Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

НДС: снизят – не снизят

Проблема снижения НДС будоражит умы предпринимателей и чиновников с завидной регулярностью. Новый этап обсуждения начался в начале года, а в феврале достиг точки кипения.

«Дворкович: ставка НДС может быть уменьшена до 12-13%» - информация под таким заголовком появилась 8 февраля на сайте «Newsru.Com»:
«Руководитель экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович считает, что ставка НДС может измениться с 18% до 12-13%.
Он пояснил, что «разговоры идут об утверждении ставки в промежутках от 10 до 16%, в то же время специалисты считают, что снижение НДС с 18 до 14-15% бессмысленно, так как это не изменит административный характер НДС».
Говорить о резком снижении единой ставки налогов до 10% тоже опасно, так как такой резкий скачок «вызовет чрезмерный риск для бюджета», добавил эксперт. Дворкович подтвердил, что более реально, по его мнению, снижение ставки налога до 12-13%.
Дворкович таким образом расшифровал мысль президента Путина, выступившего 8 февраля с заявлением о том, что ставка НДС в России должна быть унифицирована и снижена. «Мы должны стремиться к единой и максимально низкой ставке НДС», - объявил Путин».

«Бюджет положат под 13%» - этим материалом откликнулась в тот же день «Газета.Ru»:
«Идея прежнего премьера Михаила Фрадкова о снижении НДС до 13% будет реализована. Возможно, уже будущим премьером. Владимир Путин, говоря Госсовету о планах страны до 2020 года, заявил, что по НДС должна быть установлена «единая и максимально низкая ставка». Проблема одна: если НДС снизить, придется урезать расходы государства, ведь профицит бюджета и без этого станет нулевым уже к 2009 году.
…Во-первых, государство намерено стимулировать инвестиции «в развитие человеческого капитала». «Требуется в максимальной степени освободить от налогов расходы компаний и граждан (…) на образование и медицинское страхование, софинансирование пенсионных накоплений», – заявил Путин. Эти идеи, судя по всему, уже близки к реализации. О готовности освободить от ЕСН отчисления предприятий на медицинское и пенсионное страхование недавно говорил замминистра финансов Сергей Шаталов.
Второе, что намерено делать государство – «вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики».
Но самым неожиданным стало обещание Путина «стремиться к установлению единой и максимально низкой ставки НДС».
Эту идею активно продвигал еще бывший премьер Михаил Фрадков. Он предлагал уменьшить НДС до 13%. Однако сопротивление Минфина преодолеть так и не смог.
…Теперь Владимир Путин вновь реанимировал идею снижения НДС.
Руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович сообщил, что наиболее вероятный уровень, до которого опустят налог, – 12–13%.
…Бизнес, разумеется, такому предложению Путина рад. «Это очень правильная идея, – сказал «Газете.Ru» заместитель председателя налогового комитета РСПП Сергей Беляков. – Снижение НДС – радикальный способ изменить структуру экономики в пользу перерабатывающих отраслей». Он уверен, что высвободившиеся деньги предприятия инвестируют в развитие производства, что обеспечит экономический рост. «По нашим расчетам, снижение ставки НДС до 10% стимулирует прежде всего машиностроение и переработку», – отмечает Беляков.
Однако у экономистов возникают сомнения. «НДС – основной доход бюджета, который не зависит от цен на нефть и газ.
С тем уровнем расходов, который запланирован в трехлетнем бюджете, снижать там нечего – расходы у нас растут, а доходы нет. У нас баланс сводится к нулю уже в 2009 году. Если снижение будет, то расходы придется очень серьезно пересматривать»,
– говорит эксперт Экономической экспертной группы Елена Лебединская. Мы рискуем вернуться к ситуации 90-х, когда бюджет был с большим дефицитом, предупреждает она».

11 февраля в «Ведомостях» появляется статья Надежды Иваницкой, Бориса Грозовского и Дмитрия Козьмина «НДС — 13%»:
«…Президент Путин решил, что надо «вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики» и «стремиться к дальнейшему снижению налогового бремени». Кроме снижения НДС он предложил «освободить от налогов расходы компаний и граждан» на медстрахование, образование и пенсии.
Как только будут обнаружены облагаемые налогами расходы, налоги сразу будут отменены, шутит профильный чиновник. (Налогами облагаются доходы, Путин имел в виду освобождение от налогов доходов, направляемых на названные цели. — «Ведомости».)
…Ставки НДС (сейчас — 18% и 10%) надо унифицировать на уровне 12-13%, сделано это может быть с 2009-2010 гг., считает начальник экспертного управления президента Аркадий Дворкович: снижение до 14-16% не стимулирует бизнес к уплате НДС, а до 10% — слишком рискованно для бюджета. Председатель Думы Борис Грызлов также называет 12%.
Зампред правительства Алексей Кудрин отодвинул решение к 2020 г.: ему нужна уверенность, что это не подорвет сбалансированность бюджета, а на 2009-2011 гг. бюджетные расходы уже спланированы исходя из доходов, рассчитанных по действующей ставке налога. Лучше поторопиться, пока высоки мировые цены на сырье, возражает Беляков. Инновационный сценарий развития без снижения НДС реализовать не удастся, добавляет аргумент сотрудник администрации президента.
Оценить бюджетные потери при снижении НДС чиновники отказались. Наталья Акиндинова из Центра развития полагает, что ставка в 12% лишит бюджет до 1 трлн руб. (в 2007 г. бюджет получил 1,4247 трлн руб. НДС, годом ранее — 951,4 млрд). Эта сумма эквивалентна почти 18% ненефтегазовых доходов и примерно половине нефтегазового трансферта, для компенсации трансферт придется увеличить в полтора раза, подсчитала Акиндинова: «Сумма критичная, чем замещать выпадающие доходы — непонятно».
…Сейчас нефтегазовый трансферт — 5,5%, а при выпадении 1 трлн руб. в 2009 г. его нужно повысить примерно до 7,7% — таковы расчеты руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича. Выпадающие доходы можно компенсировать, увеличив заимствования, но они не могут превышать 1% ВВП, т. е. примерно 450 млрд руб. в 2009 г., а самый верный путь — снижение расходов бюджета, думает Гурвич.
Основные бенефициары снижения НДС — перерабатывающие отрасли, особенно машиностроение, отмечает Дмитрий Белоусов из ЦМАКП: у этих отраслей высока добавленная стоимость.
…В проигрыше — пищепром и легкая промышленность, по некоторым товарам они сейчас платят 10%, добавляет Владимир Тихомиров из «Уралсиба».
…Это «очень мотивирующее экономику решение», рад гендиректор «СТС Media» Александр Роднянский: вырастут оборотный капитал, «способность к развитию», инвестиции, компании выйдут из тени.
Снижение НДС удешевит строительство супермаркетов, говорит гендиректор сети «Магнит» Сергей Галицкий.
…Рады и губернаторы: в последнее время налоги снижались за счет региональных доходов, а НДС поступает сугубо в федеральный бюджет. В регионах вырастет деловая активность, особенно в машиностроении, энергетике, текстильной промышленности, говорит губернатор Ивановской области Михаил Мень. Снизятся цены на сельхозпродукцию, доволен губернатор Саратовской области Павел Ипатов. Снижение НДС — принципиальный вопрос для инвесторов в лесопереработку, которых область пытается привлечь, добавляет он.
Это решение сопоставимо с введением единой ставки подоходного налога в 2001 г., уверен Роднянский.
…Единая ставка НДФЛ стала самой эффективной налоговой реформой в России, говорит Антон Ионов из Ernst & Young, она устроила и чиновников, и бизнес, и простых людей, следом за Россией единую низкую ставку ввели Украина, Казахстан и Чехия. Поступления от подоходного налога в 2000 г. составили 27,4 млрд руб., в 2006 г. — в 35 раз больше — 930 млрд руб., а в 2007 г. — 1,266 трлн руб.
Те 13% были первым налоговым соглашением государства и бизнеса, сигналом платить белые зарплаты, …теперь подан сигнал отказываться от схем возмещения НДС из бюджета, когда товар перепродается от одной фирмы к другой, все компании цепочки представляют налог к возмещению, а последнее звено исчезает».

12 февраля газета «РБК Daily» публикует статью Марии Селивановой «Минфин снизит НДС» с характерным подзаголовком – «Но только в 2020 году»:
«Министерство финансов не готово в ближайшие годы снизить НДС с 18 до 12%, как требовал президент Владимир Путин, выступая на прошлой неделе на расширенном заседании Госсовета. Об этом вчера сообщил на координационном совете предпринимательских союзов России (КСПСР) замминистра финансов Сергей Шаталов. Снижение налога возможно лишь «при достижении бюджетной стабильности» и только до 16%. Эксперты расшифровывают позицию Минфина так: если НДС и начнут снижать, то лишь в 2020 году.
Позиция Минфина по НДС не новость. На протяжении последних лет все попытки предпринимателей, Белого дома, депутатов и администрации президента снизить НДС или заменить его на налог с продаж разбивались о железный аргумент Алексея Кудрина: компенсировать выпадающие доходы бюджета будет нечем.
…Глава Минфина Алексей Кудрин, комментируя выступление Путина на Госсовете, заявил, что задача, поставленная президентом, будет выполнена, но о конкретных сроках говорить рано. «В период до 2020 года она, безусловно, должна быть реализована», — добавил он. Г-н Кудрин заметил, что снижение НДС должно произойти тогда, когда станет ясно, что «это не повлияет негативно на сбалансированность бюджета».
Вчера позицию министра финансов конкретизировал его заместитель Сергей Шаталов. На заседании КСПСР он подчеркнул, что снижение НДС возможно, но только при бюджетной стабильности. А как раз ее-то Минфин на ближайшие годы и не прогнозирует».
14 февраля «Ведомости» помещают статью Бориса Грозовского, Марии Шпигель и Алексея Никольского «Даешь НДС 10%!»:
«…Вчера три союза — РСПП, «Деловая Россия» и «Опора» согласовали позицию: ставку надо опустить до 10%. «Из имеющихся трех ставок (18%, 10%, 0% [для экспортеров] решили выбрать среднюю», — отмечает руководитель налогового комитета РСПП Сергей Беляков.
Доводы просты. Снижение ставки позволит диверсифицировать экономику, говорит президент РСПП Александр Шохин: выпуск продукции более высокого передела «наказывается» НДС. За два-три года расширится производство, а следовательно, база НДС и бюджетные потери будут компенсированы, продолжает Шохин, а схемы лжевозврата НДС станут нерентабельными.
…Максимальный добавочный продукт создается интеллектуальным трудом в инновационном бизнесе, и снижение налога даст возможность увеличить инвестиции в этот сектор, говорит Борис Титов, председатель «Деловой России». Цена обналички — порядка 10%, ставка НДС на этом уровне приведет к массовому выходу предприятий из тени.
Снижать налог надо с 2009 г., пока есть «подушка безопасности» — средства в резервном фонде и фонде благосостояния, считает Шохин.
Минфин пока не понимает, как снизить налог. Потери от снижения НДС на 1% — порядка 100-120 млрд руб., ставка в 12% лишает бюджет порядка 800 млрд руб. доходов, рассчитал Минфин, рассказали «Ведомостям» участники вчерашней встречи предпринимателей и чиновников».
15 февраля в «Независимой Газете» появляется статья Игоря Наумова «Налоги снизят с опозданием»:
«Министерства и ведомства в месячный срок подготовят и представят в Минэкономразвития свои предложения по снижению налогового бремени на бизнес и граждан. С таким требованием выступил вчера премьер Виктор Зубков, выполняющий поручение Владимира Путина снизить налог на добавленную стоимость (НДС) и перейти к его единой ставке. Впрочем, эксперты сейчас уже с сомнением относятся к целесообразности резкого снижения этого налога. За три года, которые прошли с момента, когда идея снижения НДС до 13% была впервые озвучена в правительстве, макроэкономические тенденции в стране изменились, а госрасходы существенно выросли.
…Главный предмет спора последних лет – ставка налога на добавленную стоимость (НДС). Еще три года назад с соответствующей инициативой выступил тогдашний премьер Михаил Фрадков, предложивший вариант снижения НДС до 13%, подготовленный замруководителя аппарата правительства Михаилом Копейкиным. Сторонники снижения налога доказывали полезность этого шага для вывода из тени налогооблагаемой базы – по оценкам экспертов, собираемость этого налога не превышает 60%. Выпадающие доходы федерального бюджета, по расчетам Копейкина, могли составить около 500 млрд. руб. Однако компенсировать эти потери можно было за счет средств Стабфонда.
Дискуссия закончилась сокрушительным поражением сторонников снижения налогового бремени. Глава Минфина Алексей Кудрин, который и сейчас не исключает возможность снижения НДС, но где-нибудь ближе к 2020 году, тогда довольно легко убедил представителей бизнес-объединений РСПП, ТПП, «Деловой России» и «Опоры России» отказаться от требований снизить НДС до 13%, пообещав взамен улучшить администрирование этого налога. Смирившись тогда с поражением, объединения предпринимателей сейчас, после выступления президента на Госсовете, бросились в новую атаку на НДС. Теперь они требуют его снижения до 10%. Причем почти в ультимативной форме требует сделать это незамедлительно – начиная с 2009 года.
Руководитель «Деловой России» Борис Титов считает такую постановку вопроса реалистичной.
…Замначальника аналитического департамента ООО «Совлинк» Ольга Беленькая менее оптимистична в прогнозах – вряд ли ставка будет снижена до 10% в 2009 году, как просят представители бизнеса, ведь расходы трехлетнего бюджета уже расписаны в расчете на действующую ставку налога. Она не ставит под сомнение, что снижение НДС станет дополнительным стимулом для развития бизнеса и обрабатывающей промышленности. По ее мнению, оценка Минфином выпадающих доходов примерно в 800 млрд. руб. при снижении ставки НДС до 12% выглядит достаточно серьезной.
…С учетом мирового финансового кризиса и рисков ухудшения ситуации в мировой экономике нагрузка на федеральный бюджет должна возрасти. Поэтому вопрос о степени и сроках снижения вызывают столь бурные дискуссии. По мнению Беленькой, наиболее вероятным может быть снижение ставки до 13–15%, сроки же будут определяться скорее всего политическим решением.
«Делать «налоговый рай» при том уровне налогового администрирования, который у нас есть, сейчас бессмысленно. Снижение налогов нанесет большой вред. И вообще проблема не в высоких налогах, бизнес и так активно работает, экономика демонстрирует до 8% роста в год», – убежден научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Он скептически оценивает перспективы выхода бизнеса из тени, за счет чего якобы будут увеличены поступления в бюджет. Ничего подобного не наблюдалось после снижения ставки ЕСН с 35,7 до 24% и введения плоской шкалы подоходного налога в 13%, напомнил Ясин».

20 февраля на сайте «РБК.Ru» появляется материал под заголовком «Минфин РФ: Снижение НДС до 10% невозможно»:
«Снижение НДС до 10% невозможно. Об этом сообщил сегодня в беседе с журналистами статс-секретарь, замминистра финансов РФ Сергей Шаталов, комментируя предложение нескольких предпринимателей, высказанное ранее. «Об этой цифре мы вообще не ведем разговор», - отметил С.Шаталов.
Говоря о принципиальной возможности снижения НДС, он подчеркнул, что этот вопрос необходимо проработать и просчитать последствия такой меры для федерального бюджета. В частности, как указал замглавы Минфина, снижение этого налога до 12% с 2011г. приведет к выпадению налоговых поступлений на сумму порядка 1 трлн руб.
При этом С.Шаталов скептически относится к перспективам компенсации выпадающей суммы за счет увеличения других налогов, в частности налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
…Стоит отметить, что несколько дней назад, представляя на Красноярском экономическом форуме «Россия 2008-2020. Управление ростом» свою экономическую программу, кандидат в президенты Дмитрий Медведев отметил, что считает первоочередной мерой налоговой политики принятие закона о переходе на пониженную ставку НДС. В дальнейшем, по его словам, произойдет ее замена на налог с продаж.
…Также, по словам вице-премьера, необходимо упрощение налоговой отчетности для помощи малому бизнесу. Как считает Д.Медведев, налоговая декларация должна быть не больше одной страницы».

Наконец, 21 февраля в газете «РБК Daily» появляется статья все той же Марии Селивановой «Минфин не уступит президенту»:
«Минфин, судя по всему, проигнорирует рекомендацию Владимира Путина снизить НДС. Намек на это содержится во вчерашнем заявлении замминистра финансов Сергея Шаталова. Чиновники не видят источников, способных компенсировать в бюджете выпадающие доходы. Эксперты согласны с позицией Минфина, но бизнес полагает, что его расчеты не верны, а дыра в бюджете может быть залатана всего лишь через пару лет после увеличения налогооблагаемой базы в связи с выходом бизнеса «из тени».
…Вчера Сергей Шаталов заявил, что снижение НДС до 10% категорически невозможно. «Об этой цифре мы вообще не ведем разговор», — заявил чиновник. Уменьшение ставки даже до 12% с 2011 года приведет к недопоступлению в казну 1 трлн руб., уверен замминистра. При этом Минфин считает нецелесообразным увеличивать другие налоги, например, НДПИ или ЕСН. Окончательная позиция министерства будет сформирована к лету, но с 2009 года НДС точно снижен не будет.
«Понятно желание Минфина просчитать все последствия снижения ставки, но мы ждем исполнение ведомством поручения премьера (о снижении НДС. — РБК daily)», — отстаивает позицию бизнеса зампред налогового комитета РСПП Сергей Беляков. При этом председатель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян не соглашается с предполагаемым объемом выпадающих доходов в 1 трлн руб. «По нашим расчетам, при снижении ставки до 10% бюджет лишится 450 млрд руб.», — говорит он. Для стимулирования перерабатывающих отраслей «Деловая Россия» предлагает увеличить таможенные пошлины и НДПИ для сырьевиков, что уменьшит дыру в бюджете до 300 млрд руб.
…Эксперты оптимизма предпринимателей не разделяют. «Выпадающие доходы бюджета будут колоссальными, их нечем компенсировать, — говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. — Налогооблагаемая база не увеличится настолько, чтобы компенсировать выпадающие доходы».
…Впрочем, даже если НДС снижен не будет, бизнесу в скором времени придется познакомиться с измененным Налоговым кодексом. Как заявил вчера глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович, будет проведена инвентаризация ряда законодательных кодексов, формирование которых уже завершилось. «В законодательстве пришло время для новых подходов, которые заключаются в превалировании норм прямого действия и в минимизации возможностей произвольного толкования норм законов чиновниками», — пояснил высокопоставленный чиновник».

Никитченко Алексей Анатольевич
Ильинов Евгений Викторович
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости