Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Мария Глухова, директор управления РСПП по экономической политике и конкурентоспособности: "Нашли семь бед". Интервью "Российской Бизнес-газете"

"Российская Бизнес-газета" №745 (12) от 13 апреля 2010 г.

Исследование РСПП и ВЦИОМ дало ответ на вопрос: что мешает российскому бизнесу

15 апреля на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей будет представлен доклад-исследование РСПП и ВЦИОМ о деловом климате. Как изменились условия ведения бизнеса в нашей стране, мы узнали у управляющего директора управления РСПП по экономической политике и конкурентоспособности Марии Глуховой.

- Исследование, проведенное РССП, демонстрирует, что за год условия для развития бизнеса в России стали менее благоприятными. Почему? Что вызывает наибольшее беспокойство? Влияние каких факторов возросло?

- На самом деле резкого ухудшения ситуации с деловым климатом не произошло. Есть изменения в списке наиболее сложных проблем для бизнеса. Например, по объективным причинам улучшилась ситуация с доступностью квалифицированных кадров, хотя для 40 % опрошенных РСПП и ВЦИОМ компаний эта проблема по-прежнему актуальна.

Есть некоторое ухудшение с точки зрения нагрузки на бизнес - налоговая нагрузка, как минимум, не уменьшилась, а полноценных стимулов для модернизационной и инновационной стратегии компаний не появилось.

Состояние инфраструктуры - один из факторов делового климата, которые устойчиво тянут его "вниз". О неадекватности инфраструктуры требованиям экономического развития бизнес говорит давно, но серьезного прорыва нет, что неудивительно в условиях ограниченного бюджета.

Компании не почувствовали улучшения ситуации с защитой прав собственности. Наоборот, в начале кризиса на какое-то время активизировались рейдеры.

По некоторым вопросам ситуация, наоборот, достаточно стабильная или даже улучшается. В соответствии с итогами опроса большая часть компаний участвует в социальном развитии территории присутствия, при этом на вопрос о мотивах компании чаще всего говорят, что это их долг, а вовсе не принуждение со стороны органов власти.

- Один из выводов исследования - недостаточно эффективная антикризисная политика. В чем ее ошибки? Может, надо было вливать миллиарды не в социалку?

- Нельзя сказать, что все средства были направлены в социальную политику. Экономика получила немалую сумму из 1,2 трлн рублей, потраченных на антикризисные меры в 2009 году.

Другое дело, что не хватало универсальных мер. Когда заемные средства становятся недоступными - а немногие секторы и компании могут выдержать кредиты по 15 % годовых и больше - основным источником инвестирования становятся собственные средства предприятий. Но у многих предприятий были проблемы с оборотными средствами, а здесь уже не до инвестиций. Так что инвестиционная льгота могла бы выправить ситуацию.

Некоторые принятые правильные меры заработали лишь во второй половине 2009 года, например, госгарантии. Часть мер практически не заработала - барьеры при переезде в другой регион в поисках работы оказались масштабнее, чем господдержка, так что желающих воспользоваться оказалось не так много.

Но были и другие проблемы. Нередко поддержка сочеталась с дополнительными требованиями к компании - не сокращать занятость, не снижать зарплаты, а иногда и не продавать предприятие.

Но главную цель удалось достичь - российская экономика не рухнула в кризис, хотя и упала.

- Почему Россия заметно отстает по международным рейтингам последние пять лет? Почему такая динамика? Даже Казахстан нас обогнал, может, надо перенять его опыт?

- Во-первых, любой такой рейтинг не свободен от личной точки зрения эксперта, а значит, это не точное описание делового климата, а лишь картинка, как ее видят эксперты. Иностранные компании по-другому оценивают деловой климат в России, если они уже работают в стране.

Во-вторых, деловой климат в стране может улучшаться, но в странах - конкурентах за рынки и инвестиции он может улучшаться чуть быстрее, оттуда и потери в рейтинге. Что касается Казахстана - у них действительно есть чему поучиться, в том числе формальным механизмам включения бизнеса в процесс подготовки нормативных правовых актов. И такая возможность есть в рамках формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

- Что наиболее сильно вредит ведению бизнеса в России? Не добавилось ли у нас еще проблемных зон, кроме "дураков и дорог"?

- По итогам 2009 года бизнесу больше всего вредит коррупция. Не факт, что коррупционная нагрузка действительно выросла, скорее, изменилось восприятие ее уровня в условиях падения спроса и прибыльности компаний. Бизнес в условиях кризиса стал менее терпим к тому, с чем был готов смириться в условиях экономического роста.

Вторая по важности проблема, тесно связанная с первой, - высокие административные барьеры. Высокие барьеры - высокая плата за их преодоление.

Рост цен в условиях кризиса, как и нехватка квалифицированных кадров, стали менее значимыми для бизнеса.

А вот ситуация с высокими налогами и неэффективным налоговым администрированием не сильно меняется с 2007 года, когда РСПП и ВЦИОМ впервые проводили масштабное анкетирование бизнеса по проблемам делового климата.

Но ни один из этих вопросов нельзя считать новой проблемной зоной - к сожалению, все они не менее классические, чем дураки и дороги.

- Кстати, если у нас одинаковый уровень коррупции с Казахстаном, почему по рейтингам эта страна нас все-таки обгоняет?

- Коррупция - лишь один из показателей. Как я уже говорила, Казахстан обогнал Россию по некоторым направлениям совершенствования законодательства - в части финансовой инфраструктуры, обязательность экспертизы бизнес-ассоциациями любых нормативных правовых актов на стадии проекта, если они затрагивают интересы предпринимателей и ряд других вопросов. Казахстан раньше, чем Россия, начал применять иностранные и международные стандарты в сфере техрегулирования.

- В исследовании сделан вывод, что бизнес за последний год стал более сплоченным. В чем это выражается?

- Несмотря на то, что, казалось бы, в кризис компании действуют по принципу "каждый сам за себя", в 2009 году, как минимум, не сокращается доля тех, кто считает эффективным защищать свои интересы через бизнес-объединения. Растет доля компаний, которые активно используют публичные площадки (конференции, "круглые столы" и т.п.) для общения с представителями власти.

На самом деле кризис - это мощный стимул для объединения. Любые индивидуальные сложности у компаний вытекают из общих системных проблем, так что и решения должны быть системными. А защитить интересы бизнеса можно только совместными усилиями.

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости