Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Борис Овчинников, руководитель проекта LiveJournal Global компании «СУП Фабрик»: WWW.CRIZIS.COM

- Борис, как в свое время заметил руководитель нашего института: читаю газеты – там все кричат о том, что у нас. Смотрю в окно: а где же он? Там кризис не очень-то и разглядишь. Мы, разумеется, наличие кризиса не отрицали и отрицать не будем. Но, понятно, что какие-то сегменты экономики он захватывает сильнее, какие-то слабее, кто-то его, действительно, не очень и чувствует. Мне кажется, что интернет вообще и «Живой журнал» в частности – как раз то место, где о кризисе много говорят, но в остальном он не очень заметен. Если печатные издания закрываются, сокращают объем, количество сотрудников редакции, то об интернет-изданиях этого не скажешь. А количество блоггеров, как я понимаю, неуклонно растет.

- Понятно, что экономическое состояние интернета зависит от трех основных вещей: от состояния рекламной индустрии, от способности и готовности пользователей платить за какие-то сервисы и от готовности инвесторов вкладывать деньги в эту сферу. Про инвесторов разговор отдельный, тем более, что на коротком промежутке в несколько месяцев этот фактор не успел оказать сильного влияния на ситуацию. А вот если говорить о сервисах, существующих за счет платежей пользователей, то надо отметить: люди не стали меньше пользоваться интернетом и по-прежнему готовы потратить 1 – 2 доллара, может быть, на не столько нужные, сколько приятные им финтифлюшки.

- Так что доходы в этой области остались прежними?

- Более-менее да.

- Но зато в стране упал рекламный рынок. Это должно было отразиться на интернет-компаниях.

- Конечно, рекламный рынок в целом упал. Но сразу было понятно, что на нем не все оказались в одинаковых условиях. Как в предыдущие годы интернет-сектор был лидером по темпам роста, так и в период кризиса он демонстрирует наименьшее падение. Более того, вполне возможно, что он вообще сумеет сохранить некоторый рост. Скажем так: кризис кризисом, а тренд с постепенным перекладыванием рекламных денег из offline в online, в общем-то, не изменился.

- Он сохраняется.

- Я бы сказал, что он неискореним. Он глобальный, общемировой, долгосрочный и так далее. Если же говорить о цифрах, то оценки за первые четыре месяца этого года хоть и сильно отличаются у разных компаний, но, на мой взгляд, можно уверенно сказать, что в рублевом исчислении рынок вырос, а в долларовом исчислении (в сравнении с тем же периодом прошлого года) или чуть-чуть упал, или даже чуть-чуть подрос. Хотя, разумеется в интернет-рекламе тоже ощущается дыхание кризиса…

- Но не настолько, как в банковском секторе.

- Тут вообще нет сравнения. Я сказал бы о другом: кризис ощущается в интернете не настолько, как в других сегментах рекламного рынка, в первую очередь, на радио и в прессе. Это заметно и по контенту. На мой взгляд, снижение качества печатных изданий (и ежедневных газет, и еженедельных журналов) уже ощущается.

- Речь идет об уменьшении их объема?

- Нет, дело не только в объеме. На самом деле, мое мнение, что нехватка средств ударила по качеству вообще. Я недавно почитал «Нью-Йорк Таймс» и пришел к выводу, что это – не только российское, но и глобальное явление. Если же говорить про российские чисто интернет-издания, то многие из них (не все, конечно), сохраняют тот уровень, на котором они были до кризиса. И по количеству материалов, и по их качеству, и по широте освещаемой тематики.

- Да, и кое-кто, воспользовавшись тем, что кризис серьезно задел печатные издания, забирает к себе хороших авторов, открывает новые разделы. Например, на сайте «Newsru.Com» раньше не было аналитики, а их авторы, постоянно публикующиеся сейчас в этом разделе, работали в совсем других, печатных, изданиях.

- Это происходит точно так же, как перетекание денег в online. Перетекание авторов в таких условиях – процесс неизбежный. И кризис его не спровоцировал, а лишь несколько подстегнул.
Но, если вести разговор о влиянии кризиса, то, разумеется, смешно говорить, что все замечательно. Понятно, что ушли целые категории рекламодателей. Очень резко сократились объемы рекламы от риэлторов и прочих участников рынка недвижимости. То же самое и с сегментом финансовых услуг.
С другой стороны, автомобильная индустрия так и осталась в числе активных рекламодателей. Чуть менее активными стали дилеры, потому что у них совсем плохо с деньгами, зато в условиях падающего рынка больше средств в рекламу вкладывают производители. Если говорить о рынке контекстной рекламы, то ясно, что при всей массовости этого рынка заметную часть прибыли сетей и площадок, которые участвовали в этих сетях, составляли совершенно безумные ставки. Иногда они доходили до десятков долларов за один клик по самым популярным запросам (той же финансовой тематики, той же недвижимости, юридических услуг, запросы, связанные с продажей промышленного оборудования и так далее).

- А сейчас цены резко упали?

- Сейчас такая пена во многом ушла, что, конечно же, отразилось на текущих показателях игроков рынка. Но в долгосрочной перспективе, наверное, это не станет слишком сильным ударом, поскольку для рынка контекстной рекламы все же важнее количество клиентов, а аналитические материалы говорят о том, что их количество увеличивается. И это понятно: в условиях более жесткой экономии денег для многих компаний контекстная реклама, дающая прямую измеряемую отдачу, оказалась единственным доступным каналом привлечения покупателей.
И понятно также, что долгосрочные перспективы мы можем оценивать положительно. Интернет-аудитория в России продолжает расти, и ее активность растет постоянно. Это объясняется в том числе и тем, что за предыдущие три года провайдеры вложили в развитие инфраструктуры, охват квартир значительные средства. И теперь они готовы идти на существенное снижение цен и значительные маркетинговые расходы, лишь бы привлечь абонентов. К тому же интернет-аудитория, может быть, будет расти быстрее обычного, поскольку для кого-то недоступны стали развлечения, не связанные с интернетом. Так что есть база, чтобы в течение 2 – 3 – 5 лет продолжался процесс роста доли интернета в рекламных бюджетах.
Повторюсь, сегодня деньги сюда быстрее всего переходят из прессы и радио. Телевидение же у нас остается крупнейшим получателем рекламных денег. И процесс перетекания рекламных средств отсюда в интернет у нас в России (в отличие от американского или европейского рекламных рынков) не так заметен.

Окончание следует.

Беседовал Владимир Володин

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости