Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Эльвира Набиуллина, министр экономического развития Российской Федерации. Интервью для журнала «Все о финансах для малого бизнеса»

Интервью опубликовано в журнале «Все о финансах для малого бизнеса» №1 (3), март 2010

В прошлом году государственная поддержка малому бизнесу, в основном, была направлена на безработных и граждан, находящихся под угрозой увольнения. В 2010 году в приоритеты господдержки включены военнослужащие, уволенные в запас, а также предприниматели в монопрофильных городах и на Кавказе.

Набиуллина Эльвира Сахипзадовна родилась 29 октября 1963 года. В 1986 году окончила Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова по специальности «экономист». В 1991-1992 годах работала в качестве главного специалиста дирекции Постоянного комитета Правления Научно-Промышленного союза СССР по вопросам экономической реформы, г. Москва. В 1992-1994 годах была главным специалистом, консультантом дирекции Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по вопросам экономической политики. В 1994 году продолжила работу в РСПП в качестве советника Экспертного института этой организации.

С 1994 года занимала различные должности в Министерстве экономики Российской Федерации. В 1994-1995 годах работала заместителем руководителя Департамента экономической реформы - начальником управления государственного регулирования экономики, в 1995-1996 годах - заместителем начальника Департамента экономической реформы, в 1996-1997 годах - начальником Департамента экономической реформы, одновременно стала членом коллегии Минэкономики России, в 1997-1998 годах - заместителем Министра.

В 1998-1999 годах занимала пост заместителя Председателя правления Промторгбанка, кроме того, в 1999 году была назначена исполнительным директором Евроазиатской рейтинговой службы. В 1999-2000 годах работала в должности вице-президента Фонда «Центр стратегических разработок».

В 2000 году была назначена Первым заместителем Министра экономического развития и торговли РФ. Занимала этот пост до 2003 года. В 2003-2005 годах возглавляла Фонд «Центр стратегических разработок» в должности Президента. В 2005-2007 годах руководила Экспертным советом Организационного комитета по подготовке и обеспечению председательства Российской Федерации в «Группе восьми» в 2006 году, исследовательской группой Центра стратегических разработок, Экспертным советом при Совете по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при Президенте России. С 24 сентября 2007 года является Министром экономического развития и торговли Российской Федерации.

ОПОРА-КРЕДИТ: Начать нашу беседу хочется с определения общей ситуации, сейчас все делают прогнозы на 2010 год. Чего нам стоит ждать от будущего: второй волны кризиса, стабилизации обстановки, - к чему, в целом, готовиться?

Эльвира Набиуллина: Характеризуя общую экономическую ситуацию, следует отметить, что, несмотря на существенные трудности, с которыми мы столкнулись в прошлом году, нам удалось избежать худшего сценария развития. В третьем квартале 2009 года экономический рост возобновился, составив 1,1% по отношению ко второму кварталу (с исключением сезонной компоненты), а в четвертом квартале темпы выхода из кризиса заметно ускорились, достигнув 3,7%. Этот рост был обеспечен сначала возобновлением роста в промышленности, а затем устойчивой динамикой сельского хозяйства и восстановлением объемов работ в строительстве.

Однако говорить о том, что мы вошли в стадию успешного преодоления последствий кризиса, и развитие экономики приобрело устойчивую тенденцию, преждевременно, поскольку пока еще сохраняется ряд нерешенных проблем, которые негативно влияют на экономическую динамику.

По-прежнему, остается неустойчивой динамика внутреннего спроса, потребления и инвестиций. На рынке труда сохраняется высокий уровень безработицы. Банковские кредиты остаются малодоступными для большинства предприятий и населения. Кредитование экономики продолжает сворачиваться. Стимулы к инвестированию также снизились по причине образования из-за кризиса большого объема незагруженных мощностей.

Поэтому в целом за год мы ожидаем достаточно «скромных» темпов роста. В соответствии с нашим прогнозом, рост ВВП в 2010 году не превысит 3-3,5%. Однако мы считаем, что в настоящее время нет явных предпосылок для начала новой волны кризиса.

ОПОРА-КРЕДИТ: Когда Вы возглавили Министерство, были озвучены шесть задач, которые должно решать Минэкономразвития России. Среди них - «создание комфортных условий для ведения бизнеса». Насколько успешно, по Вашей оценке, решается эта задача?

Эльвира Набиуллина: Оценку нашей работы, конечно, должен дать, прежде всего, бизнес. Именно поэтому мы поддерживаем инициативу по проведению ежегодного мониторинга предпринимательского климата в субъектах Российской Федерации. Так, по данным ОПОРЫ РОССИИ, доля издержек на преодоление административных барьеров в выручке малых и средних компаний снизилась с 8% в 2008 году до 6% в 2009 году. На такое снижение повлияла системная работа всего Правительства России.

Особое внимание к сектору малых и средних компаний связано с его особой ролью в экономике. В малых и средних компаниях создаются новые рабочие места. Такие компании гибче и быстрее реагируют на изменения спроса, они более инновационны по своей природе. Целые блоки законодательства были скорректированы под решение задач развития предпринимательства. Напомню некоторые из них.

В имущественной сфере муниципальным и региональным органам власти было разрешено владеть имуществом для целей поддержки малого и среднего предпринимательства. Такие поправки, прежде всего, приостановили массовую приватизацию имущества, арендуемого предприятиями, которое зачастую было связано с выселением предпринимателей. Также мы сформировали новый инструмент поддержки - региональные и муниципальные перечни имущества для целевого предоставления в аренду малым компаниям. Помещения предоставляются, в первую очередь, предприятиям, осуществляющим социально значимые виды деятельности, на льготной основе и на длительные (свыше 5 лет) сроки. Также для малых компаний предусмотрено преимущественное право выкупа арендуемых помещений. Важно, что помещения продаются региональными и местными властями в рассрочку: средний срок - 4 года.

В 2008 году приняты изменения в законодательство о государственном и муниципальном заказе, направленные на расширение участия таких компаний при размещении госзаказа, - установлено требование об обязательной квоте для малого предпринимательства, которое теперь распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. За два прошедших года мы в 5 раз - до 15 млн. рублей - увеличили максимальный размер лота при специальных торгах исключительно среди субъектов малого предпринимательства. Существенно расширен перечень товаров и услуг, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства. Большой потенциал для увеличения участия малых компаний в государственном заказе содержится в развитии электронных аукционов. Именно при таком размещении заказа статистика показывает наибольшее участие малого предпринимательства.

Проведена реформа законодательства о проверках малых компаний. Принят важный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Этот закон с 1 мая 2009 года установил обязательную процедуру согласования внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства - с органами прокуратуры Российской Федерации. Ограничены сроки проведения плановых проверок: не более 50 часов - для малых компаний и не более 15 часов для микропредприятий. Сокращены и права контрольных органов на проведение плановых проверок предпринимателей: не чаще 1 раза в 3 года.

С 1 августа прошлого года стало возможным приступить к осуществлению предпринимательской деятельности без получения различного рода разрешений в органах местного самоуправления (уведомительный порядок для ряда видов деятельности). Исключены внепроцессуальные права органов внутренних дел Российской Федерации, касающиеся проверок субъектов предпринимательской деятельности. В прошлом году принят Федеральный закон, освобождающий компании, применяющие единый налог на вмененный доход, от обязательного применения контрольно-кассовой техники. Сокращен перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и расширена сфера декларирования соответствия, что сэкономит, например, только парфюмерно-косметической отрасли 700 млн. рублей в год.

Для малых компаний установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям: для потребителей с мощностью до 15 кВт стоимость составляет 550 рублей, а при присоединении мощности от 15 до 100 кВт можно внести только авансовый платеж в размере 5% от стоимости платы с правом беспроцентной рассрочки на 3 года. Существенно расширены возможности по применению малыми предприятиями специальных налоговых режимов: упрощенная система налогообложения (предоставлена возможность регионам снижать ставку налога с 15% до 5%; в четыре раза сокращен объем налоговой отчетности) и патента (его разрешено применять лицам, нанимающим на работу до 5 человек; увеличено число видов предпринимательской деятельности, по которым возможно его применение).

Все эти меры в совокупности и приводят к реальному снижению административной нагрузки на предпринимателей.

ОПОРА-КРЕДИТ: Как Вы оцениваете эффективность антикризисных мер, направленных на поддержку малого бизнеса, в 2009 году? Внесены ли коррективы в направления господдержки малого бизнеса в 2010 году, исходя из опыта прошлого года?

Эльвира Набиуллина: Напомню, что, разрабатывая меры поддержки предпринимательства на 2009 год, мы исходили из необходимости формирования пакета антикризисных мер, которые включали поддержку начинающих и содействие финансированию компаний.

Дважды в течение прошлого года увеличивались затраты на поддержку предпринимательства. В итоге с 4,3 млрд. рублей они возросли до 18,6 млрд. рублей. При этом 93% средств было направлено на следующие мероприятия:

- гранты начинающим - безвозмездные безвозвратные субсидии до 300 тыс. рублей вновь зарегистрированным компаниям и индивидуальным предпринимателям;

- субсидирование процентной ставки по кредитам;

- развитие микрофинансирования - займов до 1 млн. рублей сроком до 1 года;

- капитализация региональных гарантийных фондов, предоставляющих поручительства за малые предприятия при банковском кредитовании.

Очень важно, что в прошлом году впервые за 5 лет реализации программы все субъекты Российской Федерации приняли участие в конкурсе Минэкономразвития России, а это значит, что в каждом регионе реализуется программа поддержки предпринимательства.

Средства федерального бюджета предоставлялись на конкурсной основе. И в прошлом году запросы регионов составили 36 млрд. рублей, то есть превысили в 2 раза возможности федерального бюджета. Всего в рамках реализации мероприятий государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации будет создано более 84,4 тыс. рабочих мест, сохранено более 275 тыс. рабочих мест.

В 2010 году основной упор в программе предполагается сделать на поддержке инновационных малых компаний и поддержке компаний, осуществляющих модернизацию производства. Прежде всего, речь идет о концентрации поддержки на малых компаниях, осуществляющих инновационную деятельность, закупающих новое производственное оборудование и новые технологии. Мы предлагаем широкий спектр субсидий для таких компаний: гранты на начало дела, субсидии на компенсацию платежей по кредитным договорам, субсидии на компенсацию расходов по патентованию, правовой охране изобретений, в том числе и за рубежом, продвижению своей продукции, лизингу оборудования. При этом сохраняем такие востребованные направления поддержки, как гранты начинающим, микрофинансирование, обучение основам предпринимательства, поддержка молодежного бизнеса.

ОПОРА-КРЕДИТ: Планируете ли Вы поменять соотношение финансовой и нефинансовой поддержки малого бизнеса в пользу какого-либо из этих направлений?

Эльвира Набиуллина: Мы не взвешиваем на весах влияние финансовых и нефинансовых инструментов. Нельзя отдать предпочтение тому или иному направлению. Мы должны вести их одновременно. Минэкономразвития России в конце 2009 года приступило к системной работе по выявлению и исключению административных барьеров в отдельных отраслях экономики (строительство, торговля, общественное питание, бытовые услуги, сельское хозяйство, промышленность, здравоохранение, образование, земельно-имущественные вопросы, транспорт, связь и т.д.). Указанная работа проводится с участием представителей ОПОРЫ РОССИИ, ТПП России, РСПП, Деловой России, ФАС России.

В декабре 2009 года распоряжением Правительства России утвержден план мероприятий по совершенствованию государственного управления в 2009-2010 годах, в соответствии с которым в течение 2010 года будут подготовлены системные изменения в законодательство по сокращению конкретных административных барьеров для бизнеса в отдельных сферах экономики. Уже подготовлены предложения в области сельского хозяйства, образования, строительства. Основные законы будут внесены в парламент в течение 2010 года.

На финансирование финансовой программы поддержки в 2010 году будет направлено 11 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета. Здесь еще важно, что мы в прошлые годы сформировали целую систему объектов инфраструктуры поддержки: бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, фонды микрозаймов, фонды гарантий. И каждый год выделение новых расходов на государственную поддержку усиливает влияние этих институтов, капитализирует их. Следовательно, число предпринимателей, которым мы можем предложить поддержку, увеличивается.

ОПОРА-КРЕДИТ: В конце декабря 2009 года на заседании Совета директоров ОАО «Российская венчурная компания» были рассмотрены планы РВК на 2010 год, а также вопросы, связанные с созданием Фонда посевных инвестиций Российской Венчурной компании. Можно ли уточнить, какую поддержку получит малое инновационное предпринимательство, и что планируется сделать для его развития?

Эльвира Набиуллина: Совет директоров действительно решил, что деятельность ОАО «РВК» в 2010 году будет сфокусирована на развитии российской инновационно-венчурной системы. РВК должна развивать инфраструктуру для компаний на самой ранней стадии развития, стимулировать спрос на инновационные продукты и услуги. Главная задача - мотивировать инноваторов к созданию бизнеса, поддержать, так называемое, инновационное предпринимательство. Одна из наших идей - создание партнерской сети РВК, через которую начинающие компании и проекты смогут получить доступ к бизнес-экспертизе высокого качества. Частные компании и эксперты смогут оказывать услуги по анализу и структурированию инвестиционных проектов, а готовые проекты будут рассматриваться инвестиционным комитетом созданного фонда посевных инвестиций РВК.

Объем Фонда посевных инвестиций, созданного РВК совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, на начальной стадии - 2 млрд. рублей. Предполагается, что только через Фонд посевных инвестиций смогут получить поддержку около 100 компаний. Однако посевной фонд не может быть единственным инвестором в компанию: Фонд будет предоставлять до 75% от суммы необходимых инвестиций, а 25% требуемых средств должен предоставить частный инвестор. Минимальная сумма инвестиций в одну компанию не регламентирована, но максимально в одну компанию в первом раунде Фонд может инвестировать до 25 млн. рублей.

Также РВК будет продолжать проводить мероприятия по нефинансовой поддержке. Задача таких мероприятий - повысить компетенции участников венчурного рынка. РВК реализует ряд современных образовательных программ, а также популяризационные мероприятия.

Кроме того отмечу, что уже созданный РВК механизм финансирования через венчурные паевые инвестиционные фонды создает спрос на компании и проекты на стадии start-up. И объем 7 венчурных фондов, созданных с участием РВК, составляет около 19 млрд. рублей. Это, по нашим оценкам, позволит профинансировать 150-200 компаний, бизнес-идеи которых показали жизнеспособность, и им требуются инвестиции на развитие производства в объеме от 50 млн. рублей.

ОПОРА-КРЕДИТ: Если обращаться к зарубежному опыту, то западные системы господдержки малого бизнеса отличаются разнообразием своих программ. Это программы, рассчитанные на женщин-предпринимателей, военных, сельских жителей, национальные меньшинства, людей, проживающих в неблагоприятных условиях. В России же все программы адресуются «малому бизнесу» в целом. Не считаете ли Вы, что более дифференцированный подход к поддержке предпринимателей мог бы стать эффективнее?

Эльвира Набиуллина: Как мы уже говорили, в 2009 году основная поддержка была направлена на безработных граждан или граждан, находящихся под угрозой увольнения с работы. Но если посмотреть статистику предоставления региональными властями грантов, то мы увидим, что и женщины, и молодежь включались в приоритеты региональной политики.

В текущем году мы включили военнослужащих, уволенных в запас, в число приоритетных групп граждан. Мы планируем в течение года, совместно с Минобороны России, сформировать для этой категории отдельный блок поддержки. Назову еще два новых направления в нашей программе: это поддержка предпринимательства в монопрофильных городах и в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ. Сейчас наше Министерство ведет активную работу с муниципалитетами и региональными властями по формированию специальных программ поддержки.

ОПОРА-КРЕДИТ: Уделяется ли должное внимание проблемам взаимодействия крупного бизнеса с малым и средним? Ведь, неразвитость такого формата взаимодействия является препятствием на пути экономического развития.

Эльвира Набиуллина: Полагаю, что уровень конкурентоспособности бизнеса в целом зависит от того, насколько эффективным будет взаимодействие малого и крупного бизнеса. Зачастую крупный бизнес недостаточно использует возможности по привлечению малого бизнеса по аутсорсингу и субконтракту. С другой стороны, не многие малые компании могут предоставить требуемый уровень качества продукции для крупного бизнеса. Это хорошо видно в автомобильной промышленности, где иностранные компании сталкиваются с трудностями по локализации бизнеса из-за недостаточного количества малых производственных компаний, способных исполнять жесткие требования по качеству продукции. И все же, несмотря на это, я оптимистично смотрю на развитие процесса сотрудничества малого и среднего бизнеса.

Интервью взяла выпускающий редактор журнала «Все о финансах для малого бизнеса» Юлия Константинова
Источник публикации - ОПОРА-КРЕДИТ.ру

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости