Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

О.В. Фомичев, директор Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития России: "Кризис - это стимул для предприятий, чтобы начать шевелиться", интервью газете "Известия", №125

Во время кризиса все наконец осознали, что без модернизации экономики, перевода ее на инновационные рельсы мы постоянно будем зависеть от внешних шоков. Но одного понимания мало - необходим механизм перехода от сырьевой модели к инновационной. Его правительство поручило разработать Минэкономразвития. Наконец чиновники подготовили "План поддержки инновационной активности предприятий" и на днях  представят его в правительство. "Известиям" удалось узнать подробности заранее. О том, как Минэкономразвития предлагает осуществить переход на инновационные рельсы, в эксклюзивном интервью обозревателю "Известий" рассказал директор департамента стратегического управления и бюджетирования МЭР Олег Фомичев.

"Если мы сейчас процесс не запустим, не попадем в новую глобальную "технологическую волну""

вопрос: Об инновациях все говорят. Но мало кто четко и ясно простыми словами может объяснить, какой от них толк...

ответ: По последним исследованиям компании "МакКинзи", больше половины отставания производительности труда на наших предприятиях от зарубежных аналогов можно компенсировать всего лишь за счет совершенствования бизнес-процессов. Даже внедрять никакие технологии не придется. Это дешевые инновации. Они не требуют научно-исследовательских и конструкторских разработок (НИОКР), а могут быть сделаны на основе договора с консультантами. Но мы в своем плане говорим о технологических инновациях. Это конкретные технологии и продукты,  которые создаются на основе достижений в сфере науки и техники и являются новыми для рынка.

в: Почему МЭР торопится с внедрением технологических инноваций?

о: Проблема в том, что технологические инновации быстро не делаются. Нужна соответствующая научно-техническая база, нужны механизмы трансформации научных идей в продукты и технологии. Если мы сейчас процесс развития технологических инноваций не запустим, мы пропустим смену технологического уклада, не попадем в новую глобальную "технологическую волну", которая уже накрывает мир. Тогда у нашей экономики уже среднесрочные перспективы будут плохи, не говоря о долгосрочных.

в: Есть мнение, что сейчас не время думать о модернизации, на ногах устоять и то хорошо, а инновации подождут посткризисных времен.

о: Ситуация действительно очень сложная. Но другого времени не будет. Кризис - это стимул для предприятий, чтобы начать шевелиться. Сначала снижать издержки, потом - внедрять инновации. Кризис тем и полезен, что стимулирует предприятия максимально быстро пройти первый этап - этап снижения издержек. Мы это уже видим. 

в: Складывается впечатление, что предприятия любые новшества воспринимают в штыки...

о: Да нет. В условиях кризиса даже те предприятия, которые до кризиса готовы были этим заниматься, сейчас не имеют возможности привлекать заемные средства под инновационные проекты. И это общая проблема для всей экономики. Мы над этим работаем и в рамках общего антикризисного плана правительства, и в рамках плана действий по стимулированию инноваций. Мы должны создать "инновационные стимулы" у предприятий и подкрепить их необходимой поддержкой со стороны государства.

"В 2010 году какие-то подвижки будут"

в: По плану переход на социально ориентированную экономику должен случиться в 2012 году. Если честно, то верится с трудом...

о: К 2012 году предполагается, что мы должны заложить основу для такого перехода. Вот этим мы сейчас и занимаемся. Сам переход на инновационную модель экономики должен произойти к 2018-2020 году. Возможно, конкретные "цифровые" параметры такого перехода поменяются по сравнению с теми показателями, которые заложены в Концепции-2020, но в целом и общая динамика, и приоритеты не меняются. Если сейчас удастся раскрутить ситуацию с финансированием, с заемными средствами, с господдержкой (в чем есть определенные сомнения - у нас бюджет будет достаточно жестко оптимизирован в следующем году), тогда есть варианты, что в 2010 году какие-то инновационные подвижки будут.

в: Предприниматели осознают необходимость инноваций?

о: В целом осознают. Но больше пока на словах. Правда, есть и повод для оптимизма. За исключением "крупняка", который у нас политически значимый и который страдает больше всего от кризиса и ходит за поддержкой, значительная часть других предприятий, в первую очередь средних, чувствует себя вполне уверенно. Они не были избалованы дешевыми заемными средствами зарубежными, господдержкой. В этом смысле они оказались более конкурентоспособными. Хотя они тоже снижают сейчас производство, там тоже идут увольнения работников. Но они четко представляют себе все свои перспективы. И при этом чувствуют себя более-менее уверенно и даже с оптимизмом глядят в будущее, считая, что кризис поможет избавиться от значительной неэффективности. Именно на эту категорию предприятий сейчас основная надежда в плане инноваций.

в: В построении инновационной системы мы на кого-то ориентируемся или идем своим путем?

о: В мире много положительных практик. Свой собственный велосипед мы практически нигде не изобретаем. Большая часть нашей инновационной инфраструктуры создана по образу и подобию американских и европейских образцов. Но у нас за последние 10 лет сформировалась своя модель - на основе того, что мы у всех позаимствовали. Теперь то, что получилось, - уже наша собственная модель, и к ней уже неприменимы стандартные подходы, отработанные в других странах. Главный же ее недостаток в том, что, к сожалению, созданное все равно не обеспечивает эффективную трансформацию научного знания в конкретный продукт.

"Стимулы могут быть только экономически-административные"

в: Как же правительство собирается стимулировать инновационную активность?

о: Мы разделили весь план на несколько блоков. Первый - это конкретные меры по поддержке тех компаний, которые уже работают на рынке. Цель - убедить их внедрять в своей деятельности инновации. Второй блок - инструменты поддержки новых компаний, которые создавались бы с нуля и были бы сразу инновационными, наукоемкими. Это так называемый новый инновационный бизнес. Третий блок - это определение системы государственно-технологических приоритетов. Проще говоря, определение тех точек, куда власти будут вкладывать деньги.

Наконец, последний блок в плане действий посвящен инновациям в госсекторе. В нем мы пытаемся прописать как экономические, так и административные стимулы. У нас огромная бюджетная сфера - образование, здравоохранение плюс стопроцентные госпредприятия, предприятия с большой долей госучастия. Там инновациями и не пахло, а возможности в принципе большие. Здесь мы попытаемся проводить доктрину "мягкого принуждения" к инновациям.

в: Значит, все-таки будете заставлять? Ведь экономических  стимулов никаких  нет.

о: Это правда. Экономических стимулов пока очень мало. У естественных монополий система понятная. Есть тарифы, которые они каждый год просят повышать, есть некая текущая деятельность по добыче-транспортировке-продаже. И испокон веков это все не менялось. Если повышать тарифы в том объеме, в котором они просят, им больше ничего и не надо. Ведь они ни с кем не конкурируют, норму прибыли они в тариф закладывают, угрозы разориться нет никакой. Поэтому стимулы могут быть только экономически-административные. В компаниях с госучастием примерно такая же ситуация. В большинстве случаев они, правда, в условиях конкуренции функционируют. Но тут тоже лучше всего подходит механизм влияния сверху.

Естественным монополиям и госкорпорациям мы предложим разработать и принять программы инновационного развития. Мы хотим сформулировать требования к таким программам и сформировать некий институт для внешней независимой оценки разработанных программ и контроля за их реализацией.

в: Бюджетники тоже будут программы эффективности сочинять?

о: Пока для неконкурентных секторов мы не придумали ничего лучшего. А для бюджетного сектора мы предлагаем подумать над совершенствованием системы госзакупок, в том числе и в здравоохранении, и в образовании, чтобы они тоже были более инновационно ориентированы. Надо установить некие показатели по инновационности этой продукции, чтобы можно было давать сигналы нашим производителям на 2-3 года вперед. Ну, например, так: государство через 3 года планирует провести закупку оборудования с такими-то характеристиками и технологиями. Работайте, готовьтесь.

в: Только кнутом щелкать нельзя. Нужен же и пряник?

о: А пряник у нас есть. Правда, на 2010 год мы не можем серьезно рассчитывать на инструменты бюджетной поддержки инноваций. Бюджет будет очень "сжатый". В 2010 году будем пытаться больший упор делать на организационные вещи и на непрямые стимулы. В плане мы прописали пункт по проработке возможных налоговых льгот. Например, предусмотрели освобождение от уплаты налога на имущество в первый год эксплуатации нового энергоэффективного оборудования. Нам бы хотелось снизить уровень налоговой нагрузки на фонд оплаты труда инжиниринговых компаний и предприятий IT-сферы. Есть еще ряд других мер. Сейчас будет очень сложный вопрос согласования - в первую очередь, конечно, с Минфином.

Несмотря  на "жесткость" бюджета, предполагаются и меры финансовой поддержки. Мы планируем увеличить средства, направляемые на поддержку малого наукоемкого бизнеса, создать систему предоставления грантов средним предприятиям, реализующим инновационные проекты. Есть и еще целый ряд стимулов, которые под категорию "пряника" подпадают.

Анастасия Савиных

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости