Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Юрий Симачев: «Спастись от бюрократии нельзя...»

Юрий Симачев, начальник Управления анализа и разработок Института комплексных стратегических исследований.


- Юрий Вячеславович, Чем занимается Ваш институт?

- Непосредственно институт занимается преимущественно вопросами, связанными с макроэкономической политикой. Но в данном случае более уместен вопрос: чем занимается Симачев. А я помимо этого занимаюсь различными институциональными проблемами, стоящими на пути развития российских предприятий, в том числе – проблемой развития малого и среднего бизнеса.

- Вы знаете, я сейчас всем задаю один и тот же вопрос: Евгений Ясин недавно заявил, что у российского бизнеса нет мотивации для развития. Заявил, никак не обосновывая и не объясняя свою мысль. Что это значит? Во всем мире у бизнеса есть мотивация для развития, а у нас нет. Или это – игра известного экономиста, рашившего подшутить над публикой?

- Как Вам сказать: у нас тоже, на самом деле, есть мотивация к развитию бизнеса. Просто у нас при этом еще создано очень много барьеров на пути такого развития. Причем эти барьеры иногда создаются государством, исходя из неких благих пожеланий. Государство хочет сделать, как лучше, а получается даже не, как всегда, а хуже. В частности это можно проследить на примере того же малого предпринимательства.
Этот сектор экономики не всегда был в числе приоритетов, декларируемых в рамках политики государства с самого начала реформ. Но каждый раз, как о нем вспоминали, все говорили: давайте улучшим режим налогообложения малого бизнеса. В результате это привело в тому, что наиболее нестабильный режим в отношении налогообложения как раз связан с малым бизнесом. Каждый раз, когда его пытались улучшить, после первых же решений начинался торг: улучшать надо, но не слишком сильно, а то будут слишком большие провалы в поступлении доходов в бюджет. В итоге в последний момент вносились поправки, результат которых виден сразу: уровень предсказуемости реальной налоговой нагрузки в малом бизнесе предельно сократился.
Сейчас существуют три возможных налоговых режима, но предпринимателям непонятно в каждый очередной год, во что это выльется. И многие из них вынуждены работать одновременно сразу в нескольких этих режимах, создавая сразу несколько фирм, с тем, чтобы потом уже по опыту понять, какой режим окажется лучше. Естественно, при такой жизни стимулировать какое-либо развитие и рост в рамках одной фирмы сложно.

- А вообще можно спастись от нашей бюрократии? Или она так и будет улучшать, улучшать...

- Прогресса добиться можно, спастись нельзя.

- Звучит оптимистично.

- Вы знаете, на самом деле, если смотреть на все с позиций предприятий, то обычно они реагируют на изменения. Поэтому, как бы бюрократия ни была невыносимой, но, если какие-то улучшения все равно со стороны бюрократической машины происходят, то бизнес реагирует на это позитивно. У него возникает мотивация к развитию. Ведь предпринимателями ощущается даже не столько абсолютный уровень издержек, связанных в том числе и с бюрократией, сколько изменения этого уровня. Если он растет, то это сильно тормозит развитие, если хоть как-то снижается, несмотря на то, что он остается достаточно высоким, это способствует развитию, вселяет определенный оптимизм.

- Верите Вы в то, что у нас все-таки он снизится?

- Как сказать. Дело в том, что, если мы будем рассматривать те же барьеры в развитии малого предпринимательства, то очень многое в этом вопросе зависит не от федеральных властей, а от региональных и местных. И здесь навести порядок крайне сложно. Проведенные исследования показывают, что регион на регион крайне не похож: все зависит от того, какова политика региональных властей, насколько они способны навести порядок в тех органах власти, которые действуют на их территории.

- Какие самые худшие регионы с этой точки зрения?

- Здесь я не стал бы называть конкретные регионы: нет сплошных обследований по региональной ситуации. Когда проводятся исследования, берутся и рассматриваются три региона, пять регионов. В итоге мы получаем представление об определенных проблемах, связанных с развитием малого бизнеса в отдельных регионах.
Можно, например, сказать, что в регионах, входящих в Сибирский федеральный округ, в Дальневосточный федеральный округ есть такие-то проблемы. Там недостаточно высокий уровень доходов населения, что, разумеется, тормозит развитие малого бизнеса. И при этом там - достаточно высокие стартовые затраты, для того, чтобы бизнес начать. Учтем при этом, что малый бизнес у нас сориентирован на вторичный спрос со стороны населения. Он очень плохо интегрирован в цепочке формирования стоимости теми же средними и крупными предприятиями. Поэтому, как только в регионе платежеспособность становится ниже, чем обычно, малый бизнес начинает развиваться в основном в формах обеспечения самозанятости и минимального дохода от индивидуального предпринимательства. Хотя не будем забывать, что бизнес в плане реализации предпринимательской инициативы выполняет большую социальную функцию: решение проблем безработицы.
Так что какая-то мотивация развивать бизнес есть всегда. Вопрос, что сделано, чтобы развитие шло нормально.

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости