Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Андрей Цыганков, руководитель «Национальной молодежной биржи труда». Работа для студента. Часть первая

Андрею Цыганкову сейчас 27 лет, и он не так давно закончил экономический факультет Российского нового университета. Но, еще будучи студентом 3-го курса он открыл центр по трудоустройству студентов и выпускников университета, который возглавляет по сей день.
Сам Андрей начал трудовую деятельность в 12 лет – как и многие московские мальчишки, мыл на светофорах стекла машин. Причем, как он уверяет, быстро понял, что за мытье всей машины заплатят больше, а потому начал мыть машины, стоявшие возле соседнего валютного магазина. Сначала это приносило не так уж много денег, а потом пошли дни, когда за выходные он зарабатывал столько, сколько родители за месяц.
Потом, еще учась в школе, работал у российских и иностранных нотариусов, в основном курьером. После школы поработал помощником администратора в элитном ночном клубе. Потом были таможня, недвижимость, кожгалантерея, мебель, телевидение, медицинское оборудование.
И вот мы беседуем с Андреем Цыганковым о его сегодняшней деятельности.


- Андрей, началось это, как я понимаю, с некоего подразделения Российского нового университета (РосНОУ) по устройству на работу студентов и выпускников самого университета.

- Называлось это Сектором профессиональной адаптации выпускников. И до сих пор так называется.

- А почему вдруг студенту третьего курса, чьи проблемы с трудоустройством были еще достаточно далеко, пришло в голову заняться именно этой работой? Почему было не пойти в какую-то фирму, не попытаться подвизаться в каком-то банке? Почему именно свое дело, причем в не очень разработанной области?

- Честно говоря, открывая то, что теперь называется «Национальная молодежная биржа труда», я как раз ушел из коммерческой компании, в которой мне платили больше денег, чем мог предложить университет. Но мне не нравилось работать среди «мидлкласса», работа на позиции менеджера по ключевым клиентам не приносила удовлетворения и не позволяла реализовать свой потенциал, хотя я многому научился, работая там.

- А чем занималась эта фирма?

- Продажей медицинского оборудования и расходного материала для иммунохимических и биохимических исследований.

- Перед тем, как заняться трудоустройством студентов ты уже поработал во многих местах. Почему же ты в итоге решил заняться этим?
И, между прочим, не слишком ли громкое название: «Национальная молодежная биржа труда»?

- Как пошутил однажды директор службы занятости Центрального административного округа Москвы, «наша межгалактическая, межконтинентальная биржа труда приехала». Я считаю, что громкое название только на пользу т.к. упрощает решение многих вопросов, а если серьезно, то поскольку это интернет-проект, он не имеет границ, ко мне на сайт заходят люди не только из России, но и из других стран включая США и Австралию, мы предлагаем работу во многих городах России, не ограничиваясь Москвой и, например, Санкт-Петербургом.
Что касается вопроса, почему я занялся именно этим делом, то в какой-то момент я понял, что карьерный рост человека можно ускорить, если он знает определенные тонкости, на которые можно опираться. Конечно, такие вещи проходят не во всех фирмах и не с любым руководством, но в целом ряде случаев это можно эффективно использовать. И мне пришла в голову идея создать центр, где бы, с одной стороны, человеку могли предложить трудоустройство, а с другой - обучали, как идти дальше по жизни.
И потом, несмотря на наличие нескольких мест работы, мне хотелось заниматься чем-то самостоятельным. И принимать самостоятельные решения, а не выполнять чужие распоряжения.

- А что было дальше?

- Сначала я обратился с предложением создать такой центр к своему будущему научному руководителю. Она направил меня к проректору. Проректор одобрила мою идею. Меня представили ректору, и он тоже сказал «да». Мне дали кабинет, стол, стул, телефон и началась работа.

- Было сложно? Людей удивляло то, что ты делаешь?

- Как сказать. Первые полтора месяца в мой кабинет периодически заходили девочки с первого курса и спрашивали: «Это сектор адаптации выпускников?» - «Да» - «А где диван?». Своеобразные такие шутки, хотя, может быть, имелась в виду и адаптация посредством релаксации.
Но вообще все было интересно и любопытно.

- А каково было общаться с возможными работодателями? Они не смотрели свысока?

- К общению с ними я пришел где-то через полгода после начала работы, когда уже была выстроена какая-то схема. А затем около трех лет понадобилось, чтобы донести до всех информацию о том, что существует такой Российский новый университет: у нас негосударственные вузы не так хорошо известны, как хотелось бы. И я, общаясь с работодателями, объяснял им, что такой университет не только есть, но и выпускает вполне квалифицированных специалистов.

- А тебе верили, или говорили: да ну вас, учатся там отпрыски богатеньких родителей, которые могут заплатить за их безделье? Ведь, скажем прямо, отношение к негосударственным вузам у нас то еще.

- Относились по-разному. Я не скажу, что резко негативно. Встретил я за время работы три-четыре компании, которые к негосударственным вузам относились однозначно отрицательно. Но, в общем, даже такую позицию, можно было обсуждать.

- У нас в различных СМИ регулярно публикуются рейтинги вузов, причем зачастую составленные по итогам опросов работодателей. И там называются одни и те же вузы (МГУ, Физтех, ВШЭ, МВТУ, МИФИ и ряд других), которые котируются высоко. А все остальные считаются уже вторым сортом. Причем речь идет о государственных вузах.

- Есть такая проблема. Между прочим, в этом списке стоит Высшая школа экономики, появившаяся примерно тогда же, когда и целый ряд негосударственных вузов.

- Но она уже известна и авторитетна.

- Не будем забывать, что ВШЭ, наверное, последний вуз, созданный на государственном уровне, причем уже по новым принципам.

- Да, это, конечно, много значит. Но ВШЭ сумела еще и стать очень известной и авторитетной. А ты должен пропагандировать среди работодателей университет, который не на слуху. И должен добиться того, чтобы тебе поверили, что выпускники этого вуза чего-то стоят.

- У нашего университета есть несколько плюсов.
Во-первых, в РосНОУ средний возраст преподавателей – 40 лет. То есть, чтобы преподавать у нас, надо было уже стать как минимум старшим преподавателем государственного вуза (других, когда создавался университет, еще не было). То есть наши педагоги прошли хорошую школу, и уровень преподавания у нас достаточно высок.
Во-вторых, к нам идут преподаватели других известных вузов, поскольку в частном университете их зарплата выше. Наш ректор – выпускник Московского Физтеха, и у нас работает немало людей оттуда.
Наконец, наш проректор по науке – Сергей Петрович Капица, и у нас работают его ученики.
И надо сказать, что в итоге РосНОУ оказался одним из немногих негосударственных вузов, имеющих статус классического университета.

- И все это ты объясняешь работодателям?

- Да. Хотя и более кратко. Во всяком случае, имя Сергея Петровича Капицы называю часто, и это производит впечатление.

- И много таким образом удается устроить студентов?

- Понимаете, основной задачей моей структуры является даже не столько прямое трудоустройство, сколько подготовка к нему студента. Если ты доводишь выпускника от дверей университета до места работы – это полдела. Он же не будет вечно сидеть на своей первой работе. Его могут сократить, уволить, ему может захотеться чего-то другого. А если сейчас за него все сделаю я, потом, когда надо будет устраиваться на вторую работу он что, будет с нуля решать те же проблемы?
Сейчас я даю студенту схему, как это делать, и он, разумеется, под моим контролем, проделывает все сам. И с этой целью был создан Интернет-проект, предполагающий самостоятельную работу студента над составлением резюме, которое мы потом просматриваем, редактируем, корректируем и запускаем в работу. А самому студенту я предоставляю предложения, поступившие от работодателя, объясняю плюсы и минусы тех или иных вакансий.
Через наш Центр прошло человек 800 – это только те люди, с которыми мы работали в непосредственном контакте. А есть те, для кого достаточно найти у нас несколько объявлений о вакансиях, и они сами знают, что дальше делать. А я свою очередь работаю с работодателем, и он дает мне информацию, о том, что принял на работу человека, пришедшего от меня.
Причем я стараюсь проводить мониторинг качества работы студентов в этих компаниях, и негативных отзывов пока не слышал. Может быть, конечно, работодатели люди интеллигентные, и не хотели меня огорчать, однако факт остается фактом.

- Хорошо. Но если твоя фирма занимается такой вот работой, кто платит вам деньги? Ведь деньги рекрутинговому агентству платят либо работодатели, либо те, кого оно устраивает на работу, либо и те, и другие. Кто заплатит человеку, готовящему студентов к общению с будущим работодателем?

- У нас не совсем рекрутинговое агентство: у нас – Молодежный кадровый центра РосНОУ, осуществляющий информационно-консультативные услуги по организации занятости и подработки студентов РосНОУ. Мы являемся структурным подразделением РосНОУ и я получаю там зарплату.

- А что получает РосНОУ за свои деньги? Тем более, что это – негосударственный университет, который сам должен зарабатывать себе средства на существование.

- Скажу сразу: в очень немногих государственных вузах есть службы, занимающиеся организацией занятости студентов.

- А в государственных?

- В ведущих государственных вузах такие службы, как правило, есть. Но здесь большая разница: службы занятости ведущих государственных вузов – это достаточно серьезный, хорошо налаженный бизнес. Спрос на выпускников, да и студентов, вузов первой десятки просто огромен: на них стоит очередь. И службы занятости ведущих факультетов МГУ вынуждены даже отказывать некоторым работодателям, вакансии которых по каким-то параметрам не нравятся менеджерам.
При этом необходимо отметить, далеко не все негосударственные вузы имеют собственные службы занятости студентов и мы в этом отношении являемся исключением из правил.
Но результаты проводимых анкетирований говорят, что одним из существенных моментов, по которым абитуриенты делают выбор в пользу негосударственного вуза, – это как раз помощь в трудоустройстве после его окончания. Так что работа моего центра непосредственно влияет на количество приходящих в наш вуз людей, готовых именно нам платить за свое обучение.

Окончание следует.


Беседовал Владимир Володин

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости