Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Ирина Качанова, Генеральный директор компании «Тезаурус – Маркетинг»: Есть женщины в русских компаниях...

«…Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет…»

Николай Некрасов

«…А кони все скачут и скачут,
А избы горят и горят…»

Ярослав Смеляков



Одной из традиционных примет наступления весны у нас в стране давно является Международный женский день 8 марта. И хотя мало кто помнит, что праздник этот придумала Клара Цеткин (да и кто она была такая уже сильно подзабыли), но наш любимый женский праздник всегда с нами, как Париж с Хемингуэем.

В его предвкушении вполне серьезные деловые издания начали публиковать материалы о роли женщин в бизнесе. Так газета «Ведомости», которую, я думаю, никто не упрекнет в погоне за дешевыми сенсациями, опубликовала 1 марта статью Елены Гореловой «Женское дело» с подзаголовком «В малом бизнесе правит прекрасный пол»:

«Недавно опубликованное международное исследование Grant Thorton выявило, что женщины-руководители есть в 89% российских компаний. По этому показателю наша страна занимает первое место в мире, второе - Филиппины (85% ), третье - США (75% ). Причем в малом бизнесе у нас самый лучший гендерный баланс: начальников всего на 8% больше, чем начальниц».

Сразу оговоримся, с этой статьей на момент беседы с Ириной Качановой автор этих строк знаком не был, но читал много других подобных интервью, а потому в преддверии весеннего праздника разговор пошел именно о роли женщин в отечественном бизнесе.

- Ирина Александровна, у нас в самых разных изданиях много пишут о роли женщин в бизнесе. Недавно были опубликованы результаты какого-то американского исследования, говорящие о том, что женщина в бизнесе может гораздо больше, чем мужчина.

- А еще были исследования, результаты которых показали, что в России женщин – руководителей намного больше, чем в любой другой развитой стране мира.

- Что же это за новый российский феномен?

- Это связано, в первую очередь, с тем, что растущая экономика предполагает более важную роль женщины. Женщина, в тот момент, когда мужчина может быть несколько растерян, оказывается более собранной и более нацеленной на выживаемость в сложных условиях.

- То есть женщина более мотивирована на успешную работу?

- В условиях растущей экономики, экономики переходного периода – да.

- И, видимо, женщины меньше подвержены панике…

- Да, они не так подвержены упадническим настроениям, осознанию собственной неудачной и не сложившейся жизни: им нужно кормить и воспитывать своих детей.

- А не кажется ли странным: в Советском Союзе успешных женщин всегда было не только меньше, чем мужчин, но они добивались меньше, чем женщины в других странах. И вдруг все меняется.

- С моей точки зрения, странного в этом ничего нет. Это нормально, учитывая опять же специфику нашего периода.

- Тогда другой вопрос. Не секрет, что у нас в стране очень многие мужчины всегда считали: женщина это.. ну, женщина - чего с нее взять. И женщинам надо было преодолевать такую традицию, такое отношение. И вдруг такое успешное преодоление.

- Я не могу сказать, что это успешное преодоление. С моей точки зрения, это скорее – вынужденное преодоление.

- То есть мужчина не может обеспечить семью, и ей приходится это делать самой?

- Я считаю, что в этот сложный период, который был в развитии нашей экономики, если говорить про последние пятнадцать лет, безусловно, основной стимул для женщины это – выживание.

- Хорошо. Но ведь есть и другая сторона: есть исследования, говорящие, что женщины, занимающиеся бизнесом, становятся где-то в чем-то несчастными. Они начинают, если не спиваться, то…

- Нет. Спиваться женщины, занимающиеся бизнесом, точно не будут: у них есть цель в жизни, у них есть смысл жизни. Но также, мне кажется, наиболее важный смысл жизни женщины – ее семья и ее дети. И я думаю, что это – неоднозначно, и нельзя сказать, что женщина, занимающаяся бизнесом, несчастна в сфере личной жизни.

Как правило, если женщина успешна, она успешна во всем. Просто здесь речь уже идет о специфике отношения наших мужчин к успешности своей половины: вот это довольно трудно преодолеть. Но женщина, которая занимается бизнесом и которая довольно успешна в нем, становится независимой. Ну, не совсем независимой, но менее зависимой от той роли, которая определена архетипом развития человечества: мужчина добытчик, а женщина – хранительница очага, и должна обеспечивать функционирование семьи.

- Но женщина, занимающаяся бизнесом, как она будет обеспечивать это самое функционирование семьи? Ведь бизнес занимает безумное количество времени.

- Занимает, но есть несколько путей решения этой проблемы. Во-первых, то, чего нет на Западе, но что довольно сильно распространено у нас: помощь старшего поколения. Она всегда может опереться на своих родителей, а зачастую опирается и на родителей своего мужа. И второе, то, что распространено на Западе: женщина всегда может нанять помощницу по хозяйству. Это будет няня, или домработница, или кто-то еще. Но, опять же, это при условии получения достаточно серьезных доходов. Потому что, с моей точки зрения, не все женщины могут себе это позволить. Я имею в виду российских женщин, занимающихся бизнесом.

Что такое бизнес, какой он приносит доход? Те же самые «челноки» - тоже бизнес.

- И там очень много женщин.

- Да, очень много женщин было. Я говорю: было, потому что сейчас уже идет перетекание оттуда. Если раньше «челночный» бизнес был действительно «челночным»: люди ездили за товаром, привозили его сюда, сами реализовывали. Теперь «челночного» бизнеса как такового уже нет.

- Да, появляются какие-то фирмочки…

- В основном это фирмы – продавцы из той страны (Турция там или Китай), представляющие их фирмы в России. А вчерашние «челноки» могут делать у них закупки и заказы по каталогам и организовывать собственные торговые точки.

Это то, что касается «челночного» бизнеса. Доходы там, кстати, не такие уж и большие. Они были велики в начале 90-х, когда был дефицит возможностей поехать за рубеж. Сейчас это не так. И вот, когда доходы от бизнеса, которым занимается женщина, невелики, конечно, она сталкивается со многими трудностями. Это и невозможность воспитывать детей, уделять им то время, какое хотелось бы, которого они требуют, это и материальные затруднения.

- Я в свое время брал интервью у Вашей знакомой, занимающейся психологическими тренингами. И она бросила такую фразу: «Мне можно звонить до часа ночи, дети уже к этому привыкли». Это ненормально: дети привыкли к тому, что их мама работает днем и ночью.

- С моей точки зрения, никакой ненормальности в этом нет. Наоборот: то, что дети видят, как работает их мама, играет очень большую роль в воспитании нравственности самих детей. Они понимают: мама, для того, чтобы их кормить, одевать и воспитывать тратит очень много сил и времени. И, мне кажется, у такой женщины (если это полная семья, у таких родителей) будут более целеустремленные дети. Дети, которые будут ценить то, что им достается, будут понимать, что это все не даром, что в это вложен огромный труд.

- Вы сами постоянно вращаетесь в этом мире, как Вы считаете: хорошо быть независимой, обеспечивать себя и так далее? Или все-таки хочется, чтобы было что-то другое?

- С одной стороны хочется, с другой – колется. То, чем я занимаюсь, мне очень нравится. Я получаю от этого очень большое удовольствие. Быть самостоятельной и не зависимой ни от кого очень приятно. Хотя поддержка со стороны деловых партнеров – мужчин тоже нужна. И вопрос, захочу ли я вести тот образ жизни, который предлагает сложившийся архетип. Быть домашней хозяйкой, воспитывать детей, заниматься собой, готовить мужу еду и ждать его с работы... Я не думаю, что мне это сейчас близко.

Наоборот, если проследить по последним публикациям, получается, что, как правило, мужчина ценит в женщине сложившуюся самостоятельную личность. Когда женщина полностью зависит от мужчины, с одной стороны ему это приятно, но с другой стороны начинает манипулировать этим. Он деньги дает. Как рассказывала одна моя подруга, у которой богатый муж, он ей говорит: ты никто, и звать тебя никак.

- Тут тоже, конечно, проблема. А как-то прийти к компромиссу?

- Компромисс, конечно, возможен, и примеров тому достаточно. Известно большое количество достаточно известных и успешных женщин. Та же самая Хакамада, которая и жизнь свою личную успевает устроить, и детей родить и воспитать. Или, например, Серова из гайдаровского института: защитила кандидатскую и докторскую диссертацию, ведет большую научную работу, и у нее хорошая семья.

Так что есть такие примеры, и их много.

- Но, как я понимаю, создается новая система отношений, новое положение женщины в обществе.

- В нашем обществе.

- Да.

- Но оно пока только на стадии формирования, потому что у мужчин остается своя точка зрения, а женщины стремятся к независимости. Я не знаю, будет ли повторение в нашей российской истории того, что в Америке называется женской эмансипацией, или это будет какая-то специфически российская история, я пока не знаю. Но то, что процесс формирования начинается, это однозначно.

- И устремление женщин в те возможности, которые дает бизнес, безусловно, играет в этом роль.

- Конечно.

- Если бы этого не было, лед бы не тронулся?

- Чего не было бы? Устремления женщин?

- Возможностей таких.

- Да. В советское время не было таких возможностей, а сейчас они есть. Поэтому и все новое скорее осваивается женщинами, мышление которых более подвижно, более приспособляемо под то, что нужно для выживания ее, ее детей и ее семьи.


А «Ведомости» по-своему объяснили феномен российских женщин-предпринимателей:

«…При подборе топ-менеджеров в компаниях, работающих на российском рынке, стали меньше внимания обращать на пол. …А ведь 5 - 10 лет назад женщина на посту генерального директора была большой редкостью и выглядела инопланетянкой.

…Опрос российских топ-менеджеров показал, что около 60% женщин и 80% мужчин при подборе руководителей не считают пол значимым фактором. Автор называет это явление "гендерной нечувствительностью" и считает, что ею обладает большинство российских директоров.

…И все-таки, по мнению 40% руководителей, принимавших участие в исследовании, женщины уступают мужчинам в честолюбии, что не позволяет им достигать больших высот в бизнесе. В том числе и поэтому "на высших уровнях предпочтительнее мужчины, а на средних – женщины».

В преддверии 8-го марта, учтя высказанные мнения, остается порадоваться за женщин, сумевших преодолеть самые различные мужские предубеждения и занять достойное место в бизнесе.


Материал подготовил Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости