Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Юрий Симачев, заместитель генерального директора ОАО «Межведомственный аналитический центр». Что же делать с НДС

Споры вокруг налога на добавленную стоимость идут много лет и не утихают. Совсем недавно представители российских предпринимательских организаций на встрече с чиновниками Минфина вновь довольно остро подняли этот вопрос.
Прокомментировать ситуацию мы попросили Юрия Симачева, одного из ведущих экспертов в этой области.


- Юрий Вячеславович, совсем недавно наши предпринимательские организации: «Деловая Россия», «ОПОРА России» провели встречи с представителями министерства финансов по поводу НДС. И там представители российского бизнеса говорили уже не просто о снижении этого налога – они произносили ваше любимое слово – «администрирование». Будьте добры, господа правительственные чиновники, просили они, проведите реформу администрирования НДС, поскольку все, что с ним пока происходит, - полное безобразие.
У меня в связи с этим вопрос: как Вы считаете, что можно сейчас сделать в связи с этими заявлениями бизнеса? Ведь, если весь бизнес уже этого требует, значит, какая-то реформа назрела. Но можно ли как-то изменить эту ситуацию? Ведь идет настоящая война: ФНС старается не возвращать НДС и даже пытается ввести новые, прямо скажем странные правила: если у вас украли деньги, все налоги с них вы обязаны заплатить.

- Я считаю, что работа в этом направлении не может обеспечить сиюминутного окончательного успеха. Но очень важно, что бизнес определил хотя бы какие-то конкретные типовые ситуации, при которых возникают очень большие проблемы. Честно говоря, очень плохо, что эти проблемы переносятся на плечи предпринимателей. Эти проблемы надо постепенно закрывать.
Я напомню, что есть много проблем, например, с тем же возвратом НДС, которые до сих пор не решены и начали обретать некое решение на уровне арбитражных судов. Это все должно уже перейти в какую-то другую фазу, в фазу сотрудничества бизнеса и государственных органов. Я считаю, что вопрос сегодня в частности в том, чтобы предприниматели могли по каким-то вопросам, вызывающим у них сомнения, получать предварительные консультации и комментарии в налоговых органах: что правильно, а что неправильно. Это бы решило целый ряд проблем.
Что касается администрирования, то это – совокупность неких правил и процедур. Да, надо какие-то правила менять, надо, может быть, менять какие-то элементы – в одной процедуре, в другой. Потому что дьявол действительно кроется в деталях.
Сейчас, видимо, наступил такой момент, когда бизнес решил, что ему легче быть услышанным. Я считаю: хорошо, что он обратился к правительству именно с вопросами, связанными с налоговым администрированием. Понятно, что налоги надо собирать, но, с другой стороны, нужно делать это так, чтобы при объявленном снижении налогов налоговая нагрузка на бизнес постоянно не возрастала бы. Когда с одной стороны дают льготы, а с другой предъявляют все новые претензии, очень неуютно заниматься предпринимательской деятельностью. Так тоже нельзя. И поэтому лучше не снижать налог, а улучшить администрирование. Оно должно быть более прозрачным, более однозначным и, я бы сказал, дружественным.

- А такое возможно?

- Да, такое возможно. И даже жесткость при этом может сохраниться, поскольку всегда есть представления бизнеса, сколько надо заплатить налогов и как можно заплатить их меньше. Но не надо сразу рассматривать всех предпринимателей как каких-то противников. Их надо рассматривать как партнеров, которые обязаны такие-то налоги заплатить и не допускать нарушения закона. А для этого необходимо полностью прояснить правила игры, потому что иногда у нас все ясно, а иногда нет. И, например, послабления, которые декларируются в отношении того же НДС, на практике приводят лишь к дополнительным проблемам.
Не должно быть расхождений между нормативным актом в отношении налоговой нагрузки и тем, как все происходит фактически. Не должно быть так, что мы снижаем налоги, зато при этом растут риски предпринимателей. Это совсем плохо: мы связываем бизнесу руки боязнью что-то не так сделать. Ведь повышение рисков для бизнеса – это сокращение элементов планирования, это спад инвестиционной активности, это ориентация, прежде всего, использовать средства на текущее потребление. И получается, что улучшение налоговой системы полностью перечеркивается ростом рисков.

- Юрий Вячеславович, последний вопрос. У нас, как в любом государстве, много налогов. Почему именно НДС постоянно находится в центре внимания? Почему именно вокруг него ломается столько копий?

- НДС – налог не простой, один из самых крупных налогов. И, наверное, сейчас, когда по этому налогу был введен ряд изменений, эти изменения не были нормально проадминистрированы. Точнее, они были проадминистрированы так, что наоборот жизнь из-за них стала не лучше, а хуже. Произошел разрыв между самими изменениями и администрированием. Администрирование не то, чтобы не поспело за изменениями, оно просто пошло в другом направлении. И возник разрыв между тем, что бизнесу обещали, и тем, что он получил на практике. Думали, что будет лучше, а получилось, как всегда, еще хуже. Вот в чем дело.

Когда эта беседа уже состоялась, помощник президента Игорь Шувалов, выступая на заседании Российско-американского совета делового сотрудничества, сообщил, что предложение деловых кругов к госчиновникам вернуться к обсуждению перспективы снижения НДС, сделанное на прошлой неделе, услышано в кремле. Речь может идти о снижении ставки налога и ее унификации, если не удастся заменить НДС на налог с продаж. Правда, эксперты крайне осторожно оценивают перспективу налоговой рокировки, опасаясь дестабилизации уже ставшей привычной налоговой системы.


Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости