Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Юрий Симачев, заместитель директора ОАО «Межрегиональный аналитический центр». Как же проводить модернизацию. Часть первая

С Юрием Симачевым, известным аналитиком, неоднократно выступавшим на страницах нашего сайта, мы беседуем сегодня о популярной ныне теме модернизации российской экономики.

- Юрий Вячеславович, чуть больше полугода назад мы с Вами говорили о модернизации и проблемах создания инновационной экономики. И, заканчивая тот разговор, Вы сказали, что где-то через полгода можно будет вернуться к этому вопросу и посмотреть, что за это время произойдет. Полгода прошло, давайте вернемся к этой теме.
У нас уже есть в качестве одного из краеугольных камней будущей модернизации проект Сколково (и прославленный, и ославленный еще до открытия).
У нас уже заметно явное расхождение во мнениях по этому вопросу между президентом и премьер-министром. Если президент хочет создать с нуля российскую Силиконовую долину, то премьеру больше по душе развитие тех научных центров, которые остались еще с советских времен.
На нашем сайте не так давно была опубликована беседа с работником Минвуза Андреем Николаевичем Колесниковым который занимается претворением в жизнь идей, заложенных в последние федеральные законы, касающиеся финансирование вузов и НИИ, создающих в своих стенах фирмы, занимающиеся инновационной деятельностью. Это – тоже одно из направлений модернизации. А как Вы бы прокомментировали ситуацию?

- Начнем, наверное со Сколково, поскольку о нем так много говорят и пишут. На самом деле, Сколково – проект действительно масштабный. Поскольку же это проект довольно точечный, для освещения удобный, он и занимает значительное место в медийном пространстве. А вот в плане событий, где что сделано, или где идет какое-то движение, было бы неправильно не упомянуть, продвижение в других местах и сферах. Такое движение есть. Оно наблюдается. Оно отмечается экспертами. Да, оно представляется не настолько быстрым, как хотелось бы. Но оно есть по целому ряду направлений.
Первое направление – все, что связано с деятельностью по приоритетам модернизации, которые объявлены президентом. И здесь лично я выделил бы один приоритет – приоритет, связанный с энергоэффективностью. Я выделил бы его по той причине, что именно в нем виден комплексный подход, то есть опора на изменение законодательной базы, опора на изменение соответствующих рынков, опора на разумное налоговое стимулирование в этой сфере и опора на активное участие в этих процессах регионов. Это я считаю очень неплохим комплексом мер и действий (причем достаточно серьезных, достаточно подробных): вспомните те законы, которые уже приняты. Вспомните те меры, которые планируются по налоговому стимулированию, связанного с приобретением компаниями энергоэффективного оборудования. Вспомните о запланированных льготах по налогу на имущество в течение определенного срока. Мне кажется, это направление очень важно. Оно не дает моментальный эффект, но определяет некий технологический тренд развития экономики и задает существенные ориентиры и для регионального развития, и для поведения многих игроков на рынке. А это, разумеется, хорошо. Причем это изменение поведения опять же связано с модернизацией, с инновациями.

- Но это – лишь одно направление.

- Второе направление, которое мне тоже кажется очень важным, это – поддержка развития исследовательских университетов и поддержка развития вузовской науки. В этом направлении мне представляется очень важным наличие некоторых перспектив формирования определенных центров компетенции, центров превосходства, которые обеспечивали бы эффективное взаимодействие бизнеса с сектором исследований и разработок. Формирование центров, которые были бы способны переваривать и преобразовывать результаты научных исследований и разработок в коммерческие технологии.
На самом деле, как мне кажется, смысл всего этого не в том, чтобы только в вузах проводили исследования. Нельзя их рассматривать как альтернативу академическим институтам. Речь идет о том, что вузы сегодня, в силу многоаспектности их связей с бизнесом (а прямая и классическая их связь с бизнесом – это подготовка кадров), начинают активно заниматься исследованиями. Причем исследованиями нужными и важными для бизнеса. Вузы начинают заниматься комплексом работ, связанных с инновациями, будь то инжиниринг, будь то тестирование, сертификация новой продукции.
Это, конечно, важно, но, опять же, очень важно, чтобы вузы могли организовывать и осуществлять достаточно сложные проекты. Исследовательские проекты в интересах бизнеса, в рамках которых при участии академических институтов, государственных научных центров, различных других структур, действующих на рынке исследований и разработок. Эти вопросы опять же довольно долго прорабатывались, но сейчас произошел как бы всплеск конкретных мер. Вышли постановления правительства 218, 219 и 220, связанные и с поддержкой инфраструктуры вузов, и с тем моментом, который мне кажется особенно важным: компаниям предоставляются субсидии в плане компенсации части их расходов при реализации инновационных проектов, в рамках которых они заказывают исследования и разработки вузам.

- По-моему, в этих постановлениях НИИ тоже фигурируют.

- Очень может быть. Не берусь утверждать.

- Видите ли, Юрий Вячеславович, Андрей Николаевич Колесников, занимающийся этими вопросами непосредственно в Минобре, уверяет, что НИИ в названных Вами постановлениях упомянуты тоже. Просто об этом гораздо меньше говорят, поскольку в вузах уже существовало (во всяком случае, на момент нашей с ним беседы) 225 таких фирм, а при НИИ их были единицы.

- Не будем путать вопросы. Я сейчас говорю о субсидиях, которые даются бизнесу, который хочет организовать инновационный проект и заказать исследовательскую работу вузу или НИИ. И другое направление – поддержка малых фирм, создаваемых при научно-образовательных учреждениях. И касается это, естественно, всех субъектов данного сектора, а не только вузов. И тех, кто работает в форме учреждений (это тоже очень важное направление, связанное с коммерциализацией результатов работ).
Но, мне кажется, что все это важно, все это существенно, необходимо обеспечить этот приток сил, это расширение круга субъектов. Со всем этим я согласен. И мне еще более важным кажется, чтобы бизнесу было продемонстрировано, что при такой стартовой государственной поддержке ему предлагается поэкспериментировать, попробовать работу с научными организациями. В частности с вузами. Поработать с ними в своих интересах. Вдруг где-то у кого-то получится, вдруг понравится. И тогда можно ожидать, что бизнес будет более широко сотрудничать с организациями в научных сферах. То есть такая попытка запустить новые научно-производственные партнерства. Может быть, какая-то их часть и окажется достаточно устойчивой.

- По-моему, тема научно-производственного партнерства Вам очень близка. Вы часто ее поднимаете.

- Да. Мы все время говорили (и я об этом говорил в прошлый раз), что у нас недостаток сильных инструментов, которые стимулировали бы связь между наукой и производством. Все инструменты связаны либо со стимулами для бизнеса (уменьшаются налоги, когда речь идет об их расходах на НИОКР), либо со стимулами для научных учреждений: так до кризиса для них увеличивалось финансирование при работе в этих сферах. Но при этом у нас было откровенно мало инструментов, которые способствовали бы непосредственно совместной работе научных организаций коммерческих производственных предприятий в рамках инновационных проектов. И сейчас запускается один из таких немногих инструментов, который должен стимулировать их совместную работу над такими проектами, причем сразу ориентировать их на интересы бизнеса. Сразу ориентировать это на то, чтобы в данном случае вузы могли продемонстрировать свои возможности и свою полезность для развития бизнеса. Мне кажется, это очень важно.

Окончание следует

Беседовал Владимир Володин

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости