Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Сергей Мигин, эксперт НИСИПП. Пора принимать технические регламенты. Часть первая

Мы продолжаем рассказывать о работе Национального института системных исследований проблем предпринимательства. Сегодня о некоторых аспектах сотрудничества НИСИПП с Минпромэнерго в сфере технического регулирования рассказывает Сергей Мигин.


- Сергей, давайте сразу начнем с доклада. Как я понимаю, это – доклад Минпромэнерго на заседании Правительства.

- Да. 13 апреля на заседании правительства министр промышленности и энергетики Виктор Христенко делал доклад о ходе работ в сфере технического регулирования.
Такой доклад, в соответствии с законом о техническом регулировании, должен делаться ежегодно, и он планировался еще на конец 2005-го года. Однако в силу разных причин, рассмотрение этого вопроса откладывалось и было в итоге перенесено на апрель. В связи с этим информацию, содержавшуюся в докладе, которая первоначально отражала состояние дел на конец прошлого года, необходимо было актуализировать на настоящий момент. И это было сделано.
Основная идея доклада заключалась в том, чтобы показать состояние работ в сфере технического регулирования и отразить ряд вопросов, которые ставились перед Минпромэнерго как органом по техническому регулированию. Данные вопросы связаны с тем, что по мнению некоторых экспертов, реформа проводится якобы неэффективно и недостаточно оперативно. В частности особо обращалось внимание на то, что прошло три года с момента вступления в силу закона (на этот момент особо обращают внимание скептики), однако практические результаты незначительны. До сих пор принят только один технический регламент, да и тот – постановлением Правительства. Очевидно, что с учетом переходного периода, установленного в семь лет, и того массива требований, которые должны быть перенесены в технические регламенты, этого недостаточно.
Ответу на этот ключевой вопрос был во многом посвящен доклад Виктора Христенко. Речь идет, в первую очередь, о том, что до 2004-го года, когда был завершен первый этап административной реформы, в частности определена система и структура федеральных органов исполнительной власти, органом, отвечавшим за техническое регулирование, был тогдашний Госстандарт. И только в 2004-м году таким органом стало Минпромэнерго России. И программа разработки технических регламентов была утверждена лишь в конце 2004-го года. А полномасштабная деятельность по разработке технических регламентов с методическим, организационным и информационным сопровождением этого процесса была развернута уже в 2005-м году. И этот год стал базовым в смысле запуска разработки проектов технических регламентов и обеспечения сопровождения этого процесса.

- А какое участие в этом процессе принимал НИСИПП?

- Институт занимался аналитической поддержкой и сопровождением реформы в рамках научно-исследовательских работ по заказу Минпромэнерго, в частности методической поддержкой разработки технических регламентов. Ряд разработок также лег в основу доклада Минпромэнерго о ходе работ в сфере технического регулирования.
Что касается самого доклада, то я бы кратко выделил основные структурные моменты, на которых делался акцент.
Описывались основные результаты, достигнутые за 2005-й год. В их числе – принятие первого технического регламента, разработка еще 55-ти технических регламентов (на настоящий момент, в соответствии с программой разработки подготовлено 55 технических регламентов). 16 регламентов уже внесено на рассмотрение правительства, а затем будут направлены на утверждение в Государственную Думу. Разрабатываются системы технического регулирования в отдельных отраслях и сферах деятельности.
Подготовлен проект программы разработки технических регламентов на 2006-2008 годы, который должен утверждаться правительством. В программу на 2004-2006 год было включено 84 технических регламента, и еще 97 были добавлены на 2006 – 2008 годы. Итого получается 181 технический регламент.

- И из них всего 55 подготовлено, а в правительство внесено только 16.

- Да, но 55 готово из текущей программы, 55 из 84-х: вполне нормальная цифра. Учитывая, что сроки внесения оставшихся еще не наступили, то есть разработка осуществляется без нарушения сроков. Кроме того, в отдельных случаях предусмотрена возможность переноса сроков.

- А остальные?

- Это уже должно быть подготовлено до 2008-го года в соответствии с программой. Так что время есть.
Из того, что было сделано в 2005-м году, следует особо отметить то, что были заложены основы методического обеспечения. В частности Минпромэнерго с учетом материалов, подготовленных нашим институтом (также к этой работе подключались эксперты Высшей школы экономики, Бюро экономического анализа) подготовило методические рекомендации по разработке технических регламентов, подготовке их принятия, экспертизе. Следует сказать, что в целом методическая база, методическое сопровождение сформированы уже сейчас.
Другое дело, что в процессе разработки выявляются узкие места, которые приходится дорабатывать. Так происходит дальнейшее совершенствование методических рекомендаций. Причем разработчики часто встречаются с такими трудностями, которые сложно было предсказать заранее. Например, то, что для любого государственного служащего не представляет особой сложности, - подготовка сопроводительной документации к проекту – для разработчиков стало серьезной проблемой.

- А почему им не могут сразу же помочь?

- Почему не могут? Сейчас трудности оперативно выявляются в процессе разработки, в ходе общения с разработчиками. И тут же делаются поправки в методических рекомендациях.

- Можно задать такой вопрос: кто же разработал те 55 регламентов, которые подготовлены к этому дню?

- Их подготовило значительное число экспертных организаций, каждая из которых специализируется в своей предметной области. Разработчик определяется на конкурсной основе, и осуществляет эту разработку в рамках государственного контракта.


Окончание следует.

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости