Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Кому торговать, а кому управлять

Закон о торговле, принятый вчера во втором чтении Госдумой, был в последние полторы недели одной из наиболее обсуждаемых в СМИ тем.

8 декабря «Ведомости» публикуют статью Дмитрия Казьмина, Веры Холмогоровой, Марии Соловиченко и Натальи Костенко «Кремлевская торговля»:
«Законопроект о торговле Госдума приняла в первом чтении только после личного вмешательства премьера Владимира Путина; во втором чтении она должна была рассматривать его завтра. Документ ограничивает права ритейлеров: запрещает брать с поставщиков любые бонусы, кроме премии за объем (и ту ограничивает 10%), вводит жесткие сроки оплаты поставленного товара, запрещает сети открывать новые магазины в муниципальном образовании, если ее доля на рынке превышает 25%. В начале ноября документ был одобрен на совещании у Зубкова, а 2 декабря профильный комитет по экономической политике Госдумы рекомендовал принять документ во втором чтении.
Как стало известно «Ведомостям», против законопроекта резко выступило Государственно-правовое управление (ГПУ) администрации президента — оно дало отрицательный отзыв, рассказали источники в аппарате комитета и фракции «Единая Россия». В итоге второе чтение, говорят они, перенесено «на неопределенный срок».
…ГПУ раскритиковало практически все основные положения проекта. Так, ограничение премии за объем 10% противоречит «гражданско-правовому принципу свободы договора», а также экономической логике: увеличение объемов сбыта в интересах производителя, и он вправе за него заплатить. Идею запретить продавать товары по цене ниже поставки администрация называет «сомнительной с правовой точки зрения» (к тому же этот вопрос регулируется антимонопольным законодательством).
…Сроки оплаты за товар должны зависеть от срока его годности, но в законопроекте появились непонятные исключения, пишет ГПУ. В качестве примера приведены замороженная говядина, свинина, мясо курицы и молоко, рассчитываться за которые законопроект предлагает в течение 10 дней. Такое положение «ставит в заведомо выгодные условия некоторых производителей и поставщиков».
Замороженное мясо и молоко необоснованно включены в группу продуктов, имеющих срок годности до 10 дней, говорит гендиректор «Метро кэш энд керри Россия» Акин Байер: срок годности замороженных продуктов составляет несколько месяцев.
Запрет сетям приобретать новые торговые площади, если их доля превышает 25%, показался ГПУ некорректным. Запрет не может носить абсолютный характер, необходимо предусмотреть исключения, вводимые правительством или президентом, полагает ГПУ, иначе пострадает население небольших муниципалитетов.
…Помощник президента Аркадий Дворкович говорит, что все перечисленные замечания — принципиальные. Но правительство «продолжает исходить из редакции, принятой на совещании у Зубкова в начале ноября», настаивает замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов, который будет участвовать в согласительной комиссии от Белого дома.
…Дворкович считает, что для внесения поправок ГПУ понадобится 7-10 дней. Песков просто обещает, что «компромисс будет найден». «В первом чтении закон принимался с тем же заключением ГПУ, но позиция правительства осталась неизменной», — напоминает сенатор и совладелец «Моссельпрома» Сергей Лисовский.
Если администрация президента выступила против, то определенные нормы обязательно будут скорректированы, считает председатель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. По его словам, такие конфликты между правительством и администрацией случались и раньше, они не всегда выливались на публику, но споры были… Другое дело, что «в условиях тандема» такие противоречия будут только нарастать, прогнозирует эксперт».

9 декабря в «Газете.Ru» появляется статья Полины Быховской «Торговля в переносном смысле»:
«…Накануне вечером помощник президента Аркадий Дворкович заявил, что в законопроекте еще много спорных моментов. Так, в администрации предлагают изменить технологию определения доминирующего положения. Правда, каким именно образом, Дворкович не конкретизировал. По депутатской версии законопроекта, вызвавшей многочисленные споры, торговая сеть не может расширять свою долю рынка больше чем на 25% в конкретном регионе. По мнению Дворковича, лишать торговые сети прибыли глупо: «В России торговый сектор еще недоразвит». Кроме того, изменения могут коснуться и методики распределения прибыли, правда, уже в пользу поставщиков. Но на цены для конечного потребителя эти изменения никак не повлияют. «Речь идет о строительстве прозрачной системы», – пояснил Дворкович.
В общей сложности администрация президента написала около 10 существенных замечаний, которые будут рассмотрены аппаратом правительства и соответствующие поправки в течение ближайших дней будут обсуждаться в Госдуме.
…Законопроект о торговле вызывает споры между чиновниками и игроками рынка уже более пяти лет. Появление этого закона инициировало Министерство сельского хозяйства, требовавшее от сетей минимизировать наценки на сельхозпродукцию. В сентябре 2009 года законопроект был принят Госдумой в первом чтении. После этого в документ поступило около двух сотен поправок. Однако главный спорный пункт – об ограничении доминирования сетей – остался. И, по-видимому, курс этот изменен не будет. У Кремля и парламента нет расхождений по законопроекту, рассказал «Газете.Ru» член Совета федерации, создатель компании «Моссельпром» Сергей Лисовский. По его словам, «это торговые сети хотели внести непонимание»: именно из-за лоббистов торговых сетей, которые не хотят пускать на рынок мелких игроков, закон стал юридически громоздким, и администрация президента решила «причесать» его формулировки. …Но даже после этого закон не будет идеальным. «Закон будут принимать такой, какой есть, потому что нет времени, а потом уже отшлифовывать поправками после принятия», – считает Лисовский.
Не исключено, что закон и вовсе может быть отменен.
По словам эксперта Академии народного хозяйства Вадима Новикова, у закона слишком много противников среди потребителей, производителей и торговцев, чтобы принять его так просто. «Это не принесет политических дивидендов. Политической воли к принятию закона нет, но из-за обещаний, данных Путиным и Медведевым ранее, работа над законопроектом продолжается по инерции», – считает Новиков. Возможно, что после принятия закона Госдумой, президент наложит на него вето. «Это проще и эффективнее, чем тормозить его в Госдуме», – добавляет эксперт».

Статью Ивана Родина «Закон о торговле подорвал репутацию Госдумы» опубликовала 11 декабря «Независимая Газета»:
«…Председатель Госдумы Борис Грызлов сразу же после вчерашнего Совета нижней палаты сообщил журналистам, что в повестке 11 декабря проект закона о торговле есть. «Но я не могу точно сказать, что мы его рассмотрим; единственное, что могу сказать точно, – он будет принят в декабре» – так вот лаконично описал всю эту поистине скандальную ситуацию спикер.
…Второе чтение было перенесено на 11 декабря. Но вот вчера Грызлов снова поставил под сомнение теперь уже эту новую дату. Однако этим он почему-то решил не ограничиваться. Заявив, что «есть много желающих размыть закон в пользу торговых сетей, в пользу импортных поставщиков. К сожалению, я должен сказать, что есть такие силы». Получилось не очень хорошо: ведь публично на продолжении доработки закона настаивает именно президентская администрация.
А из слов Грызлова выходило, что депутаты не просто смотрят на все эти безобразия, а ведут с ними борьбу. Но, видимо, не слишком удачную. А иначе зачем было спикеру произносить вот такие страшные слова: «Думаю, что этот закон надо контролировать до последней запятой, до последнего момента выхода его из Государственной Думы». То есть Грызлов уведомил всех, что по дороге в Совет Федерации в тексте могут произойти некие нехорошие изменения. Кстати, такие случаи уже бывали, но объяснялись они всегда техническими ошибками и простой невнимательностью исполнителей. Но вот теперь оказалось, что может быть и целенаправленное вредительство. Чтобы саботажникам закона, который поставит торговые сети и рынок годовым оборотом в 7 трлн. руб. под надежный государственный контроль, заранее стало понятно, что у них ничего не выйдет, председатель высшего совета партии «Единая Россия» нарисовал такую картину. «Я понимаю, что надо будет мне лично в своем кабинете посадить экспертов, которые будут читать и смотреть каждый предлог, каждый союз, каждый знак препинания».

И вот 16 декабря Интернет-СМИ сообщают: закон о торговле прошел 2-е чтение. Сайт «ИНФОКС.Ru» помещает материал Анастасии Коротковой «Госдума приняла закон о торговле»:
«…Документ нуждается в правке сразу после принятия, скептичны участники рынка.
…Накануне документ получил поддержку премьер-министра Владимира Путина. До конца 2009 года его подпишет президент Дмитрий Медведев. В вариант законопроекта, подготовленный к финальным чтениям, не вошли поправки, предложенные Государственно-правовым управлением президента.
…В версии правительства предполагалось, что ограничение доли рынка ритейлера в 25% вступит в силу с 1 июля 2010 года. Но, по информации Infox.ru, Минпромторг настаивал на вступлении этого пункта в силу одновременно с законом – с 1 января. В связи с этой поправкой правительство планировало утвердить «методику расчета объема всех проданных в границах регионов, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальных районов, городских округов продовольственных товаров в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема… таких товаров в денежном выражении за финансовый год», говорится в документе.
В последней версии законопроекта изменилась статья о сроках расчетов за поставленные товары и дата вступления закона в силу. Вместо 1 января 2010 года закон вступит в силу с 1 февраля 2010 года. Согласно последним поправкам, закон предусматривает 10−дневный срок оплаты товаров со сроком хранения менее 10 дней – ранее в список таких товаров были включены замороженная говядина, свинина, мясо курицы и молоко.
Законопроект «О торговле» сохранил норматив, обязывающий торговые сети и поставщиков «обеспечивать доступ к информации об условиях отбора контрагентов для заключения договоров поставки продовольственных товаров и о существенных условиях таких договоров путем размещения соответствующей информации» на своем сайте или, если его нет, «путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в 14−дневный срок со дня получения соответствующего запроса».
Документ также оставляет право властей вводить предельный уровень цен на продовольствие и социально значимые товары.
…Участники рынка считают, что новый закон о торговле угрожает экономике ритейла, но будет выгоден чиновникам. «Появление такого закона мы оцениваем очень негативно. Поставщики тоже начинают понимать, что он вряд ли поможет им в работе с розничными сетями. Это дополнительное регулирование, которое всегда вредит бизнесу», — говорит генеральный директор сети «Магнит» Сергей Галицкий.
Закон не будет выгоден ни производителям, ни сетям, соглашается исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис».

Сегодня, 17 января, к обсуждению темы подключились бумажные СМИ. «Коммерсантъ» публикует статью Татьяны Гришиной и Кристины Бусько «Закон о торговле дочитали наскоро»:
«…Все поправки, рекомендованные профильным комитетом Госдумы по экономической политике и предпринимательству, были приняты. Коммунист Сергей Решульский предложил исключить из текста нормы о госрегулировании цен. «Это отписка, а не реальная норма по предотвращению роста цен»,— заявил он. На что глава думского комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров заявил, что цены должна сдержать антимонопольная поправка о предельном доминировании торговых сетей в 25%. Кроме того, были отклонены поправки о снижении антимонопольного порога с 25 до 15%.
…Как и предполагал «Ъ», принятая версия содержит ряд поправок, предложенных администрацией президента,— он вступит в силу 1 февраля 2010 года; уточнено понятие торговой сети — она определяется как совокупность двух и более объектов, находящихся под общим управлением или общим коммерческим названием; снято требование к ритейлерам рассчитываться в течение десяти дней с поставщиками замороженной говядины, свинины и курицы. Антимонопольная поправка, запрещающая рост сетей, начинает действовать с 1 февраля для сетей, чей порог превышает 25% в субъектах федерации, а с 1 июля — в муниципальных районах и городских округах.
Участники рынка вчера вечером заявили о своем поражении. Совладелец сети «Магнит» Сергей Галицкий считает, что принятый закон — нерыночное решение вопроса. «Жизнь человеческая длиннее, чем законодательные акции, и мы будем продолжать убеждать и правительство, и Думу, что наложенные жесткие ограничения не приведут к улучшению конкурентоспособности розничных сетей,— говорит он.— Мы знаем, кто инициировал из производителей этот закон, и я думаю, что мы им докажем, что этот закон был принят не в их интересах». По словам господина Галицкого, российский ритейл потерпел вчера поражение. Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский также говорит, что ритейлеры скептически смотрят на закон о торговле. «Закон создает преференции иностранным поставщикам, у которых есть возможность ограничения закона обходить, и сильно ударит по малому бизнесу. Для ритейлеров же закон означает существенное увеличение издержек. В итоге в магазинах вырастут цены, сузится ассортимент и ухудшится качество товаров»,— считает он».

Газета «Время Новостей» откликнулась большой статьей Андрея Сусарова «Наш продукт»:
«…Первые подобные законопроекты появились несколько лет назад. В итоге один из них дошел в этом году до Думы и был принят в июне в первом чтении. Однако после этого в нижнюю палату парламента поступил правительственный вариант закона «Об основах регулирования торговой деятельности в РФ». Его обсуждение на заседании правительства сопровождалось эффектным выездом Владимира Путина в ближайший сетевой магазин «Перекресток», где премьер выразил недовольство слишком высокими торговыми наценками на мясо.
…Единства по поводу содержания закона и даже самой его необходимости не было и в правительстве. Вариант правительственных поправок ко второму чтению долго утрясали на многочисленных согласительных комиссиях, и поступил он в Думу гораздо позже положенного срока. Но и после этого профильный комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству стал утверждать список рекомендованных к принятию поправок без особой оглядки на мнение правительства. Сроки второго чтения неоднократно переносились.
…Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко полагает, что «в последнее время ничего похожего на бурное обсуждение закона «О торговле» не было». Из относительно недавнего времени он вспомнил закон «О совершенствовании налогового администрирования» (№137-ФЗ), который был принят в 2006 году после более чем годичной борьбы вокруг него лоббистских групп. Кстати, «продавлен» он был через нижнюю палату под самый занавес сессии, только не осенней, а весенней - в июле. Тогда президент Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию обвинил налоговое законодательство в излишней репрессивности по отношению к бизнесу. После этого исполнительная власть родила законопроект, который думский комитет счел еще более усложняющим ситуацию для бизнеса.
«Но и тогда, и сейчас основное противостояние, - считает г-н Макаренко, - происходило не между исполнительной и законодательной властью, а внутри исполнительной власти. Не президента с премьером, а между различными ведомствами. Госдума играет здесь страдательную роль». Тем не менее, политолог уверен, что «обсуждение лучше, чем его отсутствие». «Это еще раз подтвердил печальный пример с увеличением транспортного налога. Обсуждения не было, а потом Думе пришлось дезавуировать собственное состоявшееся решение, - напоминает г-н Макаренко. - Пусть лучше Дума занимается спорами, чем механическим штампованием законов».
…Депутат Андрей Голушко при обсуждении законопроекта после первого чтения предложил дать правительству возможность вмешиваться в процесс ценообразования и устанавливать предельные розничные цены на отдельные товары первой необходимости, если в течение 30 календарных дней их стоимость взлетит более чем на 50%. «Государство сможет использовать эту норму там, где произошел взлет цен, спровоцированный недобросовестной практикой, стихийным бедствием или другими форсмажорными обстоятельствами», - сказал г-н Голушко. Среди списка правительственных поправок ко второму чтению законопроекта такого пассажа не было. Хотя и особых возражений эта идея не вызывала. Представители правительства только попросили убрать из нее упоминание о механизме компенсации предпринимателям возникающих в этой связи потерь. «Создание такого механизма потребовало бы согласования с Минфином, что вызовет затяжку в принятии закона», - объяснил «Времени новостей» статс-секретарь -- заместитель министра промышленности и торговли Станислав Наумов. Однако в принятом депутатами варианте данная поправка не просто осталась, но и существенно ужесточена: правительству дается право вмешиваться в ценообразование, если рост произойдет на 30% и более. Есть еще ряд новых положений, появившихся в законе после второго чтения. По настоянию правительства в перечень полномочий кабинета министров внесен пункт об утверждении формы торгового реестра. Данные из него будут использоваться для оценки состояния торговли на территории. Но депутаты решили конкретизировать, что в данный реестр должны быть включены субъекты, осуществляющие торговую деятельность и поставки товаров, - оптовики, но не производители товаров.
…Важным в законопроекте является запрет на излишнее вмешательство региональных и муниципальных органов власти в торговую деятельность. Они не имеют права влиять на свободное перемещение товаров по территории страны. Такое влияние прежде зачастую осуществлялось под предлогом защиты региональных рынков. Запрещаются различного рода поборы (сборы, взносы, платы) с торгового бизнеса.
«Торговля в нынешнем виде не пострадает, - уверен Станислав Наумов. - Пострадает только поставщик, который строил планы расширения производства под развитие своего партнера-продавца. Пострадают и инвесторы, которые хотят войти в эту сферу деятельности. Антимонопольная норма ограничивает прежде всего девелоперов, строителей. Инвестиционных стимулов для строительства новых торговых площадей у них не будет».

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости