Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Платить будет Россия

Если первый наш обзор этого года был посвящен непосредственно нефтяному конфликту России и Белоруссии, то сейчас мы обратим внимание на его возможные последствия в экономических отношениях нашей страны и Запада.
Уже 10 января «Независимая Газета» публикует статью Артура Блинова «Лугар позаботился о безопасности Тбилиси и Киева»:
«Помочь укрепить энергобезопасность «молодых демократий» Украины и Грузии, а заодно и США, резко нарастить перегонку угля и биопродуктов в моторное топливо, а также повысить эффективность автомобильных двигателей – таков перечень законодательных инициатив, которыми отмечен минувший понедельник – первый день работы Конгресса США…
…Известный консервативный политик сенатор-республиканец Ричард Лугар считает, что в обеспечении своей энергобезопасности США должны опереться на внешнеполитические рычаги. В законопроекте, внесенном им в 2005 году и повторно предложенном нынешней сессии Конгресса, выражается сожаление по поводу того, что «страны – экспортеры нефти резко увеличили свои доходы за счет возросших глобальных цен», а сами крайне неэффективно используют свои запасы.
По мнению Лугара, все это «усилило угрозу глобальной безопасности, доступ к поставкам нефти и газа все чаще зависит от политической воли стран-производителей».
В своем законопроекте под названием «Акт об энергетической дипломатии и безопасности» Лугар выдвигает требование обеспечения свободы доступа к мировым энергоресурсам и даже ставит задачу поддержки энергонезависимости «молодых демократий» – Украины и Грузии – от России.
…В законопроекте впервые в американской законодательной практике тесно и недвусмысленно увязаны вопросы «ответственного использования ресурсов» с задачами глобального распространения демократии, преодоления бедности и достижения стабильности в мире в целом.
…Россия является одним из центральных «объектов воздействия» законопроекта Лугара. Предъявление претензий к России, в частности по поводу «неэффективности» использования ею своих энергетических ресурсов, внедряет в сознание людей мысль о том, что принцип национально-государственного суверенитета над природными ресурсами устарел и требует пересмотра.
Сам «Акт об энергетической дипломатии и безопасности» предоставляет Белому дому обширный инструментарий, который предполагает прямое или косвенное вмешательство во внутренние дела стран – поставщиков и транзитеров энергоресурсов.
В то же время большинство предложенных законодательных инициатив направлено на уменьшение зависимости США от импорта нефти.
…Сенатор Обама внес …законопроект об обеспечении большего доступа автомобилистам к искусственному топливу и совместно с сенатором-республиканцем Джимом Баннингом внес предложение о более широком внедрении в американской промышленности метода перегонки угля в жидкое топливо».
В тот же день в интернет-издании «Эксперт Online» появляется статья Александра Кокшарова «Больше альянсов хороших и разных», посвященная срочно принятому проекту новой энергетической политики Евросоюза:
«…Основным его положением является максимальная диверсификация источников поставок энергоресурсов и отказ от зависимости от одного, пусть и очень важного и крупного источника. Хотя план Европейской Комиссии и упоминает Россию напрямую, опрошенные «Экспертом Online» аналитики полагают, что события вокруг поставок из РФ в Украину год назад и в Белоруссию сейчас оказали влияние на текст и тональность документа. Энергетическая политика ЕС будет основываться на укреплении связей с альтернативными источниками.
«Энергетика должна стать составной частью всех внешних отношений ЕС», утверждается в документе, представленном Жозе-Мануэлом Баррозу, председателем Еврокомиссии, в среду. Это означает «развитие и расширение энергетических отношений с международными партнерами», причем в расширенном географическом контексте. «ЕС очень зависим от поставок энергоресурсов, в особенности газа, от ближайших соседей – России, Алжира и Норвегии. В Брюсселе считают, что такая ситуация делает энергетику ЕС очень уязвимой от внешних рисков – будь то политические проблемы России с транзитными странами или же риски в нестабильном Алжире. Поэтому ЕС готов идти за энергией дальше, следуя по стопам Соединенных Штатов и Китая – в Африку, на Ближний Восток и в Центральную Азию», — рассказала «Эксперту Online» Кона Хак, старший экономист по энергетическим рынкам лондонского Economist Intelligence Unit.
На ЕС приходится 22% потребления всех энергоресурсов в мире. Сегодня около 80% потребления нефти и газа в расширившемся до 27 стран-членов ЕС приходится на импорт – преимущественно из России, Норвегии, Северной Африки, а также, в меньшей степени, из Западной Африки и Ближнего Востока.
…В рамках новой энергополитики ЕС Еврокомиссия объявила несколько «целевых инициатив», направленных на попытку убедить Россию открыть свой газовый рынок для конкуренции, предоставив доступ к системе магистральных трубопроводов независимым производителям. Также ЕС хотел бы, чтобы европейские энергокомпании могли инвестировать в добычу нефти и газа в России наряду с российскими компаниями.
…Кроме того, в Брюсселе надеются на энергоресурсы в бывших советских республиках Средней Азии и Азербайджане. Уже сегодня 90% каспийской нефти, экспортируемой через российский Новороссийск или турецкий Джейхан, направляется в Европу – географическая близость делает ЕС главным экспортным рынком для нефти из Центральной Азии. ЕС недавно заключил соглашения о сотрудничестве в энергетической сфере с Азербайджаном и Казахстаном, направленные на «улучшение транспортировки каспийских энергетических ресурсов в ЕС». Сейчас ЕС надеется также заключить похожие энергетические сделки с Туркменистаном и Узбекистаном. «Раньше ЕС не мог пойти на это по политическим причинам – сделки со странами, власти которых установили весьма жесткие политические режимы, для Брюсселя были невозможны. Теперь же ЕС действует, как и США и Китай. Вашингтон прекрасно строит отношения с недемократической Саудовской Аравией, а Китай – с Суданом и Ираном. В условиях глобальной конкуренции за энергоресурсы у ЕС не осталось других вариантов, кроме как идти на сделки даже с такими странами, как Узбекистан и Туркменистан», — рассказал «Эксперту Online» Грэм Уил, экономист исследовательского центра Global Insight.
Важность поставок из региона Каспия и Средней Азии увеличится в связи с тем, что в ближайшие несколько лет Турция должна стать важным транзитным центром для каспийского газа. Ведь вскоре должно завершиться строительство трубопровода Nabucco, который пройдет из Турции через Болгарию и Румынию в Венгрию и Австрию. По нему пойдет газ, экспортируемый из Азербайджана и, возможно, в будущем и Туркменистана, направляемый в Турцию по Южнокавказскому газопроводу, строительство которого было завершено в 2006 году».
11 января газета «Время Новостей» откликается на программу ЕС статьей Алексея Гривача «Декларация зависимости»:
«Проект долгожданной единой энергетической стратегии Евросоюза, который вчера опубликовала Еврокомиссия, оказался не столь «страшным» и радикальным, как намекали чиновники.
«Цель Еврокомиссии состоит в том, чтобы защитить Европу от вызовов глобализации, - пафосно заявил председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу на пресс-конференции. - Это (вызов глобализации. - Ред.) требует необходимости общего европейского ответа в борьбе с климатическими изменениями, достижения большей степени энергобезопасности, обеспечения достаточных поставок энергоносителей и приемлемых цен на них для потребителей и бизнеса». Не преминул он отметить те вызовы, с которыми связана Россия. «Недавнее масштабное отключение электроэнергии (в странах ЕС. - Ред.) и настоящий спор между Россией и ее соседями показал миллионам наших граждан реальное значение нашей собственной энергетической независимости, - полагает г-н Баррозу. - Нам нужна новая политика, которая сделает поставки энергоносителей в ЕС более безопасными». По словам главы Еврокомиссии, «угольное прошлое осталось позади, пришло время выбрать будущее, которое в незначительной степени будет связано с углеводородами».
Впрочем, пока эти идеи далеки от реальности. К 2030 году зависимость европейцев от импорта энергоносителей вырастет значительно - с 50 до 65%. Причем третьи страны обеспечат потребность в газе на 84% (сейчас 55%), а в нефти - на 93%. И эту тенденцию никакими мерами по инвестированию в развитие возобновляемых источников (к 2010 году их производство планируется удвоить), похоже, не переломить. Даже, несмотря на то, что еврокомиссар по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс заявил вчера, что «лучше вложить в энергетику 1 евро сегодня, чем 2 евро в следующем поколении».
…На этом пути пока есть непреодолимые трудности. Во-первых, дефицит инвестиций в развитие инфраструктуры, необходимой для свободного движения энергоресурсов (газа и электричества) между участниками ЕС. Во-вторых, лобби европейских энергетических мэйджоров, которые, несмотря на все антитрестовые прокламации чиновников, продолжают благополучно объединяться в еще более крупные концерны (например, слияние французской госмонополии Gaz de France с частной Suez или покупка всего несколько лет назад образовавшимся немецким энергогигантом E.ON Ruhrgas испанской Endesa).
Россия, которая остается крупнейшим поставщиком газа в Европу, в докладе практически не упоминается. Однако есть несколько прямых указаний на резко негативное отношение авторов документа к развитию партнерства с Москвой. Так, в числе приоритетных инфраструктурных проектов, которые Брюссель планирует поддерживать, названо строительство газопровода с Каспия в Центральную Европу (через Азербайджан и Турцию). Прямая труба по дну Балтики из России в Германию – «Северный поток» - в этом списке отсутствует. Но отмечается, что «участие некоторых стран, не входящих в Евросоюз, в газотранспортных проектах осложняет сотрудничество и координацию этих проектов».
Еще об одном аспекте действий ЕС в связи с нефтяным противостоянием Москвы и Минска рассказывается в статье Андрея Терехова «ЕС назвал поведение своих партнеров неприемлемым», появившейся в тот же день в «Независимой Газете»:
«Комиссия ЕС (правительство Евросоюза) созывает сегодня в Брюсселе встречу Группы по поставкам нефти. Этот внутриевропейский орган призван обеспечить бесперебойное поступление нефти всем 27 странам – членам сообщества. Группа должна решить, как смягчить последствия перебоев на трубопроводе «Дружба».
…Нефтяной спор, разразившийся между Россией и Белоруссией, стал вчера ярким фоном для утверждения нового Плана действий КЕС в сфере энергетики. Лейтмотив этого документа, включающего анализ нынешней ситуации в энергообеспечении и энергопотреблении Европы, а также перспективы и подходы к проблеме, – дни дешевой и надежной энергии для европейцев сочтены. Растущий глобальный спрос на ограниченные запасы нефти и газа в ближайшие десятилетия взвинтит цены, что спровоцирует и резкий рост расходов
…Ведущим поставщиком энергоресурсов при этом останется Россия, которая, как сетуют в Европе, не только недостаточно инвестирует в свой энергетический сектор, но может также без предупреждения потребителей принять решение о приостановке поставок. Среди предлагаемых Комиссией ЕС мер по исправлению ситуации следующие: страны-члены должны диверсифицировать источники энергии, их поставщиков, маршруты транзита энергоносителей, активнее задействовать возобновляемые источники энергии, биотопливо и не спешить отказываться от уже действующих АЭС. В долгосрочной перспективе взаимовыгодное сотрудничество ЕС и РФ должно осуществляться на принципах, заложенных в Энергетическую хартию и Транзитный протокол к ней, гласит документ.
…Баррозу отметил, что перекрытие Россией трубопровода «Дружба», который через территорию Белоруссии поставляет нефть в Польшу, ФРГ, Словакию, Чехию и Венгрию, придало срочность утверждению единой Энергетической политики ЕС. Он назвал «неприемлемым» подход, при котором «страна-поставщик и транзитная страна предпринимают без консультаций меры, которые сказываются на их партнерах». Схожее заявление сделала Меркель: «То, что (Москва. – «НГ») не консультируется по таким вопросам, просто неприемлемо. Это подрывает доверие и не служит основой для плавного выстраивания конструктивных отношений».
Более образно выразился исполнительный директор Международного энергетического агентства Клод Мандиль. «Если компания, поставляющая электричество в ваш дом, собирается его отключить, вы по крайней мере ожидаете, что она предупредит вас заранее и скажет, что уладит проблему за пару дней», – сказал Мандиль в интервью изданию EUObserver. «Отсутствие информации гораздо хуже, чем сами перебои в поставках», – полагает он. Мандиль назвал «невероятным» тот факт, что ни Россия, ни Белоруссия не выступили ранее с официальным заявлением, что, по его мнению, заставляет воспринимать их как «ненадежных» партнеров».
О мерах, которые собирается принять сама Россия, чтобы не повторилась история с Белоруссией, в статье «Замена «Дружбе», опубликованной 12 января «Ведомостями», пишет Екатерина Дербилова:
«…Вчера утром Россия возобновила экспорт нефти через Белоруссию, который был остановлен в понедельник из-за самовольного отбора Минском 79 000 т топлива из транзитной трубы. Во вторник Белоруссия возобновила прокачку задержанной российской нефти в Европу. А вчера белорусские и российские чиновники начали переговоры об экспортных пошлинах, ставших причиной конфликта.
Эта история заставила Россию задуматься о том, как снизить зависимость от транзита через Белоруссию, рассказал «Ведомостям» замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов. Сейчас, по его словам, руководители «Транснефти» и профильных министерств обсуждают возможность расширения БТС (Балтийской трубопроводной системы – В.В.) в 1,6 раза до 120 млн т. Само строительство, по расчетам «Транснефти», может занять год, рассказывает Шаронов. Еще несколько месяцев уйдет на необходимые формальности — получение землеотводов и экологических заключений и проч.
«Транснефть» отправила в правительство перечень мер, направленных на снижение зависимости от Белоруссии, подтвердил вице-президент компании Сергей Григорьев, но подробности обсуждать отказался.
…Первая очередь БТС на 12 млн т была введена в 2001 г. С тех пор мощность трубы постепенно увеличивалась и в конце прошлого года достигла 76 млн т. На ее строительство «Транснефть» потратила $2,5 млрд, напоминает аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров. Григорьев отказался обсуждать сроки и стоимость расширения БТС до 120 млн т в год. Аналитик Альфа-банка Дмитрий Лукашов оценивает проект примерно в $2 млрд. Невозможно расширить трубопровод за счет компрессорных станций — придется прокладывать новую трубу, значит, ее стоимость будет примерно равна уже построенной ветке, рассуждает эксперт. Сэкономить получится только на инфраструктуре — дорогах и энергостанциях, а это снизит стоимость строительства не более чем на 20%. Нестеров считает, что расширение трубы свыше 100 млн т будет стоить $0,5-1 млрд. Оба эксперта сомневаются, что проект можно реализовать за год-полтора.
…«Неочевидно, что из-за кратковременного конфликта стоит осуществлять такие дорогостоящие проекты, — говорит Нестеров. — Объем экспорта в Европу расти не будет, к тому же Россия строит трубу на Восток, которую еще непонятно, чем заполнять».
Балтийское море перегружено, а способности датских проливов ограниченны, добавляет Лукашов. По его мнению, дешевле построить 200-километровую трубу по территории Украины, чтобы южная ветка «Дружбы» не зависела от Белоруссии.
…Любая альтернатива экспорту через Белоруссию может только приветствоваться, соглашается представитель крупной нефтяной компании, а какой маршрут предпочтут нефтяники в нормальных обстоятельствах, будет зависеть от тарифов и сроков строительства трубы.
Речь идет о диверсификации рисков, связанных с транзитом через Белоруссию, а не об отказе от него, подчеркивает Шаронов. Среди других мер он перечислил строительство Восточного нефтепровода, трубы Харьяга — Индига, увеличение поставок в черноморские порты».
15 января в «Коммерсанте» появляется статья Дмитрия Буртина «Поставки на вид»:
«Дополнительные $1 млрд доходов в бюджет и закрытие «нефтяного оффшора» в Белоруссии оплачены Россией очередными имиджевыми потерями в качестве надежного поставщика нефти и газа в ЕС. Таков итог российско-белорусского новогоднего энергоконфликта с внешнеполитической точки зрения, который признают и в ЕС, и в России,– и это усиливает позиции ЕС в торге за новое энергосоглашение ЕС и России.
Международная реакция относительно конфликта России и Белоруссии о налогообложении экспорта нефти в страну, который привел к сокращению и остановкам с 8 по 11 января поставок по нефтепроводу «Дружба» в пять стран ЕС, была менее жесткой, но более определенной, чем год назад в ходе куда как более масштабного газового конфликта России и Украины. В субботу глава Минэкономразвития Герман Греф в интервью Reuters признал, что конфликт, разрешение которого принесет бюджету РФ свыше $1 млрд допдоходов от экспорта нефти в Белоруссию в год, «нанес ущерб России как надежному поставщику (нефти в ЕС.– Ъ)». Глава МЭРТа призвал «создать систему, в которой поставки будут зависеть исключительно от нас», а не от транзитных стран.
Внешне комментарии представителей ЕС на очередной сбой поставок из-за российских внешнеполитических конфликтов были более «пророссийскими», но гораздо более жесткими формально. Так, сообщили в российском представительстве Еврокомиссии, впервые постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов был приглашен в Еврокомиссию для беседы относительно происходящего в Москве и Минске – его визави в Брюсселе 10 января был еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс.
…По данным Ъ, 5-8 января офис господина Пиебалгса провел несколько встреч с представителями Белоруссии на эту же тему, но также не получил никакой точной информации о происходящем. В итоге господин Пиебалгс, как подтвердил Ъ его пресс-секретарь Ферран Тарранделас, направил совместно с министром экономики Германии Михаэлем Глосом письмо в министерства энергетики РФ и Белоруссии. Содержание письма господин Тарранделас комментировать отказался, поскольку «оно носит непубличный характер», однако подтвердил, что в нем содержится требование информировать ЕС о возможных нарушениях поставок энергоносителей заранее, а не постфактум. При этом, по данным Ъ, в письме подчеркивается, что в январе 2006 года Россия также не уведомила ЕС о возможных перебоях газовых поставок в ходе конфликта с Украиной.
…В свою очередь, президент Еврокомиссии Жозе Баррозу заявил, что возможно обсуждение в ЕС запрета на сокращение поставок энергоносителей энергокомпаниями без предварительного уведомления контрагентов. В прошлый четверг Еврокомиссия обсудила ситуацию в РФ и Белоруссии на своем совещании, посвященном энергопроблемам, однако о каких-либо решениях не сообщалось. Скорее всего, имиджевые потери России будут использованы ЕС как аргумент на переговорах по новому энергосоглашению».
Итак, попытка сделать отношения России с Белоруссией в области энергоносителей может дорого обойтись самой России. Что же касается нашего «союзника» Александра Лукашенко, то он, судя по всему, готов и дальше наносить нашей стране разнообразный ущерб, в том числе экономический.

Никитченко Алексей Анатольевич
Ильинов Евгений Викторович
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости