Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Вячеслав Игрунов, директор Международного института гуманитарно-политических исследований: "Газ и кризис". Часть вторая

- Вячеслав Владимирович, мы остановились с Вами на констатации того простого факта, что между Россией, ее соседями и странами ЕС в процессе продажи и прокачки газа возникает конфликт интересов. Как же этот конфликт разрешать?

- Нужно искать компромисс. Давайте искать его между европейскими и российскими интересами. Более того, этот компромисс был давным-давно предложен Россией: она ведь предлагала подписать трехсторонний консорциум по транспортной трубе - Россия-Украина-Германия. Германия тогда отказалась. Украина тоже оказалась не в восторге от предложенного варианта. А Россия была не согласна на другой вариант.
Мы не согласны только платить за транзит газа, не имея возможности влиять на окончательные решения по газотранспортному консорциуму. И все имеющиеся сейчас проблемы не будут решены до тех пор, пока компромисс между Россией, Украиной и Европой не будет найден.

- Хорошо. Тогда о том, что нас ждет теперь в вопросе прокачки газа.

- Скорее всего, России здесь удастся настоять на своих вариантах. Либо это будут ограничения объема газа для самой Украины и прокачка по ее газотранспортным магистралям под контролем европейских потребителей, как это имело место в начале года. Либо это - проплата Европой части расходов Украины (грубо говоря - кредитование ее). Третьего варианта лично я не вижу, хотя, вполне возможно, какие-то еще варианты и существуют. Но я полагаю, что компромисс между сторонами вполне возможен.
Здесь, правда, необходимо помнить о политической ситуации в Украине, где газовая карта активно разыгрывается потенциальными кандидатами на будущих президентских выборах. Тимошенко сегодня выигрывает, поскольку пытается находить какие-то компромиссы с Россией, на что оказалась неспособна команда Ющенко.
Но, поскольку всем украинским политикам придется в итоге искать решение этого вопроса, то в итоге компромисс может быть найден. Тем более, что Россия тоже не хочет обострения ситуации.
Сегодня наша страна в какой-то мере оказалась в выигрыше от зимней газовой войны. Но решение о строительстве газопровода "Набукко" все же принято. Под этот проект уже выделено 600 миллионов долларов. Это, конечно, очень небольшие деньги, но и выделены они под самый первый цикл работ - под разработку проекта.
Пока для этой трубы нет газа. Поэтому вопрос может еще быть остановлен на уровне проработки. Но если конфликт повториться, акции "Набукко" резко вырастут. А в этом Россия не заинтересована. Так что, оказывая давление на соседей, стремясь, чтобы итоги президентских выборов были наиболее приемлемыми для нас, Россия будет стараться не доводить ситуацию до нового открытого конфликта.

- Вячеслав Владимирович, давайте отойдем от газовых взаимоотношений с Украиной, поскольку в последнее время у нас испортились отношения в этой сфере и с другими партнерами по СНГ.
Так в связи с кризисом у нас возник конфликт с Туркменией. Туркменский газ шел в основном на Украину, которая сейчас резко снизила потребление. К тому же понизились и цены на газ.
Мы начали заявлять туркменам, что не можем сегодня покупать у них такое количество газа, да еще и по докризисной цене. В результате возник конфликт. Произошла крупная авария на газопроводе, и туркмены утверждают, что это - результат резкого снижения объемов прокачиваемого газа. Более того, Туркмения уже пошла на поклон к Китаю.

- Последнее обстоятельство не может кого-то удивить: реальной выгодной альтернативы Китаю, когда речь идет о продаже энергоносителей, у республик Центральной (нам привычнее - Средней) Азии нет.
Конечно, они могут продавать свой газ и в Европе через тот же "Набукко" или через другие трубопроводы. Но мне не кажется, что это - наиболее интересный для них вариант. И транспортировка в Китай предельно проста, и никто, включая Россию, не может предъявить им никаких претензий. А у Туркмении к тому же столько газа, что она, все равно, не сможет ограничиться покупателями на Западе.
Китай же, безусловно, является энергетически недостаточной страной. Сегодня это - самый серьезный потребитель энергоносителей в мире. Китайская экономика больше всех требует наращивания потребления энергии. И именно позиция Китая во многом определяла до кризиса высокие цены на нефть и газ. Так что раньше или позже, но Туркмения начнет продавать Китаю большое количество газа. Она это уже начинает делать.

- Да что Туркмения - мы уже начинаем строить нефте и газопроводы в направлении Китая.

- Им продавать будут все.

- Все пути поведут в Китай.

- Безусловно. И Россия может сосчитать, что она в состоянии покупать у Туркмении, а что она вынуждена будет оставить там Китаю.
Хотя стратегия России может состоять и в том, чтобы купить у Туркмении и перепродать на Запад все, что возможно, а свой газ продать Китаю. Выиграть и на собственном экспорте, и на реэкспорте туркменского газа. Хотя я лично не думаю, что удастся выиграть все 100% доходов. Нам тоже стоит умерить свои аппетиты.
Тем более, что, действуя слишком жестко, Россия проиграет политически. Выстраивание не только политических, но и экономических империй требует разных методов. И, прежде всего, учета интересов своих партнеров. Если эти интересы не учитываются, партнеры превращаются в соперников, в оппонентов, а затем и во врагов. Так что надо учиться договариваться.

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости