Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

"Зачем я, Буренка, тебя продаю?"

История с продажей "Опеля" все больше напоминает детскую сказку о том, как мужик корову продавал.

"Ловушка для Сбербанка" - статью Олега Никифорова опубликовала 18 августа "Независимая Газета":
"Битва за еще принадлежащий американской General Motors (GM) немецкий автопроизводитель "Опель" все больше напоминает перетягивание каната двумя равновеликими соперниками. На одной стороне Сбербанк и канадско-австрийский поставщик автозапчастей Маgna, а на другой - бельгийская инвестиционная компания RHJ International. Речь идет о приобретении контрольного пакета акций Оpel.
…Заводы по производству автомашин марки Оpel разбросаны по всей Европе, но основное число занятых на них приходится на четыре немецкие земли. План Сбербанка и Маgna учитывает это обстоятельство и нацелен на сохранение максимально возможного числа рабочих мест в Германии. …Именно это обстоятельство и стимулирует его поддержку как правительством Меркель, земельными правительствами, так и немецкими профсоюзами. Правительство Германии готово предоставить госгарантии в размере вплоть до не менее 4,5 млрд. евро, но требует взамен, чтобы потенциальный инвестор заплатил за акции Оpel не менее 10% требуемой суммы наличными, а это порядка 400 млн. евро.
Сбербанк и Оpel готовы выложить за 55% акций Оpel даже 500 млн. евро. С другой стороны, немцам нравится, что в отличие от бельгийцев союз Сбербанка и Маgna намерен полностью распрощаться с GM, которая, как известно, приобрела тогда еще чисто немецкий "Адам Опель" в период Великой депрессии 1929 года. Важным обстоятельством является и то, что немцы и особенно немецкие профсоюзы не вполне доверяют биржевикам, которые известны тем, что скупают дешевые компании, а затем полностью или по частям перепродают их. Собственно говоря, в этом и заключается бизнес RHJ International. Кроме того, бельгийцы (и это на данный момент - перед выборами - наверное, решающее обстоятельство для немцев) намерены сократить намного больше рабочих мест в Германии (вдвое больше по сравнению с предложением Сбербанка и Маgna) за счет сохранения их в других частях Европы. …Руководство GM склоняется к предложению немецкого банкира Леонарда Фишера, стоящего во главе RHJ International, которая является самостоятельной биржевой компанией со штаб-квартирой в Брюсселе. Дело в том, что Фишер намерен сохранить возможность для американцев влиять на политику Оpel и в будущем и предполагает активность Оpel только на его традиционных рынках, прежде всего в Европе. Но главное, что в случае приобретения "Опеля" бельгийцами им не придется передавать Сбербанку опелевских технологий. А следовательно, не будет прямой конкуренции в России между автомобилями "Опель" и родной маркой GM - Chevrolet. Более серьезным препятствием для тандема Сбербанк-Magna является, что, как сообщает немецкий экономический еженедельник "Виртшафтсвохе", правительство США дало указание руководству GM не подписывать соглашение, которое даст возможность России получить всеохватывающий доступ к патентам Оpel. Дело в том, что 5% оборота Оpel приходится на производство вооружений.
…Таким образом, для российской стороны в случае Оpel решающим является получение доступа к его ноу-хау. В противном случае производство традиционных марок Оpel на Горьковском автозаводе свелось бы к повторению ситуации 60-летней давности, когда на базе технологий немецкого Оpel, полученных в качестве репараций, в СССР начали изготавливать "Москвич-400". А из актуальных моделей Оpel интерес с точки зрения перспективных технических новинок представляет только Zafira А, которая базируется на водородной технологии. Но это, по сегодняшним представлениям, технология завтрашнего, а может быть, и послезавтрашнего дня".

"РБК Daily" публикует 21 августа статью "Германия расчищает путь для Magna":
"…Правительство Германии твердо убеждено в том, что Opel должен достаться именно Magna и Сбербанку. И, судя по всему, оно сделало все для того, чтобы убедить в этом и материнский концерн немецкого автопроизводителя - американскую General Motors (GM).
Государство и земли Германии готовы самостоятельно, без участия других стран Европы, предоставить кредит в размере 4,5 млрд евро главному фавориту в борьбе за Opel. "Мы предложили GM предоставить всю сумму", - заявил изданию Frankfurter Allgemeine Zeitung госсекретарь Министерства экономики Германии Йохен Хоманн.
…На европейских заводах Opel трудятся 50 тыс. человек, из них половина - в Германии. В других странах, где расположены предприятия Opel, предложение Германии было оценено негативно, как неожиданная спешка. Как цитирует Wirtschaftswoche источник в правительственных кругах одного из государств, "немецкая самостоятельность обескураживает".
…Как ожидается, намеченное на сегодня заседание управляющего совета окажется более результативным, чем две недели назад. Как сообщают источники, близкие к переговорам, управляющий совет GM рассмотрит измененные предложения обоих претендентов, Magna и RHJ, изучит документы немецкого правительства о суммах гарантий и условиях их возврата и вынесет рекомендации для одного из кандидатов. Эта рекомендация будет означать фактически предварительное решение материнского концерна.
…Теперь уже почти никто не сомневается в том, что GM, ранее поддерживавший оферту бельгийцев, теперь склоняется на сторону австро-канадского производителя автокомпонентов."

В тот же день в "Независимой газете" появляется статья Евгения Григорьева "Берлин спешит решить проблему Opel":
"…Как видно, немецкая сторона не может бесконечно ждать решения судьбы Opel. 30 августа состоятся выборы в Ландтаг Тюрингии, где находится один из заводов фирмы, а 27 сентября - в Бундестаг. Необходимость решения вопроса назрела и потому, что федеральное правительство Германии и власти четырех федеральных земель, в которых находятся предприятия Оpel, а также их рабочие коллективы давно определились в выборе.
Он в пользу концерна Magna. Последний солиден как поставщик компонентов крупным автоконцернам и сборщик на своих предприятиях в разных странах, например Австрии, автомобилей ряда известных марок. Его концепция убедительна и в финансовом отношении, поскольку в ней участвует Сбербанк.
О готовности федерального правительства выделить в соответствии с концепцией Magnа всю сумму кредита в 4,5 млрд. евро объявил вечером в среду статс-секретарь Минэкономики ФРГ Йохен Хоман, возглавляющий смешанную рабочую группу федерации и федеральных земель по Opel. Первоначально имелось в виду, что наряду с ФРГ финансовую поддержку должны будут сразу оказать и другие страны (например, Великобритания, Испания, Польша, Бельгия), где есть заводы фирмы. Но такие согласования - да еще в период финансового кризиса - надолго задержали бы решение проблемы. Вопрос о долевом участии других стран Берлин пока откладывает на потом, давая собственную гарантию. Это снимает выдвигавшиеся GM сомнения насчет определенности условий государственного финансирования трансакции.
…Совету управляющих GM практически остается только сделать наконец выбор между Magna и RHJ. Оба потенциальных покупателя Opel представили соответствующие проекты договора, считая их готовыми к подписанию. Как пояснил в интервью газете FAZ Зигфрид Вольф, документ Magna согласован с менеджментом GM по всем пунктам, дополнительных переговоров больше не будет, настала пора решения. Примут ли его сегодня в Детройте, полной уверенности по-прежнему нет. Если же примут, то на первый план выйдет опекунская компания Opel в лице представителей GM и немецкой федеральной и земельной власти. Ей будет принадлежать последнее слово при оформлении сделки, которая приведет к появлению компании New Opel".

Однако 22 августа сайт РБК.Ru помещает информацию "GM не определил покупателя Opel":
"Американская автомобилестроительная корпорация General Motors (GM) не смогла назвать имя победителя в сделке по покупке немецкого предприятия GM - Opel, передает Reuters.
Ранее сообщалось, что GM планирует принять окончательное решение 21 августа, однако в указанное время представители компании затруднились выбрать победителя. По информации агентства, теперь GM запросил дополнительные данные от правительства Германии по поводу средств, которые оно может вложить в сделку, в случае если победителем окажется бельгийский инвестфонд RHJ International".

23 августа на том же сайте появляется материал под заголовком "Великобритания просит не продавать Opel из-за политики":
"Правительство Великобритании обратилось к сторонам, принимающим решение по выбору нового хозяина концерна Opel, с призывом решать ситуацию не по политическим мотивам, а исключительно на основе интересов бизнеса и экономики, передает Deutsche Welle.
Кроме того, при выборе победителя британцы просят принять во внимание интересы компании Vauxhall, являющейся частью сделки и производящей в Великобритании те же автомобили, что и Opel.
Так, британский министр по делам бизнеса Питер Мандельсон заявил, что решение не должно зависеть от политических соображений какой-либо страны и в нем "необходимо учитывать долговременные перспективы развития как заводов Opel, так и британских предприятий этого автопроизводителя, работающих под торговой маркой Vauxhall".

Статья "Германия призывает к порядку, а профсоюзы грозят "запоминающимися мерами" Ноа Баркина и Марии Шихан появилась 24 августа в канадской "The Globe And Mail":
"В понедельник правительство Германии попыталось загасить разгоревшуюся по обе стороны Атлантики ссору из-за автомобильной компании Opel, а профсоюзы тем временем грозят "запоминающимися мерами", чтобы вынудить американскую компанию General Motors принять угодное им решение.
…В понедельник правительством Германии было объявлено, что один из членов совета директоров GM будет на этой неделе приглашен в Германию для переговоров по "Опелю", но перспективы быстрого решения проблемы из этого заявления не просматривалось.
…Канцлер Германии Ангела Меркель, вынужденная срочно искать решение в свете предстоящих в сентябре федеральных выборов, выразила сожаление в связи с задержкой принятия решения, подчеркнув, что оно "срочно необходимо".
Профсоюзный лидер "Опеля" Клаус Франц поднял ставки, пригрозив принять "запоминающиеся меры" в случае, если GM в ближайшее время не остановит свой выбор на одном из кандидатов.
"Пока что мы вели себя тихо, внимательно слушали и комментировали, но теперь с этим покончено", - заявил Франц в понедельник, выступая по немецкому радио".

25 августа в "The Wall Street Journal" публикуется статья Джона Стола "Совет директоров GM против продажи "Опеля":
"Концерн General Motors рассматривает возможность сохранения в своем составе европейских автомобильных компаний Opel и Vauxhall. Такое резкое изменение стратегии ставит новые вопросы о направлении развития концерна, испытывающего финансовые затруднения, и ведет к осложнениям в отношениях с правительствами Германии и России.
Как сообщают три осведомленных источника, новый совет директоров GM поручил руководству концерна рассмотреть новые варианты действий в отношении Opel/Vauxhall, включая реализацию плана финансирования на 4,3 млрд. долларов с целью модернизации компании вместо ее продажи, которую концерн планировал начиная с этой весны.
…Этот шаг был сделан после заседания совета директоров в прошлую пятницу, когда директора отвергли рекомендацию Хендерсона по продаже Opel/Vauxhall консорциуму, состоящему из канадского производителя автозапчастей Magna International Inc., российского банка и автопроизводителя. Немецкое правительство пообещало профинансировать эту сделку, и ее горячо поддержало правительство России. Ранее концерн GM склонялся в пользу заявки на Opel/Vauxhall, поданной частной бельгийской инвестиционной компанией RHJ International SA. Правительство Германии выступило с возражениями относительно предложения RHJ - отчасти потому, что оно могло повлечь за собой потерю большего числа рабочих мест в этой стране.
Изменение планов GM - большинство акций которого после окончания процесса о банкротстве в прошлом месяце принадлежит правительству США - может поставить администрацию Обамы в затруднительное дипломатическое положение. Германия и Россия - важнейшие торговые партнеры и страны, с которыми США должны сотрудничать во внешнеполитической сфере, - хотят, чтобы была осуществлена сделка с Magna. …Как сообщает осведомленный источник, на настоящий момент позиция американского министерства финансов такова, что решение по 'Опелю' должно быть принято директорами GM, некоторые из которых были назначены администрацией Обамы.
…Неожиданное изменение планов GM по 'Опелю' показывает, что новый совет директоров, возглавляемый бывшим главным исполнительным директором AT&T Corp. Эдвардом Уайтакри-мл. (Edward E. Whitacre Jr.) требует перемен в стиле управления автоконцерном. Последние несколько лет, когда проблемы GM нарастали, совет редко возражал бывшему президенту и председателю правления Рику Вагонеру (Rick Wagoner).
…Как сообщают осведомленные источники, в пятницу Хендерсон представил совету варианты действий компании относительно "Опеля", надеясь заручиться поддержкой заявки Magna. По словам источников, совет отклонил сделку с Magna, задав вопросы о том, как эта продажа повлияет на стратегию GM в Европе, а также выразив обеспокоенность по поводу конкретных деталей планов немецкого правительства по финансированию.
Как сообщают источники, совет попросил руководящую группу подготовить больше сценариев для "Опеля", включая план сбора нескольких миллиардов долларов для того, чтобы GM мог сохранить эти компании в своем составе. Еще одна перспектива - хотя отдаленная - это ликвидация "Опеля".

26 августа Интернет-издание "Newsru.com" помещает материал под заголовком "GM ищет деньги, чтобы сохранить у себя Opel":
"General Motors сохраняет интерес к сделке с канадской компанией Magna по продаже ей автостроительных компаний немецкой Opel и британской Vauxhall, одновременно изучая и альтернативные варианты, заявил правительству Германии вице-президент американского автогиганта Джон Смит.
…Как сообщила сегодня лондонская газета Тimes, в Совете директоров General Motors, состав которого насчитывает 13 человек, произошел глубокий раскол.
Группа ветеранов компании выступает за продажу европейского подразделения компании канадской Magna, где присутствует крупный российский капитал, однако "новички", которые были назначены в Совет директоров администрацией Белого дома текущим летом, пытаются сейчас сохранить Opel в составе автогруппы.
…Однако выходящая в Лондона американская газета Wall Street Journal Europe сообщила, что правительство Германии не даст JM никаких кредитов, так как Берлин на протяжении ряда лет был недоволен тем, как американская корпорация управляет Opel.
Правительство канцлера Ангелы Меркель уже предоставило Opel кредит в 1,5 млрд евро, кроме того, Берлин обязался выделить дополнительно 4,5 млрд евро, если автостроительная компания будет продана Magna.
General Motors не получит этих денег от немецкого правительства, если попытается сохранить контроль над Opel".

Наконец, сегодня, 27 августа немецкий "Die Welt" публикует большое интервью с Ангелой Меркель под заголовком "Мы должны были предотвратить хаос, связанный с банкротством":
"…Ангела Меркель: Вследствие экономического положения фирмы Opel мы оказались в такой ситуации, при которой компания General Motors захотела отделиться от фирмы Opel. GM и администрация США несколько месяцев назад, перед банкротством, с которым собственными силами GM не способна была бы справиться, попытались упорядочить этот процесс. Федеральное правительство предоставило гарантии для предварительного финансирования, а также вместе с некоторыми другими странами и GM образовало трастовую компанию. Таким образом было предотвращено банкротство нескольких европейских предприятий при совершенно непонятной правовой конкуренции многочисленных положений о конкурсном производстве. GM и Magna уже составили готовый к подписанию договор - второй договор составлен с инвестиционном компанией RHJI, - и они договорились относительно условий, на основании которых GM была бы готова существенным образом отделиться от Opel. Федеральное правительство отдает предпочтение концепции Magna и оно, со своей стороны, представило концепцию финансирования. По этому вопросу, помимо прочего, в настоящее время проводятся переговоры.
Welt: Вы чувствуете себя введенной в заблуждение со стороны GM?
- Мы осуществляем регулярные и интенсивные контакты. Это идет на пользу делу и нашим общим интересам. Речь идет в данном случае о судьбе компании Opel, а также о будущем самой GM.
…- В чем состоит интерес Германии в случае продажи Opel компании Magna и Сбербанку? Вы хотите включить в игру Россию независимо от политических и военных соображений?
- Это не является главным аспектом. Инициатива о привлечение российского партнера исходила от компании Magna, и это было сделано в целях расширения рынка для Opel. Мы видим в компании Magna инвестора, который серьезно заинтересован в долгосрочном развитии производства автомобилей фирмы Opel. Magna, кроме того, обладает многолетним опытом работы в автомобильной отрасли.
- Вы говорите о том, что стратегическая ориентация не имеет в данном случае большого значения. Однако определенную роль эта ориентация все же играет?
- Мы не собираемся отказывать компании Magna на том основании, что она пришла вместе с российским партнером. В Америке иногда высказывалось мнение, что участие российское стороны проблематично. Я так не считаю. Решающее значение для нас имеет то, что мы видим будущее Opel и GM Europe с учетом интересов сотрудников и на основе соблюдения наших гарантий.
…- Вы действительно готовы допустить банкротство Opel, если GM захочет продать предприятие компании Ripplewood?
- Я думаю, что мы все заинтересованы в том, чтобы прийти к разумному решению этого вопроса. Очевидно, что компания Opel занимает важное место в планах на будущее GM. Совершенно ясно, что GM как собственник и должен принять решение относительно продажи. Федеральное правительство, а также те страны, где расположены предприятия Opel, не являются продавцами. Именно на этот аспект этой проблемы я все время обращаю внимание. Мы принимаем решение о предоставлении гарантий, которые имеют важное значение для того, чтобы эта сделка была состоятельной".

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости