Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Отмена

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Конвертация валюты

Денис Шириков: "Достаточно помыть пол, чтобы увеличить обороты"

Кризис пошел на пользу розничному рынку. В этом уверен директор отдела по работе с розничными сетями "Nielsen Россия" Денис Шириков. Пусть в рознице не произошло революции форматов, масштабного передела собственности и открытия новых направлений в развитии, но и сети, и покупатели опустились с небес на землю. По мнению эксперта, рынок перешел на принципы рациональности.

Денис Шириков, эксперт "Nielsen Россия". Фото из архива редакции.

—  Товарооборот в России за девять месяцев текущего года демонстрирует положительную динамику. Согласны ли вы с тем, что розничный сектор уже пережил сложные времена?

—  Мы можем подтвердить своими цифрами, что рынок находится на этапе выхода из кризиса. Об этом можно судить по индексу розничных продаж, состоящему из показателей в натуральном и стоимостном выражении. В стоимостном выражении показатели рынка находятся уже в положительной зоне. В июле 2010 года мы отмечаем прирост 4,2%. В натуральном выражении мы видим замедление падения по сравнению с 2009 годом — с 8,9% до 3,2%. Логично, что в следующем периоде мы можем ожидать нулевые значения или даже прирост индекса в натуральном выражении.

При этом непродовольственные товары уже в плюсе и по деньгам, и по потреблению. Прирост в натуральном выражении составляет 3%, в денежном — 5,7%. Несколько отстает продуктовая часть. Все еще наблюдается падение в натуральном выражении, при этом происходит рост на 4% по деньгам. Эта картинка четко указывает на тренд выхода из рецессии, но в части потребления показатели все еще ниже, чем в аналогичный период прошлого года.

—  Можете ли вы сделать вывод, как изменился рынок, пройдя кризисную фазу?

—  Надо сказать, что кризис сыграл на благо рынку, в том числе розничному, особенно в части наведения порядка в затратах. У лучших игроков в той или иной степени подрос оборот, но гораздо серьезнее выросла чистая прибыль за счет сокращения издержек. Индекс потребительской уверенности до кризиса в России находился на одной из самых высоких позиций (106–104). В марте 2009 года он откатился до 75. Этот показатель определяется такими параметрами, как уверенность в завтрашнем дне с точки зрения финансов, работы и готовности совершать покупки. Европейские цифры в 2007–2008 годах были на уровне 98, но и падение не было столь резким — до 77. Эйфория в головах российских покупателей сказывалась и на сознании ритейлеров.

Внезапно в головах потребителей произошли изменения: люди поняли, что делать покупки, может быть, рано. В первой половине 2010 года в мире индекс потребительской активности достиг 93, у нас он сегодня составляет только 88. Разница огромна, мы очень медленно выходим из глубокой ямы, которая сформировалась в сознании потребителей.

—  В какой мере регионы вписываются в те посткризисные тренды, которые характерны для ритейла в целом?

—  Регионы — это очень общее понятие. В регионах есть компании-лидеры, компании-новаторы, которые, как и федеральные игроки, используют лучший опыт индустрии. Лучшие становятся сильнее, а будущее остальных кажется все более туманным. Требования для всех ритейлеров едины — иметь эффективный бизнес, существенные продажи с квадратного метра площади и т. д. Лучшие игроки региона чаще используют западный опыт.

Наличие стратегии — это уже успех

—  Для ритейлеров актуально такое понятие, как "посткризисная стратегия развития"?

—  Я глубоко убежден, что далеко не у всех ритейлеров существовали и существуют хоть какие-то стратегия и планы. Наличие стратегии — это уже гарантия того, что бизнес будет успешным. Если люди ушли от принципа "как получится" и задумались, чего они хотят, то это уже половина дела. Насколько стратегия будет успешной, зависит уже от ее правильности. Естественно, что покупатель изменился, он уходит в среднеценовой и низкоценовой сегменты по основной массе категорий. В некоторых категориях сохраняется развитие и премиального сегмента. Но в целом потребитель готов скорее экономить, чем тратить. В связи с этим должны корректироваться и ассортиментная матрица, и те формы поддержки продаж, которыми владеют ритейлер и его партнер-поставщик. Главное  сейчас — задать себе правильные вопросы о потребителе и продолжать бизнес в соответствии с полученными ответами.

—  Какие тренды в посткризисном развитии компаний вы отмечаете?

—  Год кризиса — это слишком маленький промежуток времени, чтобы компании могли продемонстрировать новые направления, такие, например, как открытие новых форматов. Все ограничилось наведением порядка в затратах. Далее идет наведение порядка в логистике и в рамках уже существующих форматов. Я не могу сказать, что мы увидели какие-то принципиально новые движения внутри рынка современной торговли России. Компании из чего-то неоформленного и аморфного постарались выстроить форматы, основанные на некой стратегии и тактике. Я убежден, что ритейлеры просто навели порядок в ассортименте, то есть убрали те позиции, которые не являются рентабельными, и более грамотно распределили на полке тот ассортимент, который после этого остался. Этого оказалось достаточно, чтобы чистая прибыль выросла значительно больше, чем оборот. Страна оказалась на том этапе, когда простые решения были налицо. Достаточно помыть пол и сменить продавцов, чтобы получить дополнительные обороты.

—  То есть каких-то революций на рынке не произошло?

—  Мы не видели таких примеров. Те, кто держался исключительно за счет длинной кредитной истории, когда-нибудь должны были закрыться или быть проданы. Это результат не кризиса, а деятельности этих организаций в предшествующий ему период.

Без права на ошибку

—  Насколько сегодня ритейлеры готовы строить новые магазины или реанимировать замороженные строительные проекты?

—  В 2009 году естественный рост сегмента торговли был существенно ниже, чем в предыдущие годы. Прирост числа торговых точек составил всего 13%, в 2008 году он был равен 28%. О том, что происходит в 2010 году, мы сможем сказать только к середине следующего года. С запуском нормальной работы кредитной системы магазины будут продолжать строиться темпами, соизмеримыми с предыдущими годами. Поскольку стройка — дело долгосрочное и ведется, как правило, на заемные кредиты, то все сейчас будет зависеть от доступности этих ресурсов. Тем более это важно для розницы, где оборот капитала — принципиально важная вещь для поддержания товарного состава.

—  Есть ли у менеджмента сетей сегодня желание открывать как можно больше магазинов в связи со вступлением в силу отдельных норм Закона "О торговле" и планами наверстать упущенное?

—  Установка, конечно, есть. Но есть и задача сохранения эффективности уже существующих магазинов. Кризис показал значимость именно эффективности работы торговых точек, а не их количества. При острой нехватке магазинов в стране в целом они будут продолжать открываться, но это будет происходить в тех местах и с учетом тех параметров, которые позволяют иметь максимальные продажи.

—  Насколько сети сегодня используют технологические находки и инновации?

—  Сети вплотную начинают заниматься наведением порядка в своем ассортименте. Категорийный менеджмент становится темой дня, к которой мы призывали давно. Очевидный тренд последнего периода — следить за тем, что предлагается потребителю, как это выложено на полке и насколько постоянно присутствует в торговом зале.

—  Какие риски, на ваш взгляд, подстерегают ритейлеров на стадии выхода из кризиса?

—  Не оценить те изменения, которые произошли и происходят с потребителем, то есть откатиться назад с точки зрения подходов к бизнесу. Прежнего рынка уже нет. Любые ошибки сегодня сразу обернутся серьезными проблемами, поскольку ресурсов стало меньше.

Кто такой Денис Шириков

Денис Шириков является выпускником Киевского высшего военного авиационного инженерного училища. В компании Nielsen он отвечает за развитие стратегического партнерства с розничными сетями на российском рынке в области предоставления данных и мерчендайзинга.
Г-н Шириков работает в московском офисе "Nielsen Россия" с апреля 2006 года. Ранее он работал в компании "Danone — Большевик" в качестве менеджера по работе с национальными клиентами.

Nielsen работает более чем в 100 странах

Компания Nielsen — мировой лидер в области исследований потребительского поведения. "Мы изучаем, что, как и почему люди смотрят и покупают", —  говорится на сайте компании. Nielsen впервые начала исследовать покупательское поведение в 1923 году, когда 26-летний инженер Артур Нильсен основал свою компанию. Сегодня Nielsen анализирует рыночную динамику, поведение и предпочтения потребителей более чем в 100 странах мира. В России компания Nielsen работает с 1989 года, начав свою деятельность с исследований потребителей. Аудит розничной торговли открыт в конце 1993 года.

 

Источник: http://altapress.ru/story/59459

Честная конвертация участникам ВЭД
Страна без барьеров.
Учебник "Национальная экономика"
Литературный совет

Поделиться

Подписаться на новости