Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Владимир Аверчев, Советник Президента компании «Сиданко»: "Нужно звонить во все колокола..."

- Владимир Петрович, у нас сейчас во взаимоотношениях государства и бизнеса происходят странные вещи. Так неделю назад заместитель министра финансов господин Шаталов неожиданно заявил, что уже в мае Минфин подготовит предложения о восстановлении ЕСН для предприятий малого бизнеса, использующих упрощенную систему налогообложения. Мотивируется такое намерение так: «Мы столкнулись с тем, что, поскольку режим налогообложения очень льготный, малый бизнес используется для того, чтобы снижать налоговую нагрузку крупным и средним предприятиям, и дробление, безусловно, присутствует. Используются и другие механизмы, и их мы знаем. Когда обсуждали на заседании правительства этот вопрос, говорили, что мы хотели бы некоторые схемы перекрыть, и будем готовить такие предложения». Реакция представителей бизнеса была однозначна.

Глава Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин заявил: «Предложение Шаталова подрывает саму систему упрощенного налогообложения. Это означает убийство малого бизнеса. Шаталов не понимает бизнеса и его мотиваций. Старая песня: крупные компании дробятся на мелкие, и потому их надо уничтожать».

Президент Ассоциации малого бизнеса «ОПОРа России» Сергей Борисов был не менее резок: «Намерение ввести ЕСН для малого бизнеса -- это очередная провокация Минфина. Если каждый год менять правила игры, то мы никогда в нашей стране не увидим развитого малого бизнеса. Эффектом от такого шага наверняка станет уход малого предпринимательства в тень, где оно по большей части и пребывало до введения упрощенной системы налогообложения и отмены соцналога».

У нас на сайте президент группы компаний «Тезаурус», занимающейся исследованиями проблем малого бизнеса, Владимир Буев заявил примерно то же самое.

- Понятно, что, когда господин Шаталов делает такие заявления, люди, связанные с малым бизнесом, должны реагировать именно таким образом, реагировать энергично и жестко. Другое дело, я думаю, что когда этот документ будет рассматриваться в правительстве, уже там по отношению к нему будет жесткая оппозиция. Я почти уверен, что такая инициатива, по крайней мере, в этом виде, никогда не будет реализована.

Но, тем не менее, я считаю, что это и есть нормальный процесс. И подобного рода попыткам налоговиков заткнуть дыры в бюджете, которые они сами же создают своими инициативами по снижению ЕСН, за счет малого бизнеса надо очень жестко и активно сопротивляться. И нужно максимально мобилизовать малый бизнес, чтобы он звонил во все колокола. Я надеюсь, что его представители будут еще скандальнее, громче и энергичнее протестовать.

- А вообще, что у нас с налогами происходит?

- Я не знаю, что у нас происходит с налогами, но есть очевидные вещи – снижение ЕСН. Понятно, почему это делается, понятно, что это – надежда на выведение из тени огромного количества зарплат. Понятно, что это одновременно попытка стимулировать повышение заработных плат: при новых порогах шкала по-прежнему остается плоской, и у работодателей появляется реальный стимул к повышению белых зарплат. К тому же это является частью решения проблемы бедности, хотя можно задать вопрос: какая она у нас – бедность, если подводная часть доходов населения реально существует. Но опять таки у нас, как всегда, системно проблему никто не просматривает: сжатые сроки рассмотрения, начальство потребовало, и нужно срочно выдать на гора решение. Чтобы посмотреть систему, требуется больше времени, вовлечь в этот процесс гораздо больше заинтересованных сторон.

- Провести необходимые исследования.

- Да, причем не только исследования, но и дебаты с организациями, представляющими интересы малого и среднего бизнеса. Но культуры такой у нас нет, времени на это тоже нет, поэтому какое-то решение будет найдено, но не в ходе нормального процесса, а через скандал, через протесты. Но будет, я думаю, найдено какое-то сбалансированное решение.

Сейчас не та ситуация, чтобы душить малый бизнес. Все-таки есть понимание этого. Во-первых, благоприятная экономическая среда для малого бизнеса неотделима от проблемы диверсификации экономики, от проблемы создания инновационного бизнеса. Весь инновационный бизнес в стартовый момент, как правило, малый. Поэтому душить малый бизнес – это душить будущее экономики, душить ее интеллектуальную составляющую. Никто на это, конечно, не пойдет.

- Вы знаете, создается впечатление, что люди, предлагающие подобные меры, не слишком компетентны в вопросах, которые берутся решать. Шаталов, например, уверен, что проблем вообще не будет, поскольку существует еще единый налог на вмененный доход (ЕНВД), который, по его мнению, не вызывает особых нареканий у бизнесменов. Владимир Буев, услышав об этом, тут же заявил: как это можно – ведь в законе о налоге на вмененный доход подробно записано, на какие виды бизнеса он распространяется, и никто другой перейти на этот вид уплаты налогов не имеет права.

- Проблема компетентности, конечно, существует. Реально существует проблема компетентности кадров, готовящих такого рода решения. Я не говорю, что Шаталов некомпетентен – он компетентный налоговик. Но в ситуации, когда ему нужно отчитаться совсем по другим параметрам, он целый ряд вещей просто проигнорировал. Теперь задача представителей бизнеса – напомнить о себе и заставить интересы малого бизнеса учесть.

Хотя повторю, что это довольно странно выглядит. В стране неизбежно предстоит довольно глубокая реструктуризация экономики и строительство экономики постиндустриальной. Такая реструктуризация неизбежно будет порождать локальные иногда переходные, но довольно значительные всплески безработицы. И никто, кроме малого бизнеса, решить эту проблему не сможет. Во всем мире 80% рабочих мест создается в малом бизнесе. Только малый бизнес обладает необходимой гибкостью, чтобы на локальных рынках обеспечить создание новой занятости. Без этой подушки наша экономика никогда не справится с задачей модернизационной трансформации.

- Но дело в том, что федеральная власть сейчас воюет с крупным бизнесом. Считая, что прижимает крупный бизнес, она с размаху влепляет всем сразу. А уж что делает под этим прикрытием местная власть...

В Интернет-газете «РБК-Дейли» выступил президент промышленной группы «МАИР» Виктор Макушин, который, говоря о региональных властях, заявил:

«…Реально сегодня 90% бизнесменов бизнесменами не являются, это служащие у различного рода чиновников. Чиновниками сегодня фактически подмят бизнес. Но самое страшное другое: создан механизм мощной поддержки неконкурентоспособных бизнесов. Почему? Да потому что конкурентоспособные предприятия, производящие инновационную продукцию, совершенствующие свои технологии, не получают инновационную премию из-за того, что неконкурентоспособные предприятия могут легко восстановить, например, свою ценовую конкурентоспособность, просто поделившись прибылью с чиновниками, что и происходит сплошь и рядом. Я не знаю, какая должна быть прибыльность, чтобы преодолеть этот огромный барьер, который создают чиновники своими постановлениями или своим бездействием. Потому что сегодня «своим» предприятиям возмещается НДС при экспорте, «чужие» – могут ждать годами. «Свои» компании могут не выполнять лицензионные требования, не доплачивать налоги, иметь особые тарифы на энергоносители и т.д. и т.п».

Какая уж тут благоприятная среда для малого бизнеса.


- Я тоже считаю, что, на самом деле, проблемы малого бизнеса - это не проблемы федеральных законов, хотя этот конкретный случай, конечно, глупость. Но основная проблема – на региональном уровне, проблема региональных монополий.

И президент МАИРа говорит о совершенно реальных вещах: там, где в регионах фактическим собственником является местные чиновники, возможность для развития реальной конкурентной среды не то что затруднено, оно просто невозможно. А без этого невозможно и получение инновационных премий, следовательно, нет стимулов к нововведениям.

Мне рассказывал один американец, который занимается российской экономикой, что у него есть знакомый бизнесмен из российской провинции. Очень успешный человек, создавший бизнес с нуля. Этот бизнес очень быстро пошел, стал развиваться, расти. И он стал реальным конкурентом уже существующему предприятию, которое контролировалось местными чиновниками. К нему пришли и сказали: все, парень, это – твой предел: будешь развиваться дальше, у тебя будут проблемы. Что делать предпринимателю, который заработал хорошие деньги и продолжает их зарабатывать? Он берет эти деньги, открывает дело в Германии и вкладывает их там. И развитие бизнеса, которое могло происходить в России, происходит в Германии. Вот – у бизнеса есть альтернатива. Люди уходят вот так. И самая глубокая проблема – это проблема, которая пока не находится в фокусе общественного внимания, - проблема региональных монополий, за которыми стоят региональные власти. Это самая большая проблема.


Беседовал Владимир Володин

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости