Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

В результате недавней авиакатастрофы погибли наши друзья и коллеги.
Для поддержки семей погибших публикуем номера банковских карт.

Банковская карта супруги Алексея Никитченко: 4622 3530 1913 3381
Карта ВТБ-24, Анна Никитченко.

Банковская карта супруги Евгения Ильинова: 4627 2914 7928 2832
Райффайзенбанк, Марьяна Зазулина.

Опасная затея. Часть третья

27 сентября в «Коммерсанте» появилась статья Дмитрия Буртина «Взгляд на остров»:
«Рассматривать с двух сторон ситуацию вокруг «Сахалина-2», крупнейшего инвестиционного проекта западных нефтяных компаний, легко, приятно и удобно.
Вот как это выглядит. Позиция акционеров «Сахалина-2» (Shell – 55%, Mitsui – 25%, Mitsubishi – 20%): Минприроды РФ, выступая за отмену государственной экологической экспертизы, разрешающей строительство трубопроводов на Сахалине, ведет дело к остановке всего проекта, ставит под угрозу стабильность энергорынка в важнейшем регионе для мировой экономики – Японии и Южной Корее. Позиция Российской Федерации в лице Минприроды: никакие потери проекта «Сахалин-2», в том числе потери РФ как бенефициара соглашения о разделе продукции, не могут быть основанием для нанесения ущерба сахалинской природе. Если от этого рухнет энергобезопасность Японии – тем хуже для энергобезопасности.
Вроде все в порядке. Одни могут считать, что речь идет о конфликте экологически ответственного государства с хищнически расходующими природные ресурсы транснациональными корпорациями (они нам еще и за гамбургеры ответят!). Другие могут говорить о внезапно проснувшейся группе чиновников, из популистских соображений придирающейся к проекту Shell, которая, как ни крути, а расходует на предотвращение экологических рисков на тонну добытой нефти в разы больше, чем самая прогрессивная нефтяная компания России, не говоря уже о «Роснефти».
…И все бы хорошо, если бы не неосторожные рассуждения главы Минприроды Юрия Трутнева, который, говоря о перспективах отмены приказа об утверждении лицензии «Сахалину-2» на природопользование, отчего-то вместе с ним начал упоминать рост сметы проекта. Напомним, компания Sakhalin Energy, оператор проекта, обсуждает совсем с другими ведомствами – Минпромэнерго и Минэкономразвития – увеличение расходов, которые компенсируются инвесторам в рамках СРП, до $20 млрд. Установить достоверную связь между возросшей с 2003 года угрозой селевых потоков трубопроводам «Сахалина-2», вырубленными деревьями и ростом объемов трат «Сахалина-2», разумеется, можно. Но никто не поверит, а вместо этого произнесут: «Шантаж».
…И, удивительное дело, с этим согласны в мире все, кроме российской власти. Причем шантаж, возведенный в ранг специфической государственной политики.
…Если шантаж Грузии и Молдавии, происходящий в сфере внешней политики, признается миром некрасивым, но в принципе допустимым (и США этим балуются), то с «Сахалином-2» все сложнее. В отличие от дипломатического мира, где действуют государства, риски шантажа, применяемого в «Сахалине-2», оцениваются сотнями тысяч инвесторов. И они будут голосовать ногами, что бы им ни объяснял о вырубленных Shell березках Юрий Трутнев. Березки имеют цену – и они не стоят $20 млрд».
В тот же день в «Ведомостях» появляется статья Екатерины Дербиловой и Ирины Резник «Лучше не останавливать»:
«Остановка проекта «Сахалин-2» увеличит затраты на его реализацию на $10 млрд, подсчитали менеджеры оператора проекта Sakhalin Energy. Эта сумма ляжет на плечи российских властей, которым придется компенсировать эту сумму. Но у компании появился шанс — чиновники решили еще раз проверить, как идет реализация проекта.
…Будет ли проект остановлен, решится 25 октября, когда Росприроднадзор закончит проверку проекта… Проблема не только в нарушении процедуры утверждения экспертизы (она была выдана с 60 замечаниями к проекту), но и в том, что из этих замечаний Sakhalin Energy устранил только 30…
…Цель новой проверки — понять, можно ли без остановки проекта устранить все эти нарушения. Если да, приказ не будет подписан Ростехнадзором и экспертиза не будет отменена, объясняет представитель МПР. В противном случае 25 октября Ростехнадзор завизирует приказ МПР и тот вступит в силу.
…Остановка проекта «Сахалин-2» приведет к росту затрат на его реализацию на $10 млрд, заявил вчера вице-президент Sakhalin Energy по корпоративным вопросам Игорь Игнатьев в эфире «Эха Москвы». В случае отзыва заключения экспертизы, по оценкам экспертов, на получение нового уйдет 12-17 месяцев, это приведет к срыву начала поставок уже законтрактованного газа, объяснил Игнатьев «Ведомостям». Sakhalin Energy законтрактовала 9,37 млн т СПГ в год. Поставки должны начаться в 2008-2011 гг. и длиться 20-24 года. Покупатели, среди которых корейская KNOC и японские компании, уже говорили, что ищут альтернативных поставщиков газа. «Если покупатели не станут разрывать с нами контракты, мы должны будем закупать СПГ на рынке и поставлять им», — говорит Игнатьев. Кроме того, оператору придется заплатить штрафы подрядчикам и поставщикам за разрыв контрактов, продолжает Игнатьев. И еще придется консервировать проект, а это стоит недешево.
Компания намерена приложить все усилия, чтобы не допустить отзыва положительной экспертизы, вплоть до обращения в суд, говорит он.
…Юристы считают, что без суда в этом деле не обойтись. «Отменить прежнюю экологическую экспертизу и назначить новую может только суд, куда придется обратиться МПР», — считает адвокат компании «Князев и партнеры» Владимир Юрасов. Экологическую экспертизу можно оспорить только через суд, так как это указано в законе об экспертизе, подтвердил управляющий партнер «Вегас-Лекс» Альберт Еганян».
Последний материал этого дня, на который мы хотели бы обратить внимание, появился на сайте «Newsru.Com» под заголовком «Лавров призывает зарубежных инвесторов не паниковать в связи с «Сахалином-2»:
«Выступая на нефтегазовой конференции в Южно-Сахалинске, министр иностранных дел России Сергей Лавров сообщил, что проверки проекта «Сахалин-2» и требование Генпрокуратуры отменить экологическую экспертизу проекта не означают пересмотра заключенных соглашений с иностранными компаниями. Призывает воздержаться от громких заявлений и новый министр экономики Японии Акира Амари.
…Россия заинтересована в продолжении проекта «Сахалин-2», заявил глава российского МИД Сергей Лавров. «Проводимые проверки отнюдь не означают, что лицензия на освоение мероприятий в рамках проекта «Сахалин-2» будет отозвана, - подчеркнул министр. - Цель проверок - обеспечить добросовестное выполнение условий соглашений всеми сторонами». По словам дипломата, «утверждения о «ревизии» соглашений о разделе продукции и о выдавливании иностранцев из российского топливно-энергетического комплекса не имеют под собой никаких оснований».
Призывает не раздувать скандал и официальный представитель японской стороны. Министр экономики и промышленности Японии заявил, что реакция Токио на ситуацию вокруг «Сахалина-2», куда в качестве акционеров входят две японские компании, была «чрезмерной».
…Глава Ростехнадзора Константин Пуликовский, подпись которого придаст приказу законную силу, занял выжидательную позицию.
…Тем не менее, пока компания Sakhalin Energy надеется урегулировать все разногласия по проекту, сообщил исполнительный директор компании Иэн Крейг. «Проблема связана с недостатком диалога. На этой неделе мы сможем диалог возобновить», - сказал он, добавив, что, в частности, до конца недели он встретится с представителями Росприроднадзора».
29 сентября в газете «Московские Новости» №37 появилась статья Натальи Алякринской «Руки над скважиной»:
«Скандал вокруг проекта "Сахалин-2" можно уже смело называть международным: с тех пор как Росприроднадзор приостановил работы на месторождении из-за выявленных экологических нарушений, Россия услышала в свой адрес нелицеприятные слова от правительств Японии, Великобритании и Голландии, а также высоких чинов Еврокомиссии и Международного энергетического агентства.
…Хотя официальной причиной остановки работ по проекту считается нарушение природоохранного законодательства, очевидно, что ситуация разворачивается в сторону пересмотра российской политики в отношении иностранных инвесторов, работающих на условиях соглашений о разделе продукции (СРП). Напрашиваются аналогии с пожарной инспекцией: если она пришла, значит, это кому-нибудь нужно.
…Всемирный фонд дикой природы (WWF) России с самого начала говорил об опасностях, которые несут сахалинские нефтегазовые проекты. Но их никто не слушал: три года подряд Sakhalin Energy успешно строила нефтепровод, который пересек около 1 тысячи ручьев и рек без учета их естественных поворотов. В результате - сильная эрозия и загрязнение некогда кристально чистых рек, в которых нерестился лосось. Не менее успешно компания, строя завод по сжижению газа и грузовой терминал, сбрасывала грунт в залив Анива: под угрозой оказалась западнотихоокеанская популяция серых китов.
…В 2003 году государственная экологическая экспертиза второй фазы проекта «Сахалин-2» почему-то решила не замечать очевидных серьезных нарушений. Сейчас заметила. Вряд ли этот факт можно объяснить лишь трогательной заботой государства о природе. Уже отмечено: активизация Росприроднадзора вообще и его идеолога Олега Митволя в частности происходит в моменты, когда на кон ставятся серьезные интересы власти или бизнеса.
…Между тем вопрос СРП действительно назрел для пересмотра. Сегодня в России, помимо «Сахалина-2», действуют еще два соглашения о разделе продукции – «Сахалин-1» (участники – «Роснефть», американская Exxon и индийская ONGC) и проект в Харьяге (французская Total). При этом все три СРП заключались в середине 90-х годов при цене на нефть 16-18 долларов за баррель. Сегодня она приближается к 70 долларам. Кроме того, СРП подразумевает чрезвычайно льготный налоговый режим: по подсчетам Минприроды, при обычном налогообложении (50% от выручки) государство могло бы иметь с проекта «Сахалин-2» 300-400 млн. долларов налогов ежегодно, однако имеет всего 20 млн. долларов.
«Те, кто подписывал сахалинские соглашения, интересы государства не очень-то соблюдали, - прокомментировал «МН» ситуацию Геннадий Шмаль, глава Союза нефтегазопромышленников России. - Ведь можно было поставить условия, чтобы 80% добываемой нефти были наши, а 20 - шло иностранным инвесторам. Но сделали по-другому: вначале компенсируются все затраты иностранной стороны, а потом уже начинает делиться добытая нефть. Это неправильно, поскольку наносит ущерб интересам государства и граждан». Неудивительно, что при таких условиях СРП руководство Sakhalin Energy поставило вопрос об увеличении затрат на проект с 12,5 до 20 млрд. долларов (изначально проект вообще предусматривал финансирование в 8,5 млрд.): ведь эти деньги по условиям соглашения все равно должны быть им полностью компенсированы.
…Есть и прямые нарушения законодательства: по словам Геннадия Шмаля, согласно Закону об СРП, не менее 70% объемов работ и поставок материалов должно выполняться российскими организациями, но на деле их доля не превышает 30%. «Вплоть до того, что из Японии чуть ли не песок привозят», - добавляет Шмаль».
О том, какова оказалась реакция иностранных инвесторов на события вокруг «Сахалина-2», 4 октября рассказал сайт «Газета.Ru» в статье «Сахалин распугал инвесторов»:
«…Итальянская Eni отложила подписание соглашения о сотрудничестве с «Газпромом». Скорее всего, документ все же будет подписан, однако итальянская сторона будет настаивать на дополнительных гарантиях безопасности.
…Недавние трудности, возникшие у зарубежных компаний (BP, Shell, Exxon) при работе в России, когда компании оказались под угрозой лишения лицензий, насторожили Eni.
…Соглашение, которое должны подписать российская и итальянская стороны, представляет собой новый вариант договора о сотрудничестве, включающий всю производственную цепочку от добычи до реализации нефти, газа, электроэнергии, а также СПГ. Еще в мае прошлого года «Газпром» и Eni подписали соглашение, по которому с 2006 года итальянский концерн должен был уступить «Газпрому» свои права на ежегодную поставку 2 млрд кубометров газа на рынок Италии. Для продажи газа в Италии был создан торговый дом Central Energy Italien Gas Holding AG, в котором миноритарным акционером (33%) стал итальянский бизнесмен Бруно Гранелли, а остальные акции отошли во владение «Газпрома». Однако это соглашение вызвало неодобрение итальянских надзорных ведомств. В связи с этим российская и итальянская стороны подготовили новый, расширенный, вариант, который и должен был быть подписан до 15 октября.
Однако из-за проблем, которые испытывают другие иностранные компании, Eni начала осторожничать.
Обеспокоенность начали проявлять не только зарубежные бизнесмены, но и дипломаты. Посол Великобритании в Москве Энтони Брентон заявил, что проблемы вокруг проекта «Сахалин-2», в который раз уже подвергающегося нападкам со стороны Росприроднадзора, – это «серьезный удар по деловой репутации России как бизнес-партнера и поставщика энергоресурсов».
…По мнению Брентона, при реализации проектов такого масштаба Россия должна быть более предсказуема, чтобы не снизить нынешний уровень сотрудничества с зарубежными партнерами.
Однако Россия никак не демонстрирует готовности пойти навстречу иностранным инвесторам.
«Россия никогда не согласится на увеличение затрат проекта «Сахалин-2», который реализуется на условиях соглашения о совместном разделе продукции», – заявил глава экспертного совета при президенте РФ Аркадий Дворкович, комментируя намерения компании «Сахалин Энерджи» (оператора проекта «Сахалин-2») увеличить суммы затрат на проект почти вдвое.
По его словам, у компаний – участников проекта есть три альтернативы – увеличить смету затрат и далее реализовывать его в обычном налоговом режиме, отказаться от увеличения затрат и продолжить релазицию проекта на условиях СРП, либо продать свою долю в «Сахалине-2».
В то же время зампред правления «Газпрома» Александр Медведев заявил, что концерн не претендует на контрольную долю в «Сахалине-2».
5 октября президент Института энергетической политики Владимир Милов опубликовал в «Ведомостях» статью «Кто из племени иджо?»:
«…Вряд ли у кого-то есть сомнения в том, что «Сахалин-2» — экологически небезупречный проект. Тем более странным выглядело выданное проекту ранее положительное заключение экологической экспертизы и отсутствие со стороны властей каких-либо шагов, направленных на совместное с инвестором решение экологических проблем. Шум поднимали только представители гражданского общества, независимые экологи. Власти молчали.
Но когда у главного лоббиста страны — «Газпрома» возникли проблемы в переговорах с главным акционером проекта, Shell, об обмене пакета акций в «Сахалине-2» на долю в Заполярном месторождении, помощь экологического регулятора понадобилась.
…Не припомню подобного природоохранного рвения в ситуациях с позорными попытками замять экологическую опасность проекта строительства нефтепровода по берегу Байкала, который в итоге был отвергнут Путиным. Не было такого рвения и в случае с намерением «Газпрома» провести газопровод через алтайское высокогорное плато Укок, внесенное в список наследия ЮНЕСКО. Там с экологией, видимо, все в порядке. Не в порядке у Shell, которая, судя по всему, не хочет уступать долю в «Сахалине-2» по сходной цене.
…Двойные стандарты Кремля давно уже не секрет. Хуже другое — такие важнейшие функции власти, как надзор за сохранностью окружающей среды и пользованием недрами, используются в чьих-то интересах.
В июле 2006 г. Владислав Сурков в очередном выступлении заметил, что России негоже походить на «какое-нибудь племя иджо из Нигерии, которому компания Shell определяет, сколько им дать денег за ущерб, нанесенный их земле». На самом деле сходство России с Нигерией определяется вовсе не действиями компании Shell. Ужас в том, что между моделью поведения Кремля и нигерийских властей все меньше и меньше отличий».
Наконец, последняя статья этого обзора – статья Александра Тутушкина и Елены Медведевой «Государство мало получит», появившаяся на страницах «Ведомостей» 9 октября:
«…Об итогах проверки сахалинских проектов Счетная палата сообщила в пятницу. Коллегия ведомства Сергея Степашина решила, что финансово-экономические условия реализации «Сахалина-1» не позволят России получить более 15% углеводородов при разделе продукции. Не лучше, по мнению аудиторов, обстоит дело и в «Сахалине-2». По расчетам палаты, от этого проекта государство при разделе продукции не сможет получить более 10% углеводородов. Впрочем, источник в Sakhalin Energy на это замечает, что такое распределение продукции предусмотрено соглашением лишь для уровня рентабельности проекта ниже 17,5%. Но с ее повышением будет увеличиваться и доля государства.
Не одобряет Счетная палата и намерение Sakhalin Energy увеличить смету расходов на второй и третий этапы реализации проекта. Действительно, оператор примерно год назад объявил, что возмещаемые затраты до 2014 г. необходимо увеличить с планировавшихся ранее $12 млрд до $19,6 млрд. Но российские чиновники не соглашаются с этим, и изменение сметы до сих пор не утверждено.
…«СРП стали невыгодными для России, — сказал «Ведомостям» один из аудиторов Счетной палаты. — Низкая рентабельность проектов связана с резким ростом затрат, требуемых их участниками к возмещению».
…«Нужно побудить инвесторов пересмотреть ранее заключенные СРП», — говорит собеседник «Ведомостей». Как именно это сделать, аудитор не сказал.
О возможных вариантах развития событий на минувшей неделе рассказал начальник экспертного совета президента Аркадий Дворкович. Применительно к «Сахалину-2» он отметил, что инвесторы могут отказаться от увеличения затрат и продолжить реализацию проекта на условиях СРП или, наоборот, увеличив затраты, перевести его в обычный налоговый режим. Наконец, они вправе просто продать свои доли и выйти из проекта.
Жесткая позиция России вполне понятна, рассуждает руководитель аналитического отдела ИГ «Атон» Стивен Дашевский, ведь при увеличении затрат по «Сахалину-2» до $20 млрд потери государства составят половину этой суммы: «Я бы удивился, если бы российская сторона удовлетворила эти требования более чем на 15-20%». Скорее всего, стороны найдут компромисс и сохранят проект на условиях СРП, прогнозирует аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров: «Например, российская сторона может согласиться на небольшой рост затрат в обмен на получение большей доли добываемых нефти и газа».
Итак, все встало на свои места: поголовье китов и медуз больше никого не волнует, поскольку речь открыто идет о больших деньгах. Очень может быть, что в день, когда наши читатели увидят этот обзор, в отечественных и зарубежных СМИ появятся новые статьи на ту же тему. Но на продолжать смысла нет: «нельзя объять необъятное», как заметил в свое время Козьма Прутков.

Никитченко Алексей Анатольевич
Ильинов Евгений Викторович
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости