Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Алексей Кудрин, министр финансов России. Интервью информационному агентству "Рейтер"

МОСКВА, 16 июн (Рейтер) - России придется изменить устоявшуюся  практику расходования средств казны и регулирования экономики,  поскольку существующий набор инструментов - налоги, госинвестиции и  займы - уже не позволяет добиться качественного роста ВВП и закрыть  зияющую "дыру" в бюджете, сказал Рейтер министр финансов Алексей  Кудрин. 

Правительство сейчас пытается определить пути сокращения  бюджетного дефицита на ближайшие три года, и пока не может свести  концы с концами.  Кудрин сказал в интервью Рейтер, что  выступает за снижение госрасходов в части инвестиций, и видит  потенциал в уменьшении потерь при тратах "несокращаемой" социальной  части бюджета, на которую приходится 80 процентов.

"Чтобы снизить государственные расходы, нужно иметь очень четкое  администрирование многих расходов, начиная от качества услуг в  здравоохранении, включая качество строительства дорог и их стоимость,  включая оборонный заказ и регулирование цен и качества этой  продукции", - сказал Кудрин.

"Мы сейчас больше говорим про то, как работает милиция, что влияет  на всю нашу жизнь - то же самое можно говорить про любую  государственную службу в России и регулирование, будь то в бюджетной сфере, финансовых рынков или в корпоративном секторе", -  сказал Кудрин в интервью Рейтер в преддверии экономического форума  в Петербурге на этой неделе.

Изменить ситуацию помогут, в частности, ужесточение требований к  банкам и прогресс в регулировании корпоративных споров, сказал  министр.

"Только все вместе в комплексе заработает, если мы будем усиливать  качество администрирования государства во всех этих сферах... До сих  пор острой потребности в этом не ощущалось. Сейчас в период кризиса  стало более понятно, где у нас слабые места", - сказал Кудрин.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ

Кудрин назвал условиями восстановления экономики после 8-  процентного падения в прошлом году макроэкономическую стабильность  и умеренность в бюджетных тратах, что с началом предвыборной  кампании в 2011 году потребует политической воли. 
"Наша устойчивость будет зависеть от того, насколько мы будем  проводить строгую бюджетную и денежно-кредитную политику. Мы  снижаем дефицит бюджета,.. я думаю, это является ключевым, что  влияет на здоровье экономики, на доверие рынков", - сказал Кудрин,  назвав ориентиром сокращение дефицита до 5,4 процента ВВП в  текущем и до 3,3 - 4,0 процента в 2011 году. 
"Мы будем выбирать из комплекса мер, которые связаны с  сокращением расходов и повышением налогов...", - сказал он. 
Задача не из легких при нынешнем качестве управления госрасходами,  признал Кудрин и предложил государству не брать на себя новых  социальных обязательств, а инвестиции доверить частному бизнесу. 
"Социальные расходы... достигают 80 процентов в федеральном  бюджете. И они в целом не сокращаемы. Нам сейчас достаточно не  принимать новых решений и обязательств", - сказал Кудрин. 
"Это трудно, но это уже политическая воля и выбор. Наша задача при  подготовке бюджета - найти политический консенсус и в правительстве,  и на уровне президента. Будет ли он таким, как я себе представляю как  министр финансов, это мы увидим", - сказал он.

ЧИНОВНИКИ ИЛИ БИЗНЕС

Попытка поднять экономику силами чиновников за государственный  счет кажется Кудрину сомнительной, особенно с учетом традиций  освоения этих средств в России. 
"Ошибочное представление, что мы растем за счет государственных  инвестиций...Если вы расходы взяли у бизнеса, который умело работает  и заплатил налоги, то есть вы увеличили налоги и потратили на дороги.  Вопрос: где эти ресурсы эффективнее - у частного бизнесмена или через  госфинансирование?" - сказал Кудрин. 
По его словам, в странах с качественным администрированием  госрасходов их увеличение на 1 процент ВВП дает аналогичный прирост  экономики, тогда как в России эффект не превышает 0,3-0,4 процента  ВВП. Примерно те же 0,3- 0,4 процента ВВП экономика потеряет, если  государство соберет деньги на госинвестиции с бизнеса или займет на  рынке. 
"Нужно взвесить - мы хотим увеличить расходы за счет роста  дефицита и выхода на рынок заимствований, где мы будем опять  конкурировать с частным сектором,.. или мы хотим увеличить налоги и  опять же забрать у реального сектора? Эффект будет тогда вообще  нулевым", - сказал Кудрин. 
Он уверен, что инвестиционные расходы бюджета за 3-4 года можно  сократить примерно на 20 процентов в реальном выражении. 
Одновременно придется все же повысить налоги. Кудрин упомянул  рентные платежи в нефтегазовой и горно-металлургической отраслях,  налог на недвижимость, дивиденды госкомпаний и акцизы на триаду  товаров, от которых люди отказываются в последнюю очередь: бензин,  табак и алкоголь. 
"Если у вас есть активы - Газпром , Роснефть, Ростелеком, то ваш капитал должен приносить  прибыль и дивиденды. Улучшение качества администрирования этих  активов, управления ими может создавать хороший, устойчивый, более  высокий поток доходов". 
Рента и акцизы могут увеличить доходы казны на один - два процента  ВВП уже в ближайшее время, тогда как налог на недвижимость требует  многолетней подготовки, сказал Кудрин.

Интервью Кудрина Рейтер
МОСКВА, 16 июн (Рейтер) - Ниже приведены выдержки из интервью 
министра финансов РФ Алексея Кудрина Рейтер:

БЮДЖЕТ 

"Наша устойчивость будет зависеть от того, насколько мы будем  проводить строгую бюджетную и денежно-кредитную политику. Мы  снижаем дефицит бюджета 2010 года до 5,4 процента ВВП, в следующем  году мы сейчас ориентируемся на дефицит от 3,3 до 4,0 процента ВВП в  зависимости от консолидации всех наших резервов. Я думаю, это  является ключевым, что влияет на здоровье экономики, на доверие  рынков. 
У нас есть две стратегии - не тратить Фонд национального  благосостояния (в 2011 году) и чуть-чуть тратить. Более жесткий  вариант предполагает не тратить. Я сторонник не тратить".

РЕФОРМЫ

"Нам нужно смотреть за приоритетами расходов, качеством этих  расходов. Я думаю, что сейчас более остро встанет вопрос разных  институтов, что, на мой взгляд, пока еще до конца не почувствовалось  у нас в России. Точнее потребность такая существует, но чтобы быстро  начать строить или растить отдельные институты, вторая часть вывода  еще пока не пришла. 
Чтобы снизить государственные расходы, нужно иметь очень четкое  администрирование многих расходов, начиная от качества услуг в  здравоохранении, включая качество строительства дорог и их стоимость,  включая оборонный заказ и регулирование цен и качества этой  продукции. Все это требует существенного регулирования. 
Второе - регулирование финансовых рынков, кризис показал слабость  банков, это означает, что эту слабость нужно постепенно, очень  аккуратно устранять, усиливая надзор, уточняя требования к банкам.  Далее администрирование в корпоративном регулировании, в работе  акционерных обществ, разрешении споров. 
Только все вместе в комплексе заработает, даст эффект, если мы  будем усиливать качество администрирования государства во всех этих  сферах. До сих пор такой потребности острой, необходимости, в этом  качественном администрировании не ощущалось. Сейчас в период  кризиса стало более понятно, где у нас слабые места. 
Это очень тонкая материя регулирования на стороне государства.  Государство должно мобилизоваться для улучшения  администрирования. А хочется сделать упрощенней - спустить очередную директиву, переделать быстро закон, который к чему-то  снова будет всех обязывать, запрещать, ограничивать, и в результате,  предполагая, что мы боремся с недостатками действующей практики,  можем создать новую проблему. 
Это стало очевидно повсеместно. Мы сейчас больше говорим про то,  как работает милиция, что влияет на всю нашу жизнь, тоже самое можно  говорить про любую государственную службу в России и регулирование  будь то в бюджетной сфере, финансовых рынков или в корпоративном секторе."

СТАБИЛЬНОСТЬ

"Длинные деньги есть производная от экономической политики  правительства и прежде всего стабильности фундаментальных  показателей - платежного баланса, инфляции, курса, бюджетного  дефицита, налоговой нагрузки. 
Они обеспечивают ту среду, в которой бизнес может себе сказать - да,  я беру кредит под 7 процентов годовых, инфляция будет 3 процента в  ближайшие 10 лет, мой кредит будет окупаемым. 
В этом смысле создание такой стабильной для предпринимательства  среды, в которой можно себя прогнозировать, четко взвешивать  издержки,... - только она создает длинные деньги. Плюс институты. 
Я исхожу из того, что у нас не будет тут революций, резкого  изменения законодательства, резкого усиления присутствия государства  в экономике, попыток национализации. Я исхожу из того, что мы живем в  цивилизованной стране и этого не произойдет. Если это иначе, то, конечно, даже стабильная макросреда не сможет создать длинные  деньги и стабильную экономику. 
Я не думаю, что можно впрямую говорить, что у нас были попытки  национализации. В отношении ЮКОСа я не считаю так."

ГОСИНВЕСТИЦИИ

"Мы будем выбирать из комплекса мер, которые связаны с  сокращением расходов и повышением налогов. Социальные расходы  большую долю имеют в составе бюджета - если брать выплаты всех  пенсий, социальные фонды, зарплат, денежные довольствия, все  социальные пособия, такие как материнский капитал, и плюс трансферты  субъектам, они достигают 80 процентов в федеральном бюджете. И они  в целом не сокращаемы. 
Мы сейчас стоим на фазе, когда нам достаточно не принимать новых  решений и обязательств, тогда у нас действующие обязательства все  строго исполнимы, а инвестиционные расходы действительно, возможно,  нужно сократить в среднесрочном периоде процентов на 20 в реальном  выражении, где-то за три- четыре года. И в целом мы тогда можем  уложиться (в планы сокращения дефицита). 
Ошибочное представление, что мы растем за счет государственных  инвестиций. Экономический рост в большей степени зависит от  снижения инфляции, от устойчивости курсовой политики. Если это не  менять, то стимулы роста будут в разы расти больше, чем если бы это  было за счет госинвестиций. 
Госинвестиции на рост имеют прямое - делаем заказ для экономики и  увеличиваем спрос - и косвенное влияние, когда, например,  строительство дорог улучшает в конечном счете возможности для всей  экономики в целом. Но если вы эти расходы взяли у бизнеса, который  умело работает и заплатил налоги, то есть вы увеличили налоги и  потратили на дороги. Вопрос - где эти ресурсы эффективнее - у частного  бизнесмена, который достиг успеха, или через госфинансирование, то  есть забрать у частного инвестора и профинансировать. Поэтому это  зависит от определенного баланса налоговой нагрузки и потребности в  инфраструктуре. 
Есть один аспект - в странах, где качественное администрирование  госрасходов, влияние госинвестиций на рост примерно такой -  увеличение на 1 процент ВВП госрасходов увеличивает рост на 1  процент ВВП. А в странах с некачественным администрированием  госрасходов, увеличение на один процент расходов увеличивает рост на  0,3-0,4 процента ВВП. Поэтому для нашей страны увеличение  госрасходов на 1 процент дает меньше 1 процента прироста. 
А теперь нужно взвесить - мы хотим увеличить расходы за счет роста  дефицита и выхода на рынок заимствований, где мы будем опять  конкурировать с частным сектором и уменьшать прирост кредита  реальному сектору, или мы хотим увеличить налоги и опять же забрать у  реального сектора? То есть этот эффект будет тогда вообще нулевым.  То есть эти 0,3- 0,4 процента ВВП просто нивелируются тем, что мы  заберем этот же рост за счет того, что увеличим дефицит или увеличим  налоги. 
Это трудно, но это уже политическая воля и выбор. Наша задача при  подготовке бюджета найти политический консенсус и в правительстве, и  на уровне президента - это и есть формирование политического  совместного решения. Будет ли оно таким, как я себе представляю как  министр финансов, или оно будет скорректировано, - это мы увидим."

НАЛОГИ 
"У меня была группа "Деловой России", они вполне разумную  презентацию сделали, как бы они видели увеличение доходов за счет  неувеличения главных ставок разных налогов. Они считают, что нужно  повышать НДПИ и модернизировать систему сбора ренты с предприятий,  считают, что только на модернизации рентных платежей, прежде всего,  от нефти, газа и металлов, мы можем собирать до двух процентов ВВП.  Я согласен, что здесь есть определенный резерв, но не 2 процента ВВП  - от 0,5 до 1,0 процента ВВП я готов обсуждать. 
Второй источник - это имущественные налоги, но его нельзя быстро  сразу с 1 января мобилизовать, это выстраивание большой системы  оценок, контроля, введения дифференцированных ставок. Это система  очень потенциальная, но этот потенциал можно раскрутить года за  четыре в более современный налог на недвижимость. Мы сейчас готовим. 
Третье - акцизы на табак, алкоголь, бензин. Здесь тоже есть  интересный потенциал в этом налоге - до 0,5, а со временем до 1,0  процента ВВП. 
Четвертый источник - дивиденды. Если у вас есть активы - Газпром,  Роснефть, Ростелеком, то ваш капитал должен приносить прибыль и  дивиденды. Улучшение качества администрирования этих активов,  управления ими, может создавать хороший, устойчивый, более высокий  поток доходов."

ИЗБЫТОК КАПИТАЛА В МИРЕ

"Пузырь - это связано с большим объемом ликвидности в мире,  которая появилась в результате антикризисных мер, действий ЦБ и  фискальных пакетов правительств. Это создало искусственный спрос, в  том числе, на нефть, цена остается высокой. Это, конечно, создает дополнительный приток валюты и капитала. 
Процесс поднятия ставок, снижение фискальных пакетов постепенно  будет влиять на уменьшение этой опасности, этого риска. Нам нужно  более строго осуществлять надзор за финансовыми институтами, может  быть, дестимулировать некоторые краткосрочные инвестиции. 
Впрямую мы контроль за капиталом не планируем вводить. Мы  думаем, что острую фазу мы пережили, в которой это было более для  нас необходимо. Сейчас обратная ситуация притока, тоже некомфортно,  но, надеюсь, мы преодолеем период такой волатильности и  впоследствии будем получать больше плюсов от свободного притока  капитала."

КРИЗИС

"Сейчас мы переживаем отдельную стадию кризиса. Она  действительно является этапом выхода из кризиса, но это только этап.  Он пока еще в значительной степени опирается на поддержку  ликвидности Центральными банками мира и фискальных пакетов, что  позволяет поддерживать спрос в мире на металлы, нефть, которые для  нас являются важными. 
Пока что этот рост позволил оправится от шока предыдущего года, но  он не является на мой взгляд устойчивым как в мире, так и в России. И  первые серьезные сигналы из еврозоны, связанные с суверенными  дефолтами, это только одно из проявлений этого кризиса. Потому что оно может опять переброситься и на корпоративный сектор, увеличить  плохие долги. 
Россия очень сильно зависит от мирового рынка и мы в этом  убедились в период кризиса. Поэтому если такие тенденции сложатся в  мировой экономике - сократится спрос, в том числе, на энергоносители,  металлы, это, конечно, повлияет. Второй фактор - отток капитал -  развивающиеся рынки становятся более уязвимыми, это влияет и на  курсовую позицию. 
Все, что выше $60 за баррель - это для нас вполне комфортная зона."

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости