Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

В результате недавней авиакатастрофы погибли наши друзья и коллеги.
Для поддержки семей погибших публикуем номера банковских карт.

Банковская карта супруги Алексея Никитченко: 4622 3530 1913 3381
Карта ВТБ-24, Анна Никитченко.

Банковская карта супруги Евгения Ильинова: 4627 2914 7928 2832
Райффайзенбанк, Марьяна Зазулина.

«Бунтовщик, хуже Пугачева»

Разумеется, эта известная фраза была сказана не об Алексее Леонидовиче Кудрине. Императрица Екатерина Великая отозвалась так об авторе книги «Путешествие из Петербурга в Москву» Александре Николаевиче Радищеве. Нынешние правители России постеснялись повторить ее слова в адрес бывшего вице-премьера и министра финансов. А ведь вполне могли бы.

19 октября Опальный финансист опубликовал в «Коммерсанте» статью «Бортом к волне», где изложил свое видение рисков бюджетной политики в РФ. Скажем прямо, с видением президента и премьера, судя по их публичным высказываниям, взгляд на отечественные финансы Алексея Кулрина имеет мало общего:
«Сложное сочетание внутриполитических мотивов и пока еще относительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры разворачивает отечественное правительство к проведению рискованной экономической политики. Впрочем, необходимые для корректировки этого курса инструменты у него есть, нужно лишь определиться с приоритетами. А вот времени на это почти нет. Повышение пенсий и зарплат, переоснащение армии, модернизация промышленности — все это абсолютно правильные задачи, которые должна ставить перед собой ответственная государственная власть. Включив фантазию, можно даже представить себе, как должны выглядеть условия, при которых все эти задачи можно решать одновременно. К сожалению, сейчас у нас за окном совершенно другая картина.
…Сегодня там несколько серьезных локальных кризисов, включая кризис еврозоны, и ожидание второй волны глобального экономического кризиса. Причем возможные масштабы последнего сейчас предположить трудно, поскольку он может характеризоваться — впервые в истории — кризисом суверенных долговых обязательств, что парализует рынок заимствований и закроет его прежде всего для развивающихся стран. Понимание серьезности этих угроз заставляет наиболее экономически сильные страны мира переходить в режим постоянного и жесткого контроля своих расходов. По сути, обсуждаются только масштабы их урезания.
…За скучным бухгалтерским понятием "сбаласированности бюджета" (иначе говоря, отсутствия дефицита) скрывается весьма драматическая история про "жизнь по средствам". В 2008 году бюджет планировался таким образом, чтобы при снижении цены на нефть с прогнозируемых 60 до 30 долларов дефицит не превышал 3% ВВП. Теоретически такой дефицит можно было бы себе позволить на протяжении трех-четырех лет — закрывать дыру заемными средствами, дожидаясь улучшения конъюнктуры. Но на 2012 год при прогнозной цене в $100 планируется дефицит в 1,5% ВВП. Это означает, что при падении до тех же $60 образуется дефицит уже в 5,5%. В этих условиях сохранение запланированного уровня расходов съест остатки резервного фонда приблизительно за год, а дальше расходы все-таки придется резать (без этого точно не получить доступ к займам) — на 2,5% ВВП, то есть 1,35 трлн руб. Для сравнения: 1,35 трлн — это все, что запланировано в федеральном бюджете следующего года на образование, здравоохранение и культуру, плюс половина дотаций регионам. Существуют ли альтернативы урезанию расходов? Да: повышение налогов и/или запуск печатного станка.
…Анализируя наши бюджетные проектировки, инвесторы прекрасно видят ту развилку, на которой мы оказываемся: придется либо сокращать расходы (а многие из уже объявленных решений с трудом поддаются урезанию, например, увеличение пенсий и денежного довольствия военнослужащих) либо увеличивать налоги (считая эмиссию инфляционным — худшим — налогом на всю экономику).
…В ближайшее время предполагается осуществить перевод учителей на среднюю по экономике страны зарплату. До конца года регионы должны определиться с алгоритмом такого перехода: либо сразу, либо сначала на 30%, а в следующем году — остальное. Цена вопроса — 100 млрд руб. в год только по средней школе. Об изменениях в оплате труда преподавателей высшей школы пока не говорят, но было бы странным о них забыть вовсе.
…С декабря 2009-го по декабрь 2010 года — то есть на фоне сохраняющихся кризисных явлений — пенсии в России были повышены на 45%, что подчеркивает приоритетность уже пенсионного обеспечения. При этом принятый в 2008 году закон предполагает увеличение пенсий выше уровня инфляции, что фактически означает сохранение дефицита пенсионного фонда путем его индексации. В следующем году этот дефицит превысит 1 трлн руб.— четверть всех выплат.
В то же время принятое решение о снижении на два года — в интересах бизнеса — страхового взноса с 34% до 30% дезориентирует сам бизнес, который старается хоть как-то увеличить свой горизонт планирования: два года так, а дальше что?..
Но и образовательный, и пенсионный приоритеты меркнут по сравнению с приоритетом военным.
Разработанная правительством и согласованная всеми ведомствами программа вооружений на ближайшие десять лет первоначально оценивалась в 13 трлн руб., что уже означало бы ее увеличение по сравнению с предыдущими десятью годами в полтора раза в сопоставимых ценах. Однако в какой-то момент она распухла до 20 трлн. Эту разницу в 7 трлн можно сравнить, например, с объемом всех инвестиций в основные фонды, которые в этом году ожидаются в размере 10,5 трлн руб. Способность оборонной промышленности сколько-нибудь эффективно усвоить эти деньги толком не прорабатывалась и вызывает большие сомнения: существенно более скромный оборонзаказ прошлого и этого года фактически сорван.
Помимо программы вооружений (закупки произведенной продукции) в оборонную промышленность предполагается влить 3 трлн руб. в форме федеральной программы развития оборонного комплекса (вложения в основные фонды), что по сути означает перевод всего оборонного сектора назад — на государственное финансирование. Тогда как сейчас доля частного капитала в оборонном комплексе оценивается в 60-70%.
Решения об увеличении денежного довольствия военнослужащих также по пути претерпели существенные метаморфозы. Первоначально предполагалось увеличить зарплату лейтенанта-выпускника с существующих 29 до 40 тыс. руб. (Заметим, в крупных развитых странах лейтенанты получают среднюю по экономике зарплату — а у нас это 23,5 тыс. руб.— либо процентов на 20 больше.) Затем эта цифра выросла до 50 тыс. руб. в месяц. Увеличение с 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб. в целом, то есть учитывая всю "сетку" силовиков, требует 300 млрд руб. в год. Напомню, все федеральные расходы на здравоохранение в 2012 году составят 400 млрд руб.
…С учетом сказанного считаю необходимым реалистично оценить риски новой волны кризиса и возможным — предпринять кратко- и среднесрочные меры, предотвращающие его обострение в России.
Первое. Необходимо вновь поставить себе целью обеспечение бездефицитности федерального бюджета при цене $90 за баррель в 2015 году.
…Второе. Следует точно определить правило расходования нефтегазовых доходов, поскольку это влияет на инфляцию, валютный курс, формирование резервов правительства и очень важно для инвесторов.
…Третье. Требуется пересмотр наращивания военных расходов как по оснащению, так и по денежному довольствию. В существующей военно-политической ситуации целей перевооружения можно достичь не за 10, а за 15 лет.
…Пятое. Необходимо программно определить целью снижение бюджетной нагрузки к ВВП, то есть снижение расходов и неповышение основных налогов. (Практически все успешные примеры догоняющего развития в постиндустриальном мире происходили в странах с бюджетной нагрузкой ниже, чем в самых передовых.) А также — сохранение низкой инфляции, с дальнейшим ее снижением до 4-5% в 2014 году и до 3% впоследствии.
Сейчас Россия стоит перед необходимостью создания новой модели роста экономики — не на базе роста спроса, подогретого вливаниями "нефтяных" ресурсов , а на основе роста частных инвестиций, подкрепленного стабильной финансовой системой с низкой инфляцией и низкой ставкой кредитования, наряду с иными институциональными преобразованиями».

В тот же день в Интернете появилась информация о выступлении Кудрина на форуме "Мосинтерфин-2011". Там бывший министр, а ныне вполне независимый специалист по финансам выступил с предсказанием нового витка мирового финансового кризиса:
«Возможно, мы встретимся с новым витком кризиса, который будет характеризоваться кризисом суверенных долгов", - предположил А.Кудрин, добавив, что это будет новая ситуация на мировых рынках.
По его словам, даже надежные убежища капиталов, которые обеспечивались суверенными облигациями, становятся рискованными. По этой причине необходима программа долгосрочной фискальной консолидации. А.Кудрин обратил внимание на то, что консолидация будет происходить в условиях низкого или нулевого роста экономики, что существенно осложнит выполнение этой задачи». (РБК.Ru).
Кроме того А. Кудрин отметил:
«Сейчас нет такого перегрева отраслей с точки зрения прироста кредитования, как три года назад. До 2008г. прирост кредитов в некоторые годы доходил до 50% в год в таких отраслях, как торговля, недвижимость и финансы.
При этом он добавил, что "прирост кредитов в последние два года составил: 12% в прошлом году и 13% на середину текущего года". Вторым обстоятельством, по словам А.Кудрина, является то, что сегодня нет такой зависимости от внешних кредитов. "Банк России проводит более гибкий курс, будет более смело реагировать на изменение платежного баланса в силу ряда обстоятельств, в том числе и внешней позиции банковской системы». (РБК.Ru)

Разумеется, выступление экс-министра сразу же начали комментировать. Так Андрей Суспров в «Московских новостях» за 19.10 опубликовал статью «Независимый критик»:
«…Бывший министр финансов Алексей Кудрин, представленный как глава оргкомитета финансовой недели. «Мне приятно быть во всех негосударственных статусах. Могу позволить себе быть независимым и иногда выступать критично», — предупредил Кудрин.
…Мировая финансовая систем была спасена за счет вливания в нее центральными банками гигантских потоков ликвидности, то есть сделано это было на средства налогоплательщиков, признал президент ЕБРР Томас Миров. Теперь банкам придется расплатиться за это своей свободой. «Регулироваться должны все действия банков. Меры контроля нужно упорядочить в зависимости от размера банка. Даже у системообразующих не должно быть гарантий от банкротства», — заявил Миров. Но регулирование всегда подразумевает компромисс между безопасностью и ограничением свободы принятия решений. Снижение риска может негативно сказаться на их эффективности.
…Председатель совета директоров ИК «Еврофинансы» Яков Миркин уверен, что одним оздоровлением госфинансов не обойтись: развитым странам придется проводить политику снижения потребления домохозяйств. Америка привыкла жить в долг, согласился бывший глава Минфина, но вынужденный отказ от этой модели чреват для нее политическими рисками. Это очень опасно. Даже экспертам рейтинговых агентств приходится становиться политологами и социологами, признал глава представительства Standard & Poor`s в России Алексей Новиков. Европа тоже нуждается в глубокой реструктуризации долгов Греции и других проблемных стран. Возможно замедление роста в Китае. Крупнейшие экономики уже не смогут играть роль локомотивов для развивающихся стран. Резко снижаются возможности властей для фискального, в том числе монетарного стимулирования роста по сравнению с ситуацией 2008 года, предупредил Кудрин.
Развивающимся рынкам пока не предложена новая модель роста, без ориентации на экспорт в развитые страны, считает главный экономист АФК «Система» Евгений Надоршин. «Надо найти возможности для развития независимо от развитых стран, расширяя внутреннее потребление и завоевывая лидерство в той или иной сфере», — предположил экономист.
…Есть обстоятельства, признал Кудрин, которые облегчают российским властям прохождение второй волны кризиса. Нет такого перегрева в таких отраслях, как торговля, финансы, недвижимость. Нет перекредитованности экономики: в последние два года прирост объемов кредитования составлял всего 12–13% в год. Нет прежней зависимости от внешних кредитов. Нет опасности роста ставок по кредитам. Появился новый инструментарий для борьбы с кризисом, в частности новый механизм гарантий на межбанковском рынке.
«Но есть и ряд слабостей, и они скорее всего исходят из правительства», — заявил Кудрин».

Однако высказанные им далее мысли содержатся в статье в «Коммерсанте».
Между прочим, как уверяет Анна Резникова в статье «Финансировать растущие расходы бюджета на оборонку будут за счет НДС и акцизов» опубликованной на сайте газеты «РБК Daily», по данным соцопросов мнение Алексея Кудрина вполне отвечает мнению простых граждан:
«Планы Кремля расходятся с мнением населения: данные опроса Левада-Центра показывают, что почти 60% россиян хотели бы направить допдоходы от нефти на борьбу с бедностью и повышение пенсий, 46% — на решение проблем с жильем, 32% — на развитие бизнеса. Только 15% опрошенных хотели бы потратить «лишние» деньги на финансирование силовых структур».
Итак, взбунтовавшийся министр финансов является, оказывается, выразителем чаяний народа. Остается дождаться итогов его идейного противостояния с Кремлем и Белым домом: постигнет нового «бунтовщика» участь того же Радищева, или нет. Пока что можно надеяться на лучшее.

Материал подготовил Владимир Володин

Никитченко Алексей Анатольевич
Ильинов Евгений Викторович
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет
Семинар «Использование модели стандартных издержек как инструмента сокращения административных издержек».

Поделиться

Подписаться на новости