Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Владимир Шахтин, мэр города Инта: Проблем очень много

Владимир Ильич Шахтин нередко выступает на страницах нашего сайта. После избрания его в начале 2003 года мэром Инты мы неоднократно беседовали о проблемах развития бизнеса в Интинском районе. И вот очередная встреча.



- Владимир Ильич, полтора года назад Вы говорили о своих планах. Во-первых, Вы собирались развивать в Инте малый бизнес. Во-вторых, Вы хотели, чтобы те большие компании, что работают в Интинском районе и добывают полезные ископаемые, давали что-то в местный бюджет. Потом мы говорили о сложностях в решении этих задач. Что Вам удалось сделать на сегодняшний день?


- Если говорить о развитии бизнеса, то у нас есть сейчас интересные планы. Я только что вернулся с конференции в Ханты-Мансийском автономном округе. Конференция была очень интересная: речь шла о ситуации с полезными ископаемыми в различных регионах. Речь сегодня идет о том, что необходимо замещение сырьевой базы для промышленности Урала. Южная сырьевая база, которой Урал активно пользовался до сих пор, истощается, и ее надо замещать. Основную нагрузку должны взять на себя северные регионы: Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика КОМИ (наш район в том числе). Именно мы должны стать сырьевой базой для уральской промышленности.
Уже были приняты соответствующие решения: на конференции делал доклад о программе развития руководитель Федерального агентства по недропользованию Анатолий Алексеевич Ледовских. И в программу, с которой мы познакомились, вписывается развитие Интинского района.
Правда, мы не ждем начала реализации этой программы: у нас уже сейчас решается вопрос о выделении целого ряда месторождений полезных ископаемых. Речь идет о зоне Национального парка, находящегося и на территории нашего района. На эти месторождения в скором времени будут выданы лицензии. Речь идет о добыче золота, жильного кварца. Эти вопросы должны решиться до конца года.
И до конца года должны также быть решены вопросы с выдачей лицензий на доразведку нефтяного месторождения (может быть, после доразведки у нас их будет целых три) и на добычу газа из небольших газоконденсатных месторождений. Вот так потихонечку программа формируется.


- А кто будет все это добывать: Сибнефть, Газпром?


- Нет. Нефть я не знаю, кто будет добывать – кто выиграет аукцион, тот и будет. А наши небольшие газовые месторождения Газпром не интересуют. Есть другие технологии и другие компании. Здесь, конечно, больше риска, но бизнес без риска не бывает.
На добычу золота претендует региональная золотодобывающая компания, на добычу жильного кварца – государственная компания. И то, что есть претенденты, уже хорошо.
К сожалению, куда более серьезные проблемы у нас с градообразующим производством – угольными шахтами. «Инта-уголь» - наша градообразующая государственная компания. На государственном уровне было принято неправильное, по моему мнению, решение о сворачивании таких крупных производств место их финансового оздоровления. Нам удалось лишь добиться определенных гарантий: люди получат средства по социальной защите и средства под переселение. Сейчас работа в этом направлении идет: первые средства по социальной защите шахтеры получили, по переселению проблема большего масштаба. В сентябре у меня будет встреча с полпредом в нашем Федеральном округе Ильей Иосифовичем Клебановым, она уже согласована.
Дело в том, что в начале мая я подписал соглашение: на определенных условиях мы договорились о ликвидации двух предприятий, против чего, на самом деле, мы категорически возражали. Мы и сейчас не изменили своего мнения, но это – государственные предприятия, а не муниципальные. Поэтому мы вынуждены были согласиться, и пошли по такому пути: шахты закрываются, но необходимо решать социальные вопросы.


- Большие шахты?


- Шахты немаленькие. В итоге у нас полторы шахты остается из трех с половиной. Что делать, будем работать по социальным вопросам.
Вот, что касается малого бизнеса, то мы им занимаемся, но пока нет таких результатов, о которых стоило бы рассказывать.


- А почему? Ведь, может быть, самое интересное не столько в результате, сколько в том, почему получился именно такой результат.


- Понимаете, у нас речь идет о перепрофилировании муниципальных предприятий, об их акционировании. В сфере торговли, жилишно-коммунального хозяйства. Мы раздали весь жилой фонд частным компаниям. И, худо-бедно, но он сейчас обслуживается, а бюджету значительно полегчало.


- А такой вопрос: что Вам мешает? Как я понимаю, если приходится акционировать муниципальные предприятия, видимо, у Вас вся торговля государственная или муниципальная.


- Не вся, но значительная часть. Правда, это не главный вопрос. Главный – межбюджетные отношения: в 96-м году был издан указ президента, где правительству России было поручено сформировать государственные социальные стандарты. На базе этих стандартов, которые Госдума должна была принять в качестве закона, регионы должны были разрабатывать бюджетную обеспеченность. Стандартов до сих пор нет, федерального закона нет, республиканского закона нет. Есть некая методика, разработанная минфином республики. Хорошо, что она есть. Вот только дает она очень мало: в ней не предусмотрен целый ряд услуг и обязательств муниципальной власти перед населением: пожарная безопасность, содержание дорог и так далее – все это не предусмотрено.
Поэтому бюджет у нас получается 450 миллионов рублей (это – на старте: потом немножко добавляют) на 45 тысяч человек. Это по 10 тысяч рублей на каждого. Я только что был в Ханты-Мансийске. Конечно, пример не показательный – это самый богатый регион России, наверное. Но там обеспеченность 100 тысяч рублей на человека и более в год.
Я это говорю не к тому, что надо у них забрать и нам отдать, а к тому, что нам необходимо энергично развивать промышленность. У нас любят заниматься оптимизацией, а оптимизация – это сокращение: 90% всех действий – сокращение. Поэтому, кроме бесконечной оптимизации, надо заниматься развитием промышленности, проводить внятную промышленную политику. Конечно, быстрее можно получить результаты при оптимизации бюджетной сферы: мы их уже получили. Но я рассчитываю, что к концу следующего года при формировании бюджета 2006 мы будем верстать его с учетом начала работы новых предприятий.


- Государственных предприятий?


- Только частных, никаких государственных. Это только частные компании, и то пока говорить о них рано: надо до конца года подождать, пока раздадут лицензии. Ведь когда что-то начинается, то сразу появляется толпа авантюристов. Набегают: дайте нам. А нам этого не хотелось бы.


Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости