Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Иван Оболенцев, руководитель группы компаний «Оптифуд», председатель Комиссии по агропромышленному комплексу Совета РСПП. Крупные холдинги в агропромышленном бизнесе наиболее эффективны. Часть первая

Так получилось, что мы до сих пор ни разу не беседовали с представителями агропромышленного бизнеса, с предпринимателями, занимающимися производством и продажей мяса, овощей, фруктов, иной сельхозпродукции. Сегодня мы можем восполнить этот пробел: на наши вопросы отвечает Иван Александрович Оболенцев, генеральный директор группы компаний «Оптифуд» - крупного агрохолдинга, одного из ведущих поставщиков мяса птицы на российский рынок.

- Иван Александрович, «Оптифуд» работает на рынке с 1998 года. Начало Вашей работы пришлось на очень сложное время. Тем не менее, за 8 лет «Оптифуд» пробился в первую тройку продавцов мяса птицы на российском рынке. Как Вы считаете, что Вам помогло добиться такого результата?

- Успеху «Оптифуд» на рынке способствовал правильный выбор стратегии развития компании. Грамотная политика по привлечению высококвалифицированных кадров позволила в короткие сроки создать работоспособный коллектив, численность которого к настоящему времени превысила 1000 человек.
Начинали мы с импорта американского мяса птицы пароходными партиями, что под силу лишь небольшому числу наших конкурентов. В дальнейшем продвигались в направлении диверсификации – расширили географию и ассортимент поставок мяса и мясопродуктов на российский рынок за счёт свинины, говядины и субпродуктов, приступили к завозу бананов, тропических фруктов, замороженных фруктовых и овощных смесей из стран Латинской Америки, Африки и Европы. Организовали филиалы в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону, расширили дилерскую сеть в регионах, наладили устойчивые связи с сетевыми магазинами. На рынок выпущена продукция под собственными узнаваемыми брендами «Куроедов» и «Кураж». Прочная деловая репутация «Оптифуд» обеспечила нам выход на крупнейшие коммерческие банки России.
Вырученные от торговых операций средства вкладывались в развитие собственного производства и переработки мяса птицы. В составе компании были образованы также подразделения по предоставлению услуг нашим клиентам – логистических, юридических и информационных.
Другое наше конкурентное преимущество – ориентация на качество и санитарную безопасность поставляемых на российский рынок продуктов питания. Нашими партнёрами за рубежом являются зарекомендовавшие себя в качестве лидеров мирового продовольственного рынка компании США, стран Евросоюза, Бразилии, Эквадора, Египта.
Результат известен. Выручка компании в 2005 году превысила 330 миллионов долларов и по важнейшим финансовым показателям «Оптифуд» входит в рейтинг 200 крупнейших частных компаний России, публикуемый журналом Forbes (российское издание), а также в рейтинги журналов «Эксперт» и «Финанс».
Но это только промежуточный этап. Компания нацелена на дальнейшее развитие в направлении организации крупного агрохолдинга – наиболее эффективной в настоящее время модели хозяйствования в российском Агропроме.

- В нашей прессе довольно долго муссировался вопрос о том, что квоты на импорт зарубежной мясной продукции - явление вредное. Как Вы смотрите на это утверждение, учитывая, что «Оптифуд» поставляет мясо из-за рубежа по квотам.

- «Оптифуд» как раз относится к числу компаний, которые первыми подняли, в том числе и в отечественных СМИ, вопрос о необходимости введения квот на все виды мяса. Анализ изменений в мясной отрасли за последние годы доказывает правоту и своевременность этого шага. Именно введение импортных квот дало толчок возрождению отечественной мясной отрасли. С 1998 года птицеводческие предприятия России более чем удвоили объем производства мяса птицы (в 1997 году - 630 тысяч тонн, в 2006 году, по прогнозам - 1,55 миллиона тонн). Определённый прогресс достигнут и в свиноводстве. И даже в отношении мяса крупного рогатого скота в самое последнее время наметились позитивные сдвиги.
Разумеется квоты – не единственный метод для оказания эффективной поддержки отечественным производителям. Особенно действенными они оказываются в сочетании с инструментами, предложенными приоритетным национальным проектом «Развитие АПК».
Как видно из статистических данных, предложение отечественного товара растёт, по мясу птицы, например, на 15-18% в год. К сожалению, спрос на все виды мяса в стране расширяется менее высокими темпами. А по мясу птицы в последнее время даже отмечалось временное сокращение спроса из-за опасений, связанных с распространением птичьего гриппа. Между тем, предложенная в 2003 году модель защиты мясного сектора средствами внешнеторгового регулирования подвергается постоянной эрозии. Первым шагом в этом направлении явилось подписание с США межправительственного соглашения об увеличении квот на поставку всех видов мясной продукции в Россию в 2005-2009 годах. Результат налицо: импорт продовольствия в РФ, даже несмотря на наличие квот и рост собственного производства, продолжает расширяться. Так, в прошлом году наша страна ввезла импортной сельхозпродукции и продтоваров на 16,3 млрд. долл., что составляет 17,5% всего импорта. При этом за прошедший год импорт по этой товарной группе вырос на 27%.
Новую подножку отечественному Агропрому ставят договорённости, достигнутые по результатам двухсторонних переговоров с США по условиям присоединения России к ВТО. Предварительный их анализ даёт основания для вывода, что хотя американцы похоже вынуждены были согласиться с требованием российской стороны сохранить возможность продления квотирования на период после 2009 года, продление может быть произведено только с оглядкой на условия упомянутого двустороннего соглашения с США от 2005 года. Другими словами - с сохранением действующих по этому соглашению преференций для американской стороны. Дополнительные проблемы для отечественного Агропрома связаны с ожидаемым низким уровнем господдержки производителей и экспортёров, понижением общего уровня тарифной защиты мясной отрасли и ослаблением ветеринарного контроля за безопасностью ввозимого в Россию из США продовольствия.

- «Оптифуд» не только поставляет импортную продукцию, но и является практически единоличным акционером (98% акций) ОАО «Птицефабрика «Надежда» в Ростовской области, специализирующейся на выращивании бройлеров. Там в прошлом году был запущен оборудованный по последнему слову техники цех убоя, разделки и переработки бройлеров. Считаете ли Вы, что крупные продавцы мяса птицы должны обязательно заниматься его производством? Или речь идет о диверсификации бизнеса? Вообще, каково Ваше мнение о необходимости замены импортного мяса отечественным, за что ратуют некоторые политики, чиновники и бизнесмены?

- Вопрос о полном отказе от импорта мы никогда не ставили – в ближайшие годы это попросту нереально. Другой вопрос, что руководство нашей компании раньше многих других осознало, что делать ставку на расширение импорта в наше время не дальновидно. Мы убеждены в том, что в течение ближайших лет всё большую часть предложения продовольственных товаров на внутреннем рынке будут формировать национальные производители. Это остро необходимо как в интересах обеспечения национальной продовольственной безопасности страны, так и для сохранения здоровья нации.
Действуя в этом направлении, «Оптифуд» ещё в 2002 году приобрел акции птицефабрики в Ростовской области и приступил к реализации программы организации на её базе современного птицекомплекса «Надежда». В прошлом году введен в строй современный цех убоя, разделки и переработки бройлеров плановой производительностью 4 500 голов в час. В настоящее время полным ходом осуществляется реконструкция птицефабрик «Старостаничная» и «Задонская». До конца 2007 на указанные цели планируется затратить почти 1300 млн.рублей. В итоге выпуск готовой продукции на птицефабриках «Оптифуд» возрастёт до 70 000 тонн в год, а в перспективе – до 100 000 тонн в год.
Разумеется «Оптифуд» - не единственный агрохолдинг, активно осваивающий российский рынок. Российские инвесторы ввели в строй за последние годы целый ряд крупных сельхозобъектов европейского уровня. Среди них – оборудованные по последнему слову техники птицефермы и свинофермы, молокозаводы и перерабатывающие предприятия.
Понятно, что по мере вхождения новых производственных компаний на рынок конкуренция между сельхозтоваропроизводителями будет обостряться, однако свобода для манёвра пока остаётся, как в связи с ожидаемым расширением потребления, так и вследствие импортозамещения. К примеру, в Ростовской области в 2005 году было произведено 28 тысяч тонн мяса птицы, что составляет лишь половину от объема потребления. Оставшаяся часть потребности рынка пока что заполняется производителями других регионов и импортной продукцией. Между тем, в том числе при нашем участии, регион в ближайшие годы в принципе сможет обеспечивать свои потребности по мясу птицы самостоятельно.


Окончание следует.

Интервью подготовил Владимир Володин

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости