Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Купили мы «Опель»

Собственно говоря, «Опель» купили не совсем мы, но это событие – покупка при участии Сбербанка одного из известнейших европейских автопроизводителей на этой неделе активно обсуждалась отечественными СМИ.

1 июня сайт «Автоньюс.Ru» опубликовал статью Кирилла Орлова «Opel заставят поднимать российский автопром»:
«Opel, почти как хоккей с шайбой, стал русско-канадским развлечением. Один из самых лакомых кусков империи GM в прошедшую субботу перешел под контроль альянса канадской Magna и российских Сбербанка и группы “ГАЗ”. Сбербанку отошло только 35% акций, 20% акций приобрел канадский производитель комплектующих Magna, 10% акций будут у коллектива компании Opel, а еще 35%, то есть на паритетных условиях со Сбербанком, остались у самой GM. Тем не менее главным хозяином становится Magna, которая будет осуществлять оперативное управление компанией.
Покупая Opel, Magna и Сбербанк получают контроль над восемью производственными площадками в Германии, Бельгии, Польше, Испании и Великобритании.
…Magna может закрыть заводы в Бельгии и один завод в Великобритании (там их два), сократив до 10-11 тыс. сотрудников Opel (всего в Opel 55 тыс. человек). Штаб-квартира Opel останется в Рюссельхайме, руководить Opel будет нынешний глава GM Europe Карл-Петер Форстер. Все четыре завода Opel в Германии продолжат работу.
…Magna очень давно стремится стать полноправным участником узкого клуба автопроизводителей. Компания давно подбивает клинья и к ГАЗу, и к ВАЗу, и к европейским компаниям, но крупных успехов на этом поле до сегодняшнего момента у Mаgna не было. И вот теперь наконец-то Magna сама получит ту славу и прибыль, которые раньше на ее комплектующих делали другие.
Однако нас больше интересует во всей этой истории «русский след». Зачем Сбербанку такой актив? И как в сделку попал безденежный в общем-то Горьковский автозавод?
Что касается ГАЗа, то он выступает как индустриальный партнер, то есть отдаст, если что, свои мощности под производство (сборку?) немецких авто. Один из руководителей Magna Зигфрид Вольф сообщил о планах занять с помощью Opel до 20% российского рынка, включая продвижение за счет легкого коммерческого транспорта, например Opel Combo.
…На первых же порах мы можем на нашем рынке увидеть реальные последствия совершенной накануне сделки. ГАЗ может заняться крупноузловой сборкой моделей Opel, а Сбербанк может начать выдавать небывало выгодные по нынешним меркам кредиты населению на покупку автомобилей Opel – ведь надо же как-то стимулировать продажи СВОИХ автомобилей».

«Ведомости» в тот же день опубликовали статью Юлии Федориновой и Глеба Столярова «Сбербанк обогнал Fiat»:
«C бразильской мыльной оперой сравнил на прошлой неделе президент Fiat Серджио Маркионне переговоры немецких властей и GM с претендентами на ее подразделение, немецкую Opel.
…В 2.15 по Берлину министр финансов Германии Пеер Штайнбрюк, выйдя из зала переговоров, сообщил, что в борьбе за Opel победила канадская Magna, выступающая в альянсе со Сбербанком. Они подписали рамочное соглашение… Нужно согласовать еще много деталей, но «в течение пяти недель мы должны прийти к подписанию контракта», отметил соуправляющий Magna Зигфрид Вольф.
…Переговоры в Берлине, по мнению Маркионне, свелись к единственному вопросу: кто готов немедленно предоставить Opel кредит на 450 млн евро. С этим требованием GM неожиданно выступила в среду. До того немецкие власти были уверены, что сумма экстренного кредита не превысит 100 млн евро. Magna сразу заявила, что готова выделить эти деньги, если немецкое правительство предоставит гарантии на данную сумму. Fiat оказалась более осторожной. Компании не был предоставлен полный доступ к финансовой отчетности Opel, подчеркивается в заявлении Маркионне, а автоконцерн не может себе позволить столь «экстравагантные риски».
GM прогнозирует убыток Opel до налогов и процентных выплат в 2009 г. более $3 млрд, говорится в документе, разосланном потенциальным покупателям Opel/Vauxhall (с ним удалось ознакомиться FT), продажи вырастут с $22 млрд до более $30 млрд к 2012 г.
…Сколько денег вложат в Opel Magna и Сбербанк, не раскрывается. Неделю назад Вольф заявил, что речь идет о 500-700 млн евро.
…Представители Magna и Сбербанка от комментариев отказались.
…Меркель 23 мая обсудила планы россиян по Opel с премьером Владимиром Путиным, заявил пресс-секретарь немецкого правительства Ульрих Вильхельм.
Путин и Меркель в телефонном разговоре обсудили среди прочего ситуацию с Opel, подтвердил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. По его словам, эта сделка важна для российского правительства по нескольким причинам: нужно понять, как GM, у которой в России есть производство, будет выполнять свои обязательства (в том числе по его локализации в течение 10 лет. — «Ведомости»).
Сбербанк выступает в роли инвестора, подтверждает Песков, управление может перейти к ГАЗу, хотя возможны и другие варианты».

«Газета» от 1 июня посвятила нашей теме статью Екатерины Сороковой «Смесь нижегородского с немецким»:
«…Из трех членов консорциума акции немецкой компании достанутся только Сбербанку и Magna.
…Канцлер Германии Ангела Меркель, выступая перед журналистами, сказала, что одобряет австро-канадский концерн в качестве инвестора для Opel, даже несмотря на то что не удалось избежать сокращений персонала. По ее словам, теперь для Opel открываются перспективы на будущее. «Работа Opel и Magna сейчас только начинается, и, конечно, предстоит решить еще много сложных задач», - отметила она.
…Однако принятое решение не было единогласным и не все министры остались довольны результатом. Так, например, министр экономики и новых технологий Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг заявил, что приобретение Opel австро-канадско-российским консорциумом несет в себе много рисков. По его мнению, банкротство является наилучшим выходом для Opel.
…Однако российская сторона, напротив, считает сделку выгодной. «Мы заинтересованы в том, чтобы с помощью приобретения такого рода актива могла быть реструктурирована автомобильная отрасль Российской Федерации», - заявил журналистам глава Сбербанка Герман Греф. В пресс-службе Сбербанка отказались более подробно комментировать ситуацию.
В пресс-службе ГАЗа отметили, что группа является индустриальным партнером и не участвует в сделке. Речь идет о возможности организации совместного производства на нижегородской площадке группы ГАЗ, где возможно осуществлять сборку до 180 тыс. автомобилей в год. При этом для Opel появляется возможность использования уже имеющейся площадки, построенной по международным стандартам (под Volga Siber), персонала, а также дилерской сети. ГАЗ, в свою очередь, получает шанс загрузить мощности и обеспечить занятость персонала.
«Был большой риск того, что компанию объявили бы банкротом», - сказал аналитик «Тройки Диалог» Геннадий Суханов. По его словам, автомобили, собранные на площадке Siber, не могли конкурировать с новыми моделями, в то время как сама площадка сама по себе очень хорошая, поскольку построена по международным стандартам. Однако, по словам аналитика ФК «Открытие» Кирилла Таченникова, такое производство необходимо сначала организовать. «Мощности, конечно, есть, однако оборудование не заточено к производству моделей Opel», - сказал эксперт».
А вот как ответили на вопрос «Зачем России поддерживать иностранного производителя?» опрошенные «Газетой» эксперты:
«Михаил Делягин / директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук:
- Во-первых, я не уверен, что Opel для всех является иностранным производителем. А во-вторых, Сбербанк находится в самом хорошем положении из всех российских банков, потому что все деньги населения, которые бегут, бегут именно туда. Причем в России сегодня средства вкладывать некуда. В частности, вкладывать деньги по госгарантиям, как было сказано его представителями, Сбербанк не будет, его эти гарантии в современных условиях не устраивают. Ну а денег-то много. Кроме того, полагаю, что господин Греф хорошо понимает, что неизбежна дальнейшая девальвация рубля. Поэтому нужно вкладывать быстро и в какую-нибудь валюту. Наконец, если вернуться конкретно к Opel, то хоть я и не думаю, что связанное с ним решение было просчитано до последней запятой, тем не менее речь все-таки идет о Германии - о стране, где все равно будет нормальная экономика, где хороший менеджмент, дисциплина, грамотное управление и так далее».
…Александр Разуваев / начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал»:
- Потому что это экспансия в мировую экономику, куда нас, вообще говоря, достаточно плохо пускают: достаточно вспомнить, как тяжело идут дела в этом направлении у «Газпрома», или вспомнить неудавшуюся сделку «Северсталь» - Arcelor. А сейчас мы получаем ключевые активы, которые, согласно моему мнению, в итоге окажутся у ГАЗа. Плюс, и это тоже очень важный момент, открывается доступ к технологиям и новациям.
…Иван Грачев / зампред комитета Госдумы по энергетике (фракция «Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь»):
- В целом я отношусь к подобной схеме отрицательно. Потому что считаю, что сейчас все имеющиеся у страны деньги необходимо сосредоточить на рабочих местах внутри России, на модернизации нашей экономики. А обоснование, что мы получим из Германии какие-то эффективные технологические решения, мне не кажется убедительным. Кроме того, я вообще считаю, что ставка на автомобильную промышленность как на локомотивную отрасль для России неверна. Так как на то есть уже Германия, Япония, США, Корея, которые потратили на это дело триллионы долларов и вырвались далеко вперед. Нам стоило бы лучше сосредоточиться, скажем, на авиации и аэрокосмосе, где у нас еще все шансы имеются».

Наконец, «Независимая Газета» отметилась в тот же день статьей Сергея Куликова «Opel превращают в «Волгу»:
«…Эксперты сомневаются, что для Сбербанка, который и сам испытывает финансовые трудности, покупка будет выгодной. Россия может помочь Opel в расширении рынка сбыта, тогда как главная цель – доступ к западным технологиям – остается для нее под вопросом.
«Участие России в сделке по приобретению компании Opel поможет модернизации отечественной автомобильной промышленности», – заявил в субботу в интервью телеканалу «Вести» глава Сбербанка Герман Греф. По его словам, это очень хороший шанс для России получить по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее продвинутых с точки зрения технологий европейского автопроизводителя.
…Вместе с тем вопрос о том, сколько придется заплатить Сбербанку за приобщение к западному автопрому, остается открытым. Долги Opel оцениваются примерно в 7 млрд. евро, тогда как правительство Германии готово предоставить лишь 2,1 млрд. евро. Впрочем, Magna уже заявила о намерении выделить 700 млн. евро. Каким будет вклад Сбербанка, пока остается неясным.
Российские эксперты не спешат бить в литавры и намекают на целый ряд подводных камней, подстерегающих Россию, прорвавшуюся на западный автомобилестроительный рынок. «Выгодность сделки для Сбербанка будет известна лишь через несколько лет, – полагает аналитик ФК «Открытие» Кирилл Таченников. – Для страны сделку можно оценить двояко. С одной стороны, происходит экспансия за рубеж, что явно положительно. Но с другой – как бы не получилось, что, покупая по дешевке актив, он не стал бы еще дешевле в скором времени. Тем более что план выхода из кризиса для Оpel даже в новой ситуации не совсем понятен».
В свою очередь, руководитель аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских отмечает, что для Сбербанка сделка с Opel может иметь достаточный интерес как способ размещения денег в условиях кризиса.
…Впрочем, отмечает Подлевских, есть и существенные опасения. «С одной стороны, Сбербанк получает 35%, и в союзе с Magna это 55% – то есть полный контроль. Однако степень того, насколько мы будем допущены к западным ноу-хау и технологиям производства, пока неизвестна». По словам эксперта, Magna – недостаточно жесткое образование, плюс к этому ее союз с ГАЗом – довольно эфемерное сообщество. «Она может в любой момент сыграть и на поле американцев (не случайно сделку одобрила администрация США), а тогда говорить о контроле и технологиях будет бессмысленно», – считает аналитик.
К тому же, как отмечает Подлевских, есть и сомнения по поводу правильности выбранной стратегии вложения денег для зарубежной экспансии. По его мнению, есть вероятность, что кризис будет продолжаться, в результате чего мировой автопром будет стагнировать не месяцы, а годы».

2 июня в интернет-издании «Ньюсру.Com» появляется статья Максима Бланта «Доля в Opel - хорошая инвестиция, не более того»:
«Поучаствовав в покупке компании Opel у разорившегося американского автогиганта General Motors, Сбербанк, наверное, очень неплохо вложил (точнее еще только собирается вложить) деньги. Кризис рано или поздно закончится, а подобного рода предприятия, если и продаются в менее экстремальный период, то за совсем другие деньги.
Впрочем, сколько именно придется выложить крупнейшему российскому госбанку за 35% акций немецкого концерна, так до конца и не ясно, поэтому и говорить, что выгодно, а что не очень, - пока рано. Да и слухи об окончании кризиса могут оказаться сильно преувеличенными, а акции умеют не только расти в цене, но и падать.
Кроме акций Сбербанк приобрел еще и головную боль - мировой автопром все еще переживает далеко не лучшие времена, и Opel, сидевший у General Motors на полуголодном пайке, требует экстренных финансовых вливаний.
…Впрочем, даже с учетом всех этих обстоятельств, сделка удачная. Особенно радует тот факт, что власти крупнейшей европейской экономической державы не шарахнулись от денег российского госбанка, как черт от ладана, а предпочли их деньгам итальянского Fiat. Это действительно прорыв, особенно после истерики, которую устроили власти Венгрии из-за покупки «Сургутнефтегазом» пакета акций венгерской нефтегазовой компании MOL. Покупка Opel может стать прецедентом, после которого российские нефтедоллары будет проще инвестировать во что-то более осмысленное, чем долговые бумаги американского Казначейства.
На этом оптимизм заканчивается. Надежды на то, что покупка Сбербанком крупного пакета акций немецкого производителя автомобилей реанимирует российский автопром или даже отдельно взятый «ГАЗ», выглядят пока не слишком убедительно.
…Поэтому относиться к покупке Opel как к чему-то большему, чем удачная инвестиция Сбербанка, и возлагать на эту покупку надежды, связанные с реанимацией российской автомобильной промышленности, не стоит. Более того, если Сбербанк, войдя в совет директоров Opel, начнет продавливать решения исходя из интересов российского автопрома, а не из экономической целесообразности, то скоро и от немецкой компании ничего не останется, а деньги, которые будут заплачены сейчас, будут выброшены на ветер».

Редакционная статья под заголовком «Что немцу здорово» появилась в тот же день в «Ведомостях»:
«Силами Сбербанка Россия решила помочь концерну Opel.
…Сделке, в которой с российской стороны в качестве «индустриального партнера» выступает еще ГАЗ, нелегко найти коммерческое объяснение. Сбербанку придется вкладывать значительные деньги в поддержание операционной деятельности убыточной компании, управлением которой займется Magna. Каким образом сделка может повлиять на реструктуризацию российской автомобильной отрасли (на это надеется предправления банка Герман Греф)? Чем ГАЗ, сам находящийся в кризисе, может индустриально помочь Opel?
В сущности, это масштабный проект по спасению немецкого автопрома.
…На данный момент Сбербанк вкладывается в производство автомобилей, в отношении которых в России действует заградительная импортная пошлина. Конечно, вполне вероятно, что в ближайшее время будет заключено дополнительное соглашение о промышленной сборке. Представители ГАЗа уже говорят, что готовы собирать Opel на ныне простаивающей линии по сборке Volga Siber. Тогда нижегородский Opel можно будет официально признать российским автомобилем.
Однако это в любом случае дело будущего. Правительство Германии, выбирая покупателя на Opel, решало прежде всего задачу сохранения внутри страны крупного налогоплательщика и рабочих мест — это условие сделки придется выполнять. Реальность запуска производства на ГАЗе зависит также от того, когда российская экономика начнет выходить из кризиса и что будет с самим ГАЗом и вообще бизнесом Олега Дерипаски.
Представители Magna говорят о планах завоевания 20%-ной доли российского рынка. Сейчас у Opel около 3%. Для такого рывка машины придется сильно удешевлять, увеличивая уровень локализации производства, на что уйдет как минимум 4-5 лет.
…Аналитики говорят, что, если и когда начнется рост экономики, россияне снова бросятся покупать автомобили и будут делать это гораздо быстрее европейцев, поскольку база все еще низкая.
Похоже, что Сбербанк, Magna, а также канцлер Германии Ангела Меркель, накануне сделки переговорившая по телефону с Владимиром Путиным, уверены в том, что бизнес Олега Дерипаски кризис переживет. И, вероятно, тогда пакет Opel на каких-то пока неведомых условиях перейдет от Сбербанка ГАЗу. Фактором неопределенности остается дата выхода экономики из кризиса, а также существующие и гораздо более продвинутые сборочные проекты других иностранных производителей (в том числе той же GM, у которой останется 35% Opel).
В целом бизнес-будущее проекта выглядит очень неопределенно. В настоящем остаются исключительно политические факторы».

Наконец, 3 июня в «Ньюсру.Com» появляется информация «Сделка по покупке Opel консорциумом "Сбербанка", Magna и "Группы ГАЗ" завершится в сентябре»:
«Канадский производитель запчастей Magna International планирует закрыть сделку с General Motors по покупке ее отделения Opel в сентябре 2009 года, сказал глава Magna Зигфрид Вольф.
Председатель Opel Карл-Петер Форстер отметил, что стороны должны предварительно закончить переговоры относительно «многих» деталей соглашения, передает Reuters.
В частности, сложными будут переговоры относительно судьбы заводов Opel вне Германии, сказал глава союза работников компании Клаус Франц.
Напомним, Magna в этой сделке выступает в консорциуме с российскими партнерами - Сбербанком и «Группой ГАЗ».
…Целью договоренности является поддержание работоспособности Opel, европейского подразделения американского автогиганта General Motors, в случае банкротства головной компании, которая сейчас находится на грани разорения».

Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости