Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Юрий Симачев, заместитель директора ОАО «Межрегиональный аналитический центр»: Переход к дефицитному бюджету – очень болезненный процесс. Часть вторая

Беседуя с Юрием Симачевым о вопросах, связанных с рассмотрением бюджета на 2010 – 2012 годы, мы прервались в тот момент, когда речь зашла о готовящемся повышении целого ряда ввозных пошлин. С этого вопроса мы и продолжаем беседу.

- Юрий Вячеславович, не кажется ли Вам, что у нас сегодня нет последовательной и заранее просчитанной политики, касающейся таможенных пошлин?

- Если говорить о таможенных пошлинах, то у меня есть ощущение, что в данном вопросе политика правительства была достаточно непоследовательной и до кризиса. Я имею в виду создание при помощи таможенных пошлин специальных условий для осуществления ряда крупных проектов. Здесь же надо назвать введение временных пошлин в качестве защитных мер.
При этом не было четких объяснений, при каких условиях и в течение какого времени эти пошлины будут сохраняться, будут ли они увеличиваться или уменьшаться. То есть была непрозрачна сама последовательность действий: насколько это изменение таможенных пошлин является адекватным, свободным от лоббирования и к каким приводит результатам (там очень тонкая грань и могут периодически приниматься регулярные решения). А ведь гражданскому обществу хотелось бы знать, что там лежит на чаше весов, что стало в какой-то момент перевешивать.
С одной стороны, да, - условия конкуренции, условия в плане разумных цен для потребителя, возможность для него приобрести продукцию высокого качества. С той же стороны – условия, позволяющие нашим компаниям развивать производство, повышать производительность труда, внедрять инновации. Но есть и другая сторона. И с этой стороны – проблемы ценовой конкуренции на рынке, проблемы поддержки отечественных производителей, проблемы отдельных территорий, где расположены такие производства. И все эти проблемы, естественно, удерживаются в равновесии, в том числе с помощью таможенных пошлин.
Это – нормальное положение вещей. Но я сказал бы, что у нас, к сожалению, недостаточно прозрачности в действиях государства. А она необходима. Самое же главное – многие вещи, которые заявлялись как вещи структурные, направленные на дальнейшую модернизацию экономики, сейчас все больше начинают приобретать оттенок, связанный с получением дополнительных доходов для бюджета.
Так, к сожалению, когда речь заходит о приватизации государственных предприятий, пакетов акций, находящихся в государственной собственности, все чаще мы слышим комментарии, смысл которых в том, что очень важно делать это масштабно, чтобы были существенные поступления в бюджет. А ведь начиналось все это с других позиций. Начиналось с заявлений, что необходимо разгосударствление экономики, что нужно привлечение иностранных инвесторов, что требуется развитие конкуренции в ряде отраслей. А сейчас, как мне кажется, исходя из целого ряда заявлений и комментариев, постепенно начинает выходить на первый план старая линия: приватизация должна стать важнейшим источником дополнительных средств в бюджет. А это меняет основное направление процесса, поскольку дает возможность для альтернативных решений и по способам приватизации, и по подходам к тому, что именно надо приватизировать.

- Но, если вернуться к таможенным пошлинам: Вот, как только было объявлено, что мы поднимем на 15% пошлины на молочные продукты.
Тут же выступил с комментариями председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко, который сказал: «Это важное решение для отечественных производителей, которым приходилось конкурировать с дотационной импортной продукцией, поступающей на российский рынок по демпинговым ценам». При этом он выразил уверенность, что повышение пошлин не повлияет на конечную цену для потребителей. А если что — поможет Республика Беларусь, импортные пошлины для нее не действуют. Договоренность на этот счет достигнута между министрами сельского хозяйства России и Белоруссии.
Однако вслед за его выступлением сначала пошли комментарии о росте цен на внутреннем рынке на 5%. А затем выступил ряд экспертов, по мнению которых, с повышением пошлин цены подрастут. Причем не только на импортные молочные продукты, но и на отечественные. «По году можно ожидать роста цен на молоко порядка 20%, а с новыми пошлинами — в пределах 25% к уровню конца 2009 года, — полагает аналитик «Атона» Иван Николаев. Не стоит забывать, что в 2009 году цены на молоко оказалось самыми низкими за последние 15 лет.
Чьи же интересы защищает в таком случае государство?

- Видите ли, с молочным производством у нас всегда были существенные проблемы. У нас есть разные производители, с разной рентабельностью. Но у меня ощущение, что в нашем сельском хозяйстве в последнее время происходили существенные позитивные сдвиги. Формируется довольно много современных компаний, компаний с современными технологиями, которые обеспечивают производство современных продуктов.
И все-таки мне кажется, что поддерживать сельское хозяйство нужно не столько через таможенные пошлины, сколько через льготное кредитование, через соответствующие программы поддержки передовых производств.

- Да, ведь таможенная пошлина дает только конкурентные преимущества перед зарубежными производителями, и больше ничего.

- Я не могу профессионально комментировать молочную отрасль, поскольку не знаю всех нюансов, существующих там. Но скажем честно: все производители, прежде всего, бьются за то, чтобы рынок, на котором они работают, был более защищенным. Но это, как правило, приводит к снижению мотивации в развитии собственного производства. А перегнуть палку во введении протекционистских мер очень легко: там такие зыбкие и такие тонкие границы. Конечно, если взять и обнулить пошлины, не помогая при этом собственному сельскому хозяйству, его можно и убить. Но здесь все – вопрос акцентов: перекос в любую сторону к добру не приводит.
Мне кажется, что вопрос таможенных пошлин должен рассматриваться так, чтобы сохранялась безусловная конкуренция с западными производителями. Но все же нужен контроль за конечными ценами и при этом нашим производителям нужно помогать, причем не в плане текущего кредитования, а в плане кредитования инвестиционных проектов, проектов, связанных с модернизацией производства. И здесь необходимы разнообразные подходы, прежде всего, привлечение иностранных инвесторов, поскольку российский рынок может быть для них интересен. К тому же наше сельское хозяйство уже продемонстрировало свой неплохой экспортный потенциал, так что можно заниматься поддержкой именно экспортных направлений.

Беседовал Владимир Володин

Сочинский Международный Кинофестиваль и Кинопремии.
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ДАВЛЕНИЯ НА БИЗНЕС
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости