Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Сергей Павлович Крюков, Председатель Правления ОАО «РосБР»: "Поддержка государства, безусловно, важна, но еще более важным является доступность этой поддержки для предпринимателей"

ОПОРА-КРЕДИТ: Сергей Павлович, к 1 мая текущего года ОАО «РосБР» предоставил кредиты 4 000 малых и средних предприятий. Каких показателей планируется достигнуть к концу года? Насколько вообще важны количественные показатели?

Сергей Крюков: Несмотря на то, что целью Внешэкономбанка является оказание через ОАО «РосБР» финансовой поддержки как можно большему числу МСП, охватывая при этом все регионы РФ, мы не ставим перед собой конкретных задач по количественному показателю кредитов субъектам МСП. Однако количественный показатель является необходимым при оценке эффективности программы финансовой поддержки субъектов МСП (Программа). Так, действительно, по состоянию на 01 июня 2010 года банки-партнеры ОАО «РосБР» предоставили в рамках как ранее действовавшей Программы, так и новой (действующей с 19 июня 2009 года) 4 000 кредитов субъектам МСП. Кроме того, организациями инфраструктуры с субъектами МСП заключено более 2 000 договоров по предоставлению микрозаймов, финансирования под уступку денежных требований и передаче имущества в лизинг. Мы предполагаем, что к концу года количество кредитов, предоставленных банками-партнерами, и договоров, заключенных организациями инфраструктуры с субъектами МСП, составит более 10 000.


ОПОРА-КРЕДИТ: Недавно в одном из своих выступлений Вы отметили, что для развития малого и среднего бизнеса мало решения вопросов, связанных с финансированием, необходимо улучшать среду в целом. На Ваш взгляд, какие именно меры должно предпринимать государство для улучшения бизнес - климата?

Сергей Крюков: В первую очередь, необходимо повышать уровень квалификации кадров. Недостаточная квалификация кадров характерна как для самих субъектов МСП, так и для профильных подразделений по поддержке МСП региональных органов исполнительной власти.

Также на региональном уровне отсутствует постоянное информирование субъектов МСП о реализуемых государственных программах поддержки МСП. Во многих регионах отсутствуют базы данных для субъектов МСП по свободным помещениям и земельным участкам, которые можно было бы взять в аренду, по предполагаемым к осуществлению инновационным проектам, по финансовым структурам, которые могут предоставить долгосрочное финансирование, и т.д.

Необходимо ускоренное развитие как финансовой (гарантийные фонды, микрофинансовые организации, фонды субсидирования процентных ставок), так и нефинансовой (технопарков, бизнес-инкубаторов, палат и центров ремесел, центров поддержки субконтрактации, маркетинговых и учебно-деловых центров) инфраструктуры поддержки МСП во всех регионах Российской Федерации. Особенно это актуально в тех регионах, где в настоящий момент они отсутствуют, поскольку в конечном итоге именно они обеспечивают создание благоприятной бизнес-среды для работы субъектов МСП и получение ими необходимой имущественной, технической, информационной и консультационной поддержки на льготных условиях.

Следует отметить, что все меры по решению проблем развития МСП возможны только при координации всех действующих (как государственных, так и региональных программ) по оказанию поддержки МСП.


ОПОРА-КРЕДИТ: Сейчас все банки говорят о том, что возможности снижения ставок исчерпаны, и что наличие свободных ресурсов у банков – иллюзия. Как Вы считаете, будут ли ставки по кредитам МСП снижаться в ближайшем будущем (до конца года)?

Сергей Крюков: Мы прилагаем все усилия для снижения процентной ставки и стараемся заинтересовать банк снижать ставку. В первую очередь, нами предусмотрено ограничение ставки кредитования конечных заемщиков банками-партнерами. Механизм ограничения процентных ставок предполагает следующее. Банк-партнер при предоставлении заявки указывает, по какой ставке он готов кредитовать субъектов МСП. Затем при распределении региональных квот в регионах с повышенным спросом на ресурсы преимущества по участию в Программе получают банки, предложившие минимальную процентную ставку. Указанная банком минимальная ставка фиксируется в кредитном договоре, и при последующем кредитовании субъектов МСП банк обязуется ее не превышать. Мы рекомендуем банкам устанавливать маржу не выше 3%. Более того, соблюдение банком-партнером указанных в кредитном договоре ставок постоянно нами контролируется.

Таким образом, механизм ограничения основывается на возможностях самого банка и объективных условиях его деятельности, в частности: различная отраслевая структура кредитных портфелей, уровень кредитного риска, принимаемого банком, сложившийся уровень ставок кредитования субъектов МСП в регионе, использование разных технологий кредитования, от которых зависят издержки банков.

Следует отметить, что применение механизма ограничения процентной ставки позволило значительно снизить ставку кредитования МСП: с 17,64% (середина 2009 года) до 15,34% годовых (июль 2010 г.).

ОАО «РосБР» будет продолжать стимулировать банки к расширению финансирования по более низким ставкам за счет ряда новых продуктов, направленных на снижение процентной ставки для конечного заемщика.


ОПОРА-КРЕДИТ: Все коммерческие банки едины во мнении, что кредитовать МСП на стадии start-up должно государство в тех или иных вариациях. Насколько, на Ваш взгляд, вообще возможно развитие малого бизнеса без решения проблемы отсутствия на рынке заемных средств для начинающих предприятий?

Сергей Крюков: В настоящее время МСП, являясь одной из самых эффективных форм организации производственной и непроизводственной деятельности, оказывает существенное влияние на экономику страны, и развитие такого сектора экономики невозможно без оказания ему финансовой поддержки, тем более на стадии start-up. Несомненно, в первую очередь, поддержка должна оказываться государством посредством различных механизмов (предоставление гарантий, субсидирование процентных ставок, финансово-имущественная поддержка, в том числе через механизм лизинга, предоставление грантов на развитие промышленного и инновационного производства). Особая надежда возлагается на дальнейшее развитие венчурного механизма в Российской Федерации.

Хотелось бы подчеркнуть, что поддержка государства, безусловно, важна, но еще более важным является доступность этой поддержки для субъектов МСП. Программа ОАО «РосБР», как раз и направлена на то, чтобы сделать эту доступность максимальной и тем самым обеспечить стабилизацию социальной и экономической ситуации в стране.

В целях поддержки предпринимателей на этапе start-up нами разработан продукт «Лизинг – начинающим предпринимателям». Суть продукта заключается в предоставлении имущества в долгосрочную аренду с правом дальнейшего выкупа. При этом обязательным условием является получение субъектом МСП поддержки в рамках федеральных программ или программ субъектов РФ по поддержке начинающих предпринимателей.


ОПОРА-КРЕДИТ: Какой процент кредитов от общего портфеля, выданных через банки-партнеры, можно отнести к «плохим» долгам?

Сергей Крюков: Программа, реализуемая ОАО «РосБР» предъявляет довольно жесткие требования при отборе ее участников, как к их финансовому состоянию, так и к качеству обеспечения, с учетом чего в Программе участвуют стабильные, надежные банки, имеющие опыт работы с субъектами МСП и знающие данный сегмент экономики. Помимо этого, определены требования и к субъектам МСП. Мы также оказываем методологическое содействие в вопросах кредитования субъектов МСП, повышая таким образом эффективность деятельности банков-партнеров. Кроме того, ОАО «РосБР» уделяет особое внимание мониторингу банков-партнеров и субъектов МСП, что позволяет решать проблемы (в случае их возникновения) на самой ранней стадии.

В данной связи в кредитном портфеле банков-партнеров, сформированных за счет средств ОАО «РосБР», практически нет «плохих» кредитов.


ОПОРА-КРЕДИТ: Какие задачи стоят по реализации программы ОАО «РосБР» до конца года? Каких показателей планируется достичь по объему выданных кредитов?

Сергей Крюков: Основные задачи по реализации Программы – это продолжение работы над снижением стоимости ресурсов для конечного заемщика и увеличение объемов поддержки МСП (как по банкам, так и по организациям инфраструктуры). В 2010 году нами планируется общее увеличение объемов поддержки субъектам МСП до 100 млрд. рублей, в том числе за счет более активного вовлечения средств самих банков-партнеров.


ОПОРА-КРЕДИТ: Как сейчас идет работа в рамках девятистороннего соглашения? Есть ли какие-то практические шаги?

Сергей Крюков: В целях реализации Программы «Финансирование для инноваций и модернизации» было подписано Соглашение о взаимодействии институтов развития, предусматривающее непрерывное финансирование инновационных проектов МСП. Указанное Соглашение было подписано со стороны Внешэкономбанка, ОАО «РосБР», ГК Роснанотех, РВК, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российской Ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ), ММВБ, ОПОРА РОССИИ и Федерального агентства по делам молодежи. Координация институтов развития обеспечит формирование «инновационного лифта», чтобы МСП могли получать доступ к финансированию на разных стадиях их жизненного цикла – допосевной, посевной, раннего развития (start-up), и, наконец, стадии расширения и роста. Нишей ОАО «РосБР» является стадия роста. Некоторые сравнивают этот процесс с поливом саженцев, когда еще слабому растению необходима помощь в том, чтобы стать сильным древом. И нельзя сказать, что подобное сравнение далеко от истины.

Участники Соглашения в настоящее время прорабатывают механизмы обмена проектами (в случае если МСП не доросли до соответствующей стадии развития или, наоборот, переросли ее), в том числе создания объединенной базы на основе разработанных ОАО «РосБР» стандартов описания проектов. В недалеком будущем МСП может быть предложен своего рода интерактивный путеводитель для выбора оптимальных вариантов финансирования из всего набора предлагаемых участниками Соглашения финансовых инструментов.

Участники Соглашения развивают и двусторонние отношения: так ОАО «РосБР» и ММВБ подписали соглашение о сотрудничестве в сфере развития биржевого сектора Рынок инноваций и инвестиций (РИИ) ММВБ. РИИ – проект создания биржевой площадки для высокотехнологичных компаний, реализуемый ММВБ совместно с ГК Роснанотех, который призван содействовать привлечению инвестиций, прежде всего, в компании малой и средней капитализации, компании инновационного сектора российской экономики, в том числе не ранних стадиях развития.

Но главным результатом сотрудничества становится многоканальное финансирование, сочетающее вхождение в капитал МСП прямых инвесторов с банковским кредитованием. В этом случае банки-партнеры ОАО «РосБР» с облегчением осознают, что инновационный проект находится под присмотром профессионалов, которые хорошо разбираются в бизнесе заемщика и способствуют росту его капитализации (в том числе за счет правильной оценки принадлежащей МСП интеллектуальной собственности). Первые подобные проекты в ОАО «РосБР» уже одобрены.


ОПОРА-КРЕДИТ: Какие продукты по Программе ОАО «РосБР» сейчас наиболее востребованы?

Сергей Крюков: ОАО «РосБР» реализует государственную программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства с 2004 года. Также в целях расширения финансовой поддержки МСП ОАО «РосБР» разрабатывает Программу «Финансирование для инноваций и модернизации» по доведению средств по двухуровневой системе для инновационных и модернизационных проектов МСП в производственном секторе экономики и в области современных технологий.

В рамках данного продукта рассматриваются предложения банков-партнеров по кредитованию инновационных и модернизационных проектов субъектов МСП, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующих следующим требованиям:

  • субъект относится к малым либо средним предприятиям в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 №556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»;
  • деятельность субъекта направлена на использование результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры; улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг); совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением в производство. Особый приоритет предоставляется финансированию проектов, обеспечивающих производство и продажу конкурентоспособной продукции, не имеющей российских аналогов.

Эта программа на сегодняшний день является приоритетной, так как техническое оснащение основных средств реального сектора экономики страны оставляет желать лучшего. Поэтому развитие наукоемких проектов, а также проектов, направленных на увеличение производительности труда, качества выпускаемой продукции и обновления основных средств является задачей государственной важности.


ОПОРА-КРЕДИТ: На брифинге Вы говорили о возможном создании фонда прямых инвестиций. Какова судьба этого фонда?

Сергей Крюков: Создание фонда предусмотрено в стратегии ОАО «РосБР» в целях дополнительной, некредитной поддержки инновационных МСП через специально создаваемый Фонд прямых инвестиций (Фонд). Конкурентным преимуществом данного Фонда является тесное взаимодействие в поиске и сопровождении проектов для инвестирования с сетью банков-партнеров ОАО «РосБР». Срок инвестирования составляет 5-7 лет. Инвестиции со стороны Фонда будут составлять до 25% от объема проекта; доля собственных средств, инвестируемых инициатором проекта – не менее 15%.

Планируется, что размер Фонда составит 600 млн. рублей, в том числе ОАО «РосБР» инвестирует 260 млн. Рублей. Завершение организационных мероприятий и начало деятельности Фонда состоится в ноябре 2010 года.


Обозреватель ОПОРЫ-КРЕДИТ Ольга Монина

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости