Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Семка Сергей Николаевич, руководитель департамента развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области. О развитии малого и среднего бизнеса в Новосибирске: по следам рейтинга НИСИПП

- Сергей Николаевич, Новосибирская область, по данным нашего Института, в 2008 году заняла в рейтинге уровня развития малого предпринимательства 1 место. Как ей удалось стать лучшей? Какие факторы, по Вашему мнению, способствовали развитию малого предпринимательства в вашем регионе в прошлом году с учетом того, что в стране кризис?

- Видите ли, экономика Новосибирской области достаточно к настоящему времени достаточно диверсифицирована, и это обеспечивает ей некоторую устойчивость даже в кризисные периоды. Так значимые доли в валовом регионально продукте имеют такие отрасли, как

- обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, добыча полезных ископаемых (20,9%);
- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (16,9%);
- транспорт и связь 16,4%);
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (15,5%);
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (7,5%);
- здравоохранение и предоставление социальных услуг (5,8%);
- строительство (4,6%).

Я считаю такое положение важнейшим фактором наших успехов.

- В чем Вы видите заслугу Администрации области? В чем особенности той программы поддержки, которую областная власть столь успешно оказывала малому бизнесу?

- Уже с 1996 года поддержка малого предпринимательства исполнительными органами власти осуществляется на основе программно-целевого подхода. В начале программы поддержки разрабатывались сроком на 1 год, затем на 3 года, на 5 лет. Разработчиком программ и основным их исполнителем является наш департамент развития промышленности и предпринимательства. Наиболее активно нормативная правовая база, регламентирующая меры государственной поддержки предпринимательства, развивается у нас начиная с 2005 года, прежде всего, в направлении повышения результативности принимаемых мер за счёт использования следующих механизмов. Мы стремимся стимулировать:

- сокращение теневого сектора экономики: легализацию заработной платы, оборотов и доходов субъектов малого и среднего предпринимательства;
- рост налоговых платежей в консолидированный бюджет Новосибирской области;
- приоритетное развитие сферы материального производства и инновационной деятельности;
- процессы капитализации бизнеса во всех сферах деятельности, в том числе посредством стимулирования вложений в основные средства и их обновления;
- создание дополнительных рабочих мест;
- индикативное планирование основных экономических показателей и налоговых поступлений в бюджет;
- рамочные соглашения о сотрудничестве с рядом банков с целью большей доступности субъектов малого и среднего предпринимательства к недорогим кредитным ресурсам, в том числе при использовании механизмов поручительств.

Все эти механизмы проявляются путем предоставления государственной поддержки и принятия субъектами малого и среднего предпринимательства (СМиСП) определённых обязательств.

Так, например, для получения основных форм финансовой поддержки СМиСП важно было не только обеспечить рост выручки и рабочих мест, определённый уровень рентабельности реализованной продукции и средней заработной платы за предшествующий год. Они также должны взять на себя соответствующие обязательства по достижению определённого уровня по данным показателям и в году предоставления финансовой поддержки, а также обеспечить прирост основных налогов в консолидированный бюджет Новосибирской области. Ограничение размера предоставляемой поддержки ожидаемым приростом налогов в сопоставимой оценке также стимулирует предпринимателей на выход из «тени».

В последние годы приоритетными направлениями государственной поддержки предпринимательства в Новосибирской области были сфера материального производства и инновационная деятельность, которые в большей степени привносят добавленную стоимость и, тем самым, обеспечивают более высокие темпы роста ВРП. СМиСП, занимающиеся другими видами деятельности могли рассчитывать на государственную поддержку, если решали вопросы капитализации своего бизнеса, то есть брали кредиты на инвестиционные цели или приобретали по лизингу оборудование.

Рамочные соглашения с рядом банков, заключаемые с 2006 года позволяют удерживать ставку по кредитам для СМиСП, которые пользуются программами поддержки, на уровне ставки рефинансирования, увеличенной не более, чем на 4 процентных пункта. Несмотря на то, что средства областной целевой программы направляемые на развитие СМиСП были не столь велики (например, в 2008 году 18,3 млн. руб.), экономический эффект для получателей поддержки и бюджетный эффект были существенны. Экономические показатели получателей государственной поддержки постоянно превышали уровень среднеобластных. Существенной помощью для регионов является, по нашему опыту, предоставление Минэкономразвития РФ средств федерального бюджета на софинансирование мероприятий региональных программ развития малого и среднего предпринимательства. С 2005 по 2008 год Новосибирская область получила 170 млн. руб. на софинансирование мероприятий областной целевой программы по развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе на строительство бизнес-инкубатора в науккограде Кольцово, а также на создание венчурного фонда.

- Каков Ваш прогноз развития Новосибирской области в этом году, это ведь кризисный год?

- Конечно, кризисные явления привели к необходимости несколько смягчить условия получения государственной поддержки предпринимателей Новосибирской области в 2009 году, уделяя основное внимание обеспечению рабочих мест на уровне не ниже 2008 года, однако нацеленность на результат при предоставлении государственной поддержки остаётся.

Несмотря на результативность названных мною механизмов, наиболее значимым является косвенный эффект от их применения. Все эти меры создают определённые ориентиры для деятельности всех субъектов малого и среднего предпринимательства области, а не только получателей государственной поддержки, и содействуют формированию позитивных тенденций.

Например, по различным оценкам в последние годы у нас наблюдается тенденция к сокращению теневого бизнеса, существенно нарастают процессы по инвестициям в основной капитал. Так, с 2005 года инвестиции в основной капитал на малых предприятиях Новосибирской области выросли от 3190,6 млн. руб. до 23000 млн. руб. в 2008 году, что сказалось на общих показателях деятельности сферы малого предпринимательства.

Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в 2010 году будут зависеть от многих факторов, но, прежде всего, они будут определяться государственной политикой в области кредитно-финансовой системы, обеспечивающей доступные и недорогие кредитные (заёмные) средства, а также в направлении стимулирования производства и потребления отечественных товаров (работ и услуг).

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости