Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

«У инноваций должен быть потребитель»

 В четверг, 22 июля, стартует конференция, посвященная венчуру и инновациям — iCamp-2010. Накануне события ОПОРА-КРЕДИТ встретилась с организатором конференции iCamp Евгением Савиным.

Евгений, также являющийся руководителем проекта UNOVA и директором предпринимательского конкурса "Бизнес инновационных технологий" (БИТ), рассказал, что общего между инфраструктурой поддержки инноваций в России и компьютером без операционной системы, а также на какие «инновационные тусовки» делится сегодняшнее российское сообщество.


ОПОРА-КРЕДИТ: Евгений, Ваш проект UNOVA.ru полностью соответствует основному принципу успешной компании, сформулированному Гаем Кавасаки: вы меняете мир к лучшему. Когда проект создавался, это было для вас приоритетом?

Евгений Савин: Да, ведь предприниматели - это люди, которые двигают мир, страну, экономику, общество к чему-то лучшему, потому что не могут довольствоваться тем, что есть. В России есть определенная проблема с предпринимательской культурой, и то, что мы делаем, - это наш личный небольшой вклад в ее развитие.

ОПОРА-КРЕДИТ: Вы считаете, что развитию предпринимательства в России больше мешают проблемы ментального характера, нежели внешние преграды?

Евгений Савин: Абсолютно! Ведь предпринимательство - это состояние души. Предпринимателю не нужна внешняя мотивация для действия, потому что эта мотивация живет у него внутри и постоянно толкает его вперед. Он работает не за деньги, не за славу, которые он тоже получает, а за нечто, известное только ему. В этом - его сила. Когда ты делаешь бизнес, все вокруг тебя рушится и идет не так, как ты задумал, но предпринимателя что-то удерживает от того, чтобы он не развалился, не скис и продолжал идти вперед. И даже наоборот: он только сильнее собирается, его ударная сила увеличивается. Эти личные качества не имеют никакого отношения к инфраструктуре поддержки инноваций. Она тоже важна, но это все внешние вещи. Это железо, а не софт.

ОПОРА-КРЕДИТ: Если господдержка будет происходить только на уровне “железа”, этого не будет достаточно?

Евгений Савин: Я много ездил по стране, видел множество технопарков и бизнес-инкубаторов. Это были красивые, хорошо оборудованные бизнес-центры, в которых было приятно находиться, но, зачастую, с точки зрения инноваций там не было контента. Если придерживаться технической терминологии: это компьютеры, в которых нет операционной системы, и, следовательно, просто куски железа. Железо мы уже сделали, а как им пользоваться, пока точно не знаем. Это требует определенного времени, так как предпринимательство - это культурное явление, и необходимо, чтобы общество к нему привыкло, чтобы люди не тыкали пальцем в человека на дорогой машине. Это долгий, социальный процесс, которым нужно целенаправленно заниматься, и он не начинаются и не заканчиваются бизнес-инкубаторами. Надо, чтобы народ, в самом широком смысле слова, понимал, что деньги можно зарабатывать честно, и что, если у тебя есть деньги, значит, ты их честно заработал, и это надо уважать. Слишком долго предпринимательство в нашей стране считалось преступлением, и все это еще хранится в народной памяти.

ОПОРА-КРЕДИТ: Вы думаете, что проект Сколково так же будет сложно наполнить “жизнью”?

Евгений Савин: Сколково находится в хорошей ситуации, потому что до того момента, когда его нужно будет чем-то заполнять, есть еще время: по словам Дворковича [помощник президента РФ – прим. ред.] первые резиденты появятся там через 2-3 года. Несколько лет активных разговоров - это возможность создать, позаимствовать, своровать и адаптировать необходимую методологию. Вокруг Сколково собирается множество интересных и толковых людей, надеюсь, что они сумеют найти общий язык. Другой вопрос в том, что в России есть множество мест, которые на 50% уже готовые Сколково: там есть инфраструктура, люди, механизмы, идеология. Зачем строить с нуля? Безусловно, все эти центры в итоге должны объединиться в некую цепочку и работать вместе.

ОПОРА-КРЕДИТ: Возможно ли, что Россия сможет перескочить несколько стадий экономического развития за такой короткий срок?

Евгений Савин: Не могу сказать, что я в это искренне верю, потому что в России есть очень большой груз нефти и газа. Это нынешний груз, а если посмотреть на историю, то последние сто лет Россия имела сырьевую экономику: когда не было нефти, было зерно. Это целый политико-экономическо-культурный уклад жизни, мировоззрение общества. Те изменения, которые сейчас ставятся в качестве цели, фундаментальны. Честь и хвала тем, кто их сможет реализовать, но это не может случиться быстро, легко. Очевидно, что Газпром не будет меняться. Наверное, он и не должен. Но появится некий противовес ему: та самая инновационная экономика, и то, как они будут взаимодействовать между собой, пока не понятно. Главная проблема в том, что у инновации должен быть потребитель. Если у нас в стране не будет спроса на инновации, это будет противоречить главному закону бизнеса: продавать нужно там, где есть покупатель.

ОПОРА-КРЕДИТ: Может ли быть спрос на инновации в России, пока не удовлетворены многие базовые потребности потребителей?

Евгений Савин: Это важный вопрос. Инновациями обычно занимаются люди либо сумасшедшие Дон Кихоты, либо люди, которым скучно. У скучающих людей уже многое есть, и им хочется чего-нибудь еще, им не сидится на месте. Для того, чтобы развивать инновационную экономику, нужно чтобы в стране уже было достаточное количество булочных, кафе, ресторанов. Сначала люди должны наесться, одеться, съездить отдохнуть, купить себе машину, жене машину, а инновации – это уже следующий этап.

ОПОРА-КРЕДИТ: Существует ли сейчас проблема финансирования инновационных проектов?

Евгений Савин: Говоря об инновациях, мы порой забываем, что это не просто нечто красивое, новое и необычное, а бизнес, у которого есть четкие законы. Привлекать инвестиции - тоже бизнес. Недаром, сейчас появились люди, которые создают компанию, привлекают инвестиции, а через 2 года закрываются и начинают новый проект. Подавляющее большинство молодых людей, у которых есть идеи, имеют слабое представление о бизнесе. Самое страшное, что с ними может случиться, это если им все-таки дадут денег. Одно дело заявить о том, что для развития компании вам нужен миллион, а другое дело - отвечать за свои слова. Я сам когда-то был таким, и узнаю в них самого себя. На самом деле, на рынке нет проблемы денег, есть проблема менеджмента, команды, проработанных проектов. К правильному предпринимателю деньги тянутся сами.

ОПОРА-КРЕДИТ: А для начинающих предпринимателей есть сейчас что-нибудь интересное?

Евгений Савин: Есть серия мероприятий, таких как Hackday, Harvest, Startup Camp, которые позволяют пусть и в игрушечном формате получить первичный опыт о том, что такое проект, как его создавать, как работать в команде. Тем более, многие проекты затем вырастают “в натуральную величину”. В моем проекте iCamp есть несколько важных вещей, которыми я очень дорожу. Во-первых, это открытость мероприятия: каждый может приехать, во-вторых, мероприятие неформальное, проходит не в московской гостинице, а на свежем воздухе, где людям общаться намного проще.

ОПОРА-КРЕДИТ: Сформировалось ли уже сообщество людей, занимающихся инновациями в России?

Евгений Савин: Я обратил внимание, что существует две “инновационные тусовки”. Во-первых, старт-аперское сообщество молодых людей, как правило, ай-тишников, и у них свой круг общения. Во-вторых, те, кто участвует в инновационных форумах. Это люди совсем другие: взрослые, опытные, представляющие большие компании, например, “Роснано”,“РВК”. Они тоже занимаются правильным делом. Я пока не совсем понимаю, какая между ними связь, и каким образом они взаимодействуют между собой.

ОПОРА-КРЕДИТ: Вы могли бы уже подвести некоторые итоги возглавляемого вами конкурса БИТ?

Евгений Савин: Это конкурс национального масштаба, сейчас мы находимся на финишной прямой: на iCamp’е пройдет полуфинал, а финал будет осенью. Конкурс выявил своеобразную тенденцию: каждый российский регион специализируется на своих темах. В московском конкурсе преобладали IT проекты, на Дальнем Востоке - биологические, на Урале - машиностроительные, хотя победил проект, связанный с 3D-моделированием. Общее наблюдение: во всех БИТах участвовали и побеждали проекты, которые находятся на стадии прототипа, то есть это уже не просто бизнес-идеи, это компании, находящиеся в ожидании бизнес-ангела.

ОПОРА-КРЕДИТ: У всех ваших проектов есть общая цель?

Евгений Савин: Я вижу позитивные движения на российском рынке, но пока что он остается очень лоскутным, разрозненным. У нас образовалось большое количество маленьких озер, а поскольку между ними нет течения воды, они стали зарастать, заболачиваться, портиться. Для того чтобы экосистема жила, нужно, чтобы ручеек бежал: проекты сначала отбирались, попадали в бизнес-инкубаторы, получали первые субсидии, лучшие находили бизнес-ангелов. Из маленьких городов бежали бы ручейки и объединялись в реки. Моя цель – помочь в формировании живой экосистемы.

Международный обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Наталья Прокина, http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=17704

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости