Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Александр Лысковский, генеральный директор компании Alawar Entertainment: «Бизнес – это не цифры и не деньги, а люди и энергия»

Александр Лысковский, генеральный директор компании и председатель Совета директоров Alawar Entertainment, окончил факультет информационных технологий НГУ. Во время учебы занимался прикладной наукой в области обработки особо крупных массивов данных и моделирования геофизических процессов. В 1997 году Александр основал компанию, которая через два года преобразовалась в Alawar Entertainment, на сегодняшний день одного из ведущих мировых издателей и крупнейшего дистрибутора казуальных игр в Рунете. В компании Alawar Entertainment Александр Лысковский занимается стратегическим планированием и оперативным управлением. Он также выступил соучредителем и организатором ряда профильных конференций и ассоциаций, в том числе Форума независимых разработчиков программного обеспечения (ISDEF), первой специализированной конференции по казуальным играм Casual Connect Kyiv, Конференции разработчиков игр (КРИ). В настоящий момент Александр Лысковский является бизнес-ангелом, входит в совет директоров нескольких IT-компаний.


ОПОРА-КРЕДИТ: Почему Вы решили заняться бизнесом именно в сфере компьютерных игр? Как все началось?

Александр Лысковский: Всего 11 лет назад я был обыкновенным студентом, который любил играть в компьютерные игры.

ОПОРА-КРЕДИТ: И, наверное, любите до сих пор?

Александр Лысковский: Уже нет. Но все началось именно с этого хобби. Я учился на факультете информационных технологий Новосибирского государственного университета (НГУ), и в процессе учебы начал программировать простенькие игры. Стало получаться. Вот так хобби стало работой. Но я уже давно не программирую, а руковожу компанией.

ОПОРА-КРЕДИТ: Как о Вас узнали Ваши первые клиенты?

Александр Лысковский Тогда Интернет был очень маленький. Стоило что-то написать, как о тебе сразу узнавали. Была такая история: в 2002 году у нас был свой сайт, где было указано, что мы занимаемся разработкой компьютерных игр. Наш потенциальный заказчик из Москвы набрал в поисковике «разработка компьютерных игр» и почему-то добавил слово «трехмерных». Он нашел 4 ссылки, объехал все эти компании - и в итоге выбрал нас. Таково на тот момент было состояние всей индустрии компьютерных игр в России. Тогда все друг друга знали, поэтому было просто находить нужных людей.

ОПОРА-КРЕДИТ: Это был Ваш первый крупный заказчик?

Александр Лысковский: Нет, до кризиса 1998 года мы делали большие игры, а после кризиса весь бизнес разработки компьютерных игр в России скоропостижно скончался. Цена на диск осталась около 100 рублей, а цена изготовления болванки, упаковка и т.д. была в долларах, и завод был «долларовый». В итоге, с легально проданной копии игры разработчик зарабатывал порядка 20 центов.. Выручка резко снизилась, да вдобавок упал спрос на игры со стороны потребителей, так как люди стали меньше тратить на развлечения. При такой конъюнктуре рынка невозможно было разрабатывать большие игры. Но у нас осталось 7 сотрудников, энное количество компьютеров и желание делать игры и писать «движки». В итоге мы придумали следующую модель.

Делаешь маленькую простую игру для американского рынка и выкладываешь ее в Интернете. Ее скачивают и покупают. Был такой тип продаж в Интернете. И так как нам платили в долларах, то выручка в рублях стала приносить нам огромные деньги. Так мы начали заниматься играми shareware, или «шараварными». (shareware - метод распространения программного обеспечения на рынке, при котором пользователю предлагается ограниченная по функциональным возможностям или по времени использования ознакомительная версия ПО – прим. ред.). На тот момент еще не было термина «казуальные» игры. Вначале мы делали эти игры, а потом стало понятно, что мы их можем хорошо продвигать, позиционировать и продавать, а не только программировать. Постепенно мы научились и рекламировать свои игры. Тогда к нам стали обращаться другие маленькие разработчики с просьбой продать их игры на Западе. Так мы стали брать игры сторонних авторов на дистрибуцию. В 2006 году мы закрыли разработку и стали издателями и дистрибуторами, работая с кучей внешних разработчиков. С тех пор в состав Alawar вошли несколько таких команд, ставшими нашими внутренними студиями.

ОПОРА-КРЕДИТ: Сколько у компании таких студий?

Александр Лысковский: Сейчас есть пять студий, где у нас контрольная доля. А собственная разработка закрыта.

ОПОРА-КРЕДИТ: С кем Alawar Entertainment конкурирует? И насколько острая конкуренция?

Александр Лысковский: На западном рынке очень острая конкурентная среда! Например, на североамериканском рынке в день выходит две игры. Чтобы с нашими 25-30 играми в год быть заметными, нужно делать очень качественные игры. С этой задачей мы справились, а попутно научились продавать игры и на новых рынках, где прежде подобного развлекательного контента не было. В России конкурентов у нас не осталось. Мы местные, всех знаем. Разделы с нашими играми можно найти на Mail.ru, Rambler и Microsoft. Работаем фактически со всеми крупными порталами и огромным числом известных сайтов. Приблизительно oколо 60% российского рынка у нас есть.

ОПОРА-КРЕДИТ: В каком направлении компания планирует развиваться дальше?

Александр Лысковский: Укреплять свои позиции на международном рынке. Идем тем же путем, что и в России. Работаем в Финляндии, Польше, Израиле и на Украине с сайтами, где много трафика. Чем больше стран, тем лучше для нашего развития.

Тем более, сейчас люди играют не только на компьютере, но и на телефонах, приставках. Мы портируем игры на все эти носители – iPhone, iPad, Nokia. Это тоже приоритетное направление развития.

ОПОРА-КРЕДИТ: Как сильно отличаются предпочтения людей из разных стран?

Александр Лысковский: В США любят сельские мотивы – «кантри». В Японии и Корее, естественно, выбирают стиль аниме, рисованных персонажей, вампиров. Но так как мы стараемся делать игру, которая пойдет на рынки всех стран, то используем универсальные символы и образы. На российском рынке мы выпускали игры и с Масяней (героиней популярного мультсериала), и Ильей Муромцем, с «Папиными Дочками» (по мотивам одноименного сериала), то есть с российскими медийными брендами. Что, конечно, не продается нигде, кроме России.

ОПОРА-КРЕДИТ: Сколько занимает процесс создания игры?

Александр Лысковский: Полгода-год. Разработка казуальной игры стоит 50-100 тыс. долл. Бывает и дороже, есть проекты и за 200 тыс. долл.

ОПОРА-КРЕДИТ: Как Вы оцениваете бизнес-климат в России?

Александр Лысковский: Проблема найти заемные средства. Например, мы нигде не могли получить кредит. В истории компании было несколько моментов, когда искали средства на развитие. Только в Европейском банке реконструкции и развития вроде бы для бизнеса удалось взять займ, но под залог личных квартир и автомобилей акционеров компании. То есть сейчас фактически нет никакой возможности получить кредитование для инновационного бизнеса в IT-сфере. Поэтому для того, чтобы привлекать средства, мы пользуемся внешними венчурными инвестициями. А вот взять кредит на несколько миллионов долларов в случае с нашей компанией крайне проблематично У нас нет акций на бирже, нет товарных остатков. Не знаю, типична ли эта проблема для банковской среды в России или она носит более широкий характер.

Зато нас не очень мучают налоговыми проверками (смеется – прим. автора) - мы входим в передовую десятку налогоплательщиков по нашему району в Новосибирске. Также нас не мучают пожарники и СЭС. То есть мы не сталкиваемся с тем, на что часто жалуются лидеры общественных организаций по поддержке малого и среднего бизнеса.

ОПОРА-КРЕДИТ: Сейчас мы наблюдаем всплеск интереса к теме инноваций. Насколько он спекулятивен? Верите ли в Вы в успешность Иннограда в Сколково? Получится ли что-нибудь полезное?

Александр Лысковский: Верю! Мы, кстати, входим в IT-ассоциацию «СибАкадемСофт» (некоммерческая организация, членами которой являются руководители крупнейших в Сибири IT-компаний. Среди клиентов компаний-членов - «Лукойл» (Россия), «Гейдельберг-СНГ», «Инмарко» (Россия), «МТС/ССС-900» (Россия), IBM (США), «Samsung America» (США), «Hewlett-Packard» (США), «SUN Microsystems» (США) – прим.ред). Эта ассоциация активно участвует в создании Новосибирского технопарка. Это практически как Сколково, только в Сибири. Но не считаю, что этот интерес даст огромный экономический всплеск. Скорее, это создание комфортной для общения среды.

Например, сидит десять мелких компаний в одном здании, приехал инвестор или представитель крупной компании – всем можно вместе пообщаться. Плюс на уровне бизнес-инкубатора могут эффективно решаться какие-то проблемы с налогами.

Я часто участвую в конференциях и круглых столах по малому бизнесу, думаю, что это все к чему-то приведет – хотя бы объем общения на тему бизнеса, инноваций, инвестиций и развития вырастет. Появляется среда для общения. Даже если государственные деньги не пойдут в бизнес, и не будет системы «одного окна», то как минимум есть возможность поговорить, что очень полезно.

Особенно когда мы выезжаем за пределы МКАДа, то видим, как мало инновационного бизнеса. Если говорить про IT-бизнес, то за пределами Москвы мало IT-компаний, а возможность пообщаться с себе подобными очень важна. Если будет создаваться больше технопарков, то это сформирует среду для общения этих компаний. Вероятно, появятся возможности для инвестирования, но ВВП в два раза это не увеличит.

ОПОРА-КРЕДИТ: А Вы лично занимаетесь инвестициями?

Александр Лысковский: Занимаясь привлечением инвестиций в Alawar Entertainment, я понял, что это интересный процесс. Но не столько наука или ремесло, сколько искусство – быстро разобраться в деятельности компании, сможет ли конкретный бизнес-лидер или команда совершить какой-то переворот в индустрии, чего-то добиться или построить. Преодолеть «долину смерти». Когда на самого меня инвесторы смотрели вот такими глазами и говорили, что они знают про меня и мою компанию больше, чем я сам. Это вызвало у меня интерес. Я в этой сфере поработал, в том числе и как консультант по сделкам, посидел в инвестиционных советах и проинвестировал несколько компаний сам. Пока результат, наверное, не очень положительный. Из трех развивается пока одна компания, которая работает в IT-сфере. Одна еще «полудохлая». И еще одна компания умерла.

ОПОРА-КРЕДИТ: Почему умерла?

Александр Лысковский: Одна из компаний, которая не выжила, занималась пошивом профессиональной одежды. Как раз на них негативно сказался бизнес-климат – замучили проверками, сертификациями. Плюс еще были сложности с логистикой. Воровство. То, с чем я никогда раньше не сталкивался. Я, со своим опытом работы в IT, не мог им помочь. В итоге ничего не получилось.

А с IT-компанией я понимал, что сделать, так как хорошо знаю специфику рынка. Они занимаются программным обеспечением, но не в сфере игр. Все растет. По деньгам сказать ничего не могу, пока у меня нет «выхода» как у бизнес-ангела, нет прибыли. Я там раз в месяц появляюсь на совете директоров и «вещаю». Возвращаюсь потом в Alawar Entertainment и вижу, как мы выглядим со стороны. Ценю опыт, который получил, запуская бизнес чужими руками.

ОПОРА-КРЕДИТ: Как-то Давид Ян сказал, что на первом этапе бизнес-ангел смотрит даже не на идею или бизнес-план, а на лидера и команду. Насколько типичен такой подход?

Александр Лысковский: Согласен с этим мнением. Это всегда интересно понять, как конкретные люди влияют на бизнес. Бизнес – это не цифры и не деньги, а люди и энергия. За всем, чем угодно, включая это кафе, где мы беседуем, стоят люди, чаще один-два человека. И их идея, стратегия, энергия, готовность вливать эту энергию и продвигать бизнес. С такими людьми всегда интересно общаться, что я и делаю, если они вызывают у меня интерес. И если я верю в нишу, которую они предлагают, то я готов дать им денег. Немного, конечно. Я не самый богатый бизнес-ангел. Причем, часто люди нуждаются даже не в деньгах, а в возможности пообщаться, завязать связи. Получить практические советы. Если говорить об IT-бизнесе, то люди часто могут придумать отличную идею, но при этом они плохо считают деньги и не умеют управлять людьми, формализовать стратегию, которую сами придумали. Еще они боятся крупных компаний. Сомневаются в своих силах. Например, говорят: «Как же я приду в «Hewlett-Packard» и предложу свои разработки?». Нормально, иди и общайся!

ОПОРА-КРЕДИТ: То есть не верят в себя?

Александр Лысковский: Именно. Не верят в то, что могут быть интересны крупному бизнесу или государству. Ведь сейчас много государственных программ, связанных с поддержкой МСБ. Мы в рамках «СибАкадемСофта» решаем очень важную задачу. Например, к нам приходит мэрия Новосибирской области. Рассказывает, что у них есть деньги на автоматизацию, что нужно написать программу, но к ним никто не идет, а деньги выделены до конца года и пора запускать процесс разработки. Рядом с нами есть мелкие компании, где работает всего по 10 человек, которые делают такие программы, но никогда не пойдут в мэрию, думая, что с ними откажутся работать. А мы помогаем им поверить в свои силы. Причем, рассказать им о возможности получить такую работу, порой гораздо эффективнее, чем давать средства как бизнес-ангел.

ОПОРА-КРЕДИТ: А в чем, на Ваш взгляд, искусство управлять людьми?

Александр Лысковский: Только один рецепт – надо видеть в них людей. У нас 200 сотрудников работают, 10 ключевых из них должны быть не «винтиками» в глазах руководителя, а людьми со своими проблемами, в том числе семейными. С ними нужно общаться, понимать, как они растут, чего хотят. В какой-то степени дружить с ними и строить команду. И такая же система должна быть дальше у руководителей департаментов, отделов.

ОПОРА-КРЕДИТ: Насколько Вас интересуют чужие истории успеха?

Александр Лысковский: Мы знакомы и делали проект для Владимира Довганя. Я запомнил, как он сказал, что читает только книжки, написанные миллионерами. А когда сам стал миллионером, то – миллиардерами. Книги всяких бизнес-тренеров или журналистов он не читал вообще. Очень часто, безусловно, книги пишут не сами миллионеры и миллиардеры, а в тандеме с журналистом. Если остатки прямой речи есть, то получается замечательно. Есть очень удачная книга Максима Котина «Чичваркин Е…гений».. Люди, которые сами что-то построили, пишут интересные книги. Еще я читаю блог Тинькова в ЖЖ. Но, конечно, важнее всяких книг – возможность общаться с такими людьми лично. Поэтому я участвую в большом количестве тусовок, где собираются успешные бизнесмены. Хожу на конференции, выставки, форумы.

ОПОРА-КРЕДИТ: Есть примеры, когда предприниматель создает успешный бизнес, потом продает его, снова создает новый не менее успешный, и опять продает. Серийное предпринимательство насколько Вам близко на уровне идеи?

Александр Лысковский: Как-то к нам с партнером пришел более крупный игрок на рынке и предложил купить нашу компанию. Мы посчитали с партнером наши зарплаты, дивиденды и подумали, что если продадим компанию, год или два поработаем по найму, а потом положим эти деньги в банк, и нам будут капать проценты как рантье, то это будет столько же, сколько мы получали на тот момент в качестве зарплаты. Поэтому возник вопрос, какой у нас стимул работать дальше, если уже сейчас можно не работать, не меняя уровня жизни. Это был момент истины. Тогда мы поняли, что нам нравится создавать что-то крупное, работающее, приносящее пользу людям. И это важнее, чем деньги. Поэтому мы, видимо, работаем не ради денег. Но это, конечно, не значит, что мы какие-то супермиллионеры.Так что бизнес – это не только деньги, но возможность создавать что-то интересное и большое.

ОПОРА-КРЕДИТ: У компании есть девиз?

Александр Лысковский:: Мы занимаемся развлечениями, поэтому нам близок по духу девиз компании Disney – «дарить улыбки миллионам». Мы создаем игры для массовой аудитории.

ОПОРА-КРЕДИТ: Считаете ли Вы себя успешным человеком?

Александр Лысковский: Да, я считаю себя успешным человеком и бизнесменом. У меня двое детей. Много времени, чтобы заниматься хобби. Сноуборд для меня уже не совсем хобби, а болезнь, которая не лечится. Если заразиться, то все. Еще я занимаюсь цифровой фотографией – уделяю этому много времени. Мне нравится, что я могу развиваться в чем-то новом для себя. Танцую сальсу - и для любителя очень неплохо.

Для меня важно, что я добился успеха не только в области бизнеса, но и развиваюсь в творческом плане. А как бизнесмен горжусь тем, что преодолел несколько «долин смерти», построил успешно развивающийся и инвестиционно привлекательный бизнес. Еще я много путешествую вместе с семьей, но часто совмещаю это с бизнесом. Так как он у нас международный, то есть имеется возможность поездить по всему миру. Если я приезжаю в Голландию, например, на переговоры, то у меня есть возможность выделить время, чтобы посмотреть страну.

ОПОРА-КРЕДИТ: А какая страна у Вас самая любимая?

Александр Лысковский: Россия!

ОПОРА-КРЕДИТ: И в плане путешествий тоже?

Александр Лысковский: Конечно. Я много где бываю. Но Эльбрус, Шерегеш – для сноубордиста это культовые места. Хотя в Альпах тоже неплохо.

ОПОРА-КРЕДИТ: Вы бы хотели, чтобы ваши дети в будущем занимались тем же, чем и Вы? Хотите, чтобы ваш бизнес стал семейным?

Александр Лысковский: У меня два сына – 5 и 8 лет. Это уже тот возраст, когда можно ставить их на сноуборд, но о бизнесе еще очень рано говорить. И моя жизнь как родителя совсем не связана с работой. Хотя, когда они играют в мои игры, мне приятно! Старший еще играет в World of Warcraft. Причем, даже лучше, чем я. Но я, конечно, ограничиваю время, которое они проводят за компьютером и телевизором.



Источник: http://www.opora-credit.ru/       Беседовала Ольга Монина
Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости