторождении. Выход из сложившейся ситуации предложили японцы: в начале 2006 года финансовый директор Mitsubishi Итиро Мидзуно заявил, что Mitsubishi и Mitsui готовы продать часть своей доли Royal Dutch/Shell, если это позволит «Газпрому» стать участником проекта.
Фактически предложение японских компаний позволит увеличить долю «Газпрома» до блокпакета – если, конечно, Royal Dutch/Shell согласятся продать 20%.
Однако недавние претензии Министерства природных ресурсов России к оператору «Сахалина-2» приостановили переговоры Royal Dutch/Shell и «Газпрома». Как заявил официальный представитель российской компании Сергей Куприянов, до разрешения проблем с российскими чиновниками.
…Несмотря на заверения замглавы МЭРТа Кирилла Андросова о том, что освоение месторождения не будет остановлено, представители японского государства выступили с резкой критикой действий российских властей. По их мнению, проблемы на «Сахалине-2» могут спровоцировать не только падение инвестиций японских компаний в экономику России, но и ухудшение российско-японских политических отношений.
Япония прежде всего беспокоится о поставках газа с Сахалина, считают эксперты. «Страна в первую очередь заинтересована в стабильных поставках. В свете последних событий японцам было бы удобнее работать с «Газпромом», – говорит аналитик Ray, Man & Gor Securities Константин Черепанов. – К тому же предложение японских компаний гарантирует получение «Газпромом» блокирующего пакета в проекте».
Не исключено, что Mitsubishi и Mitsui путем продажи пакета рассчитывают на поддержку «Газпрома» в диалоге с российскими властями.
…Но даже заручившись поддержкой «Газпрома», японцы могут не рассчитывать на его скорое вхождение в проект, предупреждают аналитики. «Не думаю, что покупка акций японских компаний будет быстрым процессом. Скорее всего, «Газпром» войдет в проект примерно через год», – предполагает Андрей Громадин. «Я думаю, сделка будет заключена в первой половине 2007 года, вряд ли раньше», – согласен Константин Черепанов».
Разумеется, наиболее резкие отклики на ситуацию вокруг проекта «Сахалин-2» продолжали появляться в западной прессе. 22 сентября «The Times» публикует редакционную статью «Уговор есть уговор»:
«Более чем в 3 тыс. миль к востоку от Москвы лежит далекий остров Сахалин и его прибрежные воды, однако его природу нельзя назвать нетронутой человеком. Именно там Кремль ведет последнюю битву за контроль над колоссальными природными богатствами России. В этот раз задача не в том, чтобы подчинить доморощенных, но дерзких олигархов. Задача – переписать условия, на которых западные нефтяные компании разрабатывают огромные нефтяные и газовые запасы Сибири и Дальнего Востока: именно эти запасы являются наиболее приемлемой альтернативой для развитых стран, которая позволит не зависеть от энергоносителей Ближнего Востока.
…Согласно трем подписанным контрактам, инвесторы вкладывали деньги в развитие добывающих проектов на условиях возмещения своих затрат, прежде чем станут делиться прибылью с Кремлем. Самый крупный договор о разделе продукции – и крупнейший частный энергетический проект в мире – «Сахалин-2», по которому с 2008 года должны начаться поставки сжиженного газа в Японию. Это должно принести Shell и партнерам первую прибыль по вложенным инвестициям, которые оцениваются в 20 млрд долларов.
Однако эта прибыль внезапно оказалась под вопросом. Трижды за последнюю неделю российские министерства и прокуратура постарались подорвать основные договоры.
…Западные нефтяные гиганты не ангелы в вопросах экологии, но то же можно сказать и о российских компаниях. Спонсируемая государством суматоха по поводу экологических вопросов призвана скрыть грязную правду: эти договоры были подписаны, когда инфляция, политический хаос и слабое здоровье президента Ельцина поставили Россию на колени. С тех пор взлет цен на нефть позволил выплатить иностранные займы, профинансировать модернизацию собственной энергетической отрасли и добиваться, с некоторыми оговорками, членства во Всемирной торговой организации (ВТО). Кремль, нуждающийся в профессионализме западных фирм, но в настоящий момент не нуждающийся в их капиталах, требует от своих инвесторов все больше.
Москва приводит два аргумента. Во-первых, поскольку договоры не принесут в российский бюджет ничего кроме незначительных компенсаций до тех пор, пока инвесторы не возместят вложенные средства, они прямо заинтересованы в завышении издержек; Shell и Exxon утверждают, что вложили в проект в общей сложности около 18 млрд долларов. Во-вторых, эти соглашения выводят зарубежные фирмы из-под юрисдикции российского налогового законодательства, которое до неузнаваемости изменилось за последние десять лет.
Но большая часть затрат по этим договорам возросла именно из-за необходимости соблюдать природоохранное законодательство. И что более важно – агрессия против наиболее ценных инвесторов не будет способствовать притоку новых инвестиций. Цены на нефть могут упасть, но даже если этого не случится, России еще долгое время будут нужны западные инвестиции и технологии. Россия достаточно изменилась, чтобы участвовать в переговорах ВТО. Но ее не станут принимать всерьез, если она не будет серьезно подходить к соблюдению взятых на себя обязательств».
25 сентября «Коммерсантъ» обращается к нашей теме в статье «Нераздел продукции»:
«…Соглашения о разделе продукции, выводящие иностранцев из-под действия российского налогового режима, не вписываются в стройную концепцию нефтегазового суверенитета и евразийского энергомогущества, пленившую обитателей Кремля. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что конфликты вокруг СРП характерны не только для России.
В первой половине XX века большинство нефтяных месторождений разрабатывалось в рамках концессионных соглашений. Концессия предполагает передачу права собственности на месторождение на определенный срок частной компании. Слабые и не имевшие собственных ресурсов и технологий для развития нефтедобычи страны вынуждены были идти на такую форму сотрудничества. Поначалу условия были просты – разовое вознаграждение и арендная плата за право добычи. Затем стал применяться принцип «50 на 50» – компании не только платили за аренду, но и делили прибыли поровну. На рубеже 60-70-х паритет был нарушен – сначала в Ливии (55 на 45), а затем в прочих странах.
Вообще на волне «деколонизации» в 60-70-е годы ситуация стала меняться. В 1965 году в Индонезии коммунисты национализировали нефтедобычу, а свергнувшие их через год военные не стали отменять национализацию отрасли. Западные компании, ранее работавшие на правах концессии, вернулись на месторождения, но уже на новых условиях – право собственности на недра оставалось за государством. Так и родился режим СРП. Впоследствии СРП стали стандартной практикой во многих добывающих странах, национализировавших в 60х-70-х годах нефтяную промышленность.
СРП появляется там, где присутствует принципиальная невозможность частной собственности на землю и недра. Кроме того, этот механизм оказался очень удобным для работы в политически и экономически нестабильных странах. Режим СРП подразумевает особый налоговый режим, что позволяло страховать проекты от непредсказуемых шагов местных властей и перемен в налоговом законодательстве. Нестабильность налоговой системы, национальной валюты, отсутствие средств и технологий для увеличения добычи нефти, невозможность предоставить недра в собственность иностранцам, политическая нестабильность делали СРП единственно возможным механизмом привлечения иностранцев в долгосрочные проекты.
…Однако повышение нефтяных цен всякий раз дестабилизировало ситуацию вокруг заключенных соглашений. Власти искали способы увеличить свои доходы и изымать большую долю нефтяной ренты. Так, в Анголе в конце 70-х – начале 80-х иностранные компании обязались платить налог на сверхприбыль, равнявшийся разнице между рыночной стоимостью барреля и определенной индексируемой базовой ставкой. В Перу с 1985 года на смену СРП пришла новая схема: иностранные компании стали «подрядчиками» и получают плату, выраженную в долларах США, за каждый произведенный баррель нефти.
Новый виток роста нефтяных цен привел и к массовому пересмотру соглашений о разделе продукции. Самым громким событием такого рода стала объявленная 1 мая этого года национализация газовой промышленности Боливии.
…Очевидно, что к подобному пересмотру условий СРП идет дело и в России. Аналитик «Атона» Артем Кончин полагает, что иностранные инвесторы проявят сговорчивость и после вхождения «Газпрома» в проект кампания против СРП затихнет. «В Боливии все работавшие там до 1 мая компании согласились остаться на существенно менее выгодных условиях»,– напоминает Кончин. Во всяком случае очевидно, что в долгосрочной перспективе механизм СРП оказался ненадежным. При определенном уровне цен вопрос о соблюдении контрактов оказывается нерелевантным не только для правительств развивающихся стран, но и для международных нефтяных гигантов».
Такая логика не устраивает западных журналистов. В тот же день, 25 сентября, Оливер Морган и Ник Матиасон публикуют в «The Observer» статью «Москва действует силой»:
«На прошлой неделе Россия выступила с угрозами отобрать выданные западным компаниям лицензии с целью вернуть себе контроль над энергоресурсами. Что может противопоставить этому Запад?
…Хотя западные компании не делали публичных заявлений, намерения России вызвали осуждение в мире. Наиболее жестко выступила Япония, которая должна получать газ по проекту «Сахалин-2». Кроме того, две ведущие японские компании, Mitsui и Mitsubishi, владеют 45% акций проекта. Синдзо Абэ, которого прочат в премьер-министры страны, заявил, что данные события могут затормозить выполнение проекта «Сахалин-2», что окажет «негативное влияние на японо-российские отношения в целом».
В ответ российский посол в Японии Александр Лосюков заявил, что государственная компания может ускорить выполнение проекта. Он имел в виду «Газпром», уже несколько лет обсуждающий свое участие в разработке сахалинских месторождений.
На прошлой неделе «Газпром» заявил, что переговоры с Shell об обмене активами – по нему «Газпром» получил бы 25% акций проекта «Сахалин-2» и доплату в обмен на 50% акций крупного материкового газового месторождения «Заполярное-Неоком» – также приостановлены.
Источники в "Газпроме" сообщают, что проблема заключается в перерасходе средств. Спустя неделю после того, как было объявлено об обмене активами, Shell заявила, что цена разработки по проекту «Сахалин-2» удвоилась с 10 до 20 млрд долларов (к тому же упорно ходят слухи, что она может достичь 25 млрд). Для правительства это плохая новость из-за условий договора десятилетней давности, подписанного на разработку «Сахалина-2» с Shell и японскими компаниями, известного как соглашение о разделе продукции.
По условиям этого соглашения государство сохранят за собой право собственности, но предоставляет партнерам право на разработку проектов (по первому проекту добыча нефти началась в 1999 году; самая крупная, вторая фаза, с которой теперь и возникли трудности, завершена на 80%) и получение в первые годы прибыли, которая позволит вернуть вложенные средства. После этого правительство увеличивает свою долю в доходах вплоть до 70%. Перерасход по смете и задержки означают, что правительство получит меньше денег и позже, чем рассчитывало.
В то же время увеличение сметы означает, что «Газпром» может потребовать снижения цены на 25% получаемых акций проекта, из-за чего условия обмена активами могут быть изменены. Поэтому компания заявила о приостановке переговоров.
…Один из московских аналитиков сказал: «Соглашения обеспечиваются на международном уровне. Кажется, будто Россия не имеет над ними власти, и это унизительно». Другие считают, что правительство хочет пересмотреть условия соглашений и поддержать «Газпром», который намерен улучшить условия своего участия в проектах.
…Если не касаться частностей, то понятно, что «Газпром» и правительство осуществляют тщательно спланированные действия с целью оказать давление на иностранные компании. Всеобщие протесты показывают, как рискованна это стратегия.
Исполнительный директор Уильям Браудер, активный акционер «Газпрома», которому в прошлом году был запрещен въезд в Россию, говорит: «Для инвесторов «Газпрома» это игра с нулевым исходом. Если акционеры Shell проиграют, они победят. Но если победа будет достигнута такими средствами, это скажется на инвестиционном климате в России не лучшим образом. Я бы предпочел, чтобы Россия проявляла уважение к правам собственности, поскольку от этого зависит безопасность моих инвестиций в целом».
Если эти слова отражают общий настрой международного бизнеса, получается, что своей мощной рукой Россия двинула по лицу себя же».

Окончание следует

Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости