Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Олеся Теплоухова, директор Департамента финансирования малого и среднего предпринимательства ОАО «РосБР»: Малые предприятия не будут менять банки как перчатки. Интервью «РБК»

"Российский банк развития"

В посткризисный период банки, раньше ориентировавшиеся на крупных клиентов, теперь стремятся к диверсификации клиентуры. Многие делают ставку на малый и средний бизнес, тем более что государство активно стимулирует банки, кредитующие этот сегмент.

Насколько могут быть привлекательными для банков эти стимулы? Не является ли это просто очередной кампанией? Какие преимущества и какие риски у таких клиентов?

Об этом и о других проблемах финансирования малого бизнеса и кредитования старт-апов и инноваций РБК беседует с директором департамента финансирования малого и среднего предпринимательства Российского банка развития (РосБР) Олесей Теплоуховой.

- Ситуация в сфере кредитования в России сейчас довольно непростая: с одной стороны, кредитование предприятий постепенно возобновляется, с другой - бытуют разговоры о "второй волне кризиса". У РосБР есть какие-то оценки, как будет развиваться отрасль. На что банкам ориентироваться?

- Действительно, сейчас присутствует некоторая двойственность ситуации в экономике, наблюдается подъем: есть рост цен на нефть, оживает спрос на кредитные ресурсы. Эксперты оценивают рост кредитования малого бизнеса по итогам года в 20-25%. Причем рост кредитования ожидается у банков всех уровней, как средних, так и крупных, то есть конкуренция на этом рынке будет. Это оценка наших банков-партнеров.

- Это банки, которые вы кредитуете, чтобы они в свою очередь давали кредиты малому бизнесу?

- Да. Мы их еще называем проводниками ресурсов. Это 140 банков, среди которых банки самого разного уровня: и банки, входящие в топ-10 по размеру активов, и банки, деятельность которых сфокусирована только в определенном регионе и не распространяется на всю страну. Наши банки-партнеры представлены в 78 субъектах федерации из 83. Точнее, теперь уже в 79, так как мы недавно нашли банк-проводник в Еврейской автономной области. Средства по нашим программам выделяются, но получение этих средств банками напрямую зависит от усилий, которые они прилагают для достижения показателей роста кредитования.

- На чем основаны ваши ожидания роста?

- Дело в том, что уже наблюдаются определенные изменения в ориентации банков на кредитование. Многие банки меняют условия кредитования: если когда-то для оценки платежеспособности заемщика, занятого в сфере малого бизнеса, применялись в основном скоринговые модели, направленные на быстрое принятие решений, то теперь банки применяют смешанный метод - сочетание скоринга с индивидуальной оценкой параметров заявки каждого клиента. Подход к заемщику становится более персонифицированным.

- Это можно оценить как смягчение или ужесточение условий?

- По сравнению с концом 2009г. это смягчение, поскольку в кризисный период 90% кредитных организаций вообще отказались от скоринговых методов и пришли к индивидуальной оценке заемщика, к интервью, анализу отчетности и т.п. Кроме того, очень сильно повышались процентные ставки, ужесточались подходы к обеспечению, часто по ссудам вводилась реструктуризация с учетом огромного количества обременений для заемщика. Предприятия отвлекали оборотные средства для погашения кредитов. Конечно, это сразу замедлило темп кредитования и привело к тем результатам, которые мы увидели. Сейчас ситуация меняется в сторону упрощения выдачи кредитов. Хотя мы еще не вернулись к принципам работы банков, которые применялись в начале 2008г., но постепенно такие шаги банками предпринимаются.

- А какую политику в период кризиса проводил РосБР? 

- В кризисный период мы финансировали предприятия практически на любые цели, и это дало свои результаты: нам удалось быстро нарастить кредитный портфель.
19 июня мы отметим год с момента реализации программы финансирования малого и среднего предпринимательства. Программа называется "Рефинансирование". В рамках этой программы мы предоставляем банкам ресурсы на срок до 3 лет для выдачи льготных кредитов малому бизнесу. Программа финансовой поддержки МСП уже зарекомендовала себя как эффективный инструмент фондирования потребностей банков по финансированию малого бизнеса, и наши партнеры, видя долгосрочный подход и оценив выгоды партнерства с Российским банком развития, продвигают свои программы финансирования малых предприятий, в том числе используя наши средства.

По итогам работы в I квартале 2010г. мы приняли решение, что можем предлагать фондирование не на 3 года, а на 5 лет, и в марте объявили о новых кредитных продуктах - "Инвестирование" и "Софинансирование". Они направлены на то, чтобы не только наращивать объемы поддержки малого бизнеса, но и выполнить определенные задачи развития, которые стоят перед нашим банком.

Первый упомянутый продукт - "Инвестирование" - сфокусирован на производственных секторах экономики и на поддержке предприятий, занимающихся модернизацией своих бизнес-мощностей. Для таких предприятий мы стимулируем выдачу дешевых кредитов. Продукт "Инвестирование" имеет четкие ограничения по целям кредита. Например, предприятие не может взять кредит на пополнение оборотных средств. Оно должно указать, что кредит пойдет на цели финансирования капитальных затрат или модернизацию своего бизнеса.

- Об инновациях очень много говорится. Что это может означать для банка? Как ему определить, занимается ли его заемщик инновациями или нет?

- Это серьезный вопрос, над которым мы много думали. В результате мы выработали несколько критериев: если предприятие использует в производстве или оказании услуг некую передовую, лучше даже запатентованную технологию, то такая цель кредита является инновационной. Если предприятие использует в своем бизнесе результат интеллектуальной деятельности, оформленный патентом, мы признаем его инновационным. И если заемщик вместе с бизнес-планом предъявляет патент или другие документы, подтверждающие внедрение передовых разработок, он имеет право на получение кредита на льготных условиях.

- А какие это условия?

- На сегодняшний день наша ставка по продукту "Инвестирование" для банков немного выше ставки рефинансирования - 9%. И это одна из самых низких ставок, по которой банки могу получить фондирование. Понятно, что для конечного заемщика она будет выше, т. к. банк добавляет свою маржу, так сказать, "плату за риск". Все это зависит от конкретных параметров заемщика и политики банка-партнера. Мы ограничиваем банки в размере маржи. Например, по состоянию на 1 мая 2010г. средневзвешенная ставка по кредитам, предоставленным нашими банками-партнерами по программе финансовой поддержки МСП, составила 15,21%, это ниже среднерыночных ставок кредитования. Конкретные ставки зависят от банка-партнера.

Мы будем стремиться к тому, чтобы давать ресурсы банкам для финансирования инноваций по ставке ниже ставки рефинансирования.

- А много таких производств, использующих запатентованные технологии? На первый взгляд кажется, что их не может быть много.

- Мы провели анкетирование среди наших партнеров и получили интересные результаты. Инновации в малом бизнесе присутствуют практически везде: и в медицинской промышленности, и в пищевой промышленности, и в деревообработке, и в производстве строительных материалов. Наверное, легче сказать, где нет инноваций в малом бизнесе.

Очень важно для нас, чтобы предприятие, доказавшее свою инновационную составляющую, могло получить поддержку от институтов развития. С этой целью мы заключили 9-стороннее соглашение, за счет которого хотим достичь непрерывности финансирования инновационных проектов малых и средних предприятий. Соглашение подписали РосБР, ВЭБ, Роснано, РВК, Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере, Ассоциация венчурного финансирования, ММВБ, ОПОРА России и даже федеральное агентство по делам молодежи. Мы выступали разработчиком соглашения и будем координировать работу всех перечисленных ведомств с тем, чтобы предприятия, как начинающие свою деятельность, так и те, что выходят на более серьезный уровень, могли бы получить поддержку нужного ведомства или института развития. Это очень важно, поскольку каждое ведомство решает свои задачи и их действия требуют согласованности.

- Вы еще говорили про "Софинансирование". Что это такое?

- Это программа софинансирования кредитов банками. Мы пришли к выводу, что можно объединить ресурсы государственные (в виде средств РосБР) и банков. Эта система работает следующим образом: банк получает от нас финансирование, добавляет к нему еще 30% и направляет всю сумму (130%) на поддержку малого бизнеса. Цели кредитов могут быть достаточно широкими, как и в нашей действующей программе. То есть особых ограничений нет. Но мультипликативный эффект имеется, и данный продукт тоже востребован.

- Какие продукты более востребованы - льготные, но обремененные всевозможными условиями, или с более высокой ставкой, но менее обусловленные по целям кредитов?

- Мы наблюдаем достаточный спрос и на те, и на другие. Объявили о новых продуктах в марте, о тех, которые мы даем именно на поддержку инновационных и модернизационных инициатив бизнеса. Ожидаем максимального спроса на новые продукты уже во 2-3-м квартале. Наряду с ними продолжаем реализовывать продукт "Софинансирование", где перечень целей остался достаточно широким. И мы видим очень хорошие отклики. Надеемся, что это приведет к росту кредитования, а значит, объемов поддержки МСП.

- А чем отличаются кредиты РосБР от того, что банк может привлечь на рынке, помимо низких ставок?

- Действительно, наши ставки, как правило, находятся на нижней границе рынка, и мы постоянно стремимся к их дальнейшему понижению, ведь, с другой стороны, многого требуем от банков: целевого назначения, ограничения маржи и пр. При определении размера сотрудничества мы оцениваем финансовое состояние и определяем лимит риска того или иного банка, как и любой обычный кредитор. Однако помимо этого у нас есть свой базовый принцип, на основании которого мы предоставляем средства любому партнеру, - выделять не более того объема, который банк направлял на кредитование малого бизнеса до того, как заключил с нами соглашение, т.е. финансировал малый бизнес из других источников. Например, если по нашим оценкам, мы можем взять риск на банк на уровне 2 млрд руб., но он кредитовал малые предприятия на 1 млрд руб., то мы все равно дадим не больше миллиарда. Из двух показателей - риск и объемы кредитования малого бизнеса - мы выбираем наименьший. Наша программа поэтому и называется "Рефинансирование".

На этом принципе базируются все три наших основных кредитных продукта: "Рефинансирование" (до 3 лет на широкий перечень целей, по ставке в настоящее время 9,5%), "Инвестирование" - продукт, ограниченный по целям кредита, направленный на решение проблем модернизации и бизнес мощностей, и "Софинансирование", не имеющий строгих ограничений по целям, но требующий собственных вложений от банка-партнера.

- Насколько я понимаю, РосБР также стимулирует кредитование старт-апов. Но старт-апы и инновационные проекты предполагают высокий уровень риска. Как банк может снизить стоимость ресурсов для таких проектов?

- Во-первых, надо оговориться, что старт-апы и инновационные проекты - не одно и то же. Мы их разделяем. Совершенно верно, это высокорискованные проекты, что часто является сдерживающим фактором для наших партнеров, поскольку при вхождении в подобный проект банку нужно принять на себя дополнительный кредитный риск. Часто банки рассматривают такие проекты медленно или вообще отказывают в кредитовании. Мы пытаемся решить эту проблему разными путями. Так, нами предлагается семилетний ресурс по фондированию этих проектов. Мы работаем над созданием фонда прямых инвестиций. Через фонд средства будут направляться напрямую в капитал особо важных инновационных предприятий МСП, и таким образом, фонд будет брать часть риска на себя. Результаты работы фонда мы увидим уже в этом году.

- Какой объем будет у фонда?

- Точно пока сказать нельзя. Очевидно, что это будут значительные ресурсы - около миллиарда рублей. Здесь мы не ограничены каким-либо размером, скорее важно понять, насколько будет эффективен этот механизм. Если он докажет свою эффективность, то у нас появятся возможности для его расширения.

- Какие задачи банк ставит для себя на ближайший год?

- Конечно, расширение и повышение качества оказываемой поддержки. РосБР сформировал 10 кредитных продуктов. Теперь наша задача более точечно их настроить под нужды малого бизнеса.

Мы рассчитываем довести объем финансовой поддержки по итогам 2010г. до 100 млрд руб. Следующей важной задачей мы видим дальнейшее удешевление конечных ставок для заемщика, что будет возможно при удешевлении нашего собственного фондирования. Сейчас на финансовом рынке нашим партнерам предлагаются ставки и 6,5%, и даже 6%. Конечно, не на такой долгий срок, как в нашей программе, но зачастую банки предпочитают взять короткий кредит без всяких обременений, чем связываться с государственными программами. Мы ведь налагаем довольно много ограничений. Поэтому снижение стоимости предлагаемых нами кредитов имеет для нас определяющее значение.

В тех регионах, где банки конкурируют за наши кредиты, ставки для конечного заемщика постепенно снижаются. По нашим данным, средние ставки для малого бизнеса составляют уже менее 15% (что ниже, чем в начале года почти на 2%), и мы надеемся, что эта тенденция устойчивая.

И наконец, мы ставим себе цель по дальнейшему продвижению программы в регионах. Мы намерены присутствовать во всех 83 российских регионах РФ. Есть регионы, где мы пока не нашли партнеров - это всего 5 субъектов. Очень многое здесь зависит от региональных властей, от их политики в отношении малого бизнеса, наличия необходимой инфраструктуры поддержки. И, конечно, в разных регионах все складывается по-разному. Что касается банков, то мы пытаемся договориться о партнерстве с крупными игроками, которые имеют филиалы в этих "сложных" регионах, или прийти в данную область вместе с нашими продуктами по лизингу, т.е. найти альтернативные банкам способы реализации программы.

- Что Вы можете посоветовать банкам в нынешней ситуации?

- Основное, что хотелось бы отметить, несмотря на сложность периода, я уверена, грамотная кредитная политика, нацеленная на выстраивание долгосрочных партнерских отношений со своим малым и средним заемщиком - это выход для многих банков, укрепляющих свою рыночную позицию. Малые и средние предприятия в качестве заемщиков очень верные. Они не имеют возможности менять банки как перчатки (по примеру многих крупных предприятий), предъявлять им какие-то сверхтребования, устраивать тендер среди банков. Они составляют костяк клиентской базы. Поэтому те банки, которые повернутся лицом к этому сегменту, никогда не проиграют даже в сложных рыночных условиях. Кредитный портфель малых и средних предприятий - это актив, который при должном консервативном подходе в отборе заемщиков всегда будет приносить доход. 

Текст интервью О.В. Теплоуховой на портале РБК

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости