Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Как определить свою систему среди чужих? Тренинг системного мышления

Где ты, свет в конце туннеля?

Две темы, связанные с потрясающим до сих пор страну кризисом, оказались в центре внимания СМИ: ТЭК как тормоз для нормального развития России и проблемы регионов в условиях крайней нехватки денежных средств.

«Рост ВВП без всякого удовольствия» - так озаглавлена статья Алексея Шаповалова в «Коммерсанте» за 20 апреля:
«Специалисты Программы развития ООН представили в Москве доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 2009 год под названием «Энергетика и устойчивое развитие». Авторы доклада пришли к неожиданному выводу: успехи ТЭК РФ вместе с недальновидной политикой государства является источником не роста, а сокращения благосостояния граждан России.
…В документе ПРООН констатируется набор проблем, связанных с «гипертрофированным развитием ТЭК» РФ и его низкой эффективностью. Производя «примерно 11,5% мировой первичной энергии», что в пять раз больше доли РФ в мировом ВВП, России приходится ежегодно инвестировать порядка 5% ВВП на поддержание и развитие ТЭКа и 13% на модернизацию экономики и общества, включая, например, финансирование образования и строительство дорог (в развитых странах это соотношение составляет 1% против 25%). К 2008 году РФ увеличила долю в мировом производстве нефти с 9% до 12,4%, а поступления от экспорта нефти и газа выросли с $36,2 млрд в 2000 году до $241 млрд в 2008 году, но «согласно оценкам МВФ по итогам острой фазы кризиса 2009 года Россия вошла в 15 наиболее пострадавших от мировой рецессии стран мира».
«Зависимость реальных доходов значительной части населения, а также систем образования и здравоохранения от ресурсной ренты, поступающей через механизм госбюджета, создает опасность роста бедности, социальной нестабильности, ограничения возможности получения качественной медпомощи и образовательных услуг, а также снижения качества жизни в целом»,— считают в ООН. В ТЭКе занято порядка 2,5% трудоспособного населения, при этом отрасль производит основную долю налогов и ВВП, а остальная экономика, включая медицину, образование, зависит от их перераспределения.
…РФ, потребляющей в пять раз меньше первичной энергии, чем экспортируется, приходится поддерживать ТЭК на плаву в том числе за счет субсидирования энерготарифов — при перспективе «исчерпания разведанных и доступных нефтяных ресурсов в ближайшие 20-30 лет» и перехода основных потребителей ископаемого топлива к «низкоуглеродной экономике». Сравнительно дешевая энергия делает страну «одной из самых энергоемких в мире»: энергоемкость ВВП РФ в 1,5-2,5 раза выше, чем в Западной Европе, где среднедушевое потребление энергии больше на 15-30%.
…Главный вывод ООН представлен в так называемом показателе скорректированных чистых накоплений. Он разработан экономистами Всемирного банка как альтернативный ВВП инструмент измерения благосостояния общества: фактически накопленный доход корректируется на динамику истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Если в 2007 году официальный ВВП РФ вырос на 7,4%, то скорректированные чистые накопления составили минус 13,8%, что указывает на реальное сокращение благосостояния».

«Независимая газета» поместила в тот же день статью Анастасии Башкатовой «Сырьевая экономика - проклятье для россиян»:
«Эксперты программы развития ООН (UNDP) раскритиковали вчера правительственные планы диверсификации и модернизации экономики к 2020 году. В понедельник в Москве был представлен доклад UNDP об устойчивом развитии, где утверждается, что возможность инновационного прорыва из-за кризиса возникнет только после 2020 года. Поэтому в ближайшее десятилетие в стране будут доминировать интересы сырьевого экспорта, который не нуждается в развитии человеческого потенциала подавляющей части населения страны.
…«Доклад о развитии человеческого потенциала будет актуален и полезен для политиков и государственных служащих всех уровней», – отмечает во введении министр энергетики Сергей Шматко. Между тем в самом докладе сырьевая модель экономики, опирающаяся на экспорт энергоносителей, фактически названа проклятием для страны и ее населения. Сырьевая экономика обеспечивает лишь около 1,7 млн. рабочих мест с достойной зарплатой, а остальное население она обрекает на прозябание. Кроме того, доминирование сырьевого экспорта лишает большую часть граждан стимулов к повышению образования и квалификации. При этом тяжелые последствия нынешнего кризиса не позволят правительству начать диверсификацию экономики раньше 2020 года. Эти выводы UNDP резко контрастируют с заявлениями правительственных чиновников. Так, глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин на лекции в Киото заявил, что правительственная Стратегия-2020 предполагает значительный рост производительности труда, доходов населения и продолжительности жизни россиян.
…Однако у экспертов UNDP совершенно другие оценки и прогнозы. Некорректная перераспределительная политика государства сокращает возможности для инвестиций в человеческий капитал, отмечает один из авторов доклада, президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев. «Неравенство, порожденное неравномерным развитием секторов экономики и регионов либо сосредоточением территориально локализованных природных богатств в руках небольшого круга людей, подрывает как вертикальную мобильность, в том числе за счет ограничения возможностей получения образования у бедных социальных слоев, так и стимулы значительной части населения. «Голландская болезнь» приводит к отсутствию значительного спроса на квалифицированную рабочую силу, поскольку обрабатывающая промышленность сжимается, а капиталоемкий ресурсный сектор может нуждаться в ограниченном числе работников высокой квалификации».
…«Анализ показывает, что только в регионах с очень высокой обеспеченностью топливными ресурсами и, как следствие, со значительно большими доходами населения и бюджетов удается добиться существенного повышения долголетия и снижения младенческой смертности, – поясняет в своей части доклада директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. – Но даже высокие доходы плохо помогают справиться с социально обусловленными болезнями, нужны модернизация социальной среды и образа жизни населения, более комплексное развитие системы образования». Эксперты уверены: экономический кризис показал, что правительственная Концепция долгосрочного развития-2020, провозглашающая диверсификацию экономики и преодоление зависимости от экспорта энергоресурсов, в среднесрочной перспективе всех проблем не решит. Потому что сейчас она практически не реализуема.
…Эксперты предлагают скорректировать концепцию, внеся в нее инновационно-энергетический сценарий. Ключевую роль в нем будут играть повышение энергоэффективности и развитие новых технологий в энергетическом комплексе. Поэтому в среднесрочной перспективе нуждам энергетического сектора должно уделяться повышенное внимание: «опасность истощения запасов природных ресурсов требует как реализации инвестиционных проектов по разведке и освоению новых месторождений, так и интенсификации разработки действующих». И главное, считают эксперты, все это должно сочетаться с одновременным развитием человеческого потенциала, который заложит в будущем основу для экономического роста России».

Последний материал, посвященный докладу экспертов ООН, в нашем обзоре – статья Веры Ситниной «Углеводородная бомба», опубликованная 20 апреля во «Времени Новостей»:
«Прогресс в России есть, но у него очень сильный запах нефти и газа», - сказала руководитель региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич на вчерашней презентации доклада о развитии человеческого потенциала в России за 2009 год. Такие обзоры Программа развития ООН (ПРООН) делает ежегодно уже 13 лет подряд. На этот раз бы выбран крайне необычный ракурс - влияние топливно-энергетического комплекса на развитие человеческого потенциала.
«Сырьевой экономике неважно качество человеческого капитала. Ей не нужны высокообразованные люди», - заявил главный редактор доклада Сергей Бобырев. «Дело не в том, что сырьевой экономике не нужен качественный человеческий потенциал. Он вообще в таких количествах, в каких есть у нас в стране, не нужен», - полагает один из авторов доклада, заместитель директора Независимого института социальной политики Лилия Овчарова.
…Таким образом, уход от сырьевой экономики необходим не только для поддержания высоких темпов экономического роста, хотя, как отметил Сергей Бобырев, «сейчас начался рост ВВП, но он не будет устойчивым без новых радикальных изменений в модели развития». С ним согласен и постоянный представитель ПРООН в России Фроде Мауринг. «Экономика России больше не может опираться на экстенсивное использование энергоресурсов», - полагает он.
…Российские власти, как известно, разделяют озабоченность ученых. Эпиграфом к докладу были вынесены слова президента России Дмитрия Медведева: «Мы должны преодолеть унизительную зависимость от сырьевого сектора и прекратить выжимать последние капли из научно-технического потенциала советского периода». Президент уделяет много внимания вопросам энергоэффективности, но пока это не привело к значительным результатам.
…Председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс считает, что проблема не решается одной заменой ламп накаливания или переработкой попутного газа. «Вопросы экологии, энергоэффективности, дальнейшего развития ТЭК невозможно решить без понимания, по какому пути мы пойдем, какое государство мы хотим построить -- демократическое или авторитарное. Это вопросы дальнейшего политического выбора», -- убежден он». Одновременно российские СМИ заговорили о другой проблеме – бюджетном кризисе, который более всего должен отразиться на состоянии дел в регионах.

Статья Евгении Письменной «Долги вместо инвестиций» появилась 20 апреля в «Ведомостях»:
«Правительство утвердило порядок распределения и предоставления дотаций бюджетам регионов в этом году. Их получат регионы, которые не могут сами профинансировать свои расходы или на основании отдельных поручений президента и премьера.
…Суммарные расходы региональных бюджетов сократятся в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 10,6%, пишет в докладе «Приоритеты региональных бюджетов-2010» ФБК. «Это сильное падение расходов, которое очень ощутимо может сказаться на социально-экономическом положении регионов», — предупреждает ФБК. Компания проанализировала планы по расходам 75 регионов (90% всех региональных расходов) на основе их законов о бюджете, сравнив их с итогами 2009 г.
Из-за кризиса территории меняют бюджетные приоритеты, констатирует ФБК. Больше других в 2010 г. растет раздел «Общегосударственные вопросы»: на 40% до 307,2 млрд руб. В 60 регионах эти траты вырастут, в 15 — снизятся. Чемпион по росту — Ростовская область (почти 179%) и Москва (134%), по падению — Ингушетия (52%). Рост раздела прежде всего связан с увеличением затрат на обслуживание госдолга, направлением средств в резервные фонды и на «другие общегосударственные вопросы». Такое увеличение расходов — защитная реакция от «неопределенностей кризиса», пишет ФБК: «Регионы при принятии бюджетов на 2010 г. отнюдь не исходили из того, что кризис закончился в 2009 г.».
Раздел «Национальная экономика» обвально сокращается — больше чем на 33%. Урезали инвестрасходы 69 регионов. Например, в Волгоградской области расходы на развитие экономики уменьшились почти на 94%, а в Ульяновской — на 87%. Лишь у шести зафиксирован рост: например, у Ненецкого АО — на 28%, ЯНАО — на 13%, Камчатского края — на 11,6%.
Немного вырастут расходы на образование — на 8,1% до 464 млрд руб. Суммарный объем соцрасходов всех территорий — 691,8 млрд руб. — лишь на 2% меньше, чем в 2009 г.
…Объем дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета регионам в 2009 г. по сравнению с 2008 г. вырос почти на 400 млрд руб. до 1,47 трлн, знает чиновник Минфина, а в 2010 г. объем поддержки сократится на 300 млрд руб. за счет отказа от некоторых субсидий.
Например, вместо субсидий на строительство дорог будут выдавать бюджетные кредиты.
…Из-за кризиса многие регионы столкнулись со снижением доходов, говорит представитель Минрегиона, поэтому по инициативе ведомства им разрешено снизить максимальный уровень расходных обязательств. В 2008 г. территория, получая субсидию из федерального бюджета, должна была почти столько же (95%) добавлять из своего. С 2009 г. они должны софинансировать от 5% до 60%. В 2010 г. этот кризисный порядок софинансирования решили продлить, объясняет представитель министерства.
…В федеральном бюджете на 2009 г. на субсидии регионам и муниципальным образованиям было выделено 396,82 млрд руб., на 2010 г. – 346,42 млрд».

Статью Ольги Танас «Экономика пошла на зарплату и долги» опубликовала в этот же день «Газета.Ru»:
«Расходы регионов на экономику в 2010 году уменьшатся на треть, подсчитали в ФБК. Это означает, что выход из кризиса затянется, признают эксперты. Экономить приходится и на ЖКХ, и даже на социалке. Зато растут расходы на обслуживание долгов. Да еще зарплаты чиновников.
…Лидером по снижению стали суммарные расходы на экономику: в этом году затраты регионов на инвестиции рухнут на 33,3% и составят 619,04 млрд рублей.
…Аутсайдером стало и жилищно-коммунальное хозяйство, бюджетные расходы на которое сократились на 18,8% до 316 млрд рублей. Финансирование этой сферы урежут 59 регионов, причем 37 субъектов федерации сократят их более чем вдвое.
Заметно снизятся и межбюджетные трансферты – на 14% до 1,22 трлн рублей. Кризис заставил урезать расходы на здравоохранение на 8,1% до 414,17 млрд рублей, на это вынуждены пойти 55 регионов. Тревожные тенденции намечаются и в социальной политике: хотя 36 регионов нашли возможность увеличить расходы, однако их общий объем в 2010 году будет ниже прошлогоднего на 2,1% и составит 691,76 млрд рублей.
Однако не все статьи расходов подверглись сокращению: так, затраты на образование вырастут на 8,1% по сравнению с 2009 годом, на национальную оборону – на 5,8%, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – на 0,2%.
Показательно увеличение расходов на общегосударственные вопросы до 307,19 млрд рублей, что на 39,8% больше, чем в 2009 году.
…Приоритеты региональных бюджетов показывают, что кризис еще не миновал, а выход из него будет мучительным. Резкий рост долговой нагрузки сопровождается сокращением расходов, которые могли бы иметь антикризисный эффект, подчеркивает Николаев. Более того, новой тенденцией в региональной бюджетной политике становится увеличение расходов, выделяемых на «другие вопросы». Так, в Тюменской области на эту статью приходится более 70% средств, предоставляемых на «общегосударственные вопросы». «На федеральном уровне власть говорит, что кризис закончился, но в регионах в этом не уверены, поэтому хотят оставить поле для маневра. Однако это шаг в сторону снижения прозрачности бюджетов», – отмечает Николаев.
Однако альтернативы у региональных властей не было, признают эксперты. «Что-то надо сокращать, ведь доходы региональных бюджетов продолжают падать. Налог на прибыль, являющийся одним из основных источников формирования именно региональных бюджетов, сжался», – говорит Андряков, добавляя, что власти не могут порезать социальные расходы, поскольку именно на них и ориентированы региональные бюджеты. «В прошлом году регионы вслед за центром бросились поддерживать свои предприятия, субсидировали их, лишь они не увольняли людей. В этом году логично снизить расходы на экономику», – говорит замдиректора по консультационной работе, руководитель направления «Межбюджетные отношения» Центра фискальной политики Александр Дерюгин. По его словам, сокращение межбюджетных трансфертов внутри регионов – это отклик на действия центра, который резко сократил дотации: соответственно, регионы начинают экономить на муниципалитетах».

Наконец, 21 апреля «Независимая Газета» помещает статью Сергея Куликова «Региональные бюджеты адаптируются к кризису»:
«Расходы региональных бюджетов в этом году сократятся более чем на 10%, и это серьезное падение, которое может ощутимо сказаться на социально-экономическом положении граждан. Первыми жертвами сокращения финансирования стали социальные расходы и инвестиционные расходы. Такие выводы делают авторы опубликованного вчера доклада «Приоритеты региональных бюджетов-2010» из компании ФБК. Эксперты не исключают, что в некоторых регионах кризис может перейти в хроническую фазу.
«Цель исследования региональных бюджетов – выявить реальные тенденции социально-экономического развития. Картина изменения структуры расходов в регионах в кризис дает очень важную информацию о том, что происходит на самом деле и чего можно ждать в ближайшем будущем, – говорит один из авторов доклада – директор Департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. – При этом исследование получилось вполне репрезентативным, так как оно охватывает 75 регионов, а это – около 90% всех расходов региональных бюджетов».
Между тем выводы, к которым пришли экономисты, неутешительны.
… Комментируя данные исследования, руководитель группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин предупреждает о том, что снижение наиболее важных с точки зрения экономики расходов чревато неприятными для власти последствиями. «Ресурсов субъектам федеральный Центр не спускает, а обязанностей на регионы пытается взвалить побольше, – пояснил Орешкин. – Понятно, что местные власти будут вынуждены действовать, исходя из собственных соображений. В ближайшее время мы будем свидетелями роста недовольства в городах, потому что сокращение инвестиций, расходов на ЖКХ, здравоохранение и другие социальные статьи не пройдет незамеченным». И в этой ситуации не поможет даже увеличение социальных выплат и повышение пенсий.
В свою очередь, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич считает, что именно из политических соображений власти вряд ли допустят серьезное снижение региональных расходов. «В прошлом году напуганный кризисом федеральный Центр навалил столько денег, что бюджеты некоторых регионов просто зашкаливало, – напоминает она. – В этом году расходы ужали, но тем, кто уже рухнул, ничего не страшно». По ее мнению, страшилка о сокращении в том числе и межбюджетных трансфертов может так ею и остаться. Денег регионам снова подбросят, потому что политические риски действительно велики».

Обзор подготовил Владимир Володин

Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости