Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Алексей Шеховцов: «Информация – это капитал»

Только что прошла выставка-конференция «Бинфо-2003», посвященная вопросам информационного обеспечения бизнеса. НИСИПП и группа компаний «Тезаурус» приняли в ней участие, а одним из докладчиков на «круглом столе», проводившемся в рамках «Бинфо», был первый заместитель гендиректора НИСИПП Алексей Шеховцов. К нему мы обратились с целым рядом вопросов.


- Алексей, присутствуя на «круглом столе» «Бинфо-2003», я услышал достаточно много критических замечаний в адрес сегодняшнего уровня информационной поддержки российского предпринимательства: того нет, этого нет, нужен такой сайт, необходим такой портал. Причем речь шла исключительно о работе в Интернете. Один из участников «круглого стола» ратовал даже за то, чтобы все организации обязательно выкладывали «информационные ресурсы» в Интернет. Почему так остро стоит вопрос о бизнес-информации во «всемирной паутине»?

- Да, в целом, я считаю, вопрос стоит остро. Ситуация в настоящий момент следующая:

Информационная поддержка может и должна быть одним из важнейших направлений государственной политики по отношению к бизнесу, в первую очередь, к малому бизнесу. Это менее затратное направление, по сравнению, например, с прямым кредитованием. Это тот вид поддержки, который нужен для бизнеса: информация является очень важным ресурсом капитала.

Теперь о том, что касается проблем, существующих в данной области. Если брать конкретно информационную поддержку бизнеса в сети Интернет, то ресурсов, предоставляющих информацию по различным аспектам ведения бизнеса, очень много. Но специализированных систем, которые давали бы комплексную информацию по различным этапам ведения бизнеса, увы, мало. В принципе я бы выделил только «Альянс-Медиа».

Еще один больной вопрос: существующие системы не могут обеспечить доступ малых предпринимателей к официальной информации органов государственной власти. В настоящее время сложилась ситуация, когда довольно большой пласт официальной информации нельзя получить в свободном доступе. Даже очень многие нормативно-правовые документы (госты, санпины) официально продаются. При этом многие санпины невозможно получить в электронном виде: они продаются только распечатанными на бумаге.

- Почему?

- Да потому, что не создана информационная основа прозрачности государства. Нет такой системы.

Сейчас очень много говорят о создании «электронного правительства» в рамках «Электронной России». Именно об этом мы говорили и на «круглом столе»: базис - «электронное правительство» - полная прозрачность государства. Создать ситуацию, когда государство обязано обществу, а не наоборот. У нас этого никогда не было, и сейчас только делаются первые шаги в области открытости информации государства.

Сейчас обсуждается законопроект о доступе к информации органов государственной власти и местного самоуправления, где должен быть закреплен принцип открытости любой государственной информации и дан исчерпывающий перечень информации, которую органы государственной власти обязаны распространять в свободном доступе в частности через Интернет. Понятно, что в области нормотворчества придется еще много сделать, чтобы решить эту проблему. Но необходимы первые шаги. Есть постановление правительства, регламентирующее доступ к информации государственной власти. Сейчас стоило бы принять отдельные регламенты между органами власти и информационными системами, создаваемыми в частности в рамках «Электронной России». Например, правительственного портала и портала малого предпринимательства, в создании которого мы также участвуем. В рамках этих регламентов должен быть предусмотрен характер размещения информации, чтобы бизнес реально получил доступ к той информации, которой он сейчас в полной мере получить не может.

- Тот портал, который Вы готовите, делается по заказу Минэкономразвития. И пришедший на этот портал бизнесмен должен найти, если не любую интересующую его информацию, то, во всяком случае, информацию по всем основным разделам, которые могут его заинтересовать.

- Мы участвуем в разработке портала малого предпринимательства. Действительно, основным принципом его информационного наполнения мы считаем тот, что предприниматель, зайдя на этот портал, мог бы найти либо нужную ему информацию, либо инструкцию, где это искать.

Я сразу хочу оговориться, что никто не собирается объять необъятное – малому бизнесу может быть нужна любая информация, но мы не хотим создавать ресурс под названием «Рунет. Ру». Поэтому наши усилия будут сконцентрированы на размещении информации, которая необходима в практической деятельности предпринимателю. Причем, если мы говорим о законодательстве, то это будут не всегда полные тексты законов, а именно те статьи и разделы, которые необходимы малому бизнесу. Плюс комментарии к ним.

И то же самое о других разделах. Некоторые из них будут содержать перечень ресурсов с описанием, где предприниматель может получить необходимую информацию.

- В выступлениях на «круглом столе», в том числе и Вашем, не раз упоминались проекты «Электронная Москва» и «Электронная Россия». Что это такое?

- Это две программы разных уровней власти, направленные на повышение эффективности различных секторов экономики и вообще жизни общества за счет расширения использования и внедрения информационно-коммуникационных технологий в различные сферы жизни.

При этом «Электронная Москва» - не единственная такая программа, принятая на региональном уровне. Ее существенное отличие – построение по несколько другому принципу, чем «Электронная Россия». Она сочетает в себе так называемые вертикальный и горизонтальный проекты – как отраслевые, так и объединяющие. И она четко разбита на ряд подпрограмм.

- А нужны ли вообще эти программы, или это такая большая электронная утопия?

- На самом деле, если считать их электронной утопией, то, наверное, можно отказаться от многих программ, связанных с научно-техническим развитием. А ведь мы отстаем сейчас в области использования информационно-коммуникационных технологий уже не только от стран Западной Европы, США, Японии, но даже от стран Латинской Америки…

- Я имею в виду, что, может быть, стоит внедрять не такие всеобъемлющие, а более частные программы. Ведь мы, как всегда: сейчас охватим все и сразу.

- Нет. Проблема в том, что, если разбивать эти крупные программы на конкретные проекты, то невозможно будет добиться координации усилий. А внедрение информационно-коммуникационных технологий требует координации шагов, иначе все программы придут неизвестно к чему.

- Что ж, будем надеяться, что всеобъемлющие программы, такие, как «Электронная Россия», действительно, помогут нашей стране догнать в области использования информационно-коммуникационных технологий хотя бы страны Латинской Америки. Что же касается портала малого предпринимательства, то полезность его представители российского бизнеса, видимо, скоро смогут оценить.


Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости