Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Юрий Симачев, заместитель директора ОАО «Межведомственный аналитический центр». Бизнес, власть и гражданское общество. Часть первая

С просьбой прокомментировать последние события, связанные с поправками в Налоговый кодекс и пессимистическими прогнозами по поводу будущего российской экономики мы обратились к Юрию Симачеву.


- Юрий Вячеславович, после требования президента остановить налоговый террор были приняты поправки в Налоговый кодекс, которые дают возможность сотрудникам ФНС штрафовать кого угодно на сумму до 50 000 рублей по своему усмотрению и безо всякого решения суда. Более того, уже пошла информация, что таможенные органы также требуют для себя права задерживать по своему усмотрению любой груз, никак не отвечая за убытки, которые понесут хозяева груза. И хозяева груза должны доказывать, что их товар не контрафактный.
Совсем недавно состоялось по поводу поправок в Налоговый кодекс некое собрание представителей власти и бизнеса (в лице РСПП), где на все претензии со стороны бизнеса представители власти отвечали, что все нормально. А председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов вообще заявил, что у нас нечестны все налогоплательщики.
Что у нас происходит, по Вашему мнению, и как это все может отразиться на экономике страны?

- Мне представляется, что тенденции изменения регулирования в налоговой сфере пока в большей степени можно оценить как негативные. Я позволю себе напомнить, что, когда в начале этого года стали обсуждать вопрос, какие дальнейшие действия необходимы в плане совершенствования налоговой системы, естественно, в очередной раз заговорили о том, что следует снижать налоговое бремя, снижая ставки. В качестве альтернативы, прежде всего, представителями Минфина был предложен иной вариант. Было сказано: давайте, мы не будем снижать ставки налогов, а займемся совершенствованием системы налогового администрирования. Займемся повышением ее прозрачности, обеспечением ее большей ясности и понятности для налогоплательщиков.
В результате всех тех обсуждений, в которые вылилась подготовка нового пакета, мы пришли к тому, что многие, поддержавшие эту идею, стали потом говорить: зря мы купились на предложения, связанные с совершенствованием налогового администрирования, надо было настаивать на снижении налогового бремени. И это неудивительно: сейчас мы видим, что тот пакет поправок в Налоговый кодекс, который был призван, вроде бы, урегулировать и усовершенствовать налоговое администрирование, прежде всего, повысил риски для налогоплательщиков. Он не урегулировал и четко не определил права налоговых служб, а фактически подтвердил и даже в большей степени сократил права налогоплательщиков.
Здесь можно сказать, что камеральные проверки стали, по сути, рассматриваться как выездные проверки. Сохранились принятые внутренние инструкции и решения о стимулировании сотрудников налоговых служб по количеству дособранных ими налогов, то есть штрафов и пени, которые они наложили на налогоплательщиков. Фактически не отменены планы по сбору налогов, они просто изменили название: вместо планов по сбору возникли некие индикативные планы по тому объему штрафов и пени, которые, по оценкам Минфина, должны заплатит налогоплательщики в следующем году. Как бы очевидно, что налоговая служба будет стремиться выполнить этот план.
В этом же ряду стоит мероприятие по фактической отмене презумпции невиновности налогоплательщиков. Здесь я даже не стал бы акцентировать внимание на том, что это приведет к какому-то существенному экономическому урону. Но моральный климат, когда все изначально рассматриваются как виноватые, от этого, конечно, пострадал. А ведь очень важно для долгосрочного развития, для повышения инвестиционной активности, уверенности предпринимателей в завтрашнем дне, устойчивость и стабильность условий хозяйственной деятельности. Вот, я думаю, принятые решения повредили нам по всем этим моментам.
Наконец, последнее высказывание в пользу того, чтобы в своей деятельности налоговые службы должны опираться на более активную поддержку силовых структур…

- Это – одно из последних высказываний Михаила Фрадкова.

- Да. Но ведь налоговые службы и раньше всегда опирались на силовиков. Так что это – призыв к тому, еще более активно в процесс выбивания различных штрафов и пени были вовлечены силовые структуры.
И при всем при этом мы наблюдаем просто поразительные вещи, по которым не принимаются никакие меры, как, например, утечка данных…

- Вы имеете в виду базу по налогоплательщикам?

- Да, базу налоговых поступлений с физических лиц. Я, честно говоря, считаю, что это – поразительный провал налоговой службы. Она должна за это ответить, она должна, в конце концов, официально выступить со своими комментариями и разъяснениями, как такое могло произойти. Пока же редкая собственная безответственность приводит к стремлению переложить все проблемы и все беды только на налогоплательщиков.
Я оцениваю это очень негативно.

- Юрий Вячеславович, когда мы с Вами беседовали в мае, Вы говорили, что именно улучшение налогового администрирования, а не снижение налоговых ставок наиболее важно.

- Это действительно наиболее важно. Другой вопрос: что наиболее легко проконтролировать. Дело в том, что, безусловно, требуется улучшать налоговое администрирование. А дальше встает вопрос о том, может ли быть организован эффективный контроль за этим процессом со стороны бизнес-сообщества и гражданского общества. Как я понимаю, в нынешних условиях не может. А вот если вам пообещали снизить ставки налогов, то это вы можете проконтролировать. Вы можете понять, бегло прочитав законопроект, что ставка НДС с 18% снижается до 16%. Посмотреть, в каких случаях изъятия, в каких случаях льготные ставки – это все легко.
Как только речь заходит про совершенствование администрирования, то это гораздо более сложный и менее прозрачный для восприятия акт. В него вносятся постоянные поправочки, уточнения: законопроекты такого рода не принимаются сразу и быстро. Поэтому понять, не выхолощена ли там суть, сложно, а подобные вопросы всегда можно легко замотать. И всегда можно запутать тех, кто присматривает, как этот процесс идет.
Поэтому я говорю: если нет эффективного квалифицированного контроля над этим процессом со стороны гражданского общества, со стороны Совета Федерации, Государственной Думы, то так оно и происходит.


Продолжение следует.

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости