Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Главный ньюсмейкер

Главной темой последних двух дней стали новые прогнозы кризисного развития России и бюджетные планы правительства озвученные министром финансов Алексеем Кудриным.

22 апреля «Ведомости» под заголовком «Не стоит бросаться на мины на танках» публикуют большое интервью Алексея Кудрина:
«…Сейчас главное — вести себя предельно осторожно, проблемы нужно предотвращать, а не создавать. Экономику в нынешнем состоянии можно сравнить с минным полем: надо тщательно раскапывать каждую мину или обходить ее, не стоит бросаться на мины на танках. Мы не часто задумываемся, почему при маленьком дефиците экономика может расти, а частный сектор — расширяться независимо от правительственной фискальной поддержки. А сейчас при громадном вливании денег через дефицит и кредиты ЦБ ВВП падает. У экономики есть свои законы, не подвластные полностью ни госрегулированию, ни вливаниям. Это нужно всегда помнить. Госвливания денег во многих странах в период кризиса можно сравнить с капельницей для больного. Оно важно только до выздоровления, когда силы организма уже в состоянии самостоятельно поддерживать его активность. Но под капельницей невозможно поддерживать полноценную деятельность. Так же и с экономикой.
…Каждая структура — банк или компания — должна сама создавать свою устойчивость, а не только надеяться на государство. Это стратегия.
…Расходы государства — по сути эмиссия. Мы тратили полученные налоги от нефти и газа, а экономике такое количество денег не требовалось. Государство должно просто регулировать количество денег в экономике, курс, инфляцию. Мы подталкивали укрепление валюты и еще большие долларовые заимствования компаний. Правительство проводило проциклическую политику. Ко мне недавно приходили банкиры и рассказывали, как им не могут вернуть кредиты, выданные на модернизацию производства. Останавливаются новейшие высокотехнологичные заводы. Это как раз пример того, что неправильно рассчитан будущий спрос.
…Деньги попадали в экономику, и казалось, что у нас всего хватает. Сейчас этому приходит конец.
… До кризиса мы поддерживали в основном спрос. Строительство дорог, зарплаты — это увеличение спроса. Так создавались пузыри в строительстве, торговле, недвижимости. Но они лопаются при низких доходах от нефти и низких расходах бюджета. Сейчас мы как бы пытаемся смягчить шок от их сдувания, поскольку эти отрасли тянули за собой много других отраслей и сейчас их сдувание очень болезненно. С точки зрения антикризисной политики правильнее поддерживать умеренный спрос, не пытаясь сохранить пузыри. Менее правильно поддерживать предложение, так как при перепроизводстве, проявившемся в условиях кризиса, это оттягивает время выхода из него.
…Долг наших компаний умеренный. К величине ВВП весь внешний долг корпоративного и государственного секторов составлял до кризиса 31% ВВП (а банковского — 14,5%). Это существенно меньше, чем в ведущих странах. Плюс у нас большие резервы. Государство должно страховать компании за счет резервов, так как причиной всему изменение внешней ситуации. Правительство облегчило возвращение долгов, а курсом рубля продлило период реструктуризации долга. Какие-то компании обернули долги в рубли, какие-то — в валюту. Мы создали хорошую подушку в корпоративном и банковском секторе.
…— Вы в будущее смотрите осторожно. Это скажется на бюджете следующего года?
— Мы еще не определились до конца. Ближайшие месяцы будем считать. Но для нас уже ясно, что главным суммирующим фактором бюджета будет 5%-ный дефицит. Если вдруг объем ВВП будет ниже прогноза, то расходы бюджета в номинале придется держать под ориентир величины дефицита. Если мы справимся с этой задачей, то сможем говорить, что мы управляем своей экономикой и обязательствами.
— Вы уже понимаете, чем структурно будет отличаться бюджет этого года от бюджета следующего?
— Все публичные соцобязательства останутся, это точно. Очевидно, что будет меньше субсидий экономике. Сейчас их большая величина — антикризисная мера. ФЦП будут скорректированы: какие-то останутся в прежнем объеме, а некоторые уменьшатся. Достигнута договоренность, что останутся в полном объеме программы, которые стимулируют заказ высоких технологий для российских предприятий. Например, программы «Глонасс» и «Космос». И главное отличие в том, что бюджет 2009 г. — сокращенный вариант закона о бюджете, когда все статьи ужаты примерно в одинаковой пропорции. Бюджет-2010 будет полностью заново написан. Мы будем финансировать только самое-самое главное. Считаю, что это будет очень полезно. Если раньше мы позволяли себе опережающее наращивание доходов даже по сравнению с приростом ВВП, то больше мы себе этого позволить не сможем. К сожалению, нет гарантий того, что мировая экономика в 2010 г. начнет выходить из кризиса. А многие надеются на продление господдержки. Уже сейчас можно сказать: при любом развитии событий господдержка будет снижаться. В 2009 г. размер стимулирующего пакета составляет 6% ВВП, а по 2010 г. цифру назвать не могу, но будет существенно меньше.
— Получается, что инвестиции вообще в ноль уйдут?
— Новый принцип бюджетного планирования заключается в том, что министры в рамках выделенного им лимита сами будут соотносить размер текущих расходов и капитальных. Наша главная задача — сохранить стабильность макроэкономики. Если мы ее раскачаем дополнительным дефицитом или большими вливаниями ликвидности, то это приведет к оттоку капитала и росту цен. Фундаментальные показатели влияют на выход из кризиса больше, чем многие меры точечного характера. Фундаментальные показатели надо держать и усиливать их прочность, уменьшать нельзя. Каждый наш шаг должен пройти тест: мы усиливаем прочность нашей экономики или делаем слабее? И все точечные решения тоже должны пройти этот тест. Государство не должно водить каждое предприятие за ручку и учить его работать. Тем более что государство этого делать и не умеет».

В тот же день на информационных сайтах появились материалы о выступлении главы Минфина в Совете Федерации. Так сайт NewsRu.Com поместил материал «Кудрин предупредил, что Резервный фонд полностью израсходуют в 2010 году»:
«Резервный фонд будет практически полностью израсходован в 2010 году, сообщил в среду вице-премьер - министр финансов РФ Алексей Кудрин. "Мы предполагаем, что Резервный фонд в следующем году будет практически полностью израсходован", - сказал он, подчеркнув, что фонд выполнит свою задачу поддержки бюджетной системы в кризисных условиях.
…Министр финансов прогнозирует также снижение расходов по ряду направлений и федеральных программ, отмечает ИТАР-ТАСС.
Резервного фонда хватит на пару лет.
По прогнозу Кудрина, средств Резервного фонда на покрытие бюджетного дефицита может хватить на ближайшие два года. За это время он предлагает пересмотреть модель бюджета и разработать новую, включая обновление структуры расходов.
…Кудрин не исключает, что в будущем средства фонда национального благосостояния могут быть направлены на поддержку пенсионной системы. "Пока мы не планируем его трогать, но не исключаю, что он будет направлен на поддержку пенсионной системы", - цитирует министра РИА "Новости". "Кризис беспрецедентный, такого мир еще не знал, и в этих условиях резервный фонд спасет Россию и защитит ее от самых тяжелых и драматических последствий", - убежден министр.
Кудрин предупредил, что в следующем году возможностей использовать Резервный фонд будет гораздо меньше, поэтому придется более внимательно рассматривать приоритеты.
Серьезное сокращение, по его словам, ожидает доходы бюджетов регионов. Несбалансированность бюджетов, по его словам, составит 800-830 млрд рублей. Прогнозируемые доходы субъектов РФ уже в этом году снизятся на 1,1 трлн рублей по сравнению с прошлым годом, отметил Кудрин.
…Объем поддержки банковского сектора РФ из федерального бюджета может быть увеличен в 2009 году в случае роста невозврата кредитов реального сектора, заявил Алексей Кудрин, выступая в Совете Федерации. В федеральном бюджете на 2009 год с учетом внесенных поправок уже предусмотрено выделить на поддержку финансового сектора 280 млрд рублей, из них 100 млрд рублей планируется направить в ВЭБ на финансирование инвестиционных проектов всех ведущих отраслей. Кроме того, правительство планирует направить в текущем году 255 млрд рублей на депозиты во Внешэкономбанк для предоставления субординированных кредитов банковской системе, малому бизнесу и ЖКХ».

«Газета.Ru» к вечеру того же дня отреагировала на выступление главы Минфина статьей «Кудрин срезает амбиции»:
«…Резервный фонд будет практически полностью израсходован в 2010 году, заявил в среду в Совете Федерации вице-премьер – министр финансов Алексей Кудрин. А потому придется пересмотреть старую модель бюджета и разработать новую, которая «должна быть устойчивой и поддержать выход из кризиса», что подразумевает урезание расходных статей бюджета.
В номинальном выражении доходы бюджета на 2010 и 2011 годы не уменьшатся, но «придется сокращать дефицит с 7,4% до 5%», оценил масштабы проблемы Кудрин. Время увеличения расходов закончилось, отрезал министр.
… «Популисткая политика государства привело к расширению госучастия, непомерному раздуванию росту расходов бюджета и резкому увеличению его зависимости от цены на нефть», – говорит главный экономист «Тройки-Диалог» Евгений Гавриленков. Так, если в 2004 году непроцентные расходы бюджета (не включающие выплату процентов по кредитам) составляли 14,6% ВВП, в 2008 году эта цифра достигла уже 17,8% ВВП. «Избыточность трат бюджета демонстрируют и позорные для России двухзначные цифры инфляции. Поэтому дефицит бюджета надо не просто сокращать до 5%, а доводить до нуля, а уровень инфляции – до 2-3%», – уверен Гавриленков. Неясно, какие расходы могут быть порезаны. «Из-за кризиса сокращаются доходы, но действует антикризисная программа и социальные обязательства государства, отказаться от которых нельзя.
С другой стороны, есть амбиции государства по долгосрочному развитию страны – и все это требует денег», – подчеркивает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елена Пенухина.
Все надежды эксперты связывают с тем, что острая фаза кризиса все же будет преодолена уже в этом году.
…Кроме вливаний в банковский сектор, могут быть порезаны и государственные инвестиционные инфраструктурные программы: строительство дорог, больниц, образовательных учреждений. «Однако здесь власти сталкиваются с дилеммой – обеспечить минимальные расходы бюджета и отказаться от планов по закладыванию основ для модернизации, либо вложить больше средств «в будущее», сохранив дефицит», – говорит Пенухина.
В остальном у правительства не так уж много областей для маневра. Из-за несбалансированности бюджета 35,5% его доходной части идет на субсидирование регионов. Но большая часть этих средств – социальные расходы: зарплаты учителям и врачам, которые правительство вряд ли решиться трогать…
…Зато урезать траты на оборонку, как и на социальную сферу, правительство вряд ли решится, солидарны эксперты. В этом году расходы на «социалку» наоборот выросли – в основном за счет индексации пенсий на 30%, а также выплат пособий по безработице. Правда, последняя статья может быть меньше в ближайшие годы, если экономика начнет восстанавливаться, а число безработных – сокращаться».

Сегодня, 23 апреля, в «Независимой Газете» опубликована статья Михаила Сергеева «Бюджетная революция Алексея Кудрина»:
«Впервые после дефолта 1998 года Россию ждет резкое сокращение бюджетных расходов. В следующем году финансирование многих статей бюджета может сократиться в номинальном выражении, что с учетом двузначной инфляции на практике означает весьма чувствительное их урезание. О таких мрачных бюджетных перспективах объявил вчера вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин во время утверждения в Совете Федерации кризисной версии бюджета на 2009 год.
…Из дальнейших пояснений следовало, что под функциональными направлениями Алексей Кудрин понимает укрупненные статьи бюджета, такие как «национальная оборона», «национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «национальная экономика», «здравоохранение», «культура» и «образование». По этим статьям в новом варианте кризисного бюджета предусмотрено значительное увеличение расходов в номинальном выражении. Так, по сравнению с 2008 годом расходы на национальную оборону в этом году вырастут на 155 млрд. руб., или на 15% в номинальном выражении.
…Однако в 2010 году ситуация может оказаться значительно хуже, поскольку бюджетополучателей ждет уже номинальное сокращение финансирования – именно об этом и предупредил вчера Алексей Кудрин. По его словам, Резервный фонд в следующем году будет практически полностью израсходован.
…Эксперты не исключают, что дефицит бюджета-2010 выйдет за объявленные пределы, что позволит правительству поддерживать внутренний спрос. «Если правительство сможет занять на внешнем рынке дополнительные 5 миллиардов долларов, то оно сможет позволить себе увеличить первичный (без учета заимствований) дефицит бюджета, в этом случае оно вполне может превысить порог 5% ВВП», – считает ведущий экономист Центра развития Валерий Миронов. По его мнению, правительству не следует сокращать социальные расходы, которые поддерживают спрос на отечественную продукцию и стимулируют импортозамещение.
…Фактически Алексей Кудрин признал, что экономика и бюджетная система России попали в кризисный капкан. Резервный фонд тает стахановскими темпами, если не урезать госрасходы, то его надолго не хватит. В свою очередь, сокращение расходов при плохой внешнеэкономической конъюнктуре ведет к падению внутреннего производства. Покрывать дефицит бюджета после исчерпания Резервного фонда можно будет только двумя способами – за счет безудержной эмиссии рублей, что грозит новой девальвацией и ростом инфляции, или заимствованиями. Заимствования на внутреннем рынке будут также негативно влиять на экономику, так как из нее будут изыматься необходимые на развитие деньги. А внешних займов на выгодных условиях может и не быть».

Более легковесной, но потому и по-своему интересной была опубликованная сегодня в «Московском Комсомольце» статья Елены Мишиной «Кудрин показал завтрашнее дно»:
«Вчера Совет Федерации обсуждал предложения по формированию концепции федерального бюджета на 2010 год. Основным докладчиком на заседании был министр финансов Алексей Кудрин.
…“В ближайшие годы придется хотя бы поддерживать расходы в реальном выражении на существующем уровне по многим отраслям, но по некоторым отраслям мы даже не сможем этого сделать, и придется уменьшать программы”, — огорчил он сенаторов.
Наибольшее возмущение у председателя бюджетного комитета Совфеда Евгения Бушмина вызвало сокращение федеральных целевых программ: “Социальное развитие села урезано на 53%!”
— Включая взносы в Россельхозбанк и “Росагролизинг”, расходы на сельское хозяйство в 2009 году на 30% выше, чем в 2008-м, несмотря на то что мы оптимизировали внутренние расходы, — парировал глава Минфина. Астраханский сенатор Геннадий Горбунов возмутился: а как же обещанные сельчанам школы, фельдшерские пункты? И вообще, “кастрация” программы лишает село 20 тыс. рабочих мест. Министр ответил: то, что уже строится, будет достроено. Бурятский член Совфеда Иннокентий Егоров заикнулся было о связи села и продбезопасности…
— В условиях кризиса расходы на село выросли на 30%, — безапелляционно отрезал Кудрин».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости