Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Как выгодно продать инвестору свой бизнес

Грамотно выйти из бизнеса – задача не менее важная и сложная, чем создание самого бизнеса. О том, как правильно продать свой бизнес, рассказали эксперты в ходе встречи Московской предпринимательской группы, организованной Центром предпринимательства США-Россия.

Они подробно остановились на различных этапах и аспектах процесса продажи предпринимателем своей компании, включая этап юридической проверки компании и тактику переговоров с покупателем, рассказали о типичных ошибках, которые допускают владельцы бизнеса и о том, как предприниматели могут защитить свои интересы.


Тимур Ядгаров, эксперт по управлению изменениями, руководитель практики компании «ACG Moscow», рассказал, что одна из проблем корпоративного управления в российских компаниях заключается в том, что вся корпоративная культура «заточена» под первое лицо компании, что, как правило, приводит к сложностям в процессе продажи-покупки компаний и последующей интеграции. «Типичная российская малая и средняя компания – это семейная или дружеская структура, - отмечает эксперт. - Поэтому менеджмент основан на двух принципах – патернализма или героизма, и режим управления компании, по сути, является ручным».

На практике это выглядит так: генеральный директор просыпается в шесть утра и понимает, что ему пришла в голову гениальная идея, например, выйти на новый рынок. И вся команда с утра дружно должна начать осуществлять эту идею. Насколько данная идея хороша или нет, проводился, к примеру, анализ рынка, который планируется завоевать, или нет - в компании не обсуждается.

Еще одна особенность управления в российских компаниях – стремление быть звездой на фоне не совсем способных сотрудников. Этим зачастую грешат руководители отделов, подбирая команду. В итоге уход начальника отдела или управления может парализовать всю работу, особенно если речь идет о стратегическом направлении или финансовом отделе компании.

Все эти факторы необходимо учесть владельцу компании перед тем, как приступить к процедуре продажи компании. В идеале, все процессы, проходящие в компании, должны быть документально зафиксированы, а не строиться на устных договоренностях. «Пока бизнес трудно отделить от своего владельца, его сложно продать», - резюмировал Тимур Ядгаров.


«Должная добросовестность»

Антон Говор, старший менеджер отдела консультационных услуг по сделкам компании «Ernst&Young», рассказал о самом процессе продажи компании. При этом он отметил, что сейчас не лучшие времена на рынке для сделок по купле-продаже бизнеса. Один из важных этапов – это юридическая и финансовая проверка компании, или Due diligence (дью-ди́лидженс). Причем, это не только важный этап, но и весьма дорогой. Например, за шесть месяцев (столько в среднем занимает этот процесс оценки) стоимость услуг на DueD для малой компании составит от 20-30 до 100 тыс. долл. А так эта цифра в среднем колеблется от 100-200 до 500 тыс. долл. Именно поэтому готовность инвестора или инвестиционного фонда «тратить деньги» на DueD говорит о серьезности намерений относительно сделки.

Но не стоит думать, что все эти расходы покупатель полностью возьмет на себя. Есть негласное правило, что расходы авансирует тот, чья позиция сильнее. Естественно, в ходе успешных переговоров по этому вопросу принимается компромиссное решение, которое устроит обе стороны.

Отвечая на вопрос, насколько защищает предпринимателей подписание соглашения о намерениях, Антон Говор отмечает, что «лазейки для инвестора всегда есть». Обе стороны будут пытаться продавливать выгодные для себя условия. При этом инвестор может параллельно работать с несколькими компаниями. Рекомендация для компании в данном случае – не выходить из четкого диапазона назначенной цены. Ведь в конечном итоге цена компании – это столько, сколько заплатит инвестор. Стоит учесть, что в процессе аудита, первоначальная стоимость активов может снижаться. Особенно если Due diligence растягивается до года.

Что касается интересующего предпринимателей вопроса, насколько безопасно «впускать инвестора» в дела своей компании для оценки, эксперт отмечает, что, первое, в бизнесе важно доверие, и, второе, нужно выбирать в качестве покупателя крупные фонды с репутацией и открытой политикой. Также полезно связаться с руководителями тех компаний, которые работали с этими фондами, и узнать у них нужную информацию.


----------------------------------------

Справка:

Due diligence (англ. due diligence — должная добросовестность) - услуга репутационного аудита. Сокращённо используют аббревиатуру DueD, DDG. Дью-дилидженс — это процедура формирования объективного представления об объекте инвестирования, включающая в себя инвестиционные риски, независимую оценку объекта инвестирования и множество других факторов. В первую очередь дью-дилидженс направлен на всестороннюю проверку законности и коммерческой привлекательности планируемой сделки или инвестиционного проекта, однако немаловажную роль также играет и полнота информации, предоставляемой при данном виде проверки, что позволяет инвесторам или деловым партнерам более глубоко оценить все преимущества и недостатки сотрудничества.

При анализе учитывается любая информация, независимо от источников её происхождения. Изучение полученной информации делается различными специалистами по отдельности, затем делается сводный анализ. Решение принимается экспертами DueD отдельно от заказчика. Форма подачи бывает развёрнутой (с приложением отдельных промежуточных выводов специалистов, источников информации), или в виде краткой рекомендации о дальнейших действиях.


Источник:  Ольга Монина,  http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=19684

Консорциум компаний по цифровизации социальной сферы
Учебник "Национальная экономика"

Поделиться

Подписаться на новости