Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Михаил Вирин: "Эту песню не задушишь, не убьешь..."

Постоянные читатели нашей рубрики «Актуальное интервью» уже, наверное, привыкли, что в последнее время мы просим наших собеседников прокомментировать высказывание известного экономиста Евгения Ясина о том, что в России у бизнеса нет мотивации к развитию.

И вот мы задали тот же вопрос Михаилу Михайловичу Вирину, члену МАП «Защита и развитие», члену секретариата партии «Союз людей за образование и науку (СЛОН)», генеральному директору фирмы АМО и в то же время доценту МИФИ.

Как прокомментирует мысль известного либерального экономиста человек, работающий в российском бизнесе с 88-го года.


- Я не знаю, что конкретно имел в виду Евгений Ясин под мотивацией, которая должна быть у бизнеса для нормального развития, но могу совершенно однозначно сказать: пока еще охоту заниматься этим сложнейшим и зачастую неблагодарным делом у нашего народа не отбили.

Возьмем простой пример - количество арендаторов, которые рвутся арендовать площади, по крайней мере, открыто: их поток не ослабевает, на смену разорившимся арендаторам приходят новые, не менее воодушевленные, не менее оптимистичные и так далее, и тому подобное.

Их мотивация, на мой взгляд, проста: свое дело – сегодня один из немногих способов как-то выбиться из бедности. Оно позволяет получать не ту минимальную зарплату, на которую вынуждены жить миллионы людей в стране, а что-то более приемлемое, как-то поправить свое благополучие. А эта мотивация будет всегда, это - самый сильный стимул, чтобы открыть свое дело и пробиться, пусть не совсем в средний, но хотя бы где-то приближающийся к этому класс.

Причем очень многие терпят неудачу, но попыток так и не оставляют. Я знаю людей, которые штурмуют эти высоты и по два, и по три, и по четыре раза. У немногих это получается с первого раза. Ведь вообще ситуация с малым бизнесом у нас очень переменчивая: то, что было вчера интересно и кормило массу народу, сегодня становится нерентабельным или наоборот переходит в сферу крупного бизнеса, люди вынуждены перетекать в другие сферы бизнеса. Но вообще малый бизнес, несмотря ни на что, - это очень динамично развивающаяся сфера нашей экономики, очень подвижная и в кадровом плане.

Посмотрим на вещи реально: человек хочет ездить не на «Жигулях», а на подержанной иномарке. Очень немногим удастся устроиться на наемную работу, особенно в государственной структуре, чтобы получать зарплату, которая позволит купить такую машину. Я уже не говорю о приобретении квартиры. Поэтому в бизнес никого палкой загонять не надо. Никакие райкомы и разнарядки по организации малого предпринимательства не нужны (не надо туда загонять, как в партию «Единая Россия»). Свое дело – это то, куда люди сами бегут. Сами рвутся, подчас даже закладывая собственные квартиры, еще какое-то имущество, берут в долг на организацию дела. Мне кажется, один из сумасшедших стимулов – это наша жизнь.

- Но ведь с другой стороны у нас никого так не давят, как малый бизнес.

- Да, конечно. Потому что он «на земле», а по нашей земле ползает масса чиновников, того самого, «земельного» уровня: это и участковые, и пожарные, и работники управы, и СЭС – контролирующие торговлю. Это – отдельная сфера мелкого чиновничества, которое «сидит на земле».

С другой стороны проблемы, конечно, решаются, что, конечно, зачастую подвигает мелкое предпринимательство уходить в тень или в полутень, выплачивая вместо налогов государству этот «чиновничий налог».

Вот, кстати, любопытный пример: московское правительство в очередной раз ужесточило требования к парикмахерским. Просто напало на сферу обслуживания, которую до сих пор особенно не трогало – это все-таки не торговля, а услуга, оказываемая миллионам людей. А теперь резко ужесточили требования: определенная площадь помещений, расстояние между креслами, вентиляция… в общем, много всяких требований. К чему это приведет? Завтра контролирующие чиновники будут на законном основании приходить и получать взятки. Поборы увеличатся, а с ними увеличатся цены в прейскуранте, притом, что качество услуги не изменится. Но люди будут по-прежнему работать, открывать новые парикмахерские.

Так что стимул есть всегда.

Я как преподаватель вуза вижу, как живут студенты. Современные студенты и учатся, и где-то работают, и еще как-то стараются свой бизнес открыть. Причем, как правило, никак не связанный с тем образованием, которое они получают. Они закончат учебу, получат свои дипломы и будут организовывать торговлю колбасой или ширпотребом, или собирать компьютеры.

Так что приход в малый бизнес нового поколения, я считаю, обеспечен. И мотивация у этого поколения есть и будет.

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости