Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Интервью директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития А.В. Шарова "Если чиновник против административного регламента - пусть проголосует ногами" газете "Газета", 26.11.2007 г.

Что такое административный регламент?

Административные регламенты - относительно новое в российской действительности явление. В них описаны процедуры, которые чиновник может и должен совершать в процессе своей работы. Там четко указано, сколько времени ему отпускается на выполнение процедуры и самое главное - определены сроки рассмотрения документов. То есть административные регламенты сводят к минимуму необходимость личного общения госслужащего с обратившимся к нему за помощью лицом. А раз все прописано и заранее известно, то не может быть и предмета для договоренности с чиновником.
Возьмем регистрацию прав на недвижимость. На нее по закону отводится 30 дней. Это означает, что можно зарегистрировать свои права хоть за час, а можно и за 29 дней. Административный регламент же этот вопрос четко расписывает. Там указано, кто и в каких случаях может принять решение о сокращении сроков регистрации. Аналогичная ситуация и по другим справкам и документам.

Считаете ли вы правильным разрабатывать административные регламенты, когда сами функции не перераспределены в соответствии с идеологией "компактного государства"?

Ну, процесс инвентаризации функций государственного аппарата сейчас продолжается. Внедрение же административных регламентов как раз помогает нам узнать, как функции исполняются и какие из них избыточные. Я открыто могу сказать: ряд чиновников, используя госфункции, сейчас занимается бизнесом. А ликвидировать бизнес, к тому же успешный и прибыльный, очень сложно. Для урезания каких-либо функции нам, помимо административных регламентов, нужна политическая поддержка.

Сколько административных регламентов уже одобрено на министерском уровне, сколько принято комиссией Сергея Нарышкина, а сколько - правительством?

Всего регламентов будет порядка 500. На уровне комиссии по административной реформе уже одобрено около половины, а около 90 регламентов официально зарегистрированы в Минюсте и вступили в силу.
В принципе ключевых регламентов - около 350. Они затрагивают такие проблемы, как регистрация по месту жительства, получение паспорта, регистрация недвижимости, выписка из земельного кадастра.

Можете привести пример административного регламента, принятие которого выгодно гражданам?

Сразу скажу, что административные регламенты выгодны для граждан уже по тому, что в них указаны нормы по комфортности обслуживания населения: наличие просторного, светлого и кондиционируемого помещения, гардероба и многих других вроде бы обычных вещей, наличие которых сейчас однако нигде не прописано.
Ну, а что касается удобства в получении документов, то могу привести пример с гражданским паспортом. Допустим, вы потеряли этот документ. При этом учитесь в Москве, а прописаны во Владивостоке. По старому регламенту вам надо было поехать во Владивосток. А вы студент и поездка во Владивосток влетает вам в копеечку, да и времени много займет. Теперь же, после принятия административного регламента, у вас есть возможность прийти в то отделение паспортного стола, где вы зарегистрированы при общежитии, и за 2 месяца получить паспорт, не выезжая из Москвы.

Что будет чиновнику, если он не выполнил свою работу в установленные административными регламентом сроки?

Здесь два варианта. Если гражданин, хочет возместить ущерб за потраченное рабочее время, то сделать это возможно только в судебном порядке. Второй вариант - это дисциплинарное наказание чиновника. Вы можете обжаловать его действия у вышестоящего над ним руководства.
Отмечу, благодаря административным регламентам сроки, за которые чиновник должен сделать свою работу, не повисают в воздухе, а четко администрируются. Мы всегда можем вывести эти данные и посмотреть сколько времени было затрачено на конкретного человека. Это очень дисциплинирует чиновника. После внедрения первых административных регламентов сами чиновники стали рекомендовать нам, как усовершенствовать тот или иной административный регламент, чтобы его не нарушать. Допустим мы им ставим на обслуживание одного человека 30 минут. Они на практике видят, что не укладываются и предлагают нам: давайте вот эту процедуру упростим, давайте вот этот шаг уберем. Ведь это очень важно. Без второй стороны мы не достигнем оптимальности процедуры.

А нет ли при внедрении административных регламентов противодействия со стороны чиновников?

По ряду административных регламентов оно действительно есть. Особенно на уровне среднего класса чиновников. Но наша задача проста: те чиновники, которые не смогут подстроиться под административные регламенты, должны проголосовать против него ногами. То есть уйти с государственной службы. Ведь регламент делается для людей с правильной мотивацией, которые понимают свои права и обязанности. Новое поколение чиновников в этом смысле должно быть клиентоориентированным, то есть заботиться о потребителе государственных услуг, будь это хоть физическое, хоть юридическое лицо.
Важно понимать, что никакой административный регламент не будет работать, если граждане или организации не будут знать своих прав. Говорю открыто: чем больше будет судебных случаев, когда станут оспариваться действия чиновников, тем будет лучше. Только там мы сможем добиться эффективного исполнения административных регламентов. Вспомните ситуацию с законом "О защите прав потребителей". Он заработал после того, как конкретные граждане, пусть и через Ассоциацию потребителей России, стали через суд обжаловать действия продавцов. То же самое и с административным регламентом. Он является ведомственным актом по защите прав потребителей государственных услуг. Но с другой стороны выгоден и чиновнику. Административный регламент предписывает, что делать в той или ной ситуации. Так что раскритиковать госслужащего на пустом месте, как это иногда делается сейчас, будет нельзя.

Как много министерств и ведомств, которые полностью перешли на автоматическое обслуживание юридических или физических лиц?

В прошлом году в пилотном порядке на автоматизированную систему перешли около 20 мелких и крупных ведомств и учреждений. Время обслуживания сократилось в 3-4 раза. Однако отмечу, что оснащение подобной автоматизированной системой каждого госучреждения, вплоть до паспортного стола - дорогое удовольствие для федерального бюджета. Поэтому на заседании правительственной Комиссии по административной реформе было принято решение о создании многофункциональных центров по оказанию государственных услуг. Это своеобразный государственный супермаркет, где вы можете получить любые услуги: от муниципальных до федеральных. Задача центров состоит в том, чтобы синхронизировать межведомственные и межуровневые административные регламенты. Чтобы мы получили регистрацию дачного участка не в тот срок, который получается механическим сложением всех сроков, отпущенных различным министерствам на решение этой проблемы, а сократили этот срок в несколько раз.
Сейчас в 16 регионах России строятся 18 таких многофункциональных центров. Большинство из них заработает в первом квартале 2008 года. Оснастить каждый крупный регион подобными центрами мы планируем через три года.

Будет ли часть услуг после внедрения административных регламентов предоставляться в электронном виде?

Да, будет. Правительство к концу года утвердит перечень госуслуг, которые в первоочередном порядке надо перейти на электронную систему. Их будет около десятка: это услуги социальные и в сфере предпринимательства. Специально под эту идею в интернете планируем создать сайт, где можно будет найти формы самых важных документов. Заходишь на такой сайт, находишь нужную форму и заполняешь ее. Допустим, предприниматели смогут предоставлять финансовую и прочую отчетность в проверяющие органы в электронном, а не бумажном виде.
Вообще, электронные услуги - это путь к ускорению работы государственных учреждений и важный элемент борьбы с коррупцией. Чем больше электронных услуг, тем ниже фактор коррупции. По такому пути, в частности, пошли в Скандинавских странах.

Насколько эффективны административные регламенты в борьбе с коррупцией?

Когда борешься со взяточничеством, самое важное - создать правильные мотивы для работы среднего и младшего персонала. Внедрение административных регламентов как раз на это направлено. С чиновника спрашивают не за что-то отвлеченное, а именно за скорость и качество обслуживания населения. Такой же постановки вопроса никогда не было. Работает себе ведомство и нет проблем, а то что там очереди и люди огромные деньги посредникам платят, то это никого не волновало. Мы же говорим - если у тебя в ведомстве очереди и услуга некачественная - значит ты неквалифицированный работник и мы с тобой будем расставаться. Но если ты достигаешь заданных показателей, то ты растешь по службе, получаешь более высокую зарплату.
Также административные регламенты решают еще одну важную проблему. Это выявление у госучреждений функций, которые смело можно передать бизнесу. Допустим, техосмотр. Правительство еще три года назад заявило, что техосмотр будет передан аккредитованным организациям. Поэтому у людей, которые занимаются техосмотром, сейчас есть возможность совершенно легально снять погоны и уйти в бизнес.
Вспомните, была в стране государственная хлебная инспекция, которая существовала 80 лет. Она была монополистом по выдаче сертификатов на зерно, муку, крупу и т.д. Хоть это была и государственная организация, но финансировалась она из бюджета всего на 2%. Остальное зарабатывала сама. Тогда проанализировали и пришли к выводу: да, функция нужна, но не в рамках госучреждения. Ввели аккредитацию подобных компаний и все: функция от государства ушла к бизнесу.

Можно ли сказать, что чем больше административных регламентов, тем меньше степень влияния государства на гражданское общество?

Да. Это влияние с одной стороны уменьшается, а с другой - делается предсказуемым. Это особенно важно для малого бизнеса. Предприниматели часто просят - пусть все будет не очень быстро, но по закону. Административные регламенты как раз направлены на то, чтобы все было по закону.

Для коррупции благодатная почва - это монополизм и чрезмерное вмешательство государства в экономику. Сейчас эти два процесса усиливаются. Вас это не беспокоит?

Когда мы говорим про монополизм, то имеем в виду деловую коррупцию. Я же думаю, что для начала нужно разобраться с госаппаратом, а потом уже переходить к борьбе со взяточничеством в бизнесе. Наведем порядок в госструктурах и уровень коммерческой коррупции обязательно пойдет на спад.

Как обстоят дела с реализацией программы борьбы с коррупцией в федеральных и региональных органах исполнительной власти, разработанной МЭРТ?

Образец типовой программы висит на нашем сайте. Теперь дело за регионами, которые должны доработать эту программу под себя. В 30 регионах такая работа уже идет. К концу года программы будут утверждены. Что касается федеральных органов, то они должны приступят к выполнению антикоррупционной программы с января 2008 года.


Источник - Сайт Министерства экономического развития и торговли

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости