Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Юрий Симачев, заместитель директора ОАО «Межрегиональный аналитический центр». Как же проводить модернизацию. Часть первая

С Юрием Симачевым, известным аналитиком, неоднократно выступавшим на страницах нашего сайта, мы беседуем сегодня о популярной ныне теме модернизации российской экономики.

- Юрий Вячеславович, чуть больше полугода назад мы с Вами говорили о модернизации и проблемах создания инновационной экономики. И, заканчивая тот разговор, Вы сказали, что где-то через полгода можно будет вернуться к этому вопросу и посмотреть, что за это время произойдет. Полгода прошло, давайте вернемся к этой теме.
У нас уже есть в качестве одного из краеугольных камней будущей модернизации проект Сколково (и прославленный, и ославленный еще до открытия).
У нас уже заметно явное расхождение во мнениях по этому вопросу между президентом и премьер-министром. Если президент хочет создать с нуля российскую Силиконовую долину, то премьеру больше по душе развитие тех научных центров, которые остались еще с советских времен.
На нашем сайте не так давно была опубликована беседа с работником Минвуза Андреем Николаевичем Колесниковым который занимается претворением в жизнь идей, заложенных в последние федеральные законы, касающиеся финансирование вузов и НИИ, создающих в своих стенах фирмы, занимающиеся инновационной деятельностью. Это – тоже одно из направлений модернизации. А как Вы бы прокомментировали ситуацию?

- Начнем, наверное со Сколково, поскольку о нем так много говорят и пишут. На самом деле, Сколково – проект действительно масштабный. Поскольку же это проект довольно точечный, для освещения удобный, он и занимает значительное место в медийном пространстве. А вот в плане событий, где что сделано, или где идет какое-то движение, было бы неправильно не упомянуть, продвижение в других местах и сферах. Такое движение есть. Оно наблюдается. Оно отмечается экспертами. Да, оно представляется не настолько быстрым, как хотелось бы. Но оно есть по целому ряду направлений.
Первое направление – все, что связано с деятельностью по приоритетам модернизации, которые объявлены президентом. И здесь лично я выделил бы один приоритет – приоритет, связанный с энергоэффективностью. Я выделил бы его по той причине, что именно в нем виден комплексный подход, то есть опора на изменение законодательной базы, опора на изменение соответствующих рынков, опора на разумное налоговое стимулирование в этой сфере и опора на активное участие в этих процессах регионов. Это я считаю очень неплохим комплексом мер и действий (причем достаточно серьезных, достаточно подробных): вспомните те законы, которые уже приняты. Вспомните те меры, которые планируются по налоговому стимулированию, связанного с приобретением компаниями энергоэффективного оборудования. Вспомните о запланированных льготах по налогу на имущество в течение определенного срока. Мне кажется, это направление очень важно. Оно не дает моментальный эффект, но определяет некий технологический тренд развития экономики и задает существенные ориентиры и для регионального развития, и для поведения многих игроков на рынке. А это, разумеется, хорошо. Причем это изменение поведения опять же связано с модернизацией, с инновациями.

- Но это – лишь одно направление.

- Второе направление, которое мне тоже кажется очень важным, это – поддержка развития исследовательских университетов и поддержка развития вузовской науки. В этом направлении мне представляется очень важным наличие некоторых перспектив формирования определенных центров компетенции, центров превосходства, которые обеспечивали бы эффективное взаимодействие бизнеса с сектором исследований и разработок. Формирование центров, которые были бы способны переваривать и преобразовывать результаты научных исследований и разработок в коммерческие технологии.
На самом деле, как мне кажется, смысл всего этого не в том, чтобы только в вузах проводили исследования. Нельзя их рассматривать как альтернативу академическим институтам. Речь идет о том, что вузы сегодня, в силу многоаспектности их связей с бизнесом (а прямая и классическая их связь с бизнесом – это подготовка кадров), начинают активно заниматься исследованиями. Причем исследованиями нужными и важными для бизнеса. Вузы начинают заниматься комплексом работ, связанных с инновациями, будь то инжиниринг, будь то тестирование, сертификация новой продукции.
Это, конечно, важно, но, опять же, очень важно, чтобы вузы могли организовывать и осуществлять достаточно сложные проекты. Исследовательские проекты в интересах бизнеса, в рамках которых при участии академических институтов, государственных научных центров, различных других структур, действующих на рынке исследований и разработок. Эти вопросы опять же довольно долго прорабатывались, но сейчас произошел как бы всплеск конкретных мер. Вышли постановления правительства 218, 219 и 220, связанные и с поддержкой инфраструктуры вузов, и с тем моментом, который мне кажется особенно важным: компаниям предоставляются субсидии в плане компенсации части их расходов при реализации инновационных проектов, в рамках которых они заказывают исследования и разработки вузам.

- По-моему, в этих постановлениях НИИ тоже фигурируют.

- Очень может быть. Не берусь утверждать.

- Видите ли, Юрий Вячеславович, Андрей Николаевич Колесников, занимающийся этими вопросами непосредственно в Минобре, уверяет, что НИИ в названных Вами постановлениях упомянуты тоже. Просто об этом гораздо меньше говорят, поскольку в вузах уже существовало (во всяком случае, на момент нашей с ним беседы) 225 таких фирм, а при НИИ их были единицы.

- Не будем путать вопросы. Я сейчас говорю о субсидиях, которые даются бизнесу, который хочет организовать инновационный проект и заказать исследовательскую работу вузу или НИИ. И другое направление – поддержка малых фирм, создаваемых при научно-образовательных учреждениях. И касается это, естественно, всех субъектов данного сектора, а не только вузов. И тех, кто работает в форме учреждений (это тоже очень важное направление, связанное с коммерциализацией результатов работ).
Но, мне кажется, что все это важно, все это существенно, необходимо обеспечить этот приток сил, это расширение круга субъектов. Со всем этим я согласен. И мне еще более важным кажется, чтобы бизнесу было продемонстрировано, что при такой стартовой государственной поддержке ему предлагается поэкспериментировать, попробовать работу с научными организациями. В частности с вузами. Поработать с ними в своих интересах. Вдруг где-то у кого-то получится, вдруг понравится. И тогда можно ожидать, что бизнес будет более широко сотрудничать с организациями в научных сферах. То есть такая попытка запустить новые научно-производственные партнерства. Может быть, какая-то их часть и окажется достаточно устойчивой.

- По-моему, тема научно-производственного партнерства Вам очень близка. Вы часто ее поднимаете.

- Да. Мы все время говорили (и я об этом говорил в прошлый раз), что у нас недостаток сильных инструментов, которые стимулировали бы связь между наукой и производством. Все инструменты связаны либо со стимулами для бизнеса (уменьшаются налоги, когда речь идет об их расходах на НИОКР), либо со стимулами для научных учреждений: так до кризиса для них увеличивалось финансирование при работе в этих сферах. Но при этом у нас было откровенно мало инструментов, которые способствовали бы непосредственно совместной работе научных организаций коммерческих производственных предприятий в рамках инновационных проектов. И сейчас запускается один из таких немногих инструментов, который должен стимулировать их совместную работу над такими проектами, причем сразу ориентировать их на интересы бизнеса. Сразу ориентировать это на то, чтобы в данном случае вузы могли продемонстрировать свои возможности и свою полезность для развития бизнеса. Мне кажется, это очень важно.

Окончание следует

Беседовал Владимир Володин

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости