Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Андрей Реус, заместитель министра промышленности и энергетики РФ. Будет ли отложена реформа замены старых ГОСТов на новые технические регламенты

На недавнем Cовете по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве России под огонь критики попала реформа техрегулирования. За пять лет она должна "заменить" десятки тысяч действующих ГОСТов на три сотни регламентов со статусом федеральных законов. Однако за три года, прошедших с момента принятия базового закона о техрегулировании, утвержден всего один.

Премьер Михаил Фрадков обязал Минпромэнерго, координирующее разработку документов, "разобраться" в ситуации и представить в правительство план действий по ускорению процесса. Эксперты же заговорили о возможном переносе сроков реформы с 2010 года на "потом". Корреспондент "РГ" попросила прокомментировать ситуацию заместителя министра промышленности и энергетики России Андрея Реуса.

Российская газета Андрей Георгиевич, почему все-таки пока принят только один регламент - он касается качества бензина - из сотен необходимых?

Андрей Реус Закон вступил в силу в 2003 году, поэтому критики ведут отсчет от этой даты. Но мы и другие ведомства разработкой техрегламентов начали заниматься год назад, когда была утверждена правительственная программа. Минимальные сроки разработки одного технического регламента - 9 месяцев. Реальные - два года. Если вам скажут: "Вырастите дерево за месяц", вы ответите: "Не смогу". Разработка технических регламентов - сложнейшая инженерная, юридическая работа. Никто в России таких законов еще не выпускал. Это большая работа для экономистов, производственников и юристов, чтобы сделать новые нормы эффективными как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения бизнес-процессов. При разработке регламентов нужно провести инвентаризацию огромного массива действующих нормативных документов (стандартов, норм и правил) - всего более 170 тысяч документов - плюс совместить регламенты с международными обязательствами России в области технического регулирования. Поэтому сейчас мы имеем только первые результаты для анализа.

В то же время примерно за год Минпромэнерго сделало многое. Разрабатываются в соответствии с программой более 80 регламентов, и них 55 уже проходят публичное обсуждение, 14 проходят последние процедуры перед внесением в правительство, и мы уверены, что в ближайшее время эти регламенты появятся в Думе.

РГ Вначале марта депутаты Госдумы обратились к правительству принять немедленные меры по обеспечению безопасности в строительстве. В обращении упоминаются обрушения зданий плавательного бассейна в Пермском крае, аквапарка "Трансвааль-парк", Басманного рынка в Москве. Одной из косвенных причин трагедий депутаты считают то, что до сих пор не внесены в Госдуму регламенты в сфере строительства и эксплуатации зданий.

Реус Когда мне говорят, что вот упал дом, потому что кто-то не выпустил технический регламент, мне хочется ответить: эти люди ничего не понимают в происходящем или сознательно делают вид, что не понимают. Нужно ответственно работать и соблюдать действующие нормы и правила.

Вопрос в другом. Закон "О техническом регулировании" "заморозил" существовавшую систему ГОСТов, СНиПов и т.п. Поэтому с момента вступления в силу нового закона и до момента вступления в силу соответствующего технического регламента в действующие ныне СНиПы нельзя вносить изменения. А ведь многие из них уже устарели. В частности, подготовленные Госстроем три года назад 16 СНиПов, а среди них были те, которые касались и высотных зданий, не смогли пройти регистрации в Минюсте именно из-за этой правовой нестыковки. Вводить новые современные нормы можно сейчас только через технический регламент. Его по закону надо утверждать либо через Госдуму, либо постановлением правительства, либо указом президента. Чтобы "разморозить" ситуацию с действующими нормативными документами, необходимо внести изменения в Закон "О техническом регулировании". Сегодня эти поправки к закону подготовлены, всеми заинтересованными ведомствами согласованы и внесены в правительство.

РГ Против этого возражают ваши оппоненты. В частности, глава экономической рабочей группы при администрации президента Антон Данилов-Данильян утверждает, что если в базовый закон будут внесены серьезные изменения и у ведомств появится возможность править ГОСТы до принятия технических регламентов, то это будет серьезный удар по реформе. Как вы относитесь к таким прогнозам?

Реус Я сам два года назад так считал. Но когда мы начали активную реализацию правительственной программы и стало понятно, что на разработку одного регламента требуется не менее 2 лет, поменял свою точку зрения. В данном случае внесение поправок - необходимость. Этого требует переходный период. Реформа должна идти спокойно, взвешенно и без правовых дыр. Параллельное существование двух систем ей это обеспечит. Причем одна не мешает другой. Если Программа разработки техрегламентов будет скорректирована по срокам, выиграет не Минпромэнерго или какое-то другое отдельно взятое ведомство. С точки зрения качества подготовки техрегламентов, а значит, с точки зрения прежде всего уровня безопасности к продукции и процессам, "закрепленным" в этих документах, выиграет все общество: производители, продавцы, потребители.

РГ Что все-таки надо конкретно предпринять по ускорению разработки и принятию семи общих регламентов?

Реус Меры уже приняты: разработка общих техрегламентов ведется в максимально возможном темпе. И, поверьте, в министерствах и ведомствах - организаторах таких разработок нет человека, который не был бы озабочен этой проблемой. Но единственный способ ее решить - это, собственно, разрабатывать технические регламенты. В начале реформы мы стояли перед развилкой. Либо "заморозить" разработку специальных техрегламентов до тех пор, пока не будут приняты общие (и ни у кого ни тогда, ни сейчас нет ответа, когда они пройдут полный цикл разработки и принятия в Госдуме). Второй путь - это параллельно разрабатывать и общие, и специальные технические регламенты. Мы пошли по второму пути, потому что он не закрывает ни одну из возможностей, а также не консервирует программу правительства, в которой предусмотрена разработка 84 регламентов на ближайшие два года и, обращаю внимание, из них общих в соответствии с законом только семь. Кроме того, общие техрегламенты - это документы на порядок сложнее, чем специальные, а это порождает объективные сложности с написанием текстов таких законопроектов.

РГ Ваше ведомство, Минпромэнерго, - координатор, мозговой центр по продвижению реформы. Почему затягивают с регламентами другие министерства, отвечающие за разработку технических регламентов: Минрегион, Минсельхоз, Минздравсоцразвития, Ростехнадзор, Росатом? Как ваше ведомство может повлиять на процесс вхождения коллег в этот процесс?

Реус Минпромэнерго добилось принятия пока единственного технического регламента - "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ". Конечно, можно сказать: "Своя рубашка ближе к телу", но важность этого события, с точки зрения дальнейшего хода реформы, все же трудно переоценить. Отработан реальный процесс принятия технического регламента.

И если это сделало Минпромэнерго, то почему эти возможности не используют другие ведомства, отвечающие за организацию разработки "своих" технических регламентов? Вопрос, как говорится, риторический. И все-таки еще раз хочу вернуться к срокам. На подготовку принятого регламента, причем, замечу, постановлением правительства, а не законом, ушло 2, 5 года. Кстати, к методическим работам мы привлекли большое количество научно-исследовательских организаций: Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации, Академию народного хозяйства при правительстве Российской Федерации, Высшую школу экономики и Экономический факультет МГУ, Бюро экономического анализа, Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации.

РГ Какой экономический эффект, по вашим оценкам, даст переход экономики на систему технических регламентов?

Реус Подобные реформы проводились в странах АТЕС, США, в Европейском союзе. По разным оценкам, экономический эффект составлял около 1-1, 5 процента ВВП. Но надо понимать, все эти оценки очень условны. Вот, например, проект техрегламента о безопасности магистрального трубопроводного транспорта. С1992 по 2003 год только на объектах магистральных трубопроводов произошло более 500 аварий. Каждая обошлась государству в 4-6 миллионов рублей. Установление обязательных требований безопасности на законодательном уровне, по расчетам разработчиков проекта, значительно снизит риск аварий и загрязнений окружающей среды, обеспечит экономический эффект до 600 миллионов рублей в год. При разработке же нормативной базы этого техрегламента потребуется лишь незначительное финансирование из федерального бюджета. Общие разовые затраты составят 2800-4200 тысяч рублей, что примерно в полтора раза ниже средней стоимости одной предотвращенной аварии.

***

Справка "РГ"

К 2010 году в России должно быть разработано около 300 регламентов, профинансированных из федерального бюджета. Сейчас, по данным Минпромэнерго, в разработке находится более 80 технических регламентов, в этом году и следующем планируется начать разработку, еще 97 технических регламентов. К концу 2008 года планируется разработать 181 техрегламент.

Источник - сайт Техническое регулирование в строительстве (По материалам с сайта Минпромэнерго России www.minprom.gov.ru )

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости