Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Юрий Симачев, заместитель директора ОАО «Межведомственный аналитический центр». Бизнес, власть и гражданское общество. Часть вторая

Мы продолжаем беседу с Юрием Вячеславовичем Симачевым. В прошлой ее части речь шла о тенденциях изменения регулирования в налоговой сфере, которые господин Симачев характеризовал как отрицательные. Сегодня речь пойдет о конкретных проявлениях этих тенденций.

- Юрий Вячеславович, следующий вопрос: в связи с принятием поправок в Налоговый кодекс ряд высокопоставленных чиновников сделал самые различные заявления. Так министр финансов Алексей Кудрин заявил, что количество сотрудников ФНС необходимо увеличить, по-моему, на 14 тысяч человек.

- Я тоже точно не помню, на сколько точно должны увеличить численность ФНС, но, что увеличат, знаю.

- Во-вторых, зам руководителя ФНС Татьяна Шевцова заявила буквально следующее: «Каждая налоговая проверка должна заканчиваться доначислениями налогоплательщику», что «является одним из показателей качества контрольной работы в новых условиях администрирования налогоплательщиков». Это заявление опубликовали СМИ.

- Да, это один из моментов, когда за качеством работы своих подразделений руководители ФНС планируют следить по стопроцентной результативности проверок. Это лишний раз подтверждает то, что, приходя с проверкой, налоговики будут всеми силами добиваться, чтобы были найдены хоть какие-то нарушения. Также он будут добиваться того, чтобы проверяемые организации согласились с выявленными нарушениями. И, должен признаться, организациям, конечно, будет легче согласиться с нарушениями, чем портить в долгосрочной перспективе отношения с налоговыми органами.
Хотя, на самом деле, с этим процессом еще надо разбираться. Мне кажется, заявление о том, что все проверки должны завершаться доначислением - просто перегиб. Насколько я знаю, по идее, была взята линия на общее сокращение числа налоговых проверок. И если мы говорим о повышении результативности, но в сочетании с общим сокращением числа налоговых проверок, то это как бы нормально. Надо просто посмотреть, насколько при этом сокращаются налоговые проверки. Мы должны, исходя из нормальных математических закономерностей, понимать, что требование стопроцентной результативности – это неправильно. Нужно учитывать, что всегда есть право (или возможность) на ошибку. Для того проверки и проводятся, чтобы узнать: все нормально в проверяемой фирме или нет. Если же требовать стопроцентную результативность, так, может быть, и проверки проводить не стоит. Если есть уверенность, что все проверки должны закончиться доначислением, зачем их вообще проводить?
На этом вполне можно сэкономить. Можно сделать следующий шаг: мы года два подряд проводим проверки и так хорошо научились определять, кого надо проверять, что теперь можно с проверками и не идти. Можно просто написать письмо, чтобы налогоплательщик доплатил указанную сумму, и все нормально.

- Вы знаете, я недавно беседовал со знакомыми ребятами, у которых махонькая фирма, торгующая полиграфическим оборудованием (в основном – расходными материалами к нему)...

- Да маленькие фирмы мне вообще в этих условиях очень жаль: отмена презумпции невиновности налогоплательщика, конечно, прежде всего, ударяет по маленьким фирмам. Крупную фирму, если ее будут дергать, те небольшие деньги, которые берут без суда…

- 50 тысяч рублей.

- Да. Они крупную фирму волновать не будут: она их спокойно заплатит и не будет ни с кем спорить на эту тему. Средние фирмы, для которых такие суммы могут оказаться существенными, если они будут начисляться в виде штрафов регулярно, могут обратиться в суд и добиться решения в свою пользу. А для малых фирм, даже если суды будут принимать решения в их пользу, слишком высоки издержки на ведение таких споров. И они, скорее всего, не будут связываться с такими спорами, а просто начнут закрываться или переименовываться. Начнут создаваться новые предприятия, но для малого бизнеса все это очень плохо. Это – очень существенные дополнительные риски.

- Вот люди, с которыми я беседовал, откровенно сказали: придет налоговая служба с проверкой, и нам не выжить, потому что мы маленькие.

- И я о том же говорю: отмена презумпции невиновности налогоплательщика, прежде всего, отразится на малом бизнесе, и его издержки могут оказаться слишком велики для дальнейшего существования.


Окончание следует.

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости